Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 15:39, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет философии. Мировоззренческая и методологические функции философии

Философия - это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);

Файлы: 1 файл

ответы на вопросы к экзамену по философии.docx

— 330.28 Кб (Скачать файл)

 

1. Предмет философии. Мировоззренческая и методологические  функции философии

 

Философия - это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• человек;

• общество.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Функции философии:

— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, исследует формы практического, познавательного и ценностного отношений человека с действительностью, обосновывает принципы этих отношений, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры.

— методологическая функция (заключается в том, что философи\  выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира, в обосновании учета общих принципов самоорганизации и развития мира при изучении любых частных объектов познания.

Методологическая функция философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека. Реальное проявление методологической функции философии определяется конкретным историческим контекстом и предполагает взаимосвязь между философией и научным познание по следующим основным параметрам или направлениям.

2. Брахманизм и  Буддизм как религиозно-философские  учения. Становление и развитие

древнеиндийской философии.

господствующая религия в Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия восходит к ведам, хотя между ними существует большое расхождение. В брахманизме имеются различные направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм. Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм (см. Эволюция): мир создается Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрити) и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию. Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса и веданта, санхья и йога, вайшешика и ньяя (см. Индийская философия). Однако, несмотря на осн. требование брахманизма – соблюдать и уважать принцип кастовости, и в особенности высокого положения касты брахманов, – для него характерна терпимость по отношению к др. политическим и теоретическим убеждениям.

БРАХМАНИЗМ

религия раннерабовладельч. общества в Индии, сложившаяся в 1-й пол. 1-го тысячелетия до н.э. В отличие от верований предыдущего периода (см. Ведическая религия), Б. присущи уже очень сложные религ. представления, утверждающие иллюзорность и преходящий характер всего сущего. В священных книгах Б. – Махабхарате, Брахманах, Упанишадах, Араньяках и др. – было разработано учение о брахмане – безличной, бестелесной и бескачеств. субстанции, к-рая лежит в основе всего существующего. Проявлением заложенных в брахмане творч. начал является периодич. возрождение и гибель мира, к-рый уходит в брахмана для того, чтобы затем снова возродиться из него.

Наряду с этими идеями в Б. сохранились и первобытные аниминистич. представления (см. Анимизм), напр. о переселении душ, к-рые, однако, с разложением общинных отношений стали переосмысливаться на новой идеологич. основе, в связи с законом кармы, утверждающим посмертные воздаяния человеку за его поступки при жизни. Если человек хорошо исполнял "дхарму" – порядок жизни, определяющий его обществ. положение, – вел добродет. жизнь, его душа попадала в царство богов, если недобродетельную – в ад. После этого в соответствии с законом кармы душа человека должна была возродиться или в теле человека более высокого обществ. положения, или более низкого, или даже животного. Т.о., причиной угнетенного положения труженика объявлялось только его дурное поведение; столь же оправданным оказывалось привилегированное положение знатных и богатых. Спасением души считалось ее освобождение (мокша) – избавление от дальнейших возрождений, соединение ее с брахманом. Добиться этого можно было, лишь овладев совершенным знанием божеств. сущности брахмана, при сосредоточенности мыслит. способностей и при полной отрешенности от внешнего мира. Последнее считалось достижимым посредством умерщвления плоти (тапас). Этим объясняется та большая роль, к-рую играли в Б. отшельничество и аскетизм.

Б. освящал гос-во как установленный богами институт, а носителей гос. власти – как богов в человеч. облике. Освящалась как божеств. установление и сословная структура общества – деление его на сословия (варны): жрецов (брахманов), военную знать (кшатриев), рядовых свободных (вайшьев) и неполноценных свободных (шудр). Б. утверждал неравноправное положение женщин, указывая, что и в потустороннем мире душа жены должна следовать за душой мужа.

В Б. прежние ведич. божества (Индра, Агни, Варуна, Сурья и пр.) утратили свое значение. На первый план выдвигаются божества Брахма, Шива и Вишну. Пережитком более древних тотемистич. представлений является обожествление животных (особенно коров, мтообезьян), растений (нек-рых пород деревьев, цветка лотоса) и т.д. Эти элементы древних культов сохранились в Б. благодаря кастовости и замкнутости инд. общин, к-рые "превратили саморазвивающееся общественное состояние в неизменный, предопределенный природой рок и тем создали грубый культ природы, унизительность которого особенно проявляется в том факте, что человек, этот владыка природы, благоговейно падает на колени перед обезьяной Ханумани и перед коровой Сабалой" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 136). С 5–4 вв. до н.э. Б. существует в обстановке роста влияния буддизма. В борьбе с буддизмом, заимствуя у него нек-рые положения, изменился и Б., развившийся в индуизм.

БУДДИЗМ

        религ.-филос. учение, возникшее в древней Индии  в 6—5 вв. до н. э. и превратившееся  в ходе его развития в одну  из трёх, наряду с христианством  и исламом, мировых религий. Основатель  Б. — инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя  Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого.

        Уже  в первые столетия своего существования  Б. разделился на 18 сект, разногласия  между которыми вызвали созыв  соборов (в Раджагрихе ок. 477 до  н. э., в Вайшави ок. 367 до н. э., в  Паталипутре ок. 3 в. до н. а. ) и  привели в начале н. э. к разделению  Б. на две ветви: хинаяну и махаяну. В 1—5 вв. сформировались гл. религ.-филос. школы Б.: в хинаяне — вайбхаши-ка  и саутрантика, в махаяне —  йогачара, или видж-нянавада, и мадхьямика. Сторонники хпнаяны называют своё направление тхеравада Б. (буквально — учение старейших).

        Характерной  особенностью Б. является его  атико-практич. направленность. С самого  начала Б. выступил не только  против особого значения внеш. форм

        религ. жизни и прежде всего ритуализма, но н против абстрактно-догматич. исканий, свойственных, в частности, брахманистско-ведийской традиция, и выдвинул в качестве центр. проблемы — проблему бытия  личности. Стержнем содержания Б. является проповедь Будды о «четырёх благородных истинах»: существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключённому в них представлению об автономии личности, посвящены все построения Б.

        Страдание  и освобождение предстают в  Б. как различные состояния единого  бытия: страдание — состояние  бытия проявленного, освобождение  — непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, более как психологич. реальность  — в раннем Б., более как  космич. реальность — в развитых  формах Б.

        Психологически  страдание определяется в Б. прежде  всего как ожидание неудач  и потерь, как переживание беспокойства  вообще, в основе которого лежит  чувство страха, неотделимое от  присутствующей надежды. В сущности  страдание тождественно желанию  удовлетворения — психологич. причине  страдания, а в конечном итоге  просто любому внутр. движению  и воспринимается не как к.-л. нарушение изнач. блага, а как  органически присущее жизни явление. Смерть вследствие принятия Б. концепции бесконечных перерождений (см. Сансара), не изменяя характера  этого переживания, углубляет его, превращая в неотвратимое и  лишённое конца. Космически страдание  раскрывается в Б. как бесконечное  «волнение» (появление, исчезновение  и появление вновь) вечных и  неизменных элементов безличного  жизненного процесса, вспышек своего  рода жизненной энергии, психофизических  по своему составу — дхарм. Это «волнение» вызывается отсутствием  подлинной реальности «Я» и  мира (согласно школам хинаяны) и  самих дхарм (согласно школам  махаяны, продливших идею нереальности  до логич. конца и объявивших  всё видимое бытие шуньей, т. е. пустотой). Следствием этого является  отрицание существования как  материальной, так и духовной  субстанции, в частности отрицание  души (см. Скандха) в хинаяне, ? установление  своеобразного абсолюта — шуньяты, пустотности, не подлежащей ни  пониманию, ни объяснению — в  махаяне.

        В  основе Б. лежит утверждение принципа  личности, неотделимой от окружающего  мира, и признание бытия своеобразного  психологич. процесса, в который  оказывается вовлечённым и мир. Результатом этого является отсутствие  в Б. противоположности субъекта  и объекта, духа и материи, смешение  индивидуального и космического, психологического и онтологического  и одновременно подчёркивание  особых потенциальных сил, таящихся  в целостности этого духовноматер. бытия. Творч. началом, конечной причиной  бытия оказывается психич. активность  человека, определяющая как образование  мироздания, так и его распад: это волевое решение «Я», понимаемого  как некая духовно-телесная целостность,—  не столько филос. субъект, сколько  практически действующая личность  как нравств.-психологич. реальность. Из неабсолютного значения для  Б. всего существующего безотносительно  к субъекту, из отсутствия созидат. стремлений у личности в Б. следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее  существо имманентен человеку (миру), с другой — о том, что в  Б. нет надобности в боге как  творце, спасителе, промыслителе, т. е. вообще как безусловно верховном  существе, трансцендентном этой  общности; из этого вытекает также  отсутствие в Б. дуализма божественного  и небожественного, бога и мира  и т. д.

        Начав  с отрицания внеш. религиозности, Б. в ходе своего развития пришёл  к её признанию. Происходит отождествление  высшей реальности Б.— нирваны  — с Буддой, который из олицетворения  нравств. идеала превратился в  его личное воплощение, став, т. о., высшим объектом религ. эмоций; одновременно  с космич. аспектом нирваны возникла  космич. концепция Будды, сформулированная  в доктрине трикаи (санскр. «трёх  тел», в том числе дхармакая  — космич. тело Будды). В вадж-раяне  появляется концепция Адибудды  — верховного единого божества, по отношению к крому отд. будды (в том числе историч. Гаутама), стали считаться только формами  его воплощения. Буддийский пантеон  растёт за счёт введения в  него всякого рода мифологич. существ, так или иначе ассимилирующихся  с Б. Культ, охватывающий все стороны  жизни верующего, начиная от семейнобытовой  и кончая всеобщими праздниками, особенно усложнился в некоторых  течениях махаяны, в частности  в ламаизме. Чрезвычайно рано  в Б. появляется сангха—монашеская  община, из которой с течением  времени выросла своеобразная  религ. организация.

Философия Индии

Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах — ведах. Веды формировались во второй половине II — начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме.

В первой половине I тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесенных к священным (литература шрути), все эти книги считались «бого-откровенными»,  т.е.  полученными  людьми  от  богов.

К священным текстам примыкает литература смрити — различного рода комментарии и истолкования священных текстов. Литература смрити уже не считается богооткровенной — это книги, созданные людьми для разъяснения божественных истин. Основной жанр лите ратуры смрити — сутры1. Именно в жанре сутр написано большинство древнейших философских трактатов.

Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, особенно в ее последней части (десятой мандале). Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими упанишадами.

 

 

3. Становление  китайской философии. Философские  идеи даосизма и конфуцианства.

Философия в Китае зародилась в период VI—III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позд¬нее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян, т.е. о женском и мужском началах; представление о Дао как космическом законе или пути, которым следует мир; о пяти стихиях, из которых состоит все су¬щее (Огонь, Воздух, Вода, Металл, Дерево), о тождестве (или хотя бы подо¬бии) человека-микрокосма и вселенной-макрокосма (миф о Пань Гу) и др.

Количество различных направлений в ранний период развития китай-ской философии было настолько велико, что сами древние китайцы гово¬рили о существовании «ста школ». Уже в древности предпринимались неоднократные попытки классификации этих школ, наиболее известная из них принадлежит китайскому «отцу истории» Сыма Цань (II в. до н.э.). Он выделил шесть основных течений, в древнекитайской философии, ос¬новными из которых впоследствии стали конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство

Конфуций считал своим главным долгом поведать ученикам о культурном наследии прошлого, поэтому он говорил о себе: «Я пере¬даю, а не создаю» («Лунь Юй»). Но, передавая традиционные учения и идеи, он часто по-своему интерпретировал их в соответствии с соб¬ственными воззрениями и нравственными установками. Манера со¬здания новой интерпретации при передаче и комментировании старых учений была унаследована конфуцианцами и стала для них традицион¬ной: основной корпус конфуцианских сочинений представляет собой комментарии к более древним текстам.

Исправление имен. В культуре древнего Китая (как и других древ¬них цивилизаций) широкое распространение получила «природная теория языка», согласно которой имена соответствуют идеальной сущ¬ности тех вещей и явлений, которые эти имена обозначают. Но со вре¬менем это соответствие начинает нарушаться (например, в силу того, что имена используют невежественные люди). Эта «порча» имен при¬водит к ухудшению дел в мире. Примерно такой точки зрения придер¬живался и Конфуций;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"