Шпаргалка по"Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:24, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.
2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
3. Что такое философия? Специфика философского знания.
5. Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай). Общее понятие и характерные черты китайской философии.
...
58. Кризис техногенной цивилизации

Файлы: 1 файл

Шпорочки философия.doc

— 656.50 Кб (Скачать файл)

 

6 Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран. Периодизация по смене основных проблем

Выделяют  следующие периоды:Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира,проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

 

7 1. Софисты — философская школа в Древней Греции, сущест­вовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости).

Среди софистов выделяются группы так называемых:

• старших  софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

• младших  софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к  указанным группам,

но разделял многие идеи софистов и использовал  софистику в практической деятельности.

2. Для  софистов характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически  доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие  основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание  старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и  права, их не­совершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание  объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

3. Свою  правоту представители данной  философской школы доказывали  с помощью софизмов — логических  приемов, уловок, благодаря которым  правильное с первого взгляда  умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером  данного умозаключения является "рогатый" софизм:

"То, что ты не потерял, ты имеешь;

ты не потерял рога;

значит, ты их имеешь".

Данный  реультат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

4. Несмотря  на то что деятельность софистов  вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

• критически взглянули на окружающую действительность;

• распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).

5. Видным  представителем старших софистов  являлся Протагор (V в. до н.  э.). Свое философское кредо Протагор  выразил в выска­зывании: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".

Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого  софисты выдвинули субъективное мнение человека:

• вне  человеческого сознания ничего не существует;

• нет  ничего раз и навсегда данного;

• что  хорошо для человека сегодня, то и  есть хорошее в дейст­вительности;

• если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;

• вся  окружающая действительность зависит  от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажется  сладким, больному покажется горьким");

• окружающий мир относителен;

• объективное (истинное) познание недостижимо;

• существует только мир мнения.

Одному  из современников Протагора приписывается  создание произведения "Двоякие  речи", которое также подводит к мысли об относительности бытия  и познания ("Болезнь есть зло  для больных, но благо для врачей"; "Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков") и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени  и отношение Протагора к богам: "О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию — и вопрос темен, и людская жизнь коротка". 6. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.).

Сократ  не оставил значительных философских  произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной  метод, выработанный и применяемый  Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы  научить истине, а в том, чтобы  благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ  вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.

• любое  знание есть добро;

• любое  зло, порок совершается от незнания.

Сократ  не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.

Историческое  значение деятельности Сократа в  том, что он:

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

• искал  ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести  и т. д.;

• открыл метод майевтики, широко применяемый  в современном образовании;

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у  истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

 

8 Истоки, основные черты и этапы средневековой философии

 Раннее  средневековье характеризуется  становлением Христианской догматики  в условиях формирования европейского  государства в результате падения  Римской империи. В условиях  жесткого диктата церкви и  господства власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рацион. Аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название "схоластики"(опиралась на форм. логику Аристотеля)

 Еще  в 5 веке(христианство уже господствующая религия в Греции и Риме) было сильно влияние философия неоплатонизма, враждебного христианству.(Нехристианские философские школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов древности. Так возникла литература апологетов(защитников) христианства, а за ней возникает патристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства.

 Со 2 века Греческие апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианство. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы, которые ставила и предшествующая греческая философия , но дает более совершенное их разрешение. Видный апологет- Тертуллиан(из Карфагена, 2в.)- сущ. непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем апологеты, однако , наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф.(о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души. разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов. Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетика иррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит о непостижимости разумом религиозных догматов.

 Склонна  к софистике и догматизму.

Античная  философия космоцентрична, философия  средневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф.

Этапы развития средневековой философии

1.   Этап патристики(2- 8 век, конец  этапа–деятельность Боэция–первого  схоласта

2.   Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеяр)

3.   Расцвет схоластики(13 век–Бэкон,  Альберт Великий, Фома Аквинский)

 

9 Введение

Эпоха Возрождения (ХV-ХVI) века — это период перехода от средневековья к Новому времени. Поиск новых жизненных  ориентиров, соответствующих новым  социальным условиям, начавшись в Италии, в ее городах-государствах, в чем-то аналогичным городам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, в другие страны севера Европы. Духовное брожение, охватившее европейские страны, стимулируется и, в свою очередь, стимулирует процессы разрушения феодальных порядков, становления национальных государств, церковных реформ. Это эпоха возникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, новых политических и социальных концепций, социалистических утопий. И хотя эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основы философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.№

Возрождение исходит из античных и средневековых  представлений, но при этом в корне  меняется контекст их использования. Философия  стремилась понять действительность такой, как она есть, углубляясь в структуры познаваемого мира и находя положения, объясняющие основы мироздания.

Возрастает  ценность отдельного человека, стали  подчеркиваться его оригинальность и непохожесть. Усиливается интерес  к натурфилософии, происходит ее возрождение на новой основе.І

Целью данной работы является рассмотрение основных идей натурфилософии эпохи  Возрождения в учениях Н. Кузанского и Дж. Бруно.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие  задачи:

дать  краткую характеристику периода  эпохи Возрождения и ее представителей;

рассмотреть основные положения учения Николая  Кузанского;

рассмотреть основные положения учения Джордано Бруно. Краткое изложение истории  философии эпохи Возрождения

На протяжении всего средневековья господствует представление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она только подготовка к жизни загробной, осуществляемая под руководством и водительством церкви. Такое суждение, покоящееся на противопоставлении природного и божественного, отвечавшее массовому чувству жизни людей поздней античности и средних веков нашло свое отражение в знаменитом средневековом трактате диакона Лотаря (позднее папы Иннокентия III) «О презрении к миру и ничтожестве человека». Именно это представление было подорвано творчеством двух великих поэтов-мыслителей Италии — Данте и Петрарки, ставших провозвестниками и инициаторами гуманистической мысли — одного из характернейших явлений данной эпохи.

 

10 Шпора: Шпора по философии 17 век 

(1) Эмпирзм  17 в. о проблеме познания

     Философское направление - эмпиризм (от греч.empiria - опыт) утверждало,что  все знания возникают из опыта  и наблюдений. При этом остается  неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон (1561-1626), Т.Гоббс (1588-1679) и Д.Локк (1632-1704) Локк (Locke) Джон разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма.

Разработал  эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Все идеи возникают из двух основных источников - опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с

Информация о работе Шпаргалка по"Философии"