Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:15, шпаргалка

Описание работы

Билет № 1(Черты,периодизация и основные школы древнеиндийской философии)
Билет №2(Черты, периоды развития и основные школы древнекитайской философии)
Билет №3(Периодизация античной философии)
Билет №4(Основные черты античной философии)

Файлы: 1 файл

история философии.docx

— 119.94 Кб (Скачать файл)

Билет № 1(Черты,периодизация и основные школы древнеиндийской философии)

Инди́йская филосо́фия — совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.[1] С древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Её древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах (до 1500 до н. э.). Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых — насанскрите. Поскольку большая часть изменений в индийской философии была связана с комментированием основных, признанных авторитетными текстов, старые европейские философские исследователи полагали, что индийскую философию следует определить как предысторию философии, в то время как в действительности её развитие шло параллельно с развитием западной философии, хотя и в других формах. Вопрос о существовании в Индии эквивалента европейского термина «philosophia» — традиционный предмет дискуссии в индологии, на который учёными и философами даются разные, зачастую противоположные ответы.[2] Подобно средневековой западноевропейской философии, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного. Поскольку индусы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

  • ведийский период (1500—500 гг. до н. э.),
  • классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
  • период послеклассический, или индуистский (с 1000).

  

Согласно традиционным принципам  классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской  философии разделяются на два  обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

   К первой группе принадлежат  шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Перечисленные выше шесть систем относятся к главным ортодоксальным системам. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи.

  К числу неортодоксальных  систем относятся главным образом  три основные школы — материалистическая (типа чарвака), буддийская (вайбхашика, саутрантика, йогочара и мадьямака) и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.

 

Билет №2(Черты, периоды  развития и основные школы древнекитайской  философии)

Китайская философия сложилась  в 7-6 вв. до н.э. на рубеже эпох Чуньцю (8-5 вв. до н.э.) и Чжаньго (5-3 вв. до н.э.) во время правления династии Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Свое начало китайская философия ведет от учений Лао-цзы (6 в. до н.э.), Конфуция (551-479 гг. до н.э.) и «Книги перемен» (8-4 вв. до н.э.).  
Вследствие отсутствия единого критерия, периодизация китайской философии осуществляется в историко-философской науке по различным основаниям.  
1) По порядку смены правящих династий. Например, философия периода Чуньцю - Чжаньго, философия периода двух династий Хань и т.д.  
2) Философия в Китае возникает в конце III периода в истории Древнего Китая и получает свой наивысший расцвет в следующий период Чжаньго. Этот период “борющихся государств, царств” был также тем, что часто называют “золотым веком китайской философии”. Действительно, в те времена свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

даосизм (даоцзя): Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители этого периода: Лао-цзы, Ле-цзы,Чжуан-цзы, Ян Чжу; Вэнь-цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма:Гэ Хун, Ван Сюаньлань, Ли Цюань, Чжан Бодуань

  • конфуцианство (жуцзя): правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Цзы-гао, Мэн-цзы, Сюнь-цзы.
  • моизм (моцзя): смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.
  • школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.
  • школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.
  • школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.

Билет №3(Периодизация античной философии)

VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук. Основные школы:

  • Милетская школа
  • Пифагорейцы
  • Элеаты
  • Школа Гераклита
  • Школа Анаксагора
  • Атомисты
  • Софисты

 

V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники. Представители:

  • Сократ
  • Платоники
  • Мегарская школа
  • Киники
  • Киренаики

 

IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики. Представители:

  • Аристотель
  • Теофраст
  • Эвдем Родосский
  • Стратон
  • Аристоксен
  • Дикеарх
  • Клеарх

 

IV—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников). Основные школы:

  • Скептицизм — Их философия не оформилась в самостоятельную школу
  • Эпикуреизм
  • Стоики (Ранняя и Средняя стоя)
  • Средняя и Новая Академия
  • Киники — философия киников не оформилась в самостоятельную школу
  • Перипатетики

I в. до н. э.—V в. н. э. — римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки — представители римских школ. Основные школы:

  • Эклектизм
  • Поздняя Стоя
  • I в. до н. э.—V в. н. э. — греческая философия периода влияния Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже — зарождавшегося христианства. Основные школы:
  • Неопифагореизм
  • Средний и поздний платонизм
  • Скептицизм
  • Перипатетики
  • Неоплатонизм
  • Христианская философия

 

Билет №4(Основные черты  античной философии) 

Первая и главная черта античной философии - это космоцентризм. Это означает, что во всём, начиная от мира в целом и заканчивая любым отдельным явлением, античные философы искали разумную, упорядоченную структуру, как основу для понимания себя и мира. Данная структура представляет собой мироздание, организованное согласно какому-то универсальному закону.

Но что означает наличие порядка  в мире? Это значит, что все  отдельные части мироздания находятся  в гармоничном отношении между  собой. Но гармония и соразмерность  целого, с точки зрения античности, есть красота. Мир устроен гармонично, считал древний грек, и то, что кажется нам в нём случайным и хаотичным, есть просто свидетельство нашей неспособности увидеть смысл отдельной вещи или явления в свете целого. Всё в мире преисполнено красоты и наполнено смыслом, гармонично соответствующим внешнему облику вещи. Мы постигаем истинную сущность вещи лишь в той степени, в какой способны воспринять её красоту. Анаксагор говорит, например: "красота и есть явление истины в чистом виде". Итак, второй основной чертой античной философиивыступает её эстетизм.

В качестве третьей основной черты античной философии выступает её рационализм. С самого начала греческая философия ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира. Когда мы критикуем людей эпохи мифологического мировоззрения, говоря, что их объяснение природных явлений волей богов было ошибочным, то при этом не всегда учитывают, что само объяснение ищется только тогда, когда человеку что-то непонятно. Но всё дело в том, что для древнего человека в мире не было чего-то "непонятного". "Самодостаточное "язычество" не нуждалось в системах, ибо предполагало такую родовую жизнь, которая ещё сама для себя система" . "Непонятное" появляется тогда, когда человек начинает размышлять над устройством мира и удивляться вездесущности исходной упорядоченности. Эта упорядоченность, только и достойная для философа размышления, получила различные понятийные оформления и выступила принципом понимания и существования. В античной философии это выразилось в требовании оценки всех мнений и чувственных ощущений человек с позиций Логоса - универсального закона, разумного принципа, лежащего в основании мироздания. Тем самым был сделан шаг от системности родовой жизни к системе рациональной доктрины. "Рационализм - потому и рационализм, что он вносит момент методической самокритики мысли, подчиняя мысль сумме формализуемых правил, развивает рефлексию, обращённую, во-первых, на само мышление (логика, гносеология), во-вторых, на инобытие мышление в слове (теория языка, поэтика, риторика)" .

Билет №5(Ранние философские школы  античности)

Первой известной нам древнегреческой  философской школой является милетская  школа, получившая свое название по имени  города Милет. Ее представителями являются Фалес (кон. VII в - пер. пол. VI в. до н.э.), Анаксимандр (род. ок. 610 г. до н.э.) и Анаксимен (ум. ок. 528-524 г. до н.э.).

Основная цель милетских философов  познание сущности (субстанции, первоосновы) мира. Они ищут ту первооснову, из которой  возникают и в которую превращаются все единичные вещи. Ищут то, что  при всех изменениях мира остается в нем постоянным и неизменным. Эта постоянная, неизменная первооснова  мира на философском языке называется сущностной субстанцией (архе). Сама идея искать основу и причину мира в нем самом, а не вне его представляла собой качественно новый взгляд на мир и его познание.

Первоосновой мира милетцы считали то или иное конкретное вещество.У Фалеса - это вода, у Анаксимена – воздух. Однако у Анаксимандра это уже апейрон, понимаемый как некая неопределенная и беспредельная материя.

Выдающимся представителем материалистической линии был Гераклит (около 544-483 гг. до н.э.), вошедший в историю как  Эфесский, по названию города, в котором он родился.

Основной вопрос философии - отношение  мышления к бытию - Гераклит решал  материалистически, признавая за материей ее первичность по отношению к духовному. В основе всего существующего, считал он, лежит материальное первоначало - огонь, который, переходя из одного состояния в другое, находится в вечном движении и изменении. Благодаря борьбе образующих его противоположностей огонь служит основой развития всего мира. Огонь Гераклита - связующее звено между противоположностями (стихиями). Как образ единства противоположностей он приводит, в частности, тетиву лука, объединяющую его противоположные концы.

Другим выдающимся мыслителем-материалистом  древнегреческой философии был  Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.), ученик одного из создателей античной атомистики Левкиппа (V в. до н.э.).

Величайшей заслугой Демокрита является его учение об атомистике. В основе мироздания, согласно его воззрениям, лежит атом как первооснова развития мира. Атомы, т.е. наименьшие, далее неделимые физические частицы, неизменны. Они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Наряду с атомами, по утверждению Демокрита, существует и пустота (пустота - это небытие и, как таковая, непознаваема, только бытие познаваемо), в которой и движутся атомы.

Билет №6(Сократ и софисты)

Софиты – философская школа  в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"