Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.docx

— 97.80 Кб (Скачать файл)

1,Открытие  закона сохранения и превращения  энергии.2,Открытие клеточной теории  строения живой материи.3,Учения  Дарвина о происхождении видов.

 Закон  сохранения и превращения энергии  Ломоносов, Джоуль показали, что  ничего не исчезает бесследно  и не возникает из ничего, все  переходит из одной формы —  в другую. Этот закон разоблачал  религию, идеализм, подтверждая материализм,  опровергал метафизику, показывая,  что всё находится во взаимосвязи  и в развитии.

 

Шлейдин, Шванн, Горячев практически независимо друг от друга показали, что вся живая материя имеет единую структурную единицу — клетку, к-я функционирует, развивается, возникает и гибнет по одним и тем же законам, независимо от форм материи, т.е вся живая материя едина.Дарвин показал, что все виды живой материи яв-ся рез-том естественного отбора, приспособленные к изменяющимися условиям, т.е. было доказано, что все находится в универсальной взаимосвязи и в развитии, опровергаются догмы религии и идеализм.

 Основываясь  на данные естествознания, Маркс  и Энгельс создали новую идеологию,  в к-й нуждался пролетариат. На арену политической борьбы впервые выходит новая сила — эксплуатируемые. Опираясь на теоретические источники была создана идеология нового типа — эксплутационного класса.

 

Особенности марк-кой фил-ии1.Сис-ма и метод становятся едиными, т.е ДМ=МД.2.Впервые диал-ий мат-изм был достроен до конца, т.е. об-во впервые стало рассматриваться с позиции материализма.3.Впервые создана фил-я, служащая орудием революционного преобразования объективной Дей-сти.4.Впервые была создана фил-я широких масс.5.Впервые была создана фил-я, отражающая прогрессивные тенденции развития, поэтому она яв-ся духовным оружием эксплуатируемых6.Впервые фил-я яв-ся последовательно атеистической, ведет непримиримую борьбу против религии, идеализма.7.Впервые фил-я строго научно обоснована, т.к. главной целью она ставит тесный союз му фил-ей и естествознанием, без чего развитие фил-ии невозможно.

 

14. Социально-экономические, естественнонаучные и теоретические источники марксизма

 

1.Английская  политэкономия А.Смит, Д. Риккардо, создавшие теорию трудовой стоимости,  но считавшие, что обогащение  — результат обмена. Маркс показал,  что источником обогащения собственника  ср-в пр-тва яв-ся отчуждение результатов чужого труда в форме прибавочной стоимости и присвоение ее собственником ср-в пр-тва. В этом суть эксплуатации.2.Научный коммунизм имел своим источником французский утопический социализм-Фурье, и английский утопический социализм — Оуе, к-е разоблачали пороки капитализма, описывали прекрасное будущее, но не указывали способов, методов достижения цели. Это было сделано Мрксом и Энгельсом.3.Марксистская философия опирается на философию Гегеля и Фейербаха, и построена новая философская система. Маркс развивал философскую сис-му, основанную на принципах объективного идеализма, применяя идеи саморазвития и всеобщей связи, т.е. диалектический метод. Марксизм очистил диалектику Гегеля от идеалистической шелухи, разработав её материалистические принципы. Мат-изм был заимствован из антропологической фил-ии Фейербаха, к-й рассматривал человека — как центральный элемент, как результат развития природы, но в человеке Фейербах видел природное, биологическое существо, не понимая социальной сущности человека. В воззрениях на общество, Фейербах был идеалистом. Материализм Фейербаха был метафизическим, механическим, созерцательным, идеологическим в воззрениях на об-во, поэтому Маркс и Энгельс преодолели все недостатки, соединив материализм с диалектикой. Впервые создали фил-ю нового типа. Противники марксизма уверяют, что Маркс-кая фил-я ничего нового не представляет, что оня яв-ся простым соединением диалектики Гегеля и мат-ма Фейербаха. Такое соединение практически осуществить невозможно, т.к. диалектика Гегеля была идеал-кой, а мат-изм Фейербаха — метафизическим.Заслуга Маркса и Энгельса в том, что критически переработав теоретические источники, впервые была создана материалистическая диалектика и диалектический материализм, т.е была преодалена пропасть му методом и системой.

 

15. Современные немарксистские философские учения.

 

Современная философия имеет ряд своих  особенностей:

1. Для нее  прежде всего характерен СЦИЕНТИЗМ  от лат. сциентиа — наука — представление о научном, особенно естественнонаучном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, проведение двух непересекающихся линий человеческого знания — научной и философской. Научная линия своим конечным продуктом имеет научную истину, философская — философскую правду.

2. Вторая особенность  современной философии — АНТРОПОЛОГИЗМ,  т. н. НОВЫЙ ГУМАНИЗМ, который  осознал отставание культурного  развития человека от энергетических  и технических возможностей общества  и выход увидел в формировании  новых человеческих качеств: глобальность  мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Не случайно  современные мыслители в центр  истории поставили человека, а  не безличные силы. Причем с  середины 50-х годов проблемы антропологии  они разрабатывают в мировом  масштабе Римский клуб. Это позволило  им выдвинуть ряд новых смелых  идей:

· идея главенства изучения жизни индивида над исследованием  человеческих общностей классов, народов, наций, этносов и др.;

· движение от идеи разумного и свободного человека к идее человека, имеющего не только разум и сознание, но и подсознание, которое вместе с интуицией становится центром современной антропологии;

· разум и  сознание отдельного человека и что  важнее общественное сознание не понимаются теперь как независимые структуры. Напротив, объявляется, что ими манипулируют раз- личные силы государства, партии, авторитеты и даже иррациональные силы — масоны, маги, тайные ордена и др.

3. ШИРОКОЕ  РАСПРОСТРАНЕНИЕ МОДЕРНИЗИРОВАННЫХ  ИРРАЦИОНАЛЬНО-МИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О МИРЕ, возврат к основам мистико-религиозной  философии. Это связано с возрождением  магии, астрологии, изучением паранормальных явлений в психике человека и в природе ясновидение, духовидение, телепатия, телекинез, полтергейст и проблемы НЛО.

Новое видение  мира основано на мистических переживаниях, особых состояниях сознания вне обыденности  и рациональности, особом языке, описывающем  реальную загробную жизнь в специальных  понятиях. Другой важный момент нового взгляда обнаруживается в принципиальной приграничности его с наукой и практикой. Там, где практика не достигла уверенной регулярности, повторяемости, а наука не представляет достоверного объяснения, всегда находится место для магии, паранормальных явлений и т. п. Поскольку природа неисчерпаема, то наука и практика всегда ограничены. И, следовательно, мы всегда будем сталкиваться с иррационально-мистическим, магическим представлением о мире.

Известный вклад  в иррационально-мистическую картину  мира внесло ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ  в философии. Оно возникло как  вполне рациональное учение об особенностях психики человека, объясняющее глубины  его подсознания, влияние эмоций, чувств, впечатлений на поведение  человека и его культуру. Однако учение основателей психоанализа З. Фрейда, К. Юнга, А. Арпера их последователи В. Рейх, Карен Хорни и др. истолковали в иррационально-мистической плоскости. Взяв за точку отсчета идеи психоаналитиков о врожденности и наследственности первичных влечений человека, сексуальных комплексов, они заговорили о принципиальной необъяснимости человеческой деятельности, мистической сущности сексуальной свободы и негативном разуме человечества, исключающем рациональность.

 

 

От общей  характеристики переходим к основным философским течениям и школам современной  западной философии.

 

16. Проблема бытия. Основные формы бытия.

 

Бытие явл-ся одной из основополагающих категорий. Многие философы ставят эту категорию в основу своей философской системы. Такой подход явл-ся неправомерным, т.к. он не позволяет провести четкую грань между материальным и идеальным. Бытие — это философская категория, которая обозначает все то, что имеет место, существует. Но существование различно, так мысли существуют только в сознании субъекта, поэтому они обладают субъективным бытием. Предметы вне субъекта, не зависимые от человека обладают объективным бытием. Гегель считал, что бытие появляется вследствие саморазвития абсолютной идеи. Абсолютная идея — всеохватывающая и обладает внутренними противоречиями, развитие которых приводит к разрешению противоречий и порождается нечто и ничто. Но ничто не существует, т.к. это другая форма нечто. Нечто развиваясь порождает бытие и небытие. Но небытия нет, т.к. небытие -это другая форма бытия или инобытие.

Бытие — объективно, неуничтожимо всеобщее бытие, оно проявляется  в конкретных формах бытия, которые  многообразны: материальные и идеальные: физические системы, химические организации, социальные.

Природа обладает различными формами бытия: объекты, процессы, вещи.

Идеальное бытие  — ощущения, восприятия эмоций, умозаключений, идей, проблем, теории, гипотез, фактов, учений.

 

17. Понятие материи. Современная наука о структуре материи.

 

Современная наука о структуре материи. Понятие  материи возникает в глубокой древности одновременно с философией. Различные философские ученые материю  интерпретировали по-разному: Идеалисты: материю понимали как производную  от сознания бог, абсолютная идея, мировая  воля, абсолютный разум — объективные. Ощущение, восприятие, представление, идеи, теории, гипотезы, переживания, чувства, воля — субъективные. Материалисты считают, что материя не зависит  от сознания, что сознание — это  свойство материи вторично по отношению  к материи, зависит от материи.

Древние материалисты сводили материю к конкретному  веществу субстанции — милетская  школа, к праматери, первовеществу, т.е. понимали как нечто, из чего состоят все окружающие явления, вещи.

В средневековье  в эпоху Возрождения считали, что природа, материя создана  богом и ее состояние зависит  от бога. В новое время сохраняется  идея о том, что бог-создатель, но при этом бог растворяется в природе, т.е. сама природа-бог. Природу возводили  в статус бога, исследуя конкретные процессы, явления, исходили из атомной  теории строения вещества Демокрит. Эта идея успешно работала в физике — Ньютон, в химии — Ломоносов. Определение Материя есть все то, что действуя каким то образом на наши органы чувств вызывает ощущения не верно, т. к. оно не полное. Поэтому проблема материи продолжала оставаться актуальной в последующие годы. Открытия в области физики, химии, которые не могли быть объяснены с позиции метафизического материализма привели к краху не материализма вообще, а метафизическому идеализму, который считал, что материя обладает постоянными свойствами, в частности массой электрон не имея массы дематеризировался, т.е. материя исчезла. Ленин дает определение материи: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Функции материи  по Ленину: Мировоззренческая —  это определение позволяет вести  борьбу против объективного идеализма  и религии, которые признают существование  объективной реальности, также как  это признает диалектический материализм, но в отличие от него объективный  идеализм и религия удваивают  объективный мир, заявляя о том, что мир не познаваем. Диалектический материализм подчеркивает, что материя  познаваемая.

Методологическая  заключается в том, что материя  существует в многообразных формах, которые изменяются. Материя первична по отношению к идее, независима от идеального. Материя многообразна и существует в следующих формах: физическая, химическая, биологическая, cоциальная.

 

18. Понятие движения. Движение как способ существования материи. Анализ механицизма.

 

Движение  как способ существования материи. Анализ механизма. Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Гераклит, Аристотель, Кант, Гегель, Ломоносов, высказывали  мысли о природе движения, однако раскрыть сущность движения, его источник и причину удалось марксистско-ленинской  философии. В основе диалектико-материалистического  понимания движения лежат два  положения. Согласно первому, движение есть неотъемлемое свойство, способ существования  материи. Материя без движения,- писал  Энгельс,- так же немыслима, как и  движение без материи. Согласно второму  — Движение, в применении к материи,- это изменение вообще. Движение —  атрибут материи. Движение неразрывно связано с материей, представляет способ существования материи. Движение как и материя -противоречиво, это выражается в том, что движение связано с покоем. Покой относителен, потому что он временный, а движение — абсолютно, т.к. оно вечно. Покой — это момент движения; движение в равновесии; движение, которое характеризуется стабильностью. Покой присущ конкретным формам движения и позволяет отличать одну форму движения от другой. Исчезновение вещи, процесса свидетельствует о нарушении покоя.

Типы движения

1 движение  от низшего к высшему, т.е. по восходящей линии процесс познания;

2 движение  по нисходящей процесс старения живых организмов; 3 движение, в котором нет ни восходящих, ни нисходящих моментов вращение ротора. Движение тесно связано с материей, поэтому обладает теми свойствами, что и материя: 1.движение не сотворимо, не уничтожимо. 2.является прерывным и непрерывным.

В начале 20-го века, когда имел место кризис физики и философии, появилось направление  энергитизма , представители которого заявили: так как материя исчезла, осталось движение, а первоосновой всего и для материи и движения явл-ся энергия. Но движение не существует без материи и явл-ся ее неотъемлемым свойством. Представители энергитизма спекулируют на достижениях науки, извращая сущность процессов. Формы движения материи — это группы изменений, подчиненные определенным объективно действующим законам. Они находятся в определенном отношении друг к другу. Так как материальный мир неисчерпаем, то и форм движе6ния бесчисленное множество. Столкновение электрона и позитрона приводит к исчезновению элементарных частиц материя исчезла. В действительности материя из вещественной формы превратилась в 2 фотона. Главные формы материи: вещество и поле.

 

19. Пространство и время - формы существования материи. Современная наука о свойствах пространства и времени.

 

Проблема  пространства и времени явл-ся одной из самых древних и возникает вместе с проблемой философии. В древности считалось, что пространство представляет собой огромный сундук, в котором расположены вещи и если эти вещи убрать, то останется пустое пространство.

В средневековье  пространство понималось как результат  божественной деятельности. В новое  время пространство понимается как  огромное вместилище не имеющее дна, стенок и покрышки Ньютон, в котором находятся вещи и если эти вещи уничтожить, то останется пустое пространство.

По Энгельсу: пространство-это философская категория, которая отражает расположение объектов одного подле другого. Пространство выражает протяженность; по характеру  — объективно; не зависит от сознания человека. Оно имеет 3 координаты, бесконечное  множество направлений, симметрично  и асимметрично.

Время — это  филос-я категория для обозначения следования объектов одного за другим. Время единомерно, асимметрично, имеет одно направление от прошлого через настоящее к будущему. Время необратимо, прошлое нельзя повернуть вспять, нельзя прервать мгновение времени, перескочить период времени. Время тесно связано с пространством, поэтому говорят о четырехмерном пространстве Сегодня в науке используется понятие n-го простр-ва, вокруг данной проблемы делается много спекуляций: заявляется, что в 10мерном или в другом расположен бог, а человек — 3-мерное существо и ему никогда не узнать, что находится в n-мерном пространстве. В действительности абстрактное математическое понятие n-мерного пространства явл-ся результатом отвлечения от природы объекта. Понятие n-мерного пространства явл-ся мат-й абстракцией фрагментом объективной действительности. Время имеет такие же свойства, как и пространство: объективно, несотворимо, не уничтожимо, бесконечно, противоречиво прерывно и беспрерывно, конечно и бесконечно. Кант утверждал, что пространство явл-ся логической формой мышления и дано человеку от природы. В действительности он отождествлял пространство с представлением о пространстве: пространство — объективно, а представление о пространстве — субъективно.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"