Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:23, шпаргалка

Описание работы

1. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 2ПОЛОВИНЫ 19-20 ВВ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ.
2. ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА.
3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ.
4. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ с к 19 н 20вв.
5. НЕОПОЗИТИВИЗМ 20-30е гг 20в.
6. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ.

Файлы: 1 файл

Философия кр.docx

— 31.48 Кб (Скачать файл)

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ  ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 2ПОЛОВИНЫ 19-20 ВВ.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ.

Возникает как своеобразная реакция,как антипод абстрактно-умозрительной сложной классической философии,кот. была оторвана от реальной жизни.

1)НФ отходит от идеалов просвещения,рационализма. Для НФ характерен эмпиризм и иррационализм( т.е. акцент не на рациональное,а на иные духовные кач-ва чел-ка)

2)В уч. НФ пересматр. предмет, статус философии.В уч. НФ происходит отход от нетрадиц. фил. проблем(метафизика,цен-мир проблема).Эти проблемы объявляются псевдоподобными,не представляющие ценности.В связи с этим философия либо отрицается либо рассматривается как знание,подчиненное др. вещам познават. деят-ти.

3)В уч. НФ существенно меняется понимание чел-ка как предмета исследов-я. Речь идет о конкретной личности,кот. наход. в определ. жизн. услов.

НФ хар-ся многообразием различн. течений:

  • позитивизм
  • философ. жизни
  • экзистенцианализм
  • неотомизм
  • фил-ая антропология
  • фил-я анализа

Все многообразие течений  НФ делят на 2 группы:

  1. Сциентистская философия. Суть в абсолютизации науки,кот. рассматр. как единств. ценный вид знания,как эталон для любой познават. деят-ти.Сциентизм-абсолютизация познават. деят-ти.
  2. Антисциентистская фил.Хар-но признание того,что наряду с наукой, у кот. есть свои дост-ва,не менее значимы для жизни чел-ка,прогресса общ-ва и др. виды знания.Хар-но стремление понять дух. мир чел-ка, его культуру.

ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА

Возник в 30 ее г. 19в. Основоположник:Кант. «Курс позитивной философии»

Несколько этапов:

1)классический позитивизм

2)эмпирио-критицизм

3)неопозитивизм

4)постпозитивизм

 

1)КЛАССИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Представители: Кант,Милль,Спенсер.

В раб.»Курс позитивн. фил» КАНТ сформулир. принцип позитивизма, кот. закл. в признание в кач-ве единств.-значимого положит. знания- знание чувственно-опытное,эмпирическое. Позитивизм логически приводит к абсолютизац. науч. знания и представл. собой пр-р сциентистской фил.

Позитивизм  на всех этапах развития имеет эмпиризм.

Кант утвержд. что познанию доступны только те вещи,кот. явл чел-ку в опыте.В работе Канта 3 осн. закона позитивизма:

1.Закон 3х стадий:

а)теологическая, когда миропоним. базируется на религиозных принципах

б)метафизическая, базир. на принципах метафизиц. фил.(уч. о бытие)

в)позитивизм, познание мира на основе науки.

2.Закон подчинения воображения  наблюдению. Выражает сущ-ть позитивизма: лог. методы(воображение) подчиняются эмпирич. методам (наблюдение)

3.Энциклопедический закон.  Хает-ет классифик-ю знания так,как это представляет позитивизм. Кант указал 7 наук, кот. расположены в хронологич. посл-ти,выраж. движение познания от абсолютного к конкретному, от простого к сложному:

  • математика
  • астрономия
  • физика
  • химия
  • физиология
  • социология
  • мораль

Целостно мир,антолог. проблемы явл. псевдоподобными, т.к. не связаны с опытом и фил. имеет значение только в том случае если она дает разрабатывание методов, способов познания, т.е. явл. философией наук.

 

2)ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ с к 19 н 20вв

Представители: Э.Мах,Р.Авенариус.

Этап связан с новыми открытиями в физике,к числу наиболее значимых относ.:

  • открытие радиоактив. заряда
  • открытие массы
  • открытие строения атома

До к 19 в. физика исходила из того что объектом ее исследования явл. материя котор. отожеств. с вещ-м, мельчайшей частицей признавался атом. Нов. открытия показали что атом как частица материи имеет сложн. структуру,эл-ты котор. имеют электр. природу. В рез-те в физике возникла ситуация котор. получ. название «материя из числа», т.е вещ-во возможно свести к таким эл-м котор. не облад. привычными св-ми вещ-ва,к иной природе.Эта ситуация получ. разл. истолкование:

1.Было осущ-но с позиции материалистического идеализма,кот рассматрив. материю как объективную реальность,при этом конкр. св-во вещей не имеет знач. И атом и электрон и др. ранние неизвестн. материи в равной мере материальны если сущ-ют объективно. Это означ. не исчизновение материи,а то что научн. знание стало исследовать новые ур-ни в структуре материи.

2.С позиции позитивизма.  Исходили из основополаг. эмпирич. установке позитивизма:объектом познания явл. та вещб котор. явл в опыте материя,субстания в опыте не явл. Поэтому наука и фил. не должны заниматься проблемой материи.Задача фил. в разработке,критическом анализе методов эмпирического познания.

 

3)НЕОПОЗИТИВИЗМ 20-30е гг 20в.

Представители : Витгенштейн,Шлик,Гёдель,Карнап.

Зап.фил. заключлась не только в разработкеметодов эмпирич. познания,но и в разработке языка науки. Поскольку любое науч.зн. выражается посредством языка, постольку истинность науч. языка существенно определяется правильностью языка,развитием понятийного аппарата. Основное достижение неопозитивизма явилась фотмулировка принципа верификации (Карнап): рез-ты любого наблюдения,экспертиза,люые эмпирич. факты фиксируются с помощью предложений,котор. назыв. протоколом. Протокольные предложения связанные с эмпирич. фактором,опытом Принцип векрификации устанавливает критерий истинности научн. знания: истинным явл. такое и только такое науч. положение котор. с помощью опр. логич. методов,приемов может быть сведено а протокольным предложениям. Принцип верификации сталкивается с проюлемой: существ. роль в науке играют законы, принципы которые имеют статус истинности и явл. универсальными,общими. Эмпирич. знание явл. рез-м неполной индукции,а опят, эксперимент и возникающее знание впринципе не может привести к всеобщности. Т.О. важнейший вид науч. знания оказыв. по природе своей неверифицируемым. Чтобы сгладить остроту этой ситуации в науке были предложен особый критерий истинности знания которю опирался на принцип конвенциализма. Суть:истинным науч. знанием считается такое знание котор. удовлетворяет некоторым принятым научн. сообществом принципов, критериев.

 

4)ПОСТПОЗИТИВИЗМ 60 е гг 20в,2 пол. 21в.

В центре внимания оказываются проблемы развития науки, роста науч. зн. Были сформулированы законы, разработаны разл. модели роста науч. зн.

Представители: Поппер,Кун,Лакатос,Полаш.

Поппер сформулировал принцип фальсификации науч.зн. Суть: Гёдель сформулир. 2 взаимосвяз. теор.: если сист. зн. явл. логически непротивореч.,то она оказыв. неполной(огранич)Такая сист. способная объяснить лишь огранич. явления,но сущ. такое явления котор. выходят за рамки. Если есть такая система котор. может объяснить любое явление,то она явл. логически противоречивой. Если эту теорему применить у науч. зн.,то оно получится нетолным,т.е. ограниченным. Значит что по отношения впринципе к любой сист. науч. зн. всегда можно обнаружить такой класс явлений котор. эта система знаний не может объяснить.Поэтму любая сист. научн. зн. впринципе может быть опровергнута, т.е фальсифицирована. Фальсифицируемость научн. зн. явл. существенным признаком.

Замечание: можно указать  неск-ко важных признаков котор. в своей совокупности выраж. специфику зн.,котор. отличн. его от других( комплексный критерий)

1.научное знание явл. предметным,те относит. к определ. классу предметов в опред. усл.

2.Явл. объетивно-истинным , те его содержание определяется природой познаваемого предмета.

3.науч.зн. есть зн. о сущности,прицинной обусловленности, закономерностях опред. класса предметов.

4.Науч. зн явл системно-рационализир.,специализированным( в форме понятий)

5.науч. зн. явл. общезначимым,воспроизводимым(одинаково для любого чел-ка,опыт можно повторить,воспроизвести)

6.опытная проверка и  фальсифиц-ть науч.зн.

7. методичность науч.зн.

 

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ.

 

представляет собой иррационалистич. течение в неклассической западно-европ. фил.

Возник. во 2 пол. 19в и в 20в.

Основоположник  Ф.Ницше. Анализируя историю общ-ва различ. неск-ко его этапов,подчеркив.,что на каждом этапе развит. общества формир. определ. сист. ценностей, в основе котор. лежат представления о некоторой абсолютной первооснове мира. Поскольку любая система ценностей явл. относительной,она рано или поздно отмирает, постольку универс. законом развития мира явл. нигилизм-абсолютные ценности утрачив. свои ценности.Нет цели, нет ответа на вопрос зачем?. Тк любая абсолют. сист. ценностей рано или поздноутрачив. свое значение,ценность постольку сист. ценностей впринципе не наука.Это составляет закон- радикальный нигилизм.(свой смысл утрачивает философия, религия, мораль) Ницше отмечал что человек должен ориентироваться на свою точку зрения собственной жизни. Фундаментальную роль играет понятие жизни. Жизнь-это универсальный, абсолютный, субстанциальный процесс. Это процесс кортый закл. в постоянном изменении, в процессе которого возник. все многообразие вещей в мире. Жизнь хар-ся стремление захватывать окружающих, распространятся, подчинять себе и в этом смысле влачтвовать. Стремление к власти- воля к власти- важнейший закон бытия, жизни. Речь не о политич. власти и не о человеческой, к которой стремится человек, речь о важнейшей х-ки жизни. Именно с точки зрения воли к власти должен действовать каждый человек.

Мораль- свидетельство уклада жизни, это декаданс. Идеалом в уч. Ницше является сверхчелове, который осознает пагубность системы ценностей и который в своей жизни руководствуется волей к власти.

Однако уч. Ницше считалось  шокирующим. Но оно дало начало другим учениям. Проблема: уч. о жизни пыталось преодолеть ту проблему которую философия постоянно ставила. Это связано с тем что философия опирается на разум, лог. методы познания ,логически приходит к противопоставлению субъекта, материального и духовного. В противоположность жизнь есть целостный процесс в котором ограниченны и материальное, и духовное, и объект и субъект.

Постичь жизнь можно посредством  его переживания, те непосредственного  участия в самом процессе жизни.Жизнь может быть познана интуитивно.

Представители философии жизни: Бергсон, Шпенглер, Дильтей.

 

ДИЛЬТЕЙ.

 

«Описательная психология»

Отказался от идей Ницше, но в основе положил его представления  о жизни.

Под жизнью понимал жизнь  духа. Главная сложность познания жизни заключалась в том что  дух. жизнь это жизнь множества людей. Жизнь собственного духа человек может постичь, но как постичь дух. жизнь др. людей?

Различают 2 вида познания:

1.Объяснение-характерно для науки, для познавательной деятельности, которая опирается на логику.

2. Понимание- направлено на выявление мысли.

Познать дух. жизнь можно только посредством понимания, те выявления смысла. На основе идеи позднее возникло учение – герменевтика (наука о понимании)

 

БЕРГСОН

 

Исследуя жизнь обратил внимание на другую сторону жизни. Занимаясь анализом различных элементов математики, обратил внимание что везде присутствует время.

Различают 2 вида времени:

1)Линейное время- это время с которым имеет дело математика. Х-на его однородность, те равнозначность всех точек на временной линии.

2)Время как длительность. Те временная х-ка жизни, хар-ся различием прошлого, настоящего и будущего.

Обратил внимание что жизнь может быть постигнута интуитивно.

 

В 20-30 е гг на основе идей философии жизни возникло учение- ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.

 

Представители: Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Марсель, Камю.

 

Виды экзистенциализма:

1)атеистический   (Хайдеггер, Сартр, Камю)

2)религиозный (Ясперс, Марсель)

 

 ХАЙДЕГГЕР

 

 Идейно экзистенциализм  связан с философий жизни. Связь  заключается в том что бытие,  жизнь возможно познать, постичь только посредством участия в жизни.

 

В центре исследования личность в различных ситуациях. Фундаментальное  понятие: Сущее- существующий мир. Бытие- личность «я» в неразрывном единстве с тем фрагментом сущего который охвачен сознанием личности.

 

Важной характеристикой  бытия является время, в котором различают прошлое, настоящее,будущее.

1)Время позволяет человеку  осознать осмыслить конечность  жизни, смертность. «Бытие в смерти»-  это тревога человека о том  кем и как она будет в  будущем.

Человек всегда выдвинут в  будущее, в ничто.

2)В свете временной  х-ки бытия важно то, что личность осознает себя как проект, как то чего нет, но должно быть реализовано. Для вещи существование и сущность совпадают. Для личности существование и сущность различны. Родившись человек уже существует, но не имеет сущность. Сущность по мере реализации жизни формируется.

Именно такое осознание  личностью себя как проекта и  составляет сущность свободы и ответственности.

Однако Хайдеггер отмечал что не каждый человек осознает себя как проект. Есть люди для которых будущее это проекция настоящего. Для таких людей сущность и существование совпадают. Это человек- MAN.

Есть много факторов, в которых человек превращается в вещь: массовая культура, идеи современной цивилизации о прогрессе и др.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"