Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.docx

— 97.80 Кб (Скачать файл)

Ответы на экзаменационные  вопросы по  философии

 

 

1. Предмет философии и ее функции.

 

Философия является мировоззрением т.к. в любом философском учении содержится система мировоззренческих  обобщений.

 

 Философия – это  особая форма познания мира, вырабатывающая  систему знаний о фундаментальных  признаках, о наиболее сущных признаках.

 

 Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

 

 Философское знание  имеет определенную структуру.  Традиционно философия включает  онтологию—учением о бытии, гносеологию  - учение о познании, аксиологию—  учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику.

 

Содержание функций философии:

 

-Мировоззренческая функция  способствует формированию целостности  картины мира, представлений об  его устройстве, месте человека  в нем, принципов взаимодействия  с окружающим миром.

 

-Методологическая функция  заключается в том, что философия  вырабатывает основные методы  познания окружающей действительности.

 

-Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что  философия учит концептуально  мыслить и теоретизировать –  предельно обобщать окружающую  действительность, создавать мыслительно-логические  схемы, системы окружающего мира.

 

-Гносеологическая –  одна из основополагающих функций  философии – имеет целью правильное  и достоверное познание окружающей  действительности (то есть механизм  познания).

 

-Роль критической функции  – подвергать сомнению окружающий  мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная  задача данной функции – расширение  границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

 

 

-Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

 

-Социальная функция –  объяснить общество, причины его  возникновения, эволюцию современное  состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения  или смягчения, совершенствования  общества.

 

-Воспитательно-гуманитарная  функция философии состоит в  том, чтобы культивировать гуманистические  ценности и идеалы, прививать  их человеку и обществу, способствовать  укреплению морали, помочь человеку  адаптироваться в окружающем  мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция  заключается в том, чтобы на основании  имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях  познания спрогнозировать тенденции  развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы  и общества.

 

2. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Сущность агностицизма.

 

Основной  вопрос всякой философии имеет две  стороны.

Первая его  сторона - это вопрос о том, что  первично - материя или дух, бытие  или мышление.

Философы, считающие  материю, природу, бытие, первичным, а  дух сознание, мышление - вторичным, относятся к лагерю материализма. Философы, утверждающие, что первично сознание, мышление, дух, относятся к лагерю идеализма.

Вторая сторона - основного вопроса философии - вопрос о том, что познаваем ли мир, могут  ли представления и понятия людей  быть объективной истиной, или мир  непознаваем и объективной истины во взглядах людей быть не может. Материализм  признаёт принципиальную познаваемость  мира и рассматривает познание как  отражение внешней действительности.

Идеалисты в  тех случаях, когда они признают познаваемость мира, отрицают, что  в сознании людей отражается объективная  реальность.

Значительная  часть идеалистов являются агностиками, т.е. отрицают познаваемость мира.

Цель данной работы рассмотреть материализм  и идеализм как два основных направления  в освоении человека и мира.

Материализм и идеализм

В философии  в зависимости от решения ее основного  вопроса выделяется два направления - идеализм и материализм. Их противоположность  фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос - вопрос об отношении  мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы - большинством философов  не формулируется в качестве основополагающего. Итак, смысл основного вопроса  философии заключается в признании  двух типов реальности - материальной и духовной,- из которых одна предшествует другой и порождает ее. Идеализм, например, объясняет мир исходя из духа, сознания. Материализм, напротив, за основу миропонимания берет природу, материю, существующую независимо от сознания. Формы материализма и идеализма  многообразны. Различают объективный  и субъективный идеализм, метафизический и диалектический материализм. Объективные  идеалисты (Платон, Гегель) признают существование  реального мира вне человека, но считают, что в основе его лежит  духовное начало. Субъективные идеалисты (Беркли, Мах) отрицают существование  объективною мира, независимого от человека, полагая, что он есть порождение субъективных познавательных способностей человека. Метафизический материализм (французские материалисты 18 века, Л.Феиербах) отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия и тяготеет к построению однозначной картины мира, преувеличивая ту или другую его сторону: устойчивость, повторяемость, относительность и др. Диалектический материализм (Маркс, Энгельс) признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нем самом внутренних противоречий.

Принимая  разделение философии на идеализм и  материализм, следует иметь в  виду, что, как и любая классификация, оно достаточно условно и не исчерпывает  содержания конкретных философских  систем. Материализм и идеализм не являются оценочными характеристиками. Определенной попыткой сближения материализма и идеализма стал дуализм - философское  учение о сосуществовании двух независимых  друг от друга, равноправных начал: материального  и идеального. Типичным примером такого рода взглядов являются философские  построения Декарта.

Для материализма (в западной терминологии - реализма) основополагающим базисом всего  сущего является природа: человеческая субъективность понимается как часть  ее. Единственная совместимая с реализмом  форма познания - опыт. Для субъективного  идеализма основополагающим принципом  познания служит человеческое сознание. Необходимым следствием субъективного  идеализма выступает скептицизм: ничто с этой точки зрения не дает гарантии, что мы постигаем действительность такой, какова она на самом деле. Объективный идеализм, в свою очередь, в Новое время есть синтез реализма и субъективного идеализма: здесь  разум в самом себе черпает  доопытное (априорное знание), но одновременно допускает, что постигает сущность действительности, т.к. действительность, как и субъективный разум, имеет свой исток в абсолютном разуме. Трансцендентальный идеализм в лице И. Канта (1724-1804) вводит чистое созерцание и схематизированные категории как такие конструкции разума, которые определенным образом препарируют действительность, не давая нам права претендовать на познание подлинного бытия - вещей-в-себе. Можно познать лишь мир явлений, исследование же лежащего позади явлений объективного мира остается для нас принципиально недостижимым. Априоризм познания у Канта, а позднее у Э. Гуссерля (1869-1988), покоится на действительной возможности - до определенного предела - исследовать формы сознания как бы изнутри, непосредственно не обращаясь к предметному миру.

Идеализм (французское  idealisme от греч. idea- идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное - первично, основоположно, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо, обусловлено. И, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, такт и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 века. В 1702 году немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 году французский материалист Д.Дидро назвал идеализм "...самой абсурдной из всех систем".

При всём фундаментальном  единстве идеалистического лагеря в  решении основного вопроса философии  внутри этого лагеря следует различать  две его главные формы:

-Идеализм  объективный;

-Идеализм  субъективный;

Для первого  характерно признание духовного  первоначала вне и независимо от нашего сознания.

Для второго  неприемлемо допущение, какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

Объективный идеализм получил первое законченное  выражение в философии Платона.

Наличие двух главных форм идеализма не исчерпывает  многообразия различных версий идеалистических  философских систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология, плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), или как незакономерное, алогичное "свободное" начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).

Многовековая  история идеализма весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного  сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и  новым уровнем развития науки.

Основные  формы идеализма, получившие дальнейшее развитие в последующей истории  философии, возникли уже в Древней  Греции.

В лице Платона (427 - 347г. до н.э.) древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, противоставляет себя материализму. По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Подлинная сущность чувственных вещей, их причины - бестелесные нечувственные формы, постигаемые умом. Эти причины, или формы, Платон называет видами ("эйдосами) и, гораздо реже, идеями. Область "видов", или "идей", образует, по Платону, систему, подобную пирамиде, на вершине этой пирамиды находится "идея" блага. Она обуславливает познаваемость, существование предметов, от неё они получают свою сущность.

Среди учеников Платона выделялся гениально  одарённый мыслитель Аристотель, создавший самобытное философское  учение - одно из величайших в древнегреческой философии.

Учение Аристотеля - объективный идеализм, включающий в себя ряд по существу материалистических положений. Это учение сложилось  в результате критики учения Платона  об идеях. Однако сам Аристотель в  результате этой критики не приходит к отрицанию идеалистического положения  о существовании нематериальных причин чувственно воспринимаемых вещей. По Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство "материи" и "формы".

В конце 4 века до н.э. усиливаются признаки кризиса греческой рабовладельческой демократии. В это время возникают три главных течения эллинистической философии: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.

Родоначальником скептицизма был Пиррон. По его  учению, философ - человек, который стремится  к счастью. Счастье же может состоять только в невозмутимом спокойствии  и в отсутствии страданий.

Философия Эпикура - высший этап развития древнегреческого атомистического материализма. Эпикур отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Всё, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают.

Против учения Эпикура вела борьбу школа стоиков, основанная Зеноном.

У стоиков  единый телесный мир наделяется божественными  свойствами,отожествляется с богом.

По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, идеализм возник как понятия, выражающее религиозное  миросозерцание, и в последующие  эпохи служил, как правило, философским  оправданием и обоснованием религиозной  веры.

Огромную  роль в развитии философии сыграли  работы великого философа Иммануила Канта, представителя немецкой классической философии 18 в.

Философское развитие Канта делится на два  периода. В первый период до начала 70 годов, Кант пытался решать философские  проблемы - вопрос о бытие, вопросы  философии природы, философии религии, этики, логики, исходя из убеждения, что  философия может быть разработана  и обоснована как теоретическая  умозрительная наука, т.е. без обращения  к опытным данным.

Во второй период, с начала 70х годов, Кант пытается строго отделить явления от вещей как они существуют сами по себе, от "вещей в себе"; последние, по мнению Канта, не могут быть даны в опыте. Теперь Кант пытается доказать, что вещи сами по себе непознаваемы, что мы познаём лишь "явления" или тот способ, каким эти "вещи в себе" воздействуют на нас. В этот период Кант исследует состав, происхождения и границы различных функций познания. Учение, сложившееся в этот период, было учением агностицизма. Сам Кант называл его "критикой разума".

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"