Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"

Файлы: 1 файл

shporki.docx

— 162.88 Кб (Скачать файл)

1. Фил-я мировоззрения.  Понятие мировоззрения, его стр-ра  и основ. Функции. Мировоззренческие  основы идеологии БГ.Для углубления  представления о философии необходимо разобраться  в уникальном духовном явлении, которое именуется мировоззрением. Это следует сделать потому, что, во-первых, и в филогенезе, историческом развитии человеческого рода, и в онтогенезе, на стадии индивидуального становления личности, философское сознание формируется на базе первичных мировоззренческих форм культуры; а, во-вторых, между мировоззрением и философией существует не только историко-временная, диахронная, но и структурно-функциональная, синхронная связь. Мировоззрение - это представления людей о мире и месте в нем человека, целостное понимание людьми мира и самих себя. Как и любая система, мировоззрение имеет структуру, которая состоит из следующих элементов. Знания - это то, что доказано историческим, личным опытом, научным экспериментом, это то, в чем человек уверен. Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека  мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями.  Главным элементом убеждений являются принципы или определенные правила  отношения человека к миру, другим людям, различным явлениям и событиям, к самому себеСистема ценностей, которую принимает человек, а в этой системе ценностей главным является понимание добра и зла. На основе представления о ценностях люди определяют свою жизненную позицию, свое поведение, действия, планируют свое будущее. Вера - это то, в чем человек убежден, но истинность этого убеждения он доказать не может. Мировоззрение выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали;  5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д. Применительно к отечественной традиции принципиальное значение приобретает осмысление и содержательная характеристика основных приоритетов идеологического процесса, его ценностных ориентиров и мировоззренческих оснований, сущности государственной идеологии, воспитательного потенциала и механизмов формирования политической культуры и политической социализации личности, приоритетов социально–экономического развития и консолидации общества. Подобно тому, как мировоззрение представляет собой систему взглядов на мир в целом и место человека в нем, идеология в обобщенной форме выражает систему взглядов, представлений и идей об основах социально-политического устройства общества, интересах, мировоззренческих и политических идеалах. Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей, мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров. Она обосновывает механизмы и умение анализировать социально-политические процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов.

2. Исторические  типы мировоззрения и их сравнительный  анализ. Философия как тип мировоззрения. Выделяют также исторические типы мировоззрения. Высшее среди них – философское. Его генетическими предшественниками были мировоззрение мифологическое и религиозное. Важнейшими чертами мифологии являются  синкретизм (слияние человека с природой), антропоморфизм (перенесение человеческих качеств на неживой и живой мир), социоморфизм (вера в реальное существование множества вымышленных человекообразных существ, отношения между которыми уподобляются отношениям людей в обществе). В религиозном мировоззрении, которое выросло на основе мифологического, постулируется наличие надчеловеческой, сверхъестественной  креативной силы (Бога). В целом же, создаваемая религиозная картина мира базировалась на догматической вере. Религия и мифология каждая по своему выполняла гноселогические, аксиологические, пракселогические функции, задавала систему приоритетных мировоззренческих ценностей и правил поведения человека. Это свойственно и современному мифологическому и религиозному сознанию. Качественно новый тип мировоззрения стал формироваться с возникновением философии. Известны две главные концепции её происхождения: мифогенная и гносеогенная. В первом случае истоком философии считается мифология, во втором – наука (древние математика, физика, астрономия). Каждая из этих точек зрения содержит момент истины. Влияние мифологии на возникновение философии, особенно в ее восточном варианте, очевидно. Мифы и сегодня входят в структуру современного философского знания Востока. Научный стиль мышления в наибольшей степени повлиял на становление философии Древней Греции. Философы античности провозглашают истину, добытую в процессе свободных интеллектуальных изысканий, высшей духовной.  В это время начинает проводиться четкое  разграничение подлинного знания (эпистемы) и мнения (доксы). В отличие от мифологического  и религиозного, философское мировоззрение становится доказательным, логически аргументированным, дедуктивно выводимым из фундаментальных принципов,  системно-организованным и упорядоченным.

3. Предмет фил-фии,  его историческая динамика. Функции  фил-фии. Место и роль в фор-нии  духовной культуры об-ва. Философия  является учением о мире в целом, о том, какое место занимает человек в мире, об отношении человека к миру, о смысле и цели жизни человека. Философия учит человека творчески мыслить, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направления деятельности. Философия - это осознание человеком своего бытия. Философия содержит истину, но может содержать и заблуждение, однако в любом случае  это мудрость. Еще древние философы утверждали, что нет большей добродетели и большего счастья, чем быть мудрым. Современные философы особое внимание обращают на состояние общества и положение человека в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки. Философия носит личностный характер («моя философия»), национальный характер (русская философия, немецкая философия), выдающиеся достижения философской мысли имеют общечеловеческое значение. Философия выполняет в обществе разнообразные функции.Важнейшие из них следующие.1) Мировоззренческая функция - философия является мировоззрением и дает человеку мировоззрение, обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире. 2) Методологическая функция - философия дает человеку направление в практической и познавательной деятельности, определяет способ, путь достижения цели. 3) Критическая функция - философия подвергает проверке все человеческие действия на их соответствие интересам человека, на их гуманность, указывает на причины человеческих заблуждений и тем самым содействует поиску истины. 4) Культурно-творческая функция - философия вносит в общество мудрость и разумность, приобщает к духовным ценностям, позволяет прогнозировать, определять варианты будущего и тем самым содействует общественно-историческому процессу.Философию интересует не сам мир, а мир в контексте человеческого существования в нем, т. е. в любой оригинальной философской системе отражается личностное мировосприятие ее автора. Поэтому философия относится к сфере культуры и обладает всеми ее характеристиками. До Аристотеля философия основывалась большей частью на художественных образах и интуитивных озарениях. Но и интуитивное озарение является важнейшим элементом философского постижения мира. Философия близка не только к искусству, но и к любой другой сфере духовной культуры человечества: политике, морали, религии и т. п. С политикой и идеологией ее роднит обостренное внимание к проблеме обустройства человеческой жизни. С моралью философию роднит пристальное и заинтересованное внимание к проблеме смысла жизни, счастья и свободы человека, проблеме нравственного отношения личности к ценностям природы и общественной жизни.

4. Основ. Проблемы  и стр-рафил-и. Проблема основного вопроса фил-и. Раскрытие того, какие типы отношения связывают бытие и человека позволит указать основные проблемы философии более развернуто.1) Во-первых, бытие и человек рассматриваются в виде социально-культурных отношений.т.е. взаимоотношения человека и бытия происходит в рамках человеческого общества  т.е. философия начинается там, где взаимоотношения человека и мира перестают носить чисто природный характер, появляются социальные отношения. 2) Во-вторых, в философии бытие и человек рассматриваются в ценностно-смысловом отношении. Т.е. бытие рассматривается с точки зрения ценности его в целом и отдельных компонент не вообще (это сложно оценить объективно), а для человека. 3) Кроме того, бытие и человек рассматриваются в плане материально-духовных отношений - т.к. как бытие и человек связаны с материей и духовностью - к какой субстанции они относятся - из чего возникают и куда попадают. Из такого рассмотрения следует еще один основной вопрос философии - о происхождении мира и человека, их основы и разнообразия. Дискуссия по вопросу о происхождении бытия и человека как правило сводится к дискуссии о первенстве двух основных начал: 1) духа, сознания; 2) природы, материи. Первенство 1) отстаивает идеализм, 2) - материализм. Философия как система имеет соответствующую структуру. Обычно принято выделять следующие элементы  этой системы: 1)учение о бытии в целом - онтологию; 2)учение о человеке - философскую антропологию; 3)учение о познании - гносеологию; 4)учение об обществе - социальную философию; 5)учение о деятельности - праксиологию;  6)учение о ценностях - аксиологию.

5. Специфика философской  традиции древней Индии. Философские  школы Др. Индии. Индийское об-во – кастовое и это наложило принципиальный отпечаток. Касты: 1) брахманы, или священнослужители; 2) кшатрий – воины; 3) вайшьи – земледельцы; 4) обслуга разного рода. Индийское учение о переселении душ. Основное положение: тело смертно, душа бессмертна. Душа переселяется выше или ниже, в зависимости от исполнения дыхармы. Дыхарма – долг или совокупность обязанностей у разных каст. За соблюдением дыхармы следит карма. Карма – воздаяние, судьба. Брахман исполняет карму. Согласно карме освобождается от сансары и воссоединяется с мировым брахманом. Веды – древнейший памятник мировой литературы. Начал складываться в 3 тыс до Р.Х. Сущ 4 основных книги вед: 1) риг-веда – главная веда, самая старейшая; 2) ящур-веда; 3) сама-веда; 4) атхарва-веда – сборник заклинаний. Главный Бог вед – Агнь. Основатель буддизма – Гаутама. Главная истина буддизма – «Жизнь, есть страдания». 1 причина страданий – наличие желаний; 2 – страдание можно прекратить; 3 – чтобы прекратить страдание, нужно отказаться от желаний. Цель буддизма – достижение нирваны. Нирвана – место между жизнью и смертью, бытием и не бытием.

6. Древнекитайская фил-я,  ее рационально практическая  направленность. Китай – древнейшая культура. Основные школы китайской фил-и: 1) конфуцианство; 2) даосизм; 3) легизм.Общая хар-ка: для Китайской фил-и характерна практическая направленность, проблема житейской мудрости, нравственности, государственного управления. Родоначальник и крупнейший представитель китайской фил-и – Конфуций.Его учение изложенно в книге «Лунь Юй» - Беседа и высказывание. Основные принципы конфуцианства: 1) идеи ранга – каждый чел-к в об-ве должен занимать определенное место  вести себя соответствуя занимаемому месту. Конфуций говорит: «государь должен быть государем, чиновник – чиновником, отец – отцом, сын - сыном »; 2) правило «Золотой середины» - избегать крайностей, трезво оценивать себя, спокойно относись ко всему, придерживайся среднему пути; 3) знание правил поведения ритуала «Ли» - внутренне не существует без внешнего, последнее есть необходимое средство культивирования внутреннего – в этом значение ритуала. Даосизм – представитель ЛаоДзынь – книга «О дао и дэ». Дао – основополагающее понятие китайской фил-и и мировоззрения. Дао – первоначало всего и всеобщий закон миросдания. Знание Дао мистично, оно не выразимо в понятии. Его знает тот, кто видит за борьбой вещей – гармонию, за движением – покой, за бытием – не бытие. Дао – это нечто вроде темного места и меча, т.е. не выразимо в понятии. Дао отрицает необходимость вмешательство в естественный порядок вещей. Ключевой принцип – пусть все идет своим чередом. Легисты или законники – произведение «Книга правителя области Шан». Ключевая идея: на место ритуала Ли нужно поставить закон Фад, т.е жесткую регламентацию всей жизнедеятельности об-ва и чел-ка. Принцип: доброта и человеколюбие – мать проступков и добродетель ведет свое происхождение от наказаний.

7. Ранняя греческая  фил-я (милетская и элейская  школы, Гераклит). Древнегреческий  атомим (Леквипп иДемокрит).Гераклит – по прозвищу темный из Эфеса. Сакрат сказал: «Я много читал Гераклита, но мало что понял. То, что я понял прекрасно. Из этого я исхожу, то, что я не понял еще лучше». Гераклит первоначалом считал огонь. Космосом по Гераклиту правит логас – закон миросдания. Пастулируя огонь в качестве первоначала, Гераклит хотел подчеркнуть процессуальный хар-р бытия. Огонь – это не предмет, а процесс, соответственно, поскольку огонь является первоначалом, постольку мир в целом оказывается процессом и совокупностью процессов (а не вещей). Понятие процесса приводит к понятию перехода, понятие перехода к понятию различию. Различие же есть завершенная противоположность. Таким образом, Гераклит приходит к диалектике, как учению о том, что мир в целом и всякая вещь в этом мире, представляет собой единство 2-х противоположных сторон. Все в мире соткано из противоположностей: правое и левое, верх-низ. Главный закон бытия вещей по Гераклиту – их борьба. «Борьба отец всего и царь над всем». В ходе этой борьбы противоположности переходят друг друга.  Парменид – основоположник элейской школы. Ключевой тезис: «Бытие есть, а не бытия нет». Бытие есть так, как есть нечто, не бытия нет доказывается от противного, т.к утверждение, что не бытие есть равносильно утверждению, что несуществующее существует, что невозможно. И того, что не бытия нет следует, что бытие едино и не делимо. Бытие едино, т.к не состоит и з частей, а не состоит из частей, тк. Для того, что бы бытие разделить на части, должно быть нечто отличительное от него, тк. Делитель должен отличаться от делимого. Бытие не подвижно, т.к движение есть смена состояния, а для того, что бы она стала возможной, сменяемое состояние должно уступить место сменяемому. Уступить место – значит перестать быть, т.е уйти в небытие, а не бытия нет, следовательно ничто не может перестать быть. Милетская школа является первой европейской философской школы. Первый из милетцев – Фалес. Первоначалом считал воду. Был математиком, астрономом и натур философом. Он определил продолжительность года в 365 дней. С Фалеса начинается философия, потому что он впервые поставил умозрительную, т.е. собственно философскую проблему. Другим выдающим милетским философом был Анаксимандр – ученик Фалеса.Написал произведение «О природе». Приписывают изобретение астрономического компаса, первой у греков географической карты, солнечных часов. Первоначалом считал апейрон(с греч. Беспредельное, не определенное) – субстанциональное и генетическое начало. Субстанция – основа вещей, то, что является причиной самого себя. Произведение «О природе» состоит из 3-х частей: 1) «о вселенной»; 2) « о гос-ве»; 3) «о Боге». Атомизм -  представитель Демокрит. Понятие атом ввел Леквипп. Главное произведение Демокрита – «Великийдиокосмос или мирострой», «По логике или мерило». Картина мира по Демокриту – мир есть своего рода вихрь атомов.

Атомы вечны, находятся в  постоянном движении, закономерном. Мир не имеет ни начала ни конца.

8. Фил-я софистов, Сократа, Платона.Софисты: представитель – Протагор. С софистов начался поворот древнегреческой мысли от природы к об-ву и чел-ку. Произведения Протагора – «О Богах», «Премия или искусство спорить». Софисты разделили все существующее на существующее по природе, т.е объективно, независимо от чел-ка и по установлению, т.е в зависимости от мнений людей. Софисты отрицали истину. Они считали, что каждое мнение равноистинно. Впервые сделали предметом мысли язык, речь, слово. Они были основоположниками риторики – науки красноречия. Ключевая фраза Протагора: «Чел-к есть мера всех вещей». «О Богах я не могу сказать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ибо предмет слишком темен, а человеческая жизнь коротка». Сократ. О Сократе Гегель сказал: «С Сократа начался поворотный пункт духа, обращение его к самому себе, т.е. предметом мысли становится чел-к, его внутренний мир». Сократ боролся с софистами. Если они отрицали истину, то он ее утверждал. Главный метод Сократа был метод маевтики – метод наводящих вопросов. Платон – ученик Сократа. Первый древнегреческий философ, чьи произведения дошли до нас: «Пир», «Государство», «Законы». Платон является одним из крупнейших философов Др. Греции. Основоположник объективного идеализма, т.е. учение о том, что идеи существуют не зависимо от вещей и первичны по отношению к ним. Подлинное бытие отличается вечность, неизменностью, необходимостью. Ни одна вещь этими качествами не обладает. Соответственно если они присущи миру, то в мире (помимо вещей) есть нечто подлинное. Идея – это образ, образец, род, начало, причина вещи. Существует мир вещей и идей. Этот мир и есть подлинное бытия по Платону «Вещи есть тени идей, слепок».

Вопрос № 9 Философия  Аристотеля.

Аристотельродился в 384 г. до н.э. Был учеником Платона. Аристотель создал самую обширную научно-философскую систему из всех существовавших в античности. . Он написал более 150 научных трудов и трактатов. Среди них – «Метафизика» (название дано случайно его учениками после смерти учителя), «Физика», «Политика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Риторика», «Поэтика», «Органон». Основой бытия Аристотель считает первую материю – потенциальную предпосылку всего сущего. Материя – это четыре элемента (земля, вода, воздух, огонь); к ним Аристотель добавляет пятый («квинт-эссенцию») – эфир, который однако не представляет собой обособленный элемент, но входящий во все четыре и являющийся связующим звеном между ними. Материя взаимодействует с формой, и действительное бытие – это единство материи и формы (по Аристотелю, форма важнее материи, т.к. первая активна, вторая пассивна). Аристотель учит о вечности движения. А источником его считает неподвижный первый двигатель (бог). Глубоко и всесторонне Аристотель исследует философские категории: пространство и время, возможность и действительность, сущность и явление и другие. Особое место отведено причинности. Аристотель различает четыре основных вида причин: материальную, формальную, активную (кинетическую) и причину целевую. В учении о сознании Аристотель придерживается взгляда о том, что в человеке взаимодействуют душа и тело. Душа, как он считает, имеет три уровня: вегетативный (душа растений), эмоциональный (преобладающий у животных) и разумный, присущий лишь человеку. Познание Аристотель рассматривает как развивающийся процесс с такими уровнями, как ощущение, представление, опыт (усиленный памятью), искусство и наука (вершины познания). Человека Аристотель рассматривает как общественное существо.Естественной сущностью человека он считает жизнь в государстве. Много внимания Аристотель уделил морали. Он отверг взгляд Сократа на тождество знания и добра. Он показал, что соединить знания и зло вполне реально; злой гений реально существует.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"