Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.docx

— 97.80 Кб (Скачать файл)

Наука исследует  многообразные формы пространства, значительный вклад в эту проблему внесла геометрия Лобачевского, теория относительности Эйнштейна. Из теории Лобачевского следует, что если скоростью  скорости света, то неограниченно увеличивается  масса . Сокращаются размеры и растягивается время.

Пространство, время, движение, материя — неразрывно связаны друг с другом — это означает, что изменение одного из этих элементов ведет к изменению всех остальных. Эти идеи подтверждаются развитием науки и практики.

 

20. Происхождение и сущность сознания.

 

Проблема  сознания явл-ся одной из самых сложных. Долгое время материалисты и идеалисты считали, что вместилищем души яв-ся сердце. Эти идеи трудно было опровергнуть, добывая новые знания, т.к.

1церковь запрещала  изучение чел-го тела; 2вмешательство  в деят-ть сердца приводило к смерти.

Диалектический  материализм, опираясь на данные естественных наук, доказывает, что сознание вторично по отношению к материи. Это обусловлено:

1. сознание  исторически вторично, т.к. материя  вечна, а сознание появляется  на определенном этапе развития  материи 

2.сознание  — функция мозга; мозг —  материальный носитель сознания  и вне мозга сознания нет.

3.сознание  — высшая форма отражения объективной  действительности и является  результатом эволюции форм отражения  вследствие эволюции уровней  и форм материи. 

4.сознание  явл-ся продуктом общественного развития

Сознание  имеет сложную 2-х уровневую структуру:

-чувственное — в форме ощущения, восприятия, представления, эмоции;

-рациональное-понятие, умозаключение и основанные на них теории, факты, проблемы, гипотезы, идеи.

Каждая высшая форма основывается на всех низших и без них не может существовать.

Сознание  идеальное. Это означает, что в  сознании нет вещественного. Проблема идеального очень сложная, т.к. идеальное  — это то, что есть и то, чего нет. Маркс писал идеальное-это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

 

21. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Сознание - высшая форма отражения действительности.

 

Отражение —  это результат изменений, которые  происходят в процессе взаимодействия различных систем это изменения  в системе, которое действует  и системы на которую действуют. Изоморфизм — это отражение, которое дает адекватное отображение, сохраняя соответствие отражений между точками. Гомоморфизм — это отражение, которое искажает отношения между соответствующими элементами.

В результате эволюции выделились такие формы  отражения:

1 физическое- самое элементарное — материально, пассивно, непосредственно, нет избирательности и специального органа отражения.

2 раздражимость  -ответная реакция на жизненно важные воздействия на данную систему, позволяет живой системе приспособиться к изменяющимся воздействиям.

3 чувствительность  — идеально, т.е. отражение отрывается  от

 

22. Свобода и необходимость.

 

Упрощенчески-материалистическое понимание свободы воли человека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной, фактически лишает человека этой свободы. По Бюхнеру свобода - это свобода человека со связанными руками, свобода птицы в клетке. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей, возможностей, если человек действует как автомат, то не останется места для свободы.

Имеется и  другая трактовка свободы, противоположная  первой. Свобода - это "возможность  поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля - по своей  сущности всегда свободная воля".Свобода, может и не знать грани, отделяющей ее от ошибочных, а то и явно преступных действий человека. Свобода нередко  вступает в конфликт с элементарными  нормами жизни.

 

Одной из наиболее разработанных  концепций свободы  является экзистенциальная концепция  Н. А. Бердяева. Он считает, что связь  свободы с природной  или социальной необходимостью лишает подлинную свободу  всякого смысла. Материальный мир  причинен, принудителен, а подлинная  свобода безосновна.

В истории  философии  проблемы взаимосвязи  свободы и  необходимости существует три наиболее общих подхода: - детерминизм (абсолютизирующий всевластье необходимости  и, по сути, отрицающий свободу воли); 

- индетерминизм  (гипертрофирующий, напротив, автономию  воли, противопоставленной необходимости);

- принцип  единства, взаимообусловленности свободы  и необходимости. Конструктивным  основанием для решения проблемы  является третий подход, в рамках  которого свобода и необходимость  рассматриваются диалектически. 

 На основе  результатов диалектического подхода  свобода может быть представлена  как осуществление субъектом  власти над объектом в соответствии  со своими потребностями (прежде  всего — потребности самореализации). Осуществление этой независимости  по отношению к необходимости  предполагает: 

1) познание  необходимости; 

2) выработку  программы деятельности (на основании  познанного); 

3) реализацию  этой программы на практике.

 

23. Познаваемость мира и сущность познания.

 

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии  познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена  стремилось к приобретению новых  знаний. Овладение тайнами бытия  является выражением высших устремлений  творческой активности разума, который  составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую  в виде социальной памяти, богатства  ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма  социальной наследственности, культуры.

Теория познания — специальное  исследование познания, которое делится:

— на критику познания, отталкивающуюся  от существовавшего до сих пор  типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

— на теорию познания в узком  смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые  изучает теория познания:

— природа познания;

— возможности и границы  познания;

— отношение знания и реальности;

— соотношение субъекта и  объекта познания;

— предпосылки познавательного  процесса;

— условия достоверности  знания;

— критерии истинности знания;

— формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

— одни ученые изучают объективную  реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое  разделение духовного производства;

— одни находят знания, а  другие — знания о знании, которые  важны и для самой науки, и  для практики, и для выработки  целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или  эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:

— gnosis — познавание, узнавание (познание, знание);

— episteme — знание, умение, наука.

В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:

— знание как данность, добытый  факт;

— процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей  гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

Поскольку истина является объективной  стороной знания, которая состоит  в отношении с субъективной его  стороной, постольку гносеология  в своем развитии определяет предмет  психологии знания.

Теория познания должна:

— обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

— объяснять саму возможность  такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:

— исследует природу человеческого  познания;

— исследует формы и  закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к  постижению их сущности (истинного  знания);

— рассматривает вопрос о  путях достижения истины, о ее критериях;

— исследует то, как человек  впадает в заблуждения и каким  образом преодолевает их.

Основным вопросом для  гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный  смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

24. Роль практики в процессе познания.

 

Диалектический  материализм практику интерпретирует, исходя из материалистических принципов. Практика — это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие  на тот или иной объект с целью  его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Существует 3 вида практики: 1материально  преобразовательная деятельность —  имеет важное значение, нацелена на создание того, что необходимо человеку, человеческому обществу. Этот вид практики реализуется в процессе производства. 2социально-историческая практика — это материальные процессы, которые ведут к преобразованию общества и конкретных социальных явлений. 3научный эксперимент — позволяет отвечать на вопросы, которые ставит наука, выявляет противоречия между теоретическими положениями и экспериментальными данными, является одной из основных форм критерий истины научных знаний.

Практика  в процессе познания играет очень  важную роль, т. к. выполняет 4 функции:

1. Практика  — основа познания, источник научного  познания, т. е. наука развивается благодаря возникновению потребности практики. Так геометрия возникла из необходимости восстанавливать границы земельных участков в Египте в долине реки Нил. География возникает в связи с необходимостью описывать землю, чтобы не повторять открытия и т. д. Химия, физика, медицина возникают как науки, которые в связи с практическими потребностями должны давать знания о природе, о веществе, и человеке и т. д. в современных условиях возникновение новых наук обусловлено практическими потребностями.

2. Практика  — движущая сила развития научного  познания, т. к. наука идеальна, практика материальна, то идеальное  никогда не совпадает с материальным. Научные идеи выражаются с помощью теории, а практика в форме материальных преобразований. Они никогда не совпадают с теорией. Возникшие противоречия могут быть преодолены только развивая теорию и практику одновременно. Тем самым развивается научное познание.

3. Практика  сфера приложения знаний, это  значит, что знания приобретаются  для внедрения в практику, для  практического применения, для практического  преобразования действительности. Сфера приложения означает, что  знания должны быть адекватными  объективной действительности, но  применение на практике часто  выявляет несоответствие, поэтому  возникает противоречие, разрешение  которых приводит к необходимости развития теории и практики.

4. Практика  — критерий истины. Это означает, что только практики может  дать окончательный ответ о  том, является ли знание ложным  или истинным, она является абсолютной  и относительной. В действительности, используются различные критерии для каждой конкретной сферы, но все они в конечном счете имеют практику, определяются уровнем развития практики. Часто в качестве критерия используется формально-логическая выводимость. Доказуемость, логическая выводимость, формальное обоснование не подтверждает истины, а показывает, что отсутствуют логические противоречия. Как критерий истины, практика в то же время относительна, т. е. хотя она является единственным критерием, но она в своих возможностях ограничена уровнем развития производства, знаний теоретического и эмпирического, конкретными условиями данной эпохи.

 

25. Диалектический характер в процессе познания. Единство чувственного и рационального.

 

1 обусловлен многими причинами, т. к. сама действительность развивается, а познание является осознанным отражением объективной действительности, то и само познание как отражение развивается: уточняется, углубляется, совершенствуется, приближаясь к познаваемому объекту.

2 результат  познания — теоретическое знание, которое применяясь на практике никогда не совпадает с практикой. Поэтому противоречия теории практики ведут к необходимости развивать теорию и вместе с тем развивать практику.

3 знания получают  на уровне эмпирии, т. е. опытным  путем, а так же на уровне  теории. Противоречия му эмпирическим и теоретическим знанием ведут к необходимости развития познания.

4 знание идеально, а объективная действительность  — материально. Материальное  никогда полностью не совпадает  с идеальным, т. к. идеальное  беднее.

5 важным фактором  развития познания является то, что познание осуществляется  сознанием, которое имеет сложную  структуру: чувственный уровень  ощущение, восприятие, представление;  рациональный уровень понятия,  суждения, умозаключения.

Вопрос о  том, что представляет собой ощущение, интересовал биологов, физиологов, медиков, психологов. В XVII-XVIII в. над этой проблемой работали многие исследователи. Немецкий ученный Мюллер приходит к выводу, что ощущения не дают знаний об объекте. Они только устанавливают нарушения равновесия специфической энергией, находящейся в состоянии равновесия. В результате воздействия нарушается равновесие и это воспринимается человеком как ощущение. В действительности, аргументы Мюллера не состоятельны, т. к. свечения вызваны разным воздействием, имеет разный характер.

В результате исследований констатирует: ощущения — это символы объекта. В действительности, символ может иметь что-то общее  или не иметь с отражаемым объектом. Плеханов пытается исправить положение, вытекающее из идей Гельмгольта,ощущения — это символы, но чаще всего символы не имеют ничего общего с ощущениямикирпич на дороге, запрещающий проезд, дорожные знаки, поэтому Плеханов утверждает, что ощущения — это иероглифы, однако иероглифы т. ж . чаще всего не имеют ничего общего с отражабщим объектом. Ленин подчеркивает, сказать иероглифы — это означает ничего не сказать. Анализируя сущность знания, Ленин делает вывод, что ощущения — это субъективный образ объективного мира. То же самое в целом можно сказать, что знание — это субъективный образ объективного мира, т. к. знание как гносеологический образ представляет собой динамическую с-му взаимосвязанных му собой эл-тов — это ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"