Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.docx

— 97.80 Кб (Скачать файл)

Кант понимал, что это его учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает разуму в способности познать  сущность вещей, оставляя за ним познание только явлений. Кант полагал, что такое ограничение разума познанием одних лишь явлений необходимо для развития науки, так как оно лишает основания всякого рода логические "доказательства" бытия бога, потустороннего мира и т. п. Однако Кант всё же считал, что верить в бога не только можно, но и необходимо, так как без веры нельзя примирить требование нравственного сознания с существованием зла.

Основная  черта "критической философии" Канта - примирение материализма с идеализмом, агностицизм.

Наиболее  вдающимся представителем немецкой классической философии является Гегель.

Великая заслуга  Гегеля состоит в том, что он впервые  представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь  этого движения и развития.

Исходя из диалектического положения о  единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей  нет никаких непреодолимых преград  для познания.

"Скрытая  сущность вселенной не обладает  в себе силой, которая была  бы в состоянии оказать сопротивление  дерзновению познания, она должна  перед ним открыться, развернуть  перед глазами богатства и  глубины своей природы и дать  ему наслаждаться ими".

Мышление, по Гегелю, - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая  от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего  существующего. Мышление по сравнению  с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира.

В конечном итоге  Гегель приходит к фантастическому  выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений (правда, высшее на Земле) некого абсолютного, вне  человека существующего мышления - абсолютной идеи, т. е. бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают  друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших  тезисов гегелевской философии: всё действительное разумно, всё  разумное действительно.

Основной  формой мышления является понятие. Поскольку  Гегель абсолютирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие.

Оно по его  учению, "есть начало всякой жизни  и представляет собой бесконечную, творческую форму, которая заключает  внутри себя всю полноту всякого  содержания и служит вместе с тем  его источником" Итак, исходный пункт  гегелевской философской системы - идеалистическое отождествление бытия  и мышления, сведение всех процессов  к процессу мышления.

Рассматривая  логический процесс познания как  саморазвитие объективной действительности, Гегель поставил вопрос об объективности  логических форм. Таким образом "рациональное зерно" идеалистической диалектики Гегеля составляют многие его идеи, относящиеся к познанию наиболее общих законов развития природы, общества и познания.

АГНОСТИЦИЗМ – филос. учение, согласно которому не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Диалек-тич. материализм, признавая объективность мира, признаёт и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины (см. Основной вопрос философии). Термин «А.» введён англ, естествоиспытателем Т. Гексли в 1869, однако выражение позиции А. можно обнаружить уже в антич. философии, в частности у Протагора, софистов, в антич. скептицизме. Лервонач. формы А. возникли в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания.

Т. о., агностицизм  лишь в самом общем смысле принадлежит  к традиции философского скептицизма, критически оценивавшего возможности  познания на основании анализа внутренних несообразностей познавательной деятельности. Специфика агностицизма связана  как раз с более или менее  четкой идентификацией сферы вполне успешной познавательной деятельности. Такая идентификация, конечно, ограничивает познание, но зато гарантирует, как  казалось, внутреннюю гармонизацию познавательного  процесса и обоснованность его результатов. Несообразности в познании возникают  лишь тогда, когда познание выходит  за границы вполне определенной, вызывающей бесспорное доверие сферы познавательной деятельности, и лишь в этом пункте агностицизм кладет границы познанию. Границы Знания постоянно расширяются, подчеркивал Гексли, хотя за Пределами человеческих познавательных способностей всегда остаются вопросы, относительно которых наука в принципе не может доставить надежных свидетельств опыта—это вопросы, касающиеся Бога и всякого рода метафизических реалий. Специфика агностицизма, стало быть, состоит в том, что он пытается использовать скептицизм лишь для того, чтобы ограничить неуемные претензии на знание и таким образом обеспечить своеобразную демаркацию интересов. Агностицизм, напр., отказывает религиозным представлениям в статусе опытного знания и соответственно призывает ученых именно в качестве ученых не участвовать в решении религиозных проблем. Однако в основе такого баланса лежит очевидная концептуальная непоследовательность, ставшая в дальнейшем основным пунктом жесткой критики агностицизма.

 

3. Проблема метода в философии Диалектика и метафизика.

Методы зарождаются  в практической деятельности людей  как ее обобщенные приемы. Метод  ( methodos - путь ) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.

Философия являет собой всеобщий метод, ибо ее предметом  исследования в данном случае выступают  наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Каждый метод дает возможность познать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Отсюда возникает необходимость во "взаимодействии" методов, что также обусловлено  тем, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей.

Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных  конкретных задач, но не подменяют конкретные, часто научные методы. В процессе развития познания выработались общие  принципы мышления как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др.

Необходимость выбора и обоснование методов, выяснения  их соотношения, породила и специфическую  область философского и научно-теоретического знания - методологию. Эта система  исходных принципов или начал, обобщенных методов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Философская теория есть одновременно метод. В силу этого философия выполняет общую  методологическую функцию для всего  научного познания. Философия в отличии от конкретных наук, вырабатывает всеобщий метод познания - диалектику, как учения о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение  длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях  философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно  выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме  была выражена в философии древней  Греции, в рассуждениях Гераклита  из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет  и изменяется, все существует и  в то же время не существует, находится  в постоянном процессе возникновения  и исчезновения. Гераклит стремился  объяснить превращение вещей  в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас - живое и  мертвое, бодрствующее и спящее, молодое  и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики». На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего - идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Элементы  диалектического мышления можно  найти в философских учениях  многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все  это была стихийная диалектика.

В утверждении  диалектического взгляда на мир  большую роль сыграла идеалистическая  диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени  развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе  Гегеля. Под диалектикой Гегель понимал  не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него - это метод  познания действительности, который  учитывает противоречивость мира, его  изменение, взаимосвязи явлений, вещей  и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом  решении основного вопроса философии  и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием  «абсолютной идеи», мистического «мирового  разума» в процессе рассуждения  о самом себе.

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель - материалистическая диалектика современности. Исследуя и материалистически  перерабатывая идеалистическую  диалектику Гегеля, Маркс освободил  ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Для марксистской диалектики характерным является объективность  рассмотрения явлений, стремление постичь  вещь саму по себе, как она есть, в  совокупности ее многообразных отношений  к другим вещам. Наиболее ярко это  проявляется в учении об объективной  и субъективной диалектике.

Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как  едином взаимосвязанном целом. Она  не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная  же диалектика или диалектическое - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная  диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит  от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку  она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи.

Диалектика  рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной - результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

Важнейшим принципом  диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит  не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных  предметов, явлений, процессов. Современная  наука располагает многочисленными  данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений  и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь  атомов, дает молекулы, молекулы образую  макротела и так до галактик и  метагалактик.

Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность  предметов и явлений составляет существенную особенность материального  мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны  и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (от лат. та метата физика - буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля - А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии» - частно-научного знания.

В современном  обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения:

1. Философия  как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Так, крупный немецкий философ XX в. М. Хайдеггер рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Основные ее категории -- это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект, и субъект познания.

2. Особая философская  наука -- онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем, особенно в современной западной философии.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"