Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 04:39, шпаргалка

Описание работы

ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Практически-нравственная ориентация русской философии до 18 века
Философские идеи Киевской Руси
Становление русской средневековой философии в 14-17 веках. Появление ранних ересей (нестяжатели, иосифляне и др.). Развитие исихазма на Руси, его основные теоретические положения и значение для русской культуры

Файлы: 1 файл

философия ответы на 24.docx

— 97.08 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1

Одним из важных вопросов истории  отечественной философии является вопрос о становлении и развитии философских идей Киевской Руси. Стоит  отметить, что до последнего времени, как отмечает В. С. Горский, в нашей  литературе бытовало мнение, согласно которому эта эпоха не дает фактов для подтверждения выводов, что  на Руси в тот период существовали философы и философия.

Причиной такого мнения послужило  суженное понимание предмета истории  философии. Дышит знания, изложенные языком логических понятий и представлены как теоретические положения, считались достойным объектом историко-философского исследования. Такой подход оказался неправомерным вообще и по отношению к культуре Киевской Руси в частности. Философия как духовная квинтэссенция синкретической по своей сути древнерусской культуры отражается в различных сферах духовно-практического освоения мира как философская мысль, закономерности развития которой является непосредственным предметом изучения истории философии. Именно такой способ бытия философии эпохи отечественного средневековья превалирует [3, с. 104]. 
 
Тот круг мировоззренческих проблем, на которые мы наталкиваемся в памятниках древнерусской культуры, дает основания для убеждения в том, что она имела свою собственную философскую позицию. Среди проблем, составляющих философско-мировоззренческий грунт, можно выделить: проблемы бытия, представление о Вселенной, о человеке, его месте в мире, смысл ее бытия, ее счастье, проблемы жизни и смерти, понимание добра и зла, проблемы человеческой истории и др. . 
 
Возникновение первых философских идей русичей происходило не на пустом месте. Это был естественный процесс формирования мировоззрения, с определенными этапами (типами) его развития и тесной связью между ними. Некоторые элементы "философского" осмысление явлений природы и человеческой жизни прослеживаются в народном мировоззрении восточнославянских племен задолго до крещения Руси и появления письменности. На основе первой мировоззренческой самобытной мифологической системы создавались первые дофилософского образования, которые были обусловлены в значительной степени и характера деятельности, быта древних украинских. Формировался свой стиль жизни и мышления, производились характерны ориентации на освоение мира, своя национальная культура. 
 
Опираясь на эмпирический опыт и мифологическую картину мира, наши предки создавали своеобразную естественную религию, которая позже была названа "языческой", языческой. В этой народной религии основным предметом была природа. В "Синопсисе" ярко изображаются олицетворение и обожествление восточными славянами сил природы. Главными языческими богами, которые олицетворяли образы самой природы, были Перун - главный идол, "бог грома, молнии и дождевых облаков", второй идолом был Волос - бог скота; третьим - Позвизд (Похвист, вихревые) - "бог воздуха, погоды и непогоды "; четвертым - Ладо - бог" веселия и всякого благополучия "; пятым - Купало," что его за бога плодов земных считали "; шестым - Коляда -" бог празничний, что ему праздник большой месяца декабря в 24-й день одправляють ". В "Синопсисе" упоминаются имена и таких богов, как Усляд (Ос-ляд), Корша (Хоре), Дашуба (Дажб), прыг (Стрибог), Макош (Мокошь) и др.. 
 
Боги населяли поля, степи, леса, воды и другие места проживания людей. Именно тогда возникли в народном воображении понятие о добрых и злых духов (русалка, черт, черт, домовой, водяной, леший, русалка и др.)., Разные поверья, заклинания, праздники, игрища (Ивана Купала, колядования, обливание водой и т.д. ). Все это объединяло человеческое бытие с природой, а значит и с божеством, поскольку природа, природные стихии в народной религии возникали как божественные, приобретали сакрального характера. Происходил процесс формирования наивного пантеистического миропонимания, в котором материальное и божественное не противопоставлялись, божественному не отводился роль творческого начала, оно лишь вносило порядок в окружающий мир, который был единственный с людьми, богами, природой. Вселенная, космос в языческой религии воспринимался как внеисторичической, в природе существовал вечный круговорот, признавалась астральная зависимость. Достаточно развитым был культ предков как важный принцип социальной детерминации. 
 
В течение жизни наших предков изменялись их мифологические представления и верования. В мифологической системе миропонимания сложились так называемая героическая мифология и героический эпос - былины. Однако язычество с его политеистических поклонением, то набор навыков, умений, сведений, передавались устной традицией, не могли удовлетворить дальнейшее общественно-исторический и культурное развитие Руси. Не давали они ответа и на важные мировоззренческие вопросы, из-за чего вынуждены были уступить христианской идеологии и философском миропониманию. В. С. Горский отмечает, что разрушение мифа и зарождения философии происходит тогда, когда картина мира описывалась мифом, становится предметом изучения, когда возникает необходимость объяснить, что означают слова "добро" и "зло", что скрывается за словами, описывают мифологическую картину мира [3, с. 16-17].

 

Вопрос 2

ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ  НА СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Важнейшим культурным событием в жизни Древней Руси было принятие князем Владимиром в 988 г. Христианства.

Выбор религии во многом определил тесные экономические, политические и культурные связи Руси с Византией.

Христианская  религия способствовала идеологическому оформлению централизованной великокняжеской власти, крайне необходимой для сохранения целостности страны, пребывавшей в окружении не всегда дружественных соседних формирований. Государственность в свою очередь выступала гарантом веры.

С введением христианства повысился международный авторитет  страны, ее история стала развиваться  в русле общеевропейской традиции.

Но русская церковь, принявшая  византийское вероучение, была автокефальной. Результатом такого положения стали  культурная замкнутость, локальная изолированность этой церкви от западноевропейской.

Православию были чужды сколько—нибудь серьезные попытки реформации. Православие утверждалось как окончательная истина и не было такого авторитета, который мог бы изменить ее.

На этой почве рождалось  мессианское сознание – представление  о данном от Бога особом предназначении России в истории человечества.

Мессианские представления развивали впоследствии славянофилы, споры о предназначении России не утихают и ныне. (Мессианская традиция была продолжена и в советский период, когда СССР воспринимался форпостом прогрессивного человечества.) Но тем не менее влияние христианства в развитии самосознания русского народа, его культуры было значительным. Особенно значимой стала консолидирующая роль христианства в жизни русского общества и государства.

Главное, что дало Руси христианство, – это письменность, книжная культура. Первые книги, появившиеся на Руси, – церковные тексты. Особой популярностью пользовался Псалтырь. По нему чаще всего учились грамоте.

При монастырях стали создаваться  школы, библиотеки. Возникло историческое летописание, расцветали церковное  зодчество и храмовая живопись, был  принят первый правовой кодекс – Русская Правда. Началась эра развития просвещенности и учености. Русь быстро выдвигалась на почетное место среди стран Европы.

Особенно важным было воздействие  христианства на народную нравственность. Церковь вела борьбу с пережитками  языческого быта: многоженством, кровной местью, варварским обращением с рабами. Она выступала против грубости и жестокости, внедряла в сознание людей понятие греха, проповедовала благочестие, гуманность, милосердие к слабым, беззащитным.

Вопрос 3

Практически-нравственная ориентация русской философии до 18 века

Философские идеи Киевской Руси

Восточным славянам была чужда рабская  психология, они не ждали Мессии, и у них постепень произошла переориентация с культа Христа культ Богородицы.

Авторитет греческих и византийских мыслителей в домонгольский риод был на Руси крайне высок. Но постепенно начинают появляться отечественные теоретики. Чаще всего это представители Церкви. Именно в религиозных учреждениях оказались сосредоточенными образованные л)0ди, собирались библиотеки, концентрировались светские и религиозные сочинения разных направлений, осуществлялась подготовка кадров для нужд Церкви и государственного управления.

Русь восприняла две византийские философские традиции. Первая объясняла  мироздание и историю исключительно  из богословских принципов (например, Георгий Амартол), диктовала жестко канонизированные христианские морально-назидательные кодексы. Вторая пыталась увязать религиозные догматы с античной мудростью. Авторы этого направления пытались представить естественный путь развития мира, разрабатывали свои суждения по поводу движения небесных тел, изменений среди растений и минералов, описывали круговорот воды и строение человека.

Среди первых русских мыслителей, которые начала разрабатывать философские  проблемы, необходимо назвать Киевского  митрополита Иллариона (XI в.)- В «Слове о Законе и Благодати» он рассматривает  вопросы истории человечества и  закономерностей его изменений. Ведущей причиной этих процессов  автор считает смену форм религии. Благодаря этому формируется  один из двух видов общественного  устройства: либо подчинение одних  народов другим, либо их равноправие. Илларион считает, что развивающаяся  государственность Руси идет и всегда шла по второму пути. Углубить этот процесс можно, совершенствуя национальную культуру и познание, а богословие в этом процессе будет играть роль духовного наставника. Последователем Иллариона был выдающийся политик, мыслитель и общественный деятель Русской земли Владимир Мономах (1053- 1125). Это был практически первый европейски образованный правитель, создавший теоретическую светскую систему политической морали и стремившийся воплотить ее в жизнь в годы своего княжения. Мономах разрабатывал идеи индивидуальной неповторимости каждого человека, оценки его личностных качеств по трудовой созидательной активности, нравственной содержательности поступков, оптимизму духа. Он призывает относиться к Церкви с почтением, но без подобострастия.

2. Философские  представления Киевской Руси (11-13 вв.). Основные идеи богословско-философских  сочинений: «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Поучение» Вл. Мономаха, «Моление» Даниила Заточник, «Изборники» 1073 и 1076 годов.

Важное влияние на процесс  формирования русского православия  оказала письменность, разработанная  в середине 9 века болгарскими монахами Кириллом и Мефодием. Возможно, что одним из факторов выбора Владимиром православия была языковая свобода византийского христианства, т.е. можно было выполнять церковную службу на национальном языке.

Христианская литература с вводом православия стала частью духовной культуры. Сочинения византийских богословов ходили как на греческом  языке, так и переводились ан славянский. В 10-12 веках на территории Киевской Руси было распространено более 100 сочинений византийских авторов. Античные мыслители были известны на Руси по 

  1. кратким компиляциям, из которых самыми ранними были так называемые «Изборники» (1073 и 1076 годов), 
  2. многочисленным сборникам афоризмов под общим названием «Пчела» (распространялся в течение нескольких столетий, начиная с 1189 года), 
  3. по упоминаниям в сочинениях византийских богословов, которые критиковали античную философию.

Популярны труды: 

  • Иоанна Дамаскина (ок . 675 - ок. 749), византийского богослова, философа и поэта, завершителя и систематизатора греческой патристики. Был ведущим идейным противником иконоборчества. Философско-теологический компендиум "Источник знания". Автор песнопений, способствовавших оформлению византийской системы осмогласия, системы восьми гласов, применявшаяся в византийской и древнерусской церковной музыке; 
  • Иоанна Златоуста(между 344 и 354-407), одного из главных отцов церкви, византийского церковного деятеля, представителя греческого церковного красноречия. Иоанн был епископом Константинополя (с 398). Проповеди, панегирики, псалмы; с именем Иоанна Златоуста связана наиболее распространенная литургия. Борьба за осуществление аскетического идеала и критика общественной несправедливости сделали Иоанна Златоуста популярным, но восстановили против него влиятельные круги двора и высшего клира; в 403 был отправлен в ссылку, из страха перед народом возвращен, но снова в 404 низложен и сослан. Способствовал изгнанию готов из Константинополя в 400. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя (в том числе для Аввакума); канонизирован Русской православной церковью; 
  • Григория Назианзина (Григория Богослова) (ок . 330 - ок. 390), греческого поэта и прозаика. Григорий - церковный деятель и мыслитель, представитель патристики; епископ г. Назианза (Малая Азия). Переносил в теологию методы платоновской диалектики. Автобиографические поэмы "О моей жизни", "О моей судьбе" и "О страданиях моей души"; 
  • Василия Кессарийского; 
  • Ефрема Сирина (ок. 306-373), сирийского христианского писателя, диакона. Ефрем возглавлял школу в г. Нисибине; когда в 363 году город отошел к персидской империи Сасанидов, переселился в Эдессу, положив начало знаменитой Эдесской школе. Автор многочисленных церковных гимнов (мадраша, "песен"), дидактико-проповеднического и экзегетического характера, в том числе "Слова о Страшном Суде", влияние которого сказалось в русских духовных стихах. Память в Православной церкви 28 января (10 февраля), в Католической - 9 июня. 
  • Афанасия Александрийского (ок. 295-373), церковного деятеля и богослова, представителя патристики. Афанасий был епископом г. Александрия. В борьбе с арианством разработал мистическое учение о "единосущии" Бога-Отца и Бога-Сына, ставшее догматом на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах; защищал независимость церкви от императорской власти. 
  • Иоанна Лествичника (до 579 - ок. 649), византийского религиозного писателя. Аскетико-дидактический трактат "Лествица, возводящая к небесам" был распространен в восточно-христианских странах.

По отношению к эпохе, охватывающей 10-17 века можно говорить только о наличии отдельных элементов  философии в богословской, морализаторской, летописной и простонародно-развлекательной  литературе.

Ранние сочинения русской  православной культуры:

«Слово о законе и благодати» Илариона (в 1051 году стал первым русским киевским митрополитом). В своем сочинении Илларион с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Киевской Руси.

«Слово» - торжественная  проповедь, обращенная к верующим и  убеждающая их в превосходстве христианства над иудаизмом. Илларион противопоставляет  эти две религии с точки  зрения их представлений об отношении  человека и Бога.

иудаизм                                                                                                                                  

Ветхий Завет

Провозглашение верховенства формального закона, полностью подчиняющего себе человека и не оставляющего места  его свободе

христианство

Новый Завет

Открывается возможность  свободного общения человека с Богом, противопоставляя закону благодать

 

В «Слове выражается мысль  о великом будущем Руси, русского народа, приобщившегося к мировой  истории после принятия христианства.

«Поучение» Владимира  Мономаха (в 1113 году занял великокняжеский престол в Киеве) – морализаторское сочинение, это наставление главе государства. Сочинение Мономаха имеет явную антицерковную направленность, поэтому его можно рассматривать как одно из первых проявлений гуманистической тенденции в русской мысли, противостоящей аскетически-монашескому направлению, родоначальником которого был Феодосий Печерский (11 век), прославившийся тем, что превратил Печерскую лавру в монастырь с очень строгим уставом. В «Поучении» предпочтение отдается мирским делам человека, мирской сфере жизни в противовес идеалу православного монашества, требующему отречения от земной жизни и аскетического умерщвления плоти.

«Моление» Даниила  Заточника (13 век) – тот же жанр, что и «Поучение». Здесь к главе государства обращается обыкновенный человек, болеющий за судьбу своей страны и прекрасно понимающий все одолевающие ее напасти. Даниил говорит о великом значении каждого человека, о ценности земной жизни, о том, что подлинная религиозность и подлинная вера в Бога носит внутренний, а не внешний, показной характер и связана с разумным осмыслением своего положения в мире. Даниил утверждает приоритет разума, мудрости перед внешними характеристиками человека – богатством, высокой должностью или монашеским отречением от мира, тем самым Данил является первым представителем рационалистической традиции в русской мысли.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"