Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.docx

— 97.80 Кб (Скачать файл)

3. Философский  способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому  методу как своему антиподу.

Самая характерная, существенная черта метафизики -- односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире -- того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основных:

1. Старая метафизика - была характерна для философии  и науки в XVII-XIX вв. (метафизический  материализм, натурфилософия, философия  истории и т. д.). Специфика этой  формы метафизики - отрицание всеобщей  связи и развития, отсутствие  системного, целостного взгляда  на мир (мышление по принципу  «или-или»), убежденность в завершенности  всех мировых связей.

2. Новая метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме - сосредоточение усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом:

а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения;

б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);

в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие  по прямой линии»);

г) как вечное движение по кругу, без возникновения  нового (концепции «круговорота»);

д) как движение, из которого изымается его сущность -- противоречие;

е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Возможны  и другие, в том числе и смешанные  интерпретации развития, связи и  взаимодействия.

Виды метафизики могут быть выделены по различным  основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической детальности - бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т. е. любые односторонние действия.

Метафизический  способ познания включает в себя целый  ряд разновидностей, которые возникают  в результате абсолютизации отдельных  моментов, форм, этапов и т. п. познавательного  процесса. Ранее некоторые из этих разновидностей были названы - идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.

К ним следует  добавить софистику и эклектику, которые зародились еще в древней  Греции и использовались для «обоснования»  истинных суждений, бывших на самом  деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога».

Софистика и  эклектика являются, пожалуй, наиболее «коварными и хитрыми» разновидностями  антидиалектического способа мышления. Они и сегодня широко используются для «доказательства» неверных выводов  и «обоснования» неправедных  дел, особенно в сфере политики.

Сущность  софистики и эклектики заключается  в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют не объективно, т. е. не как адекватное отражение  развивающейся действительности, а  произвольно, чисто субъективистски. Как правило, их главнаяцель - сознательное, преднамеренное искажение истины, извращенное представление действительности, стремление выдать ложь за истину. Это достигается с помощью системы специфических приемов и уловок (софизмов), основанных на нарушении принципов формальной и диалектической логики.

Основное  различие софистики и эклектики - при всем их сходстве - состоит в  том, что характерными приемами последней  являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета (или  мыслей, взглядов, фактов и т. п.) и  их произвольное, механическое соединение чисто внешним образом. Результатом  этой процедуры является агрегат, хаотическое  множество, а не целостная, развивающаяся  система в единстве всех своих  сторон и связей.

Софистика и  эклектика, хотя и признают гибкость, диалектичность понятий (что, несомненно, является их важным рациональным моментом), но вследствие своего произвола и  субъективизма не доходят до реальной диалектики объективной действительности.

 

4. Материализм древнего мира.

 

Др. Греция представляет собой совокупность городов-полисов, которые вели торговлю, войны друг с другом, и эта активная социально  — экономическая теория стала  предпосылкой возникновения философии. Духовный мир этой эпохи определялся религиозно — мифологическими восприятием природы, однако к 7 в. до н. э стали появляться мыслители, которые стремились понять мир из его естественного начала. Так возникли первые натурфилософские школы. Принято выделять следующие:

Милесская Фалесс, Анаксимен, Анаксимандр. Эти мыслители пытались объяснить окружающий мир, выдвигая ту или иную абсолютную субстанцию в качестве основополагающей. Фалес утверждал, что это вода, Анаксимен — воздух, Анаксимандр — апрон. Чуть позже Эмпедокл утвердил первоначальником землю, а Гераклит из Эфеса — огонь. По мнению Гераклита мир подобен огню — то вспыхивает, то затухает. С образом огня Г. отождествлял движение, изменение: Все течет, все изменяется, Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Гераклиту принадлежит мысль о том, что содержание любой вещи подобно ее противоположности темное-светлое.

 Элейская Парменид, Ксенофон, Зенон. Парменид первый обратил внимание на связь мысли и предмета Мысль о чем то, и то, о чем мысль, одно и то же. Ксенофон высказывал мнение о том, что не боги создали людей, а люди богов. Зенон выдвинул ряд задач — апорий, которые по его мнению опровергают движение, делают его иллюзорным черепаха и Ахиллес.

 Пифагорейская Ее представители считали, что первоначалом всего являются цифры.

 

Т.о в первых натурфилософских школах сформировались основы

 Сократ  первый сделал проблему человека  центральной для философии. Если  его предшественники пытались  понять человека отталкиваясь от определенных представлений о космосе, то Сократ делал наоборот — познай самого себя. По Сократу духовное содержание человека определяется нравственностью, кот. сводится к знанию добродетели и порока. Сократ считал, что философия должна научить человека отличать добродетель от порока, а это можно получать только из космоса. Космос явл. абсолютно совершенным и добродетелем, поэтому изучая космос человек способен выработать в себе нравственное совершенство.

 Учеником  Сократа был Платон. Он являлся  создателем философский системы  объективного идеализма. По его  мнению мир двойственен, он состоит из чувственного мира вещей, он несовершенен, и мира идей, который вечен, совершенен и неизменен. Душа человека — это его идея, которая после смерти возвращается в мир идей.

 Учеником  Платона был Аристотель. Развивая  идеи Платона, Аристотель создал  иную картину мира, согласно которой  всякая вещь хар-ся материей веществом и активным началом формой. Благодаря последней, существует многообразие вещей и их изменение. В основе мира лежит форма форм, которая и является первопричиной всего изменения.

 Т.о античная философия рассм. проблемы человека в единстве с окружающим миром космосом, поэтому она и названа философией космоцентризма.

5. Идеализм античной философии.

 

Идеализм  — общее обозначение философских  учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое —  вторично, производно. Основные формы идеализма — объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум панлогизм или мировая воля волюнтаризм, как единая духовная субстанция идеалистический монизм или множество духовных первоэлементов плюрализм, как разумное, логически постигаемое начало идеалистический рационализм, как чувственное многообразие ощущений идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм, как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания иррационализм. Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии — Платон, Плотин, Прокл; в новое время — Г.В. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И.Г. Фихте XVIII в.. В обыденном словоупотреблении идеалист от слова идеал часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям. Платон - великий мыслитель, предмет нескончаемых споров в истории философии, искусства, религии, науки. Идея- центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное.  Трактуя идею души, Платон говорил, что душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, вспоминает о мире идей. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, аго осуществление в повседневных актах людей, в жизни общества. По Платону, чувственный мир несовершенен - он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым. Аристотель-ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходится со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: Платон мне друг, но истина дороже! Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слияние материи и формы. Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Основным двигателем мира является Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

 

6. Философии феодального общества.

 

Эпоха средневековья  хар-ся сильным влиянием религии на все стороны духовной и общественной жизни, и том числе и на философию. Это нередко называют философией теоцентризма. В римской империи зарождается новая христианская религия, главным мотивом которой духовное спасение человека, которое осуществляется после его смерти. Христианство — монотеистическая теория, в отличая от греческой или римской. Это обстоятельство делает ее достаточно отвлеченной и абстрактной теорией, что ведет к введению промежуточного звена, избранника, Иисуса Христа.

Центральной проблемой средневековой философии  выступает проблема божественного  бытия — что есть Бог Принято  выделять две точки зрения:

 Бог отождествляется  с абсолютным разумом. Бог однажды  создал совершенный мир, и происки  дьявола вносят в него несовершенство. С этой точки зрения понятия  носят объективный характер, это  универсальные реалии, которые предшествуют  вещам. Это направление получило  название средневекового реализма, представителями которого были  Ансельм Кетнарберийский, Фома Аквинский

 Бог есть  абсолютная воля, который постоянно  творит, делая его более совершенным,  а дьявол препятствует ему  в этом. Здесь бог подобно мастеру  все более совершенствует свое  творение. В этом случае вещи  — божественного происхождения,  а понятия о них — простые  имена. Эта точка зрения получила  название номинализм, наиболее яркими  представителями которого являлись: Уильям Оккал и Жан Буридан. Они отвергали каноны существующей тогда церкви.

 Начиная  с 11 — го века в Европе  начали появляться первые университеты, в кот. были следующие факультеты: богословский самый престижный, юридический и медицинский. В этих университетах сосредотачивались и развивались основные научные знания, которые в основном сводились к чтению священных книг схоластика.

 Но несмотря на религиозную мистику, время мракобесия, философия средневековья — это шаг вперед, потому как через веру осознавалась субъективная реальность, духовный мир, человеческое Я, которое впоследствии стало центральной проблемой философии.

 

7.  Философия Эпохи Возрождения.

 

Для эпохи  Возрождения характерно второе рождение античной философии, прежде всего, та же обращенность к человеку. Потребности  общественно-исторической практики явились  мошным импульсом развития естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени.Вызрителями этой тенденции были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения: М.Монтень, Пико дела Мирандола, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Галилео Галилей.Общей тенденцией стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.Мишель Монтень-автор знаменитых Опытов, мастер тонкого психологического анализа человеческой души, выдающийся писатель. Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал естественное состояние человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловленны отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации. Вообще Монтень пользовался исключительным влиянием среди своих соотечественников в эпоху Просвещения.Для Пико делла Мирандола основной была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному. Он исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о срединном положении человека между миром земным, материальным и божественным. Он утверждал, что человек есть соединительная связь всей природы и как бы эссенция, составленная из всех ее соков. Поэтому тот, кто познает себя, познает в себе все.Николай Кузанский утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания Бога и Вселенной. Он буквально произвел революцию в астрономии, разрушив космологическую систему Платона, Аристотеля и Птолемея и утвердив систему гелиоцентризма. Кузанский развил идеи взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосмосе. Он утверждал мощь человеческого познания. С Кузанского начинается постепенный переход от математической мистики к точной математике. Можно сказать, что тема противоречий была основной в его творчестве.Воззрения Джордано Бруно характеризуются как пантеизм-философское учение, согласно к-му Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа совпадает с мировым божественным разумом. В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности к-ой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Этические воззрения Бруно заключаются в утверждении героического энтузиазма, безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей к божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, к-ые возвышаются над размеренной повседневностью. Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Своим творчеством Бруно завершает эпоху Возрождения.Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, в месте с тем продолжив все лучшее из того, что дало средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узкоевропейское, а мировое влияние. Для философии того периода характерны:Широкое, общее и свободное чувство человечности, освобождение человеческого разума от непренклонных и незыблемых догм. Культура Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени

 

8. Английская и французская философия Нового времени.

 

Философия Нового времени существенно отличается от античной и средневековой по своему содержанию, по методологическим принципам и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, конечно, не означает, что новоевропейская философия полностью теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии Нового времени относят к концу ХVI — ХVII ввворос интерес к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Философы этого периода выше всего ценили своеобразие и уникальность индивидуума. Наука главным образом определялась как общественное сознание и общий облик новоевропейской цивилизации. Собственно говоря, сама эта цивилизация была вызвана к жизни именно развитием науки. Решение проблемы метода познания в философии Нового времени связано с двумя течениями — эмпиризмом, у истоков которого стоял крупный английский философ Френсис Бэкон и рационализмом, ярким представителем которого был французский мыслитель и математик Рене Декарт.Знание — сила, — провозглашает Ф. Бэкон. Смысл этого афоризма в том, что подлинное знание, по мнению философа, должно обеспечивать человеку власть над природой и служить обществу. Всякое познание и всякое изобретение должно опираться на опыт, т.е. должно двигаться от единичных фактов к общим положениям. Такой метод носит название индуктивного. Индукция была описана Аристотелем, но он не придавал ей такого универсального значения как Ф. Бэкон.Творчество Ф. Бэкона оказало серьезное влияние на ту общую духовную атмосферу, в которой формировалась наука и философия ХVII вНаиболее значительными последователями эмпирической линии в философии нового времени были Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм — в Англии; Э. Кондильяк, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро- во Франции.Основоположником новоевропейского рационализма был Рене Декарт. Историки ХVIII — ХIХ вв. считали его основоположником всей новоевропейской философии. Учась в школе, он пришел к выводу, что все знания и науки недостоверны и бесполезны в жизни. Именно по этому юный Р. Декарт загорелся страстью найти способ отличать истинное от ложного. Вся философия Р. Декарта ни что иное, как антитрадиционализм. Декартом провозглашается принцип сомнения, последовательно сомневаясь во всем, философ погружается в глубины своего сознания. Тут он находит искомое незыблемое основание: можно сомневаться в существовании любой вещи, но только не в существовании самого сомневающегося разума. Изучая проблему бытия, Р. Декарт пытается вывести основополагающее понятие, которое характеризовало бы сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Субстанция — это все, что сущетсвует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ и является причиной всего. Рационализм получил дальнейшую разработку в учениях Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница. Предметом философских исследований Б. Спинозы были проблема субстанции, теория познания, проблемы этики соотношение свободы и необходимости. Б. Спиноза выдвигает самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем: не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими субстанциями, существует только одна субстанция, которая заключает в себя все сущее, то есть окружающий мир Природу и Бога. Таким образом, Природа и Бог едины. Б. Спиноза предложил свое решение проблемы субстанции, основанное на идее пантеизма, преодолев декартовское противоречие между Богом как субстанцией несотворенной и двумя природными субстанциями, которые являются конечными и сотворенными. Субстанция, согласно Б. Спинозе, есть то, что является причиной самой себя. Г. Лейбниц выступил с учением о множественности субстанций , которые он назвал монадами от гр. — единое, единица. Г. Лейбниц также разрабатывает собственную теорию познания ,в к-ой стремился соединить достижения рационализма и эмпиризма. Особенно отчетливо это проявляется в обосновании им необходимости уважать факты, доверять ощущениям, направлять познавательные усилия на постижение самих вещей, давать всему естественное объяснение.Систематизация и развитие эмпиризма было осуществлено Томасом Гоббсом и Джоном Локком. Томас Гоббс, выступая с позиций материализма, пытается дифференцировать философию и теологию. Теология — это богооткровенное знание, которое не поддается рациональному анализу. В качестве важнейшего объекта философии у Т. Гоббса выступает человек как существо не только природное и физическое, но и моральное, духовное. Цель философии, по мнению Т. Гоббса, состоит в том, чтобы научить людей предвидеть следствия и использовать их для своей жизни. Все познание вырастает из ощущений, отчасти непосредственно, отчасти из воспоминаний о них.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"