Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 197.94 Кб (Скачать файл)

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ         

категории историч. материализма, выработанные для решения основного  вопроса философии применительно  к обществу. Обществ.бытие — это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие вместе со становлением человеч. общества и существующие независимо от обществ. сознания. «Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 345).         

Обществ. сознание — духовная сторона историч. процесса — представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определ. внутр. структурой, включающей различные уровни (теоретич. иобыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия,искусство, философия, наука).        

Домарксовый материализм, рассматривая человека лишь как природное существо, не преодолел идеалистич. понимания истории и сущности самого человека. Историч. материализм, выделяя обществ. бытие как специфич. форму материального, исходит из того, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 7). Это положение закладывает основу для последоват. проведения материализма в области истории, выявления зависимости обществ. сознания от обществ. бытия, для науч. объяснения места и роли обществ. сознания в развитии общества.        

Историч. материализм исходит  из того, что обществ. сознание, как  и сознание вообще, есть отражение бытия. «Общественное сознание отражает общественное бытие — вот в чем состоит учение Маркса» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 343). При этом в соответствии с принципами теории познания диалектич. материализма это отражение рассматривается не как пассивный рефлекс, не как мёртвое, зеркальное отражение, а как сложный диалектич. процесс, как результат активного, деятельного отношения человека к действительности. Такое понимание обществ. сознания, вопервых, в соответствии с принципом детерминизма устанавливает причинную зависимость обществ. сознания от его материальной основы (это — необходимая филос. предпосылка его науч. анализа); во-вторых, противостоит как идеалистич. представлениям о субстанциальности обществ. сознания, так и метафизич. отрицанию активности субъекта отражения; в-третьих, установление зависимости обществ. сознания именно от обществ. бытия включает обществ. сознание в систему закономерных связей социального целого.        

Историч. материализм признаёт относит. самостоятельность обществ. сознания, в развитии которого существует преемственность, взаимодействие и взаимовлияние его уровней и форм. Т. о., обществ. сознание в качестве самостоят. целостности оказывает активное обратное влияние на обществ. бытие и всю обществ. жизнь. Оно служит одним из необходимых факторов и условий решения встающих перед обществом проб-лем. Сила его воздействия зависит от полноты и точности отражения в обществ. сознании реальных закономерностей и потребностей обществ. развития, от конкретных условий и объективных возможностей изменения обществ. бытия, от связи сознания с практич. деятельностью. Роль обществ. сознания в практич. деятельности масс особенно возрастает в условиях социализма. Посколькуразвитие социализма связано с познанием и использованием объективных экономич. и социальных закономерностей, то в этих условиях значительно расширяются возможности сознат. воздействия на обществ. бытие, достижения сознательно поставленных целей общества.

16. Понятие общественно-экономической  формации. Исторические типы формаций. Структура общественно-экономической  формации.

БЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ФОРМАЦИЯ - центральное понятие марксистсой  теории общества или исторического  материализма: «...общество, находящееся  на определенной ступени исторического  развития, общество с своеобразным отличительным характером». Посредством  понятия О.Э.Ф. фиксировались представления  об обществе как определенной системе  и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное явление может быть правильно  понято только в связи с определенной О.Э.Ф., элементом или продуктом  которой оно является. Сам термин «формация» был заимствован Марксом  из геологии. Законченной теории О.Э.Ф. у Маркса не сформулировано, однако, если обобщить различные его высказывания, то можно сделать вывод, что Маркс  выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности): 1) первичная формация (архаические  доклассовые общества); 2) вторичная, или «экономическая» общественная формация, основанная на частной собственности  и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический  способы производства; 3) коммунистическая формация. Основное внимание Маркс  уделил «экономической» формации, а  в ее рамках - буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим (»базису»), а всемирная  история рассматривалась как  движение через социальные революции  к предустановленной фазе - коммунизму. Термин О.Э.Ф. вводится Плехановым и  Лениным. Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил и сузил ее, отождествив О.Э.Ф. со способом производства и сведя  ее к системе производственных отношений. Канонизация концепции О.Э.Ф. в  форме так называемой «пятичленки» была осуществлена Сталиным в «Кратком курсе истории ВКП (б)». Представители  исторического материализма считали, что понятие О.Э.Ф. позволяет подметить  повторяемость в истории и  тем самым дать ее строго научный  анализ. Смена формаций образует магистральную  линию прогресса, формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон смены  формаций прекращает действие. В результате превращения гипотезы Маркса в непогрешимую догму в советской общественной науке утвердился формационный редукционизм, т.е. сведение всего многообразие мира людей только к фор-мационным  характеристикам, что выразилось в  абсолютизации роли общего в истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании  человеческого начала истории и  свободного выбора людей. В своем  устоявшемся виде концепция О.Э.Ф. вместе с породившей ее идеей линейного  прогресса уже принадлежит истории  социальной мысли. Однако преодоление  формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и  его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе  и социально-экономическому. Важно  при этом помнить о высокой  степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их онтологизации, прямого  отождествления с реальностью, а  также использования для построения социальных прогнозов, разработки конкретной политической тактики. Если это не учитывается, то результатом, как показывает опыт, являются социальные деформации и катастрофы.

17. Роль народа  и личности в истории

одна из коренных проблем  философии и социологии. Домарксистская и совр. бурж. социология рассматривает нар. массы как пассивную толпу, как объект воздействия выдающихся личностей. Социальное неравенство и отстранение трудящихся от участия в управлении гос-вом оправдывается утверждением, что нар. массы неспособны к интеллектуальному творчеству в силу своей "косности" и "отсталости".

Марксистский анализ Р. н. м. и л. в и. органически связан с осн. теоретич. и методологич. принципами историч. материализма. Решающая роль нар. масс в истории обусловлена прежде всего тем, что они являются главной производит. силой общества. Классовая борьбатрудящихся масс против исторически определ. форм угнетения и эксплуатации – движущая сила развития и смены антагонистич. формаций; борьба нар. масс за свое освобождение составляет осн. содержание истории. Политич. и социальные завоевания, демократич. свободы в условиях капитализма вырваны у господств. классов борьбой нар. масс. Эта борьба активно влияет на идейную жизнь общества, на развитиекультуры. Воздействие нар. масс на обществ. жизнь особенно возрастает и проявляется открыто в переломные периоды истории – в ходе революций, нац.-освободит. движений. "Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом общественных порядков, как во время революции" (Ленин В. И., Соч., т. 9, с. 93).

Влияние широчайших нар. масс на прогресс культуры проявляется в многообразных формах, как непосредственно, так и опосредствованно. Основа всякой духовной культуры – язык – создан нар. массами. Сокровищница нар. творчества – постоянная питат. среда подлинного иск-ва. Величайшие творения иск-ва и лит-ры подлинно народны, в них получают отражение актуальные обществ. проблемы. В развитии естеств. науки и техники важную роль играет обобщение производств. опыта масс. Науки об обществе развиваются на основе обобщения данных обществ. практики, освободит. борьбы масс.

Марксизм вместе с тем  не умаляет роль выдающихся личностей  в истории. Только на основе науч. понимания  решающей роли нар. масс в истории, роли классов и классовой борьбы можно  правильно раскрыть значение историч. личностей, вождей тех или иных классов, партий, обществ. деятелей, выдающихся ученых, деятелей лит-ры и иск-ва. Великие мыслители, художники оказывают огромное влияние на ход культурного развития общества. Но творчество художника превращается в пустоцвет, если оно не отражает противоречий и потребностей реальной действительности, не уходит своими корнями в жизнь народа.

Марксизм опроверг антинауч. измышления идеалистов о том, что  выдающиеся личности могут по своему произволу творить историю; он объективно оценивает роль отд. личностей, их творч. инициативы, пределы их влияния на ход историч. событий, показывая, какие условияопределяют успех и значение их деятельности. Общий ход и направление историч. развития не зависит от отд. личностей. Личность может влиять на историч. события, но она не может ни отменить, ни изменить объективные обществ. закономерности. Результаты деятельности той или иной личности в конечном итоге определяются историч. необходимостью. Но "...идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей" (там же, т. 1, с. 142). Великие люди появляются в результате потребностей историч. развития, и деятельность их тем успешнее, чем глубже они выражают эти потребности, воплощающиеся в интересах определ. классов. При прочих равных условиях, индивидуальные качества лица, стоящего во главе движения, могут ускорить или замедлить, облегчить или затруднить необходимый ход развития событий, наложить на них определ. индивидуальный отпечаток.

При исследовании роли личности в истории следует различать категории историч. и великой личности. Исторической можно назвать личность, с именем к-рой связаны крупные историч. события и к-рая наложила свой отпечаток на эти события. При этом еще не учитывается в каком направлении – прогрессивном или реакционном – действует данная личность. Но не всякая историч. личность является великой. Великая личность – та, к-рая своей деятельностью ускорила прогрессивное закономерное течение обществ. процесса. Ни один класс не может прийти к власти, не выдвинув своих политич. руководителей, вождей. Каждой обществ. эпохе и каждому классу присущи свои методы формирования, воспитания и выдвижения вождей, организации руководителей и руководства, взаимоотношения вождей, класса и масс. Идеологи и вожди эксплуататорских классов стремятся стать над массами и их выборными органами, командовать массами. Вожди рабочего класса, напротив, выражают коренные интересы трудящихся масс. Основоположники марксизма-ленинизма глубоко верили в разум и творч. силы народа, решительно выступали против культа личности политич. вождя.

Характер и формы творчества нар. масс всегда исторически обусловлены. Марксизм, во-первых, учитывает историч. условия развития и положения  масс в различные эпохи; во-вторых, требует уяснения соотношения нар. масс, классов, партий и их вождей применительно  к каждому этапу обществ. развития.

Исследование Р. н. м. и  л. в и. связано с изучением диалектики объективных и субъективных факторов обществ. развития. При этом необходимы: уяснение природы обществ. силы, к-рая обеспечивает действие закона определяющей роли материального произ-ва;исследование структуры и роли тех классовых сил, к-рые превращают объективные возможности обществ. прогресса в действительность. Если при рассмотрении проблемы в первом аспекте понятие "нар. массы" равнозначно понятию "трудящиеся классы", то рассмотрение проблемы во втором аспекте раскрывает исторически конкретную роль в развитии и смене каждой формации определ. социальных групп, классов, составляющих народ. В классовой политич. борьбе понятие "нар. массы" уже не связывается только с создателями материальных благ, а охватывает все социальные силы, к-рые на данном этапе историч. развития объективно содействуют прогрессивному развитию общества.

Марксизм придает огромное значение активной роли нар. масс, классов, партий, отд. личностей в историч. процессе, в реализации различных  возможностей, таящихся в конкретной историч. ситуации. Он отличается от всех др. социальных теорий соединением  научности, трезвости в анализе  объективного хода истории "... с самым  решительным признанием значения революционной  энергии, революционного творчества, революционной  инициативы масс, – а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих нащупать и реализоватьсвязь с теми или иными классами" (там же, т. 13, с. 22).

Марксизм-ленинизм требует  конкретного анализа Р. н. м. и  л. в и. в различные эпохи обществ. развития. Слабое развитие производит. сил, связанные с этим неразвитые формы классовой борьбы, низкий уровень  классового самосознания трудящихся (рабовладельческая, феодальная формации) предопределяют медленные темпы развития общества. Ленин указывал, что когда "... историю  творили горстки дворян и кучки  буржуазных интеллигентов, при сонных и спящих массах рабочих и крестьян... История могла ползти в силу этого  только с ужасающей медлительностью" (там же, т. 27, с. 136). Относительно быстрый  прогресс в период капитализма связан с развитием могучих производит. сил, с тем, что капитализм обнажил классовые отношения, выдвинул на историч. арену рабочий класс. Марксизм установил, что чем глубже объективно назревшее преобразование, тем более широкие нар. массы выступают его сознат. творцами. Ленин писал, что это "... одно из самых глубоких положений марксизма, в то же время являющееся самым простым и понятным. Чем больше размах, чем больше широта исторических действий, тем больше число людей, которое в этих действиях участвует, и, наоборот, чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов" (там же, т. 31, с. 467). Закон возрастания роли масс в истории дает руководящую нить для понимания существ. причин ускорения темпов обществ. прогресса. Гигантское возрастание роли нар. масс в совр. эпоху связано с ростом могущества и междунар. влияния СССР, мировой социалистич. системы, распадом колониальной системы под ударами нац.-освободит. движения, обострением классовых противоречий в странах капитала и расширением социальной базы антимонополистич. борьбы.

Социалистич. революция впервые в истории освобождает нар. массы от социального, нац. и духовного гнета, раскрепощает их творч. силы. Без широкого участия нар. масс в политической, хозяйственной и культурной жизни общества невозможно построить социализм и перейти к коммунизму. "Живое творчество масс – вот основной фактор новой общественности...

Социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс" (там же, т. 26, с. 254–55). Опыт СССР и др. социалистич. стран опровергает вымысел идеологов эксплуататорских классов о "неспособности" нар. масс к управлению гос-вом, к руководству обществ. жизнью. В условиях социализма наступает качественно новая ступень историч. творчества масс, характеризуемая их осознанной деятельностью. Коммунизм – общество, до конца преодолевающее культурную и духовную придавленность нар. масс, ограниченность человеч. интересов и возможностей раскрытия творч. сил личности. Ликвидация частнособственнич. отношений, старого разделения труда, превращение достижений мировой культуры в достояние миллионов, растущее единство интересов личности и общества создают предпосылки для развития каждого труженика в исторически деятельную, активную личность. Объективные закономерности становления высшей фазы коммунизма требуют всестороннего развертывания социальной энергии масс, роста их культуры и знаний, всемерного учета накопленного ими практич. опыта при решении сложнейших задач экономики, культуры, организации и регулирования обществ. жизни. Поэтому первостепенное значение приобретают развитие социалистич. демократии, совершенствование обществ. самодеятельности масс, науч. организация и управление социальными процессами, воспитание науч. мировоззрения и коммунистич. нравственности у всех членов общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"