Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"

Файлы: 1 файл

shporki.docx

— 162.88 Кб (Скачать файл)

В ХХ веке в духе православной теологии развивали этические воззрения  В.Несмелов, И.Тареев. Еще до установления советской власти начал свою теоретическую  деятельность религиозный философ  Павел Флоренский (1882-1937), последователь  В.Соловьева. Основное его сочинение  «Столп и утверждение истины» (1914) пронизано концепцией всеединства  и учением о Софии. Флоренский работал также в области семиотики. Был репрессирован и закончил свой жизненный путь в сталинском концлагере.

С середины 80-х гг. ХХ века в России происходит возрождение  влияния и роли православия (строятся и восстанавливаются храмы, распространяется печатная продукция, действуют духовные учебные заведения и т.п.). Основная трудность православия – в  его разобщенности: существует несколько  автокефалий (московская, киевская, армянская, греческая и другие зарубежные). В значительной степени русское  православие проявляет консерватизм (по-прежнему подвергается критике  культура и мораль Запада, утверждаются идеи исключительности и духовности, а также «соборности», коллективизма, отвергаются идеи экуменизма, так  как православные иерархи опасаются (и не без оснований) поглощения своей  паствы католицизмом).

29. Фил-я русского  космизма.Русский космизм — это уникальное космоэволюционное направление научно-философской мысли, широко распространенное в ХХ в. К русским космистам относятся такие крупнейшие ученые, инженеры, деятели культуры, писатели, поэты, философы, религиозные деятели, как Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, А. К. Горский, Н. Г. Холодный, А. К. Манеев и др. В русском космизме выделяют также мыслителей религиозного направления — В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева. Они составляют космоцентрическое направление, обращенное к преображению мира и активности человека в природе и обществе. 
   Определяющей чертой русского космизма является идея активной эволюции, т. е. необходимость нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в сторону, определяемую разумом и нравственным чувством. Человек для русских космистов — существо, находящееся в процессе роста, несовершенное, но сознательно-творческое, призванное преобразовать не только внешний мир, но и свою собственную природу. Речь идет о расширении духовных сил, управлении материей, одухотворении мира и человека. Космисты сумели соединить заботу о Земле, биосфере, космосе с сущностными запросами конкретного человека. Другаячертарусского космизма — гуманизм, основанный на глубоком знании и вытекающий из задач природной и космической эволюции. 
   Эволюционные идеи Вернадского можно считать фундаментом всех проектов русских космистов. Для эволюции Homosapiens, согласно Вернадскому, характернацефализация. С эпохи кембрия, когда появляются зачатки центральной нервной системы, и далее идет медленное, но неуклонное усложнение, усовершенствование нервной системы, в частности головного мозга. Эта идея была высказана еще до Вернадского профессором Йельского университета Джеймсом Дана. Вернадский осмысливает ее в четкой эволюционной перспективе и вводит в науку под именем “принципа Дана”. Последовательное развитие нервной ткани, которое привело к созданию человека, вскрывает и импульсы самой эволюции, ее внутренние закономерности, намекает на некоторую “идеальную” программу, стремящуюся к своей реализации. Ученый полагал, что направленность развития живого не может остановиться на человеке, еще далеком от совершенной природы. “Homosapiens не есть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее”. 
   Вернадский был убежден, что человек не есть “венец творения”; за сознанием и жизнью в их нынешней форме неизбежно должны следовать “сверхсознание” и “сверхжизнь”. Вернадскому была близка идея, выдвинутая еще А. Бергсоном, о том, что разворачивание жизни — это космический процесс, движимый внутренним творческим “порывом”. Человек — это прежде всего  
   Homofaber — человек, созидающий искусственные вещи и орудия. Искусственное расширяет способности и возможности самого человека. Творческие способности человека должны обернуться на него самого, раздвинуть его ограниченное сознание. К подобным идеям приходит и другой известныйкосмист — Н. А. Умов. Он считал возникновение жизни совершенно маловероятным событием. Вся Вселенная каким-то образом “работала” на это великое рождение, создав невероятно сложное, уникальное сочетание факторов в одном месте. Однако эта единственность жизни и сознания на Земле должна не приводить человечество в отчаяние,а усиливать его нравственную ответственность перед чудом жизни, перед всей эволюцией, перед Вселенной. 
   Родоначальником всей активно-эволюционистской космической мысли в России считают Н. Ф. Федорова, создателя “Философии общего дела”. Он полагал, что природа в нас начинает не только познавать себя, но и управлять собой. В управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое должно стать общим. Это управление будет основано на всеобщем познании и труде человечества. Федоров уверен, что должна быть умерщвлена и сама смерть как выражение вражды, невежества, слепоты и бессмысленности. Со временем человечество выйдет в космос для его активного освоения и преображения; оно обретет новый бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений (имманентное воскрешение). Сознательное управление эволюцией раскрывается через ряд последовательных задач: 
   + регуляцию космических явлений; 
   + превращение стихийно-разрушительного хода природных сил в сознательно направленный; 
   + создание нового типа организации общества — “психократии” на основе родственного сознания; 
   + работу над преодолением смерти, преобразованием физической природы человека; 
   + бесконечное творчество бессмертной жизни во Вселенной. 
   Федоров выдвигает идею истинного коллективизма (“жить со всеми и для всех”), направленного на общего врага: смерть, разрушительные стихийные силы. В ней кроется источник оптимизма мыслителя, заключающегося в том, что все люди, объединенные единой высшей целью, могут невероятно много, фактически все. В своих рассуждениях о технике Федоров констатирует все возрастающий разрыв между мощью техники и слабостью самого человека. Нельзя отрицать значение техники, нужно только поставить ее на место. Технизация может быть только боковой, но не главной ветвью развития. Нужно, чтобы человек ту же силу ума, выдумки, расчет обратил не на искусственные “приставки” к своим органам, а на сами органы, их улучшение, развитие и радикальное преображение. Человек должен так чутко войти в протекающие в природе естественные процессы, чтобы можно было по их образцу обновлять свой организм, строить для себя новые органы, овладевать направленным естественным тканетворением. 
   О будущем космическом развитии человечества писал и известный философ и писатель А. В. Сухово-Кобылин. Сейчас человечество, считал он, находится в своей земной (теллурической) стадии развития. Ему предстоит пройти еще две: солярную (солнечную), когда произойдет расселение землян в околосолнечном пространстве, и сидеральную (звездную), предполагающую проникновение в глубины космоса и их освоение. Это и будет Всемир — “всемирное человечество” — вся тотальность миров, в которых обитает человечество во всей бесконечности Вселенной. Согласно Сухово-Кобылину, “человека технического” сменит “человек летающий”: высший, или солярный, человек просветит свое тело до удельного веса воздуха и для этого выработает свое тело в трубчатое тело, т. е. воздушное, эфирное, наилегчайшее тело. Человек сбросит свою нынешнюю тяжелую телесную оболочку и превратится в бессмертное духовное существо. Все развитие человечества идет, тем не менее, путем жесткого отбора, под который подпадают целые периоды истории. В самом начале этого эволюционного процесса полагается существование зверообразного антропофага (животного предка человека), а в конце его — “экстрем”, лучезарная духовная личность, бессмертное звездное человечество, но все этапы, ведущие к этому финалу (дикарь, человек чувственный, человек рассудочный, человек разумный), подлежат уничтожению как несовершенные. Подводя итог развитию идеи эволюционизма в русском космизме, следует отметить два направления в этом процессе. В первом направлении ощущается значительное влияние дарвиновской теории естественного отбора — борьба за существование как двигатель прогресса. Так, у Умова предполагается внутреннее согласие на необходимость вымирания людей, не сумевших подняться на гребень эволюции. Циолковский говорит об идее “искусственного подбора”, приводящего к созданию “существ без страстей, но с высоким разумом”, или о задаче уничтожения в космосе несовершенных низших форм жизни. Другое направление — нравственно-философское — обосновывает самодостаточное значение человеческой личности. 
   Вернадский полагал, что эволюционный геологический процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей и их геологических предков. Автор “Философии общего дела” Федоров считал человеческую личность и бесконечную преображенную человеческую жизнь высшей ценностью. Он призывал высоко ценить даже слабые проявления человеческой индивидуальности, которая должна быть развита до своего совершенства у всех людей без исключения всеобщим и личным творческим трудом. В этом же направлении (обожения человека) развивали свои идеи и религиозные космисты В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. 
   Одной из модификаций активной эволюции стала теория ноосферы. Впервые термин “ноосфера” (переводится как сфера разума или духа) был введен философом и математиком Э. Леруа в 1928 г. Идею ноосферы принимает и дальше разрабатывает Вернадский. Ноосфера — это новый, современный этап эволюции биосферы, который подразумевает появление человека в ряду восходящих жизненных форм и означает, что эволюция переходит к употреблению новых средств — психического и духовного порядка. Человек — это кульминация бессознательной эволюции и начало разумного направленного этапа эволюции. Ноосфера как бы накладывается на биосферу и оказывает на нее преображающее воздействие. Ведущую роль в ноосфере играют разумные реальности: творческие открытия, научные идеи, которые осуществляются в материальной природе, преобразуя ее. Однако теория ноосферы как некий идеал часто противоречит ее реальности. С одной стороны, ноосфера возникает с появлением человека как объективный процесс, с другой — ноосфера еще где-то впереди, на еще не достигнутом уровне планетарного сознания и действия человечества. Такое же двойственное понимание ноосферы мы встречаем у Вернадского. Надо осознавать, что сам человек пока еще существо не совершенное, а даже кризисное. Породив разум как орудие своего дальнейшего развития, природа в определенном смысле пошла на риск. С появлением человека эволюция получила возможность как своего дальнейшего прогрессивного скачка, так и падения. Вернадский выделяет материальные факторы, которые сложились к 1-й половине ХХ в. и которые свидетельствовали о переходе в ноосферу. Первый фактор — вселенскость человечества, т. е. захват биосферы для жизни. Это означает, что человек проник во все стихии: землю, воду, воздух, способен жить даже в околоземном, космическом пространстве. 
   Второй фактор — единство человечества. Он выражается в геологическом процессе всех людей как единого целого по отношению к другому живому веществу планеты. Создаются общечеловеческая культура, сходные формы научной и технической цивилизации. Все уголки Земли соединяются быстрыми средствами передвижения и сообщения. 
   Третий фактор — создание в биосфере новых пород животных и растений, новых веществ с заданными свойствами, получение редко встречающихся в природе веществ в необходимых количествах (самородное железо, алмазы и др.). 
   Четвертый фактор — вовлечение в общественную и историческую жизнь народных масс. 
   Пятый фактор — рост науки и выход ее в мощную “геологическую силу”, основную силу создания ноосферы. Вернадский писал, что “научное знание, проявляющееся как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому процессу, созданием которого она является”. 
Будущее развитие человечества, согласно Вернадскому, будет состоять в изменении форм питания и источников энергии, доступных человеку. Ученый имел в виду овладение энергией Солнца и непосредственный синтез пищи без посредничества организованных существ (растений и животных). Это означало бы переход от гетеротрофного типа питания к автотрофному. Вернадский высоко оценивал возможность автотрофности для человечества, полагая, что таким путем человеческий разум не только получил бы новые социальные результаты, но и ввел бы в механизм биосферы новое большое геологическое достижение.Одной из самых главных идей русских космистов стала идея возможного выхода человечества в космическое пространство и использования космоса. Основные авторы этой идеи — Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, Н. Г. Холодный. Федоров еще в конце ХІХ в. считал Землю неотделимой от всего космоса и отмечал связь происходящего на нашей планете со Вселенной в целом. В 20-е гг. ХХ в. космобиолог и мыслитель Чижевский на основе статистического материала показал, что многие биологические процессы, протекающие на Земле эпидемии, инфекционные и психические заболевания совпадают с циклами солнечной активности. Кроме того, им было показано, что существует прямая зависимость между солнечной активностью и социальными процессами (кризисами, войнами и т. п.). Чижевский отмечал, что каждая живая клетка реагирует на ту “космическую информацию”, которой пронизывает ее “большой космос”. Само явление жизни на Земле — продукт деятельности всего космоса. Но все же создателем “космической философии” по праву считают К. Э. Циолковского. Он полагал, что во Вселенной существует только одна субстанция и одна сила — материя в ее бесконечном превращении. Жизнь в космосе существует в самых разнообразных формах и на различных уровнях развития — от простейших до высоко совершеннейших ее представителей. Сама Вселенная представляет собой единое материальное тело, по которому бесконечно путешествуют атомы, покинувшие распавшиеся тела. Настоящая блаженная жизнь для этих атомов начинается в мозгу высших, бессмертных существ космоса, при том что огромнейшие промежутки “небытия”, т. е. нахождения в низшем материальном виде, как будто и вовсе не существуют. Гарантией достижения бессмертного блаженства для мозговых атомов становится уничтожение в масштабах Земли и космоса несовершенных форм жизни, подверженных страданию, куда эти атомы могли бы попасть. Циолковский уверен, что разумная преобразовательная деятельность является важнейшим фактором эволюции и призвана нести в мир гармонию и совершенство (истребляя при этом низшие несовершенные формы жизни как на Земле, так и в космосе). Идею неизбежности выхода человека в космос Циолковский пытается реализовать практически. Он выводит формулу конечной скорости движения и посвящает свое научное творчество техническому обоснованию создания ракеты как единственного средства космических путешествий. Циолковский развивает идею своего учителя Федорова, идею “борьбы с разъединяющим пространством и со всепоглощающим временем”. Ареной практически бессмертной жизни служит только космос, бесконечный и неисчерпаемый в своих энергетических и материальных ресурсах. Только выход в космос может обеспечить поддержание неопределенно долгой жизнедеятельности организма, но и, напротив, только бессмертные совершенные создания с радикально трансформированным организмом окажутся способными выжить в самых невероятных внеземных средах, освоить и преобразовать Вселенную. 
   В своих трудах Циолковский планировал колонизацию космоса человеком, создание новых космических поселений (островков жизни типа сфер О. Нейла) для предотвращения перенаселения Земли и вынесения за ее пределы загрязняющих, вредных производств. Он говорил о введении в космосе законов человеческой этики, о возможности доразвития низших существ космоса до уровня человека и о многом другом. 
   В целом позицию Циолковского можно охарактеризовать как естественнонаучный антропоцентризм с элементами социоцентризма. Такая несколько односторонняя (акцент делается лишь на человека и социум) и эгоистическая позиция повлекла за собой формирование нового мировоззрения — антропокосмического, автором которого считают русского космиста Н. Г. Холодного, украинского академика, одного из учеников Вернадского. Он противопоставляет антропоцентризм и антропокосмизм, выделяя положительные стороны последнего. Все, что разъединяет человека, общество и природу, относится к антропоцентрическим процессам, под которыми понимаются эгоизм, честолюбие, нетерпимость, вера в незыблемость авторитетов и т. п.; все процессы, приводящие к единению с окружающей природной и социальной средой, — к антропокосмическим. Среди основных характеристик антропоцентризма особо подчеркиваются выделенность человека из природы и его привилегированное положение, переоценка его значения для мироздания. Антропокосмизм как новое миропонимание исходит из того, что “человек раз и навсегда перестает быть центром мироздания, он становится просто одной из органических составных частей, не пользующихся никакими привилегиями ни в смысле своего положения среди других существ, ни в смысле происхождения”. Таким образом, если антропоцентризм сосредоточивает главные усилия ума и концентрирует внимание на человеке как центральной фигуре мироздания, то антропокосмизм стремится охватить сознанием весь космос. Сам же человек при этом рассматривается как часть космоса, его проявление, ибо природа человека и его судьба объяснимы только в свете знаний о космосе в целом. Но существует и обратная зависимость, согласно которой, как полагал Н. Г. Холодный, человек “становится одним из мощных факторов дальнейшей эволюции природы в обитаемом им участке мироздания, и притом фактором, действующим сознательно. Это налагает на него огромную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космического масштаба и значения”. 
   В заключение следует отметить, что русский космизм — это не безосновательные мечты наших выдающихся ученых-мыслителей о будущем человека и мироздания, а глубокая теория, которая не только поразительно предвосхищает современные и будущие достижения и открытия, но и дает нам обоснованную надежду на будущее. 

30. Позитивизм, основные  этапы его развития. Позитивизм - положительная или правильная философия. Это эмпирическое субъективно-идеалистическое течение в Западной философии, признававшее истинным только эмпирические, опытные науки и отрицавшее ценность теоретического знания. Вся прежняя философия была объявлена ложной т.к её содержание не поддавалось опытной проверки с помощью ощущений человека. Позитивисты объявили о создании новой, нейтральной философии. На самом деле они повторили основные положения субъективного идеализма и агностицизма, слегка замаскировав их терминами взятые из конкретных наук. Пример: ощущения-элементы мира.

Позитивизм в своём  развитии имеет 3 этапа:

1)ранний (появился в 30-е  года 19 в) Конт , Миль,  Спенсер.

2)махизм (или эмпириокритицизм) Мах, Авенариус, Богданов(70-90е  г. 19в)

3)неопозитивизм(20е г. 20в)Шлик, Карнап, Рассел, Видгенштейн.

Огюст Конт ввёл позитивизм и объявил о решительном развитии с традиционной философией и объявил  задачей позитивной философии обобщение  конкретно-научных данных. Любая  наука в том числе и позитивная не должна раскрывать сущность предметов, а должна лишь регистрировать явления -феноменализм.

Спенсер утверждал, что философия  отличается от частных наук  только количественно т.е высокой степенью обобщения знания. Внёс элементы агностицизма. Он вслед за Контом делил мир на познаваемое (мир явлений) и непознаваемое (мир сущностей).Разработал биологизаторскую концепцию общества.

Милль считал , что всё  знание человек получает из опыта  и что объектом изучения являются ощущения людей. Сводил материю и  сознание к ощущениям человека.

Эмпириокритицизм-критика  опыта, под опытом понимается не эксперимент, а чувственный опыт человека и  его ощущения. И критика опыта  сводилась к критике матер.точки  зрения на опыт. Согласно которой за ощущениями есть предмет , который вызывает эти ощущения. Махисты заявили ,что  ощущении нет предмета, ощущения это  последняя реальность.

Махисты разработали 4 теории:

1)т.элементов мира-мир  состоит из элементов под которыми  понимаются ощущения, первоначальный  элементы мира. они нейтральны(не  психические и не физические)всё  зависит от тоски зрения, т.к  когда мы имеем ввиду предметы, то элементы мира становятся  физическими, а когда ощущения- психическими. От того что элементы  назовут физич. они не перестанут  быть ощущениями.

2)т.принципиальной координации:  существует 2 вида реальностей Я-  сознание людей и НЕ Я -природа  и общество-которое находится  в координации. Этот термин  предполагает равноправие сторон, но у них сводится к субординации, т.е к подчинению природы и  общества к сознанию человека ,т.к Я является главным в  координации.

3)т.экономии мышления- отказ  от  удвоения мира, которое допускают  материалисты и признать что  существует только Я и ощущения  без материи.

4)т.критики интроекции. Обвинили  материалистов в том, что они  вкладывают мысли в мозг. Мысль  не в нас, а перед нами, т.е  мысль и предмет одно и тоже.

Богданов разработал учение эмпириокритицизма и вместо понятия  индивидуального опыта ввёл понятие  коллективный опыт.

Неопозитивисты видели задачу философии в виде исправления  языка и научного и разговорного в соответствии с требованиями логики. Философия не должна быть учением  о природе общества и познания, а должна лишь исследовать языковую форму имеющегося знания. Главной  характеристикой знания неопозитивисты объявили наличие смысла знания. А  в науке главной характеристикой  признаётся истинность знания. По наличию  смысла все предположения делили на 3 группы:

1)бессмысленные(жаренный  лёд).

2)предположения имеющие  не научный смысл (теоретич. предположения,  которые невозможно проверить  на истинность с помощью ощущений).

3)предположения имеющие  научный смысл. Допускают опытную  проверку. И только эти предположения  могут быть истинными или ложными.

В неопозитивизме 2 течения:

1)логический анализ (реформирование  научного языка (Шлик,Рассел ,Карнап)).

2)лингвистический анализ(реформирование  разговорного языка(Вингинштейн)).

Основные принципы говорят  об усл. истинности знания:

1)верификации(истинным будет  любое предложение, которое подтверждается  ощущениями человека)

2)физикализм (истинным будет  любое предложение, которое подтверждается  данными физики)

3)феноменализм (заключается  в том, что наука ограничивается  описанием явлений не проникая  в их сущность т.к сущность  сводится к сумме явлений)

4)конвенционализм(истина  есть результат производственного  соглашения учёных и критерием  истинности является мнение большинства)

31.Философия фрейдизма  и неофрейдизма

Фрейдизм – это психоаналитич. учение, разработ-е австр. псих-омЗ.Фрейдом (1856 – 1939г), в последствии переработанное швейцарским псих-ом К.Г.Юнгом и  австр. псих-ми А.Адлером и В.Райхом.

Фрейдизм возник как мед.учение, изучавшее психопотологию обыденной  жизни чел-а. Постепенно фрейдизм приобрел философский статус.

Важнейшей фил-ой проблемой  была проблема соотношения биол. и  соц. начал в психике чел-а.

Изучая эту проблему, Фрейд  пришел к выводу, что психика обычного чел-а явл-ся ареной непримиримой борьбы этих 2-х начал, следовательно душ.ж-нь каждого чел-а предст. собой непрерывные  потрясения.

Непосредственной причиной псих.заболеваний Фрейд считал подавленную  сексуальность, а также молча  поглощенное обиды и не исполнившиеся  сильные желания. Фрейд разработал «динамическую концепцию психики», в кот.рассм-л психику как противоречивое дей-е 3-х психич. стр-р: Оно (id), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго).

«Оно» - это наиб.древняя  часть психики, в основе кот. лежат  инстикты (ведущий инстинкт – либида или секс. влечение).

«Оно» - это кипящий котел  бессознательных желаний, стремящихся  к немедленному осуществлению.

Фрейд сравнивал «Оно»  со слепым и глухим диктатором, власть кот-го безгранична, но править он может  только через посредников («Я» и  «Сверх-Я»)

«Я» - это самосознание лич-ти, кот.решает, какие требования «Оно»  моно выполнить, а какие запретить  и подавить. При этом «Я» несамостоятельно в принятии решений. Решения контролир-сяСверх-Я.

«Сверх-Я» - судья и цензор по отношению к Я. В нем нах-ся принятые в общ-ве нормы поведения  на основание юрид. законов, мор.норм, обычаев, традиций; функционирует в  основном бессознательно, проявляясь в чувстве страха, вину. Но в нем  есть сознательный компонент – совесть.

Конфликт в психике  между Оно и Я или Сверх-Я  происходит из-за того, что в Оно  наход-сябиологич. программа поведения, а в Я и Сверх-Я заложена социально выработанная программа  поведения.

Я вырабатывает защитн. мех-мы, кот.призваны снять напряженность  в психике чел-а. Наиб.популярные: вытеснение и сублимация.

Вытеснение – это подавление желаний, кот.общ-во признает неприемлемыми  с т. зрения морали или закона.

Опасность вытеснения в том, что эти желания остаются энергетически  заряженными и, если у чел-анакапл-ся много заряженных однотипных желаний, то чел. не выдерживается и срывается.

Сублимация – это трансформация  энергии «Оно» (в 1-ую очередь либида) в различные виды обществ.полезной деят-ти. При сублимации наступает  энергетич. разрядка.

Способ лечения псих.заболеваний  – катарсис («очищение») – очищение Оно от травмирующей информации: там, где было Оно, должно стать Я.

Под давлением критики  Фрейд начал по-другому объяснять  либида, как борьбу 2-х противоборствующих начал: Эроса и Танатоса.

Эрос – стремление к  жизни.

Танатос – стремление к  смерти.

Мед.аспекты учения Фрейда называют натуралистическим материализмом, а филос-е учение – суб. идеализмом.

Фрейд называл религию  коллективным неврозом, а всю кулютуру – продуктом сублимации, а сами конфликты – природная склонность чел-а к агрессии.

32. Феноменология  Э. Гуссерля. Экзистенциальная философия.  Экзистенциализм – это фил-ое учение 20-го в., в центре внимания ко-го нах-ся проблема уникальности чл-госущ-ия и поиска смысла жизни.

Экзист-ты заявили, что прежняя  фил-ия была обесчеловечена и представляла собой либо фил-ия вещей (материализм), либо фил-ию идей (идеализм).

Специфику сущ-ия чел-а они  видели в своеобразии эмоц. переживаний,связанных  с поиском смысла жизни и не обращали внимания на своеобразие мыслей, поступков и результатов деят-ти чел-а.

Соответственно призмой, через кот.у них рассматриваеся мир, явл-ся эмоции, а не ощущения, как  это было в предшествуюшемсубъектизном идеализме.

Эмоции они называли смотровыми окошечками, через кот.диден мир.

Поскльку эмоции не контролир-ся разумом, то это учение явл-сяиррационал-ким  вариантом суб-го идеал-ма.

У истоков экзист-ма нах-ся русские религиозные философы: Лев  Шестов и Николай Бердяев.

Учение разрабатывалось  накануне 1-ой мир.войны. Во время 1-ой М.В. экзист-м формир-ся в Германии (предст-ли:М.Хайдеггер, К.Ясперс)

Во время 2-й М.В. и после  нее экзист-м формир-ся во Франции (Г.О.Марсель, А.Камю, Ж.П.Сартр)

В экзист-ме выдел. 2 разновид-ти:

-- религиозный (Шестов, Бердяев,  Ясперс, Марсель)

-- атеистический (Хайдеггер,  Сартр)

Экз-ты рассм. жизн. путь чел-а  с т. зрения антологической триады:

Мир --- Бытие в мире (экзистенция) --- Бытие (Бог, Ничто, транстенденция)

Мир – повседневная жизнь  чел-а; самый худший вид бытия, т.к. чел. при общении с др. людьми поступает  стереотипно и не имеет возможности  проявить свою индивидуальность. Большинство  людей так и живут этой бездумной  жизнью, не задумываясь над тем, зачем  они пришли в этот мир. Небольшой  круг духовной аристократии задумывается над смыслом жизни; им доступен переход  в состояние экзистенции.

Чтобы погрузиться в экзистенцию, нужно отрешиться от повседневных забот  и погрузиться в эмоциональные  переживания, связ-е с поиском  смысла ж-ни.

Состояние экзистенции не отвечает на ? о смысле жизни, поэтому  чел. с надеждой смотрит на 3-ий вид  бытия – потустороннее Бытие, в кот.чел. оказ-ся после смерти.

3-ий вид бытия – засасывающая  в себя бездна (у Хайдеггера), свалка  студенистой слизи (у Сартра).

Приблизиться к 3-му виду бытия  чел-у помогает пограничная ситуация (между экзистенцией и потусторонним  Бытием) – когда чел. оказ-ся на грани  между жизнью и смертью и испытывает сильнейший эмоц. стресс (отриц-е эмоции), проявл-ся в экзистенциальном страхе, в отвращении к жизни, скуке, тошноте, чувстве вины.

Вывод: жизнь абсурдна и  не имеет смысла, но таковой ее сделал 20-й в с его пороками.

Осн. черты экзист-ма:

экз-м – суб. идеализм, т.к. первичны эмоции

иррационализм, кот.встречается  в 2-х видах:

- гноссеологич. ( мир познается  не логич. сред-ми, а посредством  описания эмоций)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"