Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.docx

— 97.80 Кб (Скачать файл)

Диалектический  материализм основывается на результатах  научных постижений, доказывает, что  познание единством чувственного познания, т. е. ощущений, восприятий , представлений и рационального уровня познания, т. е. понятий, суждений и умозаключений.

Некоторые философы утверждают, что познание осуществляется только на уровне чувственного, что разум знаний не даёт, они называются сенсуалистамиБекон, Гобос, Локк. Локк говорил, что разум — чистая доска. В разуме нет ничего того, чего бы ни было в ощущениях. Разум приводит в порядок данные ощущений. Ощущения отпечатываются в разуме. Ощущения — единственный источник знаний, т. к. они связывают нас с внешним миром. Действительно, знание, получаемое посредством ощущений, невозможно приобрести другим способом. Другие философы считают, что знание получаем посредством разума и рассудка. Ощущения знания не дают, хотя они связывают с внешним миром. Это врата, чз которые поступают данные об окружающей действительности, на основе этих данных рассудок и разум формирует и развивает знание, они называются рационалисты Спиноза, Декарт, Лейбниц. В действительности, ощущения не только связывают с внешним миром, но и дают непосредственные знания на уровне чувственного, а разум, рассудок дает фолиально-логическое знание. Т. к. му чувственным и рациональным познанием имеются несоответствия, то преодоление этих противоречий ведет к развитию познания, к совершенствованию методов познания на уровне чувственного приборы, аппараты, инструменты и совершенствованию методов и средств на уровне теоретического. Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание имеет чувственно-рациональный характер.

 

26. Проблема истины и её критерии.

 

Проблема  истины является ведущей в философии познания. Все проблемы ,теории познания, изучение которой мы начали на прошлой лекции касаются либо средств и путей достижения истины (чувственных и рациональных, дискурсивных и интуитивных), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы, теории), либо методов её познания, форм ее реализации Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:

1) Объективность,  она - в обусловленности реальной действительности в которую входит объективная реальность, субъективная реальность она – в связи с предметно чувственной деятельностью человека, с практикой она - в независимости содержания истины от отдельных людей

2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

3) Истина есть  процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна. В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий Истины. Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Коренным пророком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и теоретическим и внетеоретическим, отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов. Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии общезначимость, прагматизм, когерентность, конвенционализм.

 

Получая знания в результате практической преобразовательной деятельности или же воспринимая  знания на веру, человек славит вопрос о том, можно ли это знание использовать на практике, верное ли оно. Проблема истины возникает в глубокой древности. Ближе всех к правильному решению  проблемы подошел древне-греческий философ Аристотель, который приходит к выводу, истина — это знание, которое соответствует действительности. Ошибка Аристотеля в том, что истина — это знание, которое соответствует объективной действительности. Аристотель разрабатывая проблему истины обратил внимание на недопустимость отождествления истины и мнения: Мнений много, а истина одна. Багданов говорил, что истина это то, что общезначимо. Но в течение многих веков общезначимыми были понятия ведьм, черта, колдунов, в существование которых верили все в эпоху средневековья. Общезначимость не может бать критерием истины. Представители прагматизма утверждают, что критерием истины является польза и выгода. Эти критерии псевдонаучны, т. к. они то же имеют субъективный идеалистический характер. Диалектический материализм показал, что истина по своему характеру объективна и конкретна число, смотря по какому календарю. В процессе познания всегда получают знания, представляющие собой единство истины и заблуждения. По мере развития познания, заблуждение отбрасываются, а истинные знания, представляющие единство относительной и абсолютной истины, уточняются, углубляются, совершенствуются.

Истина —  это единство абсолютного знания и относительного. Абсолютное знание нельзя отождествлять с так называемыми  вечными истинами, т. к. истина конкретна. Иногда абсолютную истину сводят к  истине, которая является всеобъемлющем отражением объективной действительности. Такая истина не имеет места, т. к. не может быть знания, соответствующего всей объективной действительности, т. к. объективная действительность находится в непрерывном развитии, изменении. Абсолютная истина представляет собой знание, которое не изменяется с изменением процесса познания. Абсолютная истина развивается, дополняется положительными, рациональными элементами абсолютного знания, т. е. абсолютное знание развивается благодаря развитию относительного знания. В этом выражается диалектическая связь му абсолютной и относительной истиной. Относительная истина — это знания не полные, неточные, неглубокие. Развиваясь, относительная истина уточняется, углубляется и отдельные ее элементы становятся элементами абсолютной истины, но бывает, что элементы абсолютной истины становятся относительной истиной 1+1=1, 1+1

 

27. Формы и методы научного познания.

 

Метод познания можно определить как некоторую  специфическую процедуру, состоящую  из последовательности определенных действий или операций, применение которых  либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближает к ней.Научное исследование представляет собой развитую форму рациональной деятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным правилам. В теории науки и методологии научного познания разработаны различные классификации методов. Одновременно наблюдение, измерение, практический эксперимент относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие их доказательство или выведение следствий. Такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являются теоретическими методами. Существуют методы, приспособленные преимущественно для обоснования знаний (эксперимент, доказательство, объяснение), другие направлены на открытие (наблюдение, аналогия, мысленный эксперимент). 

 Итак, научное  познание представляет собой  отношение субъекта и объекта;  обладает специфическим языком  и включает в себя различные  уровни, формы и методы: эмпирическое  исследование (научный факт, наблюдение, измерение); теоретическое исследование (проблема, гипотеза). Обычно в чувственном  познании, составляющем основу эмпирических  методов научного познания, выделяют  три основные формы - ощущения, восприятия и представления.  Ощущения - это наиболее элементарные  чувственные данные, своего рода "сенсорные атомы" чувственного  познания. Как правило, они просты по сенсорной модальности, т.е. представляют из себя чистый звук, цвет, вкус и т.д., и, кроме того, мгновенны во времени. Восприятия - это уже более интегральная форма чувственного познания, представляющие из себя комплексы ощущений, организованные в пространстве и времени. Именно с восприятиями мы имеем дело в обычном состоянии сознания, когда воспринимаем длящиеся во времени зрительные образы, состоящие из множества цветов, степеней света-тени, или когда слушаем музыку, воспринимая множества аккордов, сменяющих друг друга во времени. Представления являются еще более высоким уровнем организации чувственного восприятия, объединяя в себе множество восприятий в пространстве и времени.

 

28. Диалектика как система законов и категорий. Принципы диалектики. Диалектика и её альтернативы.

 

 

29. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и его специфика проявления в специальности.

 

 

30. Закон единства и борьбы противоположностей и его специфика проявления в специальности.

 

 

31.  Закон отрицания отрицания и его специфика проявления в специальности.

 

 

32. Единичное и общее. Специфика проявления в специальности.

 

 

33. Причина и следствие. Специфика проявления в специальности.

 

 

34. Необходимость и случайность. Специфика проявления в специальности.

 

 

35. Возможность и действительность. Специфика проявления в специальности.

 

 

36. Форма и содержание. Специфика проявления в специальности.

 

 

37. Сущность и явление. Специфика проявления в специальности.

 

 

38. Характеристика социальных теорий. Предмет и задачи социальной философии.

 

 

39. Природа и общество, их взаимодействие. Роль географической среды в жизни общества. Сущность геополитики.

 

 

40. Понятие общественно-экономической формации. Её структура.

 

 

41. Производство материальных благ - основа общественного развития.

 

 

42. НТР и её последствия. (НТР - научно - техническая революция)

 

 

43. Социальная структура общества.

 

 

44. Политическая структура общества.

 

 

45. Исторические типы общности людей.

 

 

46. Проблема человека в философии.

 

 

47. Глобальные проблемы современности.

 

 

48. Культура как социальное явление.

 

 

49. Общественное сознание и его структура. Диалектика общественного и индивидуального сознания.

 

 

50. Политическое сознание.

 

 

51. Право и правовое сознание.

 

 

52. Мораль как форма общественного сознания.

 

 

53. Наука как социальное явление.

 

 

54. Искусство как форма общественного сознания.

 

 

55. Религия как форма общественного сознания.

 

 

56. Сущность социальной революции. Революция и реформы.

 

 

57. Понятие общественного прогресса

 

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций.Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума.  Социалисты-утописты выдвигали нравственный  критерий прогресса. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы.  По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества. обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса. сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса бессмысленна, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия.. Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения…   

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"