Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

1.Мировоззрение- совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизн.позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческие подсистемы.

Мировоззрение - сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоц.компонентов, мироощущения и миропонимания.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта): жизненно-практический и теоретический.

  • Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.
  • Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Мы воспринимаем только целостно(в логике–можно раздробить явление). Целостность–одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию м.б.:научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности сущ-ей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание. 1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоц.настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Осн.элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.

3.Фил-я Древнего Востока м.б. соотнесена с 3центрами: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации  и  древняя  цивилизация  Среднего Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.

Причины возникновения: 1.социально-экономич(переход  от  меди  к  железу) 2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных  связей  4.первое  гос-во  5.духовная жизнь.

В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".Систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги  древней  Индии,  результатом дальнейшей разработки стали Брахманы (ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" упанишады ("знания  полученные  у  ног  учителя")Полное воззрение Др.Индии наиб.полное отражение получили в Упанишадах. По форме Упанишады обычно представляют диалог  мудреца-учителя с учеником, либо с человеком, ищущим истину. Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия. Центр.вопрос- разделение знания на 2 вида: низшее и высшее. Низшее-зн-е эмпирич. действительности, которое считается з-ем отрывочным, фрагментарным=>неистинным. Высшее-это зн-е духовного абсолюта, кот.рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретением которого служит мистическая интуиция.Для древнеинд.школы хар-ны:1.внимание  к  вопросам  поиска  сущности  чел.  и окр.мира 2.признание тождества микро- и макрокосмоса. Атман есть Брахман.Атман-всепроникающее дух.начало,Я,душа.Брахман-безличный дух.абсолют,из которого происходит всё остальное.Они совпадают и в рез-те открывается путь к высшему блаженству(освобождение от земного). Особенностью индий общ-ва было распадение его на парны и касты.Касты были замкнутыми группами наследующими из поколения в пок-е отлич-е знаки,символику, культуру.образ жизни,одежду,проф-сию мировоз.

Джайнизм (победитель) Основопол-к: Махавира. Дж-м отриц святость Веды осуж-я жертвоприн-я допускает женщин к изуч-ю свящ текстов В основе Дж-ма представление о карме(космич-ом законе).З-н кармы нельзя умилостивить жертвами бога,но его можно победить.Джина- тот кто победил карму.Правильная вера соблюдение обетов, воздерж-е, правдивость, чистота, строгость к себе, невозмутимость. Следование обетам может освободить от кармы ещё при жизни. Это путь аскетизма.

Буддизм Основатель Сиддхартха Гаутама(Буддой- просветленный). В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения. Смерть в ней означает не полное исчезновение, а распад опред.комбинации дхарм — вечных и неизменных элементов сущего-и образование др.комбинации. Новая комбинация дхарм зависит от кармы, которая представляет собой сумму грехов и

4.Проблема возникновения фил-ии.Мифология  и фил-я.Основные возникающие при этом вопросы: 1.Когда и где? 2.Из чего? 3.Почему?

  1. Когда и где? Приблизительно в 8 в до н.э. 3 центра древней цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция. Предфилософия–совокупность дискурсивных мыслей–каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, что обуславливает последовательность, системность. Наиболее теоретична в этом смысле Д.Греция, философия Востока менее теоретична.

Приблизительно в 6 в до н.э.–бытовые, семейные вопросы, 10 ,11–16 в до н.э.–вопросы мироздания. С европейской точки зрения установлено, что философия начинается с 6 века до н.э. одновременно в Др.Греции, Индии и Китае.

  1. Из чего? К источникам философии можно отнести:
  • народное творчество в целом(мифы и т.д.)
  • накапливающийся опыт

«Философия наблюдается в момент разложения мифологического мировоззрения»(Гегель)

В основе философии–понятийно–логический язык в отличие от мифов(образный). Ф. Проявляет себя в литературных произведениях(Гомер)–вначале были древние летописи.

Основные концепции происхождения Ф.:

  • Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия–рационализация мифа(Гегель, Лосев, Коннфорд)
  • Гносеогенная. Философия возникла в результате обобщения знаний(космогонии, медицины и т.д.)(Богданов)
  • Теологическая. Концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия–реализация человеком дара божьего.

Каждая концепция имеет «за» и «против».

Синтетический подход–философия возникла из мифологии, накопления знаний, науки.

  1. Почему? Необходимо теоретическое понимание действительности.
  • Разделение труда(отделение умствен. от физического).
  • Присущее человеку творчество духа(Эдман Гусман считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»).
  • Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные–торговать, а самые счастливые- смотреть».

Исторически 1формой мировоззрения явл.мифология. Само понятие «мифология» имеет 2значения: первое – это совокупность сказаний легенд о богах, о героях, о первопредках, о происхождении и возникновении Богов и Земли, о природном и социальном  мире

5.Осн.проблемы и особ.античн.фил-ии.

  1. Период становления/досократический 7-6вв. до сер5в до н.э
  2. Классческий сер5-сер 4в до н.э
  3. Эллинистический сер 4-до 1в до н.э
  4. Период умирания античной философии(христианизация)1в до н.э/н.э-4в н.э

Философия зародилась в 3-х центрах- это мнение не совсем верно. Философия возникла в одном центре – Греции. Учения Индии и Китая имеют свою иную логику.

Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв. до н. э. Своим характером и направленностью сод-я, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Опред.фил.элементы, естественно, появлялись и до возникновения философии как таковой, им, однако, нельзя приписывать методологическую последовательность, характерную для греч.философии. В развитии античной философии можно приблизительно выделить 4 основных этапа 1этап (от формирования собственно греч.философского мышления до перелома V-IV вв. до н.э.), как правило, определялся как досократовский. Фил.движение в период жизни Сократа представляет действительно знаменательный рубеж в развитии антич.фил.мышления, который, однако, нельзя связывать исключительно с личностью Сократа. Потребность в новом типе знания (а значит, и философствования) вызвана прежде всего сущ. изменением общественных отношений. Вследствие этого в Афинах, стоявших в авангарде развития античного мира, появляется новый тип мыслителей (софисты), которые обращают внимание на проблематику, говоря сегодняшним языком, именно политич.жизни гражданина греческого полиса. 2этап - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н. э.- определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период явл.также вершиной развития греч.рабовладельческой демократии Культурная, научная и политич.жизнь сосредоточена, в

6.Милетская и элейская школы. Милетская школа  известна как  1фил. школа. В ней впервые сознательно  был  поставлен  вопрос  о первоосновах  всего  сущего. Представители интуитивно понимали  мир как материальный. Фалес Милетский(625–547 г до н.э.). Фалес поставил вопрос об архэпервопричине всего сущего. Вода по Фалесу–первопричина всего сущего(нет воды–нет жизни). Вода–субстанция, из которой все проистекает,и все в нее возвращается. Этот круговорот подчиняется Логосу(закону). Богам в системе Фалеса не было места.

Анаксимандр. Преемник Фалеса(около 610–540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон–неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее: оно недоступно чувств.восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей.

Анаксимен.(ок. 585–525 до н.э.). Полагал, что первоначалом всего явл.воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения.

В 5 веке до н.э. Милет утратил самостоятельность и развитие здесь философии прекратилось.

Акцент на изменчивости мира стал тревожить многих философов. Абсолютизация привела к тому, что общество перестало видеть ценности(добро, зло) Эту проблему пытались разрешить представители эллейской школы: Ксенофан, Парменид, Зенон.

Гераклит подчеркивал одну сторону противоречия бытия–изменение вещей, текучесть сущего. Подвергая критике гераклитовское. учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на др.сторону–на устойчивость, сохранение вещей. Ксенофан-(около 565–473 до н.э.) философ, поэт–изложил учение стихами. Всю жизнь(почти 100лет) был очень бедным, скитался по различным

7.Наивная диалектика древних.Гераклит  и Зенон. Другим выдающимся центром как торговой и политической, так и культурной жизни малоазийской Греции был Эфес. Здесь также приблизительно во второй половине VI в. до и. э. возникает сильная философская школа, связанная с именем философа Гераклита из Эфеса.Гераклит(ок.530–470 дон.э.) был великим диалектиком, пытался понять сущность мира и его единства, опирается  на то, как это единство себя проявляет. Основой всего Гераклит считает огонь. "Огонь есть основной элемент, все является видом огня, и все происходит путем разрежения и сгущения". В качестве осн.признака выделил свойство–изменчивость(“В одну реку нельзя войти дважды”). Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать?Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Его познание предполагает понимание закономерного развития мира как борьбы и единства противоположностей.По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны». Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объективная ценность человеческого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку.

Зенон Элейский(около 490–430 до н.э.)–любимый ученик и последователь Парменида'. Он развивал логику как диалектику. Наиб.известные опровержения возможности движения–знаменитые апории Зенона. Отстаивал неизменность бытия(едино и неподвижно), небытие мыслить нельзя, это область мнения.

Внутренние противоречия понятия о движении ярко выявляются в знаменитой апории «Ахиллес»: быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи. Апория «Дихотомия»: предмет,

8.Сократ. Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа(469–399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Его мысли дошли до нас в работах его учеников Платона и Ксенофонта. Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал осн.методом нахождения истины. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные(майевтика). Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми. Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. У Сократа мы встречаемся также с первой попыткой классификации форм государства. И здесь он опирается на свой религиозно-этический рационализм. Сократ называет такие основные государственные формы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Правильной и нравственной он считает только аристократию, которую характеризует как власть небольшого количества образованных и нравственных людей. В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества» «крамольными» идеями. В результате различного рода интриг он был, в конечном счете, приговорен к смерти. Отказавшись от предоставленной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд(цикуту).

9.Античная атомистическая  фил-я.Демокрит и Эпикур. Атомизм составляет одно из величайших учений. В отличие от всех выдвигавшихся до сих пор идей первоначала, идея атома содержит в себе, кроме всего прочего, принцип предела делимости материи: атом мыслился как наименьшая частица, кот.выступает как исходный в созидании и последний в разложении вещественный элемент сущего. Атомов бесчисленное множество, они вечны, неизменны, не возникают и не уничтожаются. Атомы отделены друг от друга пустотой; атом–бытие, пустота–небытие. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Человек–скопление атомов, отличается от других существ наличием души. Душа–вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов.Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. По Демокриту, боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум. Причинность. Развитие вселенной, порядок мира, все в сущности определено (детерминировано) механическим движением атомов. Поэтому в его системе нет места для объективного существования "случайности". У Демокрита "все возникает по необходимости: причина всякого возникновения - вихрь, и этот вихрь он называет необходимостью". Эпиукур-философ материалист,атеист.Отрицал вмешательство богов.Вечная материя,обладающая внутр.источником движения.Возрождая атомизм,вводит спонтанного отклонения атома.Основа для соотношения небходимости и случайности.Сенсуалист.Цель познание-освободить от невежества и суеверия.В этике обосновывает разумное наслаждение.Цель:уклонение от страданий и дстижение спокойного и радостного состояния духа.Наиб.разумным для человека явл.не деятельность,а покойю

10.Идеализм Платона. Платон.(427-347)-сын афинского гражданина. Ученик Сократа. После смерти Сократа много путешествовал (12лет). Критикует Демокрита. Центральное учение - учение об "идеях". Матер.мир ( кажущееся бытие), который нас окружает и который мы познаем своими чувствами является лишь "тенью" и произведен от мира идей (истинное бытие), т.е. матер. мир вторичен. Все явления матер.мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, идеи явл.неизменными и вечными. Поэтому идеи - единственный предмет подлинного истинного познания. Чувственно воспринимаемые предметы - подобие, тень, в кот. отражены идеи. Основоположник объективного идеализма. Онтология: Чувственному миру как кажущемуся и нереальному противопоставляет идеальный мир как реальный и действительный. П  объявил  мир  идей божестым царством, в к-ром до рожд-я ч пребывает  его  бессмертная душа. За тем она попадает на грешн землю, где временно находясь в ч теле, как узник в темнице она вспоминает  о  мире  идей.  Познание  по  П  есть воспомин-ие  душой  своего  доземного  сущ-ия.  Считал,   что   чувства обманывают ч, и поэтому советовал для познания истины "закрыть  глаза  и заткнуть уши" и довер-ся своей вспоминающей о своем божест-м прошлом души. Диалектика этого мира определена вечным конфликтом бытия и небытия, идеи и материи. Это мир, в котором нет ничего (вечного), ибо все течет (изменяется, развивается, возникает и гибнет).Платон о цели. Все вещи в мире подвержены изменениям и развитию. Особенно это касается мира живого. Развиваясь, все стремится к цели своего развития. 
Отсюда еще один аспект понятия "идея" - это цель развития, идея как идеал. 
Человек тоже стремится к какому-то идеалу, к совершенству. 
В мире все развертывается согласно некоторой цели, а цель может иметь только то, что имеет душу. Миф о пещере.


 

возникновении Богов и Земли, о природном и социальном  мире людей; второе – мифология – это учение о мифах, теория мифа. Миф для древнего человека в дифференцированном выражении «слова» обобщал представления о том мире, в котором он жил, о тех силах, которые этим миром руководили.  Мифы заключают в себе особый вид мировоззрения,  нерасчленённое, синкретическое  представление о явлениях природы и общества. Мифологическое мировоззрение основывается на образном, худ-эмоц.переживании мира. Миф – это реальность, которой живут, это практическое руководство к действию.

Мифология выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему, первобытному обществу, как форма мировосприятия, понимания мира и самого человека,  своего рода это первоначальная форма дух.культуры человечества.Особенностью мифологического мировоззрения явилось то, что первобытный  человек не выделял себя из окружающей среды – природной и социальной. Следствием этого явилось очеловечивание природы, всеобщая персонификация. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства и качества. Мифологическое мировоззрение явл.предшественником религии, философии и науки. Так, первые философские учения о небесных сферах и первоэлементах бытия, первые географические представления, аналогичны представлениям в мифах. Мифологические представления о многосферности мира содержатся в религиях мира. (Христианство, ислам, буддизм – небо, земля, преисподняя). Миф сам по себе нерелигиозен (Ф.Х. Кессиди).

добродетелей человека в прошлой жизни. Важной составной частью буддийского мировоззрения выступает учение о познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге. Такое по плечу только «святым» — людям, достигшим нирваны, полностью освободившимся от всего земного. Это позволяет им войти в состояние вечности, пустоты, отсутствия времени, пространства, желаний. Инд.филофия полагает, если мир не удовлетворяет чел-ка, то надо изменить чел-ка.

В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию(Конфуций  и  Лао-дзы).Для древнего Китая хар-на опора на свящ.книги - "пятикнижие"(книга песен, кн истории, кн перемен, кн обрядов, летопись). Уже  в наиб.ранней из книг упоминается 2принципа янь  и  инь  олицитворяют 2начала  (муж.  и  жен.).  Позже  включена  категории  ци   - нематер.субстанция, что пронизывает весь космос. Глав рекомендация:  всемерно своей жизнью поддержив космич гармонию. Конфуцианство Центр.идеей учения Конфуция выступает «жэнь», или гуманность, человеколюбие. «Жэнь» нельзя трактовать как романтическое чувство или как любовь к Богу. «Жэнь» раскрывается:«сяо» —почтительное отношение к своим родителям, «ди» — распространение такого отношения на др.окружающих, «чжун» (преданность) — цивилизованное отношение к вышестоящим — правителям, императору, стране.

Моизм  Основан Мо Ди.  Осн труд: Мо-цзы. Моисты отриц-и предопределённость всего судьбой. Народ почитали высш ценностью и любовь к народу провозглашали как волю небес. Будучи убеждёнными против-и войн они были первыми пацифистами. К традиции рекоменд-ли относится критически, выбирая только хорошие.

Даосизм Согласно концепции Лао-цзы, основополагающей категорией выступает Дао- праотец всех вещей. В нем начало неба и земли. Тайна дао доступна только тем, кто лишен страсти. Лао-цзы исходил из того, что деятельность человека разрушает гармонию сущего. Человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Согласно Лао-цзы, тот, «кто действует, потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет — потеряет. Вот почему совершенно мудрый бездеятелен, и он не терпит неудачу. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет.

Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия–система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.Осн.компоненты фил.мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.

Мировоззрение – это систематизированная совокупность взглядов и представлений человека на мир и на самого себя как деятельную часть мира. Вполне понятно и допустимо, что такого рода  совокупности могут быть весьма разнообразны. Поэтому выделяют типы и формы мировоззрения по самым различным основаниям.

Традиционно выделяют 5осн.форм мировоззрения, имеющих более или менее выделенную специфику: мифологическое, религиозное, художественное, научное или натуралистское, и философское. Такое деление носит генетически-историч.характер. Оно фиксирует наиб.распространённые формы мировоззрения, отражая характер их становления. Они могут сочетаться  в самых разных вариантах в сознании конкретного человека.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Само понятие «мифология» имеет два значения: первое – это совокупность сказаний легенд о богах, о героях, о первопредках, о происхождении и возникновении Богов и Земли, о природном и социальном  мире людей; второе – мифология – это учение о мифах, теория мифа. Миф для древнего человека в дифференцированном выражении «слова» обобщал представления о том мире, в котором он жил, о тех силах, кот.этим миром руководили.  Мифы заключают в себе особый вид мировоззрения,  нерасчленённое, синкретическое  представление о явлениях природы и общества. Миф.мировоззрение основывается на образном, худ-эмоц.переживании мира. Миф – это реальность, которой живут, это практическое руководство к действию.Особенностью миф.мировоззрения явилось то, что первобытный  человек не выделял себя из окр. среды – природной и социальной. Следствием этого явилось очеловечивание природы, всеобщая персонификация.Перейдём к рассмотрению религиозного мировоззрения.первоначально под религией понимали связь человека с Высшим Миром или Высшим Началом. В совр.понимании религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, кот.основывается на вере в существование «священного», богов. В отличие от науч.знания, имеющего  своим объектом природу, общество и человека, религ.знание подразделяет всю реальность на мир естественный и мир сверхъестественный. В религ.картине мира главное место занимает сверхъестественный мир, а его центром является Бог.  Наличие жестко установленных обрядов, ритуалов и культа;наличие «Священного Писания» и последующих теологических догматов, которые воспринимаются в качестве Божественного Откровения.

движущийся к цели, вначале должен пройти половину пути к ней, а чтобы пройти эту половину, он должен пройти ее половину и т.д., до бесконечности. Стало быть, тело не достигнет цели, т.к. путь его бесконечен.Зенон рассматривает пространство как сумму конечных отрезков и противопоставляет ему бесконечную непрерывность времени.

 

городам. Он и не стремился к богатству, основатель эллейской школы.Фил.воззрения Ксенофана особо значимы для нас потому, что он стоял во главе монотеистов(единобожие) и во главе скептиков(подвергается критике возможность познания мира). Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов знания: «знания по мнению» и «знания по истине». Ксенофан полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно–Бог. Ксенофана можно назвать монотеистом пантеистического толка.(Пантеизм–учение, максим. сближающее понятие бог и природа).

Парменид(конец VII–VI в. до н.э.)–философ и политич.деятель, центр.фигура Элейской школы'. Он родился в знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, а когда пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, он занялся учением. В центре его учения–неизменная субстанция, неделимый огненный шар. Движение в мире отсутствует, оно нам только кажется. Все системы миропонимания базируются на 3 посылках:1.Есть только бытие, небытия нет. 2. Есть и то и другое 3. Бытие=небытие

Для П.Истина только первая. Бытие истинно суще, т.к. неизменно. Мир-вещ. шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения.(все заполнено).Бытие бесконечно во времени(не возникало и не уничтожалось), ограничено в пространстве (шарообразно). Многообразие мира сводит к 2 началам: 1(активное)–Эфирный огонь, чистый свет, теплое; 2(инертное)–густая тьма, ночь, земля, холод. Из смешения этих 2х начал происходит многообразие видимого мира. Вселенная–состоит из венцов(кругов), которые лежат слоями вокруг Земли, расположенной в центре Вселенной. В самом центре всех сфер–Богиня Правды,всем управляет.

частности, в Афинах И хотя после поражения в Пелопоннесской войне Афины теряют свое исключительное положение среди греч.городов, однако остаются центром греч.культурной и научной жизни. Укрепление политич.влияния Македонии и ее гегемония над греч.городами означали конец классической греческой демократии. С установлением гегемонии Македонии и с упадком (как экономическим, так и политическим) греч.городов связан 3этап в развитии античной философии (конец IV-II в. до н. э ) В подавляющем большинстве работ этот период определяется как эллинистический. В отличие от классич.периода, когда возникли значительные фил.системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных фил.направлений и школ. Многие из них возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но прежде всего они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире. Начало четвертого, заключительного этапа в развитии античной философии (I в. до н. э-V-VI вв. н. э ) В лит-ре приводятся 2 относительно точные даты: 476 г.-упадок Западно-Римской империи или 529 г.-закрытие фил.школ в Афинах имп. Юстинианом. приходится на период, когда решающей силой антич.мира становится Рим. Во многом он связан с греч.культурой, а в философии явл.скорее хранителем наследия греч.фил.мысли, чем его продолжателем в собственном смысле слова. Следует прежде всего сказать, что в этот период (1-II вв. н э ) формируются начала христ.философии, которая хотя и имеет внешне много схожего с др.фил.направлениями тогдашнего Рима, однако уже выходит за рамки тогдашней фил. атмосферы.

     

 

 

11.Фил-я Аристотеля. (384-322). Из семьи придворного врача. Был слушателем "Академии" Платона до смерти основателя в теч. 20 лет. Критиковал платонизм: сущность вещей в самих вещах, а не в идеях. Странствует. В 50 лет возвращается в Афины. Открывает фил. школу ликей (рядом с храмом Аполлона Ликейского). Стал учителем А.Македонского. После смерти АЛ-дра обвинен в богохульстве. Покидает Афины. Создатель самой обширной науч. системы из существ. в античности.В трудах Аристотеля высокой степени совершенства достигла логика. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотель гордился своим учением о силлогизме(буквально: о сосчитывании высказываний). Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе–особенное, третье–вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуждение:(1) Если все люди смертны (2) И все греки–люди, (3) То все греки смертны.

Аристотель о причинах. Усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение.Ар-ль проводит классификацию причин бытия и выделяет 4 вида причин: Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Действующие/производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. Целевая/конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?». Каждое бытие по Ар-лю содержит в себе внутр.цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс закончился и движение достигло своего своего завершения, цели развития. Т о, понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер (т.е. наличие сверхразумного творца). Телеологизм Ар-ля находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе. Указав, что движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. Будучи энергией, перводвигатель не обладает

12.Средневековая  фил-я. Раннее средневековье хар-ся становлением Христ.догматики в условиях формирования Европ.гос-ва в рез-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и господства власти фил-я была объявлена служанкой богословия. Эта фил-я получила название "схоластики"( логика Аристотеля)

Этапы развития средневековой философии:

1)Этап патристики(2-8в,Аврелий Августин-в 33г принял христианство.Теоцентризм.Счастье чел-ка в познании Бога-разумом.Пост.борьба добра и зла.Чел-к свободен в своем выборе)-учение христиан, кот.вырабатывали христ.мировоззрение в борьбе со своими соперниками.Осн.проблемы:1)Онтологическая - проблема сотворения ч-ка богом.2) Христологич-я – бож-ая и чел..природа Христа.3) Антропологич-я - проблема души и тела.2)Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеяр)рационально обосновать и систематизировать христ.вероучение(средневек «школьная» фил-я). Осн.проблемы: проблема универсалий и док-во бытия бога.В зависимости от решения выделяются:Реалисты–утверждали, что общие понятия имеют реальное сущ-е и предшествуют сущ-ю единичных вещей(дом вообще сущ-ет как и конкр.дом).Номиналисты- считали понятия лишь именами,реально сущ-ют лишь отд.вещи с их индивид.качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не сущ-ют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.3)Расцвет схоластики(13в–Бэкон,Фома Аквинский).Отношения Бога и человека-откровение. Откровение- непоср. волеизъявление Бога по отношению к чел-ку. Инф-я, исходящая от Бога, принимается субъектом безоговорочно как абс.критерий чел.поведения и познания, принимается на веру. Широко известно изречение Тертуллиана "Верую потому, что абсурдно". Здесь отрицается сама необходимость рац.осмысления откровения. В XI в. Анселъм приходит к формуле "Верю и понимаю", а в XIII в. Фома Аквинский стремится достичь гармонии м/у верой и разумом, но при приоритете веры. Соединить мысль и чувство оказывается очень непростым делом, их часто разводили, приходя к концепции двойственной истины. Ибн Рушд считал, что истинное в философии и науке м.б. ложным в теологии и

13.Фил-я Возрождения. Средние века заканчиваются 14в и начинается двухвековая эпоха Возрождения. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В фил-ии эпохиВ 2центра–Бог и человек. Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культ.наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура.

Периодизация возрожденческой философии:

1. Гуманистический (сер. 14 – сер. 15) – проблемы Человека

2. Неоплатоновский (сер. 15 – 1 пол. 16) – проблемы Бытия

3. Натурфилософский ( 2 пол. 16 – нач. 17) – проблемы Природы

Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом фил.интереса. Истоки-переход от феод-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. Человек могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи–живописец и изобретатель, Микеланджело–живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся чел.тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись(да Винчи,Микеланджело,Санти,Дюрер). Гуманизм(от лат.гуманос–человечный)–воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое обществ.движение, имеющее

14.Проблема субстанции  и метода познания в фил.учениях  нового времени(Бэкон,Декарт,Спиноза,Лейбниц) Предпосылки для формирования Ф. нового времени  связаны  с  переносом  интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В тот же период имеют место попытки ф.заново обосновать естествознание, соединив експеримент  и размышления как  основу  теоритич.  метода.  В  17  веке  интерес  ф.  был направлен на вопросы познания  -  Ф.Бекон  развивал  учение о  индукции,  Декарт понятие метода в Ф. На первом плане проблемы гносиологии(теория познания,кот.определяет отношение субъекта к объекту). Два основных направления ф.:  Эмпиризм  -направление в теории познания к-ое признает чувств.опыт  как  единственный

источник знаний. а) идеалистич. (Беркин, Юм) величина мира = величине опыта.  б)  материалистический  (Бекон,Гобсс) - источник чувств.опыта сущ. внешний  мир.  2.  Рационализм (лат.разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки,  признает  разум источником познания и критерием его инстинности.

Френсис Бекон -  развивал  учения  о  индукции.  Неполная  индукция  - исключ.логического док-ва  до  получения  противоречия.  "Знание  сила".  Заслуги: 1)восстановил матер. традицию в  европейской  Ф.  2) предложил  новое  понимание материи -  совокупность  частиц  3)один  из  основателей  механики  "движение

неотъемлемый атрибут материи"

Рене Декарт (дуалист)-математик,  физик.  В  космологии  идея  естественного развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя =  протяженность.Пустота нематериальна. Понимание  человека  -  бездушный  телесный  механизм  и мыслящая душа + воля. Животное-живые автоматы. Бог сущность, к-ая явл. причиной всего сущего и  неболее  того.  Главная  задача  чел.  господство  над  другими автоматами, когда чел. достигнет истинного  знания  при  двух  усл.  1)  знание естественной  очевидности_2) знание  подчинено  единому универсальному  методу познания.

15.Осн.идеи и черты фил.Просвещения 18в. В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей,–вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк–родоначальники просветит.идей. Исходные идеи эпохи Просвещения–культ науки(следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно!–таков призыв Просвещения. Францию XVIII в. характеризуют огромное количество идейных исканий, научных творч.подвигов и сотрясающих общество политич.событий. Страна начала выходить из трясины феод.строя, экономич и политич.раздробленности и отсталости, она вступила в период первоначального капиталистич.накопления. Просветители заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти м/у бедными и богатыми. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер.

1688–революция в Англии,1789–начало  Франц.революции. Просвещение зародилось  в Англии, и было идеологической подготовкой франц.революции.

В Англии разработаны проблемы личности(«теория разумного эгоизма»: интересы чел-ка не могут идти вразрез с интересами общества, иначе–с обществом что–то не так). Индивидуализм в крайнем проявлении опасен, поэтому были разработаны правила поведения человека в обществе(уважение общественного мнения, вежливость, невмешательство в личную жизнь других). Английское Просвещение развивалось под сенью англиканской церкви.Во Франции Просвещение появилось в пику католической церкви.

16.Нем.классич.фил-я. основные направления НКФ:• нем.классич.фил-я (первая половина XIX в.);• материализм (середина и 2 пол.XIX в.);• иррационализм (2 половина и конец XIX в.), "философия жизни".

Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля,Людвига Фейербаха

В НКФ были представлены три ведущих философских направления:• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);• субъективный идеализм (Фихте);• материализм (Фейербах).

НКФ повернула внимание фил-ии от традиц-х проблем (бытие, мышление, познание) к исследованию чел.сущности;особ.внимание уделила проблеме развития; значительно обогатила логико-теоретич.аппарат фил-ии; взглянула на историю как целостный процесс.Основополож НКФ-Иммануил Кант.Заслуги: дал объяснение возникновению Солнеч системы в силу естеств-х причин на основе законов ;выдвинул теорию о наличии границ познават спос-ти ч-ка и невозм-ти познать внутр.сущность вещей и явл-й окр-го мира("вещей в себе");выдвинул учение о категориях — основополагающих, предельно общих понятиях, кот.оперирует фил-я; сформулировал моральный закон ("категорический императив"); выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на эконом-ой неэффективности войны и ее правовом запрете. Гегель отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсол идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, матер-го мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объек-го идеализма. разработка диалектики — учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.Фихте- большой вклад в разработку концепции субъект идеализма, согласно которой единственной и глав реальностью для ч-ка явл-я он сам, его сознание (так называемая "Я-концепция").Шеллинг глубоко обосновал понимание природы с позиций объект идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.Фейербах был представителем материал-го направления. подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистич картину мира. выступал как

17.Фил-я Канта. Кант-родоначальник нем.классич.философии В его философии выделяют два этапа: докритический и критический. Докритич.этап-развитие стихийного материализма. Занимается вопросами природы. Критич.этап начинается с 1770 года. Выделяет 2 вида априорных знаний:1) чувственные (мы видим мир через сетку времени и пространства (это субъективные формы нашего бытия, они живут в нас, а мы не в них);2)рациональные (логические)–категории, суждения, умозаключения.Выделяет 2понятия:-вещь в себе- мир, существующий независимо от нас;-вещь для нас-то, что мы знаем об этом мире.Осн. вопросы Канта: 1)Что я могу знать? 2)На что я могу надеяться? 3)Что я должен делать? Человек приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познават. формами. К. различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и категорий. Оба этих источника позволяют воображению и мышлению осущ.постижение сущего. Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывает ощущения. Это материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретич.знания о “вещах в себе”. Достоверное знание существует - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещей к которым приложимы формы нашего сознания.Ввс принципиально непознаваемы.Вопрос о возможности априорных синтетич.суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чувств.познания.. По Канту элементы математич.знания - не понятия, а наглядные представления. В суждениях математич.синтез субъекта с предикатом (свойство субъекта) основывается на чувств.созерцании либо пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и необходимость.Вопрос, как возможна наука, по Канту, разрешим лишь в связи с вопросом, как возможен опыт. По Канту, ни опыт, в котором мы имеем дело с чувств.предметами, ни наука невозможны до тех пор, пока к чувств.данным не будет прибавлено определение, некоторое "добавление", имеющее нечувственный характер,

18.Абс.идеализм и диалектика Гегеля.Георг Вильгельм Фридрих Гегель.Высшим достижением нем.классич.фил-ии явл.диалектика Гегеля(1770-1831)-впервые представил весь природный, историч и дух.мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр.связь этого движения и развития.значение фил-ии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектич.миропонимание и соответствующий ему диалектич.метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как фил.науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиб.общие закономерности развития объект.действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие пр-пы диалектич.способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистич.форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект сущ-ть не может. Количество безразлично к объекту, но до опред.предела. Количество+качество есть мера. 3 закона диалектики. 1. Закон перехода колич.отношений в качественные (при изменении колич.отношений после опред.стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектич.отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и сод-ем, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество-различие-противоположность. Противоположности взаимодействуют, т.е.борются. Борьба ведет к 3исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.Исходя из диалектич.положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. «Все что

19.Антропологический материализм Фейербаха. Идеализм Гегеля содержит сложную для понимания сферу идеального. Для Гегеля идеальное – объективно. Всегда находятся люди, которые с этим не согласны, и в результате такого несогласия идеальное переводится в голову человека, т.е. считается его мыслью/чувством. В таком случае основу идеального составляет природа и человек как ее венец. Именно так рассуждал Людвиг Фейербах (1804–72), создатель одного из вариантов антропологического материализма. Недовольный как абстрактным мышлением, так и диалектикой Гегеля, Фейербах отбрасывает то и другое. Он ставит в центр мира чувствующего человека. Среди многих чувств человека определяющим явл.любовь. Фейербах в отличие от Гегеля концентрирует свое внимание не на тонкостях научного знания, а на вопросе о правомерности религии. Его самая знаменитая книга называется «Сущность христианства» (1841). В соответствии со своими исходными фил.постулатами Фейербах видит тайну христианства в объектировании человеком своих собственных сил, придании им потустороннего, отчужденного от него характера. Религия – это не просто рез-т невежества людей, она обладает многими достоинствами -  к примеру, в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению к человеку , особенно к чувству любви. Однако при всех своих относительных достоинствах христ.религия есть форма мистификации действительной жизни человека. Освобождаясь от догм религии и советуя сделать то же самое другим. Фейербах акцентирует свое внимание на человеке, его чувствах дружбы и любви прежде всего. Он хотел бы создать справедливое общество. Не случайно всего за 2года до смерти Фейербах вступает в ряды социал-демократич.партии, проповедует идеалы обществ.справедливости. Безусловно, выяснение Фейербахом антропологич.содержания христ.религии имело положительное значение. Как и всякий материализм, фейербаховская философия настаивает на восхождении от материального к идеальному. В опред.форме такое восхождение в мире осуществляется, и, следовательно, оно должно осмысливаться. Материализм, в отличие от идеализма пытается понять это восхождение, не абстрагируется от нег.Религия –


 

важнейшие политич, соц и нравств.приложения, он складывается впервые именно в эпоху В. Основу чел.отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.Гуманисты говорили: «Бог создал человека по своему образу и подобию. Чел.тело прекрасно, его дух велик. Нужно жить земными радостями, не дожидаясь воздаяния после смерти».Пантеизм - это религиозные и фил.учения, отождествляющие бога и мировое целое.  Изучая проблему Бога, Николай Кузанский пришел к выводу, что природа, мир и Бог–одно и тоже(всебожие). Изучая Бога, необходимо изучать и природу, по его трудам(природе) можно познать Бога.Таким образом, в фил.системах эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая картина мира. Представление о всеобщей одушевленности вселенной ставили под сомнение существование сверхнатурального, потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным, природным, потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно переставало быть чудесным. В целом, понимание природы как внутр.мастера, действующего самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися средневек.представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой естественной религии.

наоборот.Напряженность религ.жизни так или иначе приводила к необходимости трансформации религ.установок в правила поведения, в практическую фил-ю. Совершив проступок,человек отправлялся к священнику,который устанавливал наказание,но его собственное Я при этом было задействовано слабо Это отметили средневек.философы, кот.подготовили переворот, заключавшийся в необходимости погружения в самые глубокие пучины своего собственного Я; ведущую роль стало играть самосознание субъекта. Особая заслуга в открытии индивидуальности морального поведения чел-ка принадлежала Абеляру. В последние века средневековья покаяние, все связанные с ним страдания и слезы выступают как рез-т напряженной внутр.дух.жизни субъекта. Христианство принесло новые нравств.пр-пы. Осн.принципы средневек.философии:Принцип абсолютной личности — наиболее фундаментальная идея философского значения.Теоцентризм — принцип, согласно которому Бог явл.центром, фокусом средневек.фил-х и религ-х представлений; конкретизирует пр-п абсолютной личности.Монотеизм — Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христ.Бог един и уникален.Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное.Символизм — понимание земного как инобытия, мира Бога.Средневек.антропоцентризм: человек — не просто микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Человек обладает не 2измерениями(телом и душой), как считали в античности, а 3. Добавляется "дух" (духовность)—причастность к бож-му посредством веры. Высочайшая добродетель — не разум, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Быть человеком — значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди.Общество как "Град земной", как символ и подготовка к "Граду Божего".Средневековая герменевтика — иск-во интерпретации текстов.Концепция линейного времени и множественности времен. Идея историзма.

материей, в нем нет костного, он есть чистая форма – цель. Душа явл-ся формой по отношению к материи. Однако, по Ар-лю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек. Растительна душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. У животных прибавляется способность желания, т е стремление к приятному и избеганию неприятного. Разумной душой обладает лишь человек. Ар-ль определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Отличие чел-ка от животного – это способность к интелектуальной жизни. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Ар-ль разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интелектуальные) и этические (волевые).

Об об-ве и гос-ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение - естественное состояние организации общества. С рождением каждому определено быть или рабом или рабовладельцем.Общество свободных людей. 1. Очень богаты - противоественный способ приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3. Крайне бедные.

Формы гос-ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие (тирания, олигаргия, демокр.) Задача- предотвращение чрезмерного накопления богатства.

 

 

 

полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных чел.идеалов. Классич.материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:марксистская философия; политэкономия (экономическое учение);научный коммунизм (социально-политическая теория). Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс и Фридрих ЭнгельсМарксистская фил-я: выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия; осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм); дала подробную картину возникновения человека, общества, государства; выступала с атеистических позиций.Вульгарный материализм. Фохт, Бюхнер, Молешотт — смотрели на проблемы чел-ка, окр мира, познания исключительно с позиций естеств наук (физики, химии, биологии). Идеи иррационализма.Иррационализм — направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окр мир и историю как хаос, цепь случайностей.Основоположником иррац Шопенгауэр. Его философия наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окр мир и собств жизнь."Фил-я жизни" ставит в центр внимания не отвлеч.понятия — бытие, идея, материя, а бытие чел-ка в мире — т.е. жизнь, единственную реальность для человека.Основоположник "фил-ии жизни" -Фридрих Ницше.Им были выдвинуты идеи о возможности ч-ка полностью влиять на свою судьбу. В будущем "фил-ия жизни" легла в основу прагматизма и экзистенциализма.

 

Просвещение развивалось под сенью англиканской церкви.Во Франции Просвещение появилось в пику католической церкви. Этому предшествовала волна религ.войн. Франция была абсолютной монархией, идеологическое господство церкви было подавляющим. Подготовили почву для Просвещения Пьер Бейль и Жан Мелье.Бейль был аристократом. Пытался доказать, что все верующие(лютеране, гугеноты, католики) могут быть порядочными людьми. Был искренне верующим, но лояльно относился и к неверующим, лишая церковь монополии на нравственность.Жан Мелье–пастор, который оставил завещание с описанием католич.церкви изнутри(невежество, распутство священников, воровство изнутри). На смертном одре не лгут–и Мелье поверили. Авторитет церкви был подорван.Франсуа Мари Аруэ Вольтер – (1694–1778)–публицист аристократич.происхождения, любимец женщин. Боролся с католической церковью. В. считал, что раз народ неграмотен, забит, то виновата церковь. Нужно ее разбить, сообщить народу правильные идеи(просветители считали, что они их знают). Потребности человека д.б. подчинены потребностям общества. Слово «идеология» было изобретено просветителями. В. утвердил мысль о бесконечных возможностях чел.разума. Призывал к построению царства разума на обломках невежества.Жан-Жак Руссо (1712–1778)–происходил из низкого сословия,автор теории обществ.договора(часть людей следит за соблюдением порядка(гос-во), за это все остальные их содержат). Источник неравенства–частная собственность. Неравенство усугубляется гос-м(одни властвуют, другие подчиняются). Тирания–высшая степень неравенства(диктатор обманывает и народ, и гос-во).

 

 

Б. Спиноза развил матер-ую  сторону  учения  Декарта  противопоставив  дуализму материалистич.монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.

Г. Лейбниц развивал идеи  объективного  идеализма,  заложенные  в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического  х-ра.  Мир состоит  из мельчайших  элементов  или  монад-духовных  элементов   бытия,   обладающих активностью  и  самостоятельностью,  находящихся  в  непрерывном изменении   и способных к страданию, восприятию и сознанию.

 

 

результат невежества: причина, по которой люди творят богов – это незнание элементарных законов природы. Отсюда следует решение проблемы – просвещение и образование. «Миф о том, что Бог создал человека должен быть заменен знанием о том, что Человек создал бога». По его мнению, «Бог создан по образу и подобию Человека». Отсюда основание назвать Фейербаха основателем антропологич.материализма (все через человека). В  центре внимания Фейербаха - не  отвлеченное  понятие  материи,  а человек как психофизическое единство,  единство души и тела. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз  и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке  не  м.б. отделено от телесного,  дух  и  тело  - 2стороны  той  реальности, которая  называется  организмом.  Человеч.природа,   таким   образом,толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный  индивид  для него - звено  в развитии чел.рода.С т.зр.  Фейербаха,  идеализм  есть  не  что иное, как рационализированная религия, а философия и религия  по  самому  их существу, считал Фейербах,  противоположны  друг  другу.  В  основе  религии лежит вера в догматы, тогда как в  основе  философии  -  знание,  стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому  первейшую  задачу  философии Фейербах видел в  критике  религии,  в  разоблачении  тех  иллюзий,  кот.составляют сущность религ.сознания

 

 

разумно - действительно, а все что действительно – разумно». Абс.идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют 3стадии развития абсолюта: 1. субъект.дух (уровень индивида), 2. объект.дух, 3. абс.дух. Абсолют является в этих 3ипостасях..В итоге система Гегеля есть объект.идеализм, абс. идея сущ. до природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления. Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез.Гег. фил. проникнута глубоким противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью - самопознание этого абс. духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават. ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл. сама фил. Гегеля. Т.о., противор. методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противор. у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл. источником дальнейшего развития. Фил Г оказалось обращенной в прошлое -- отражение пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина, конечная ступень. К тому же нет диалектики материи -- нет ее развития во времени. так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.

Всю мир.историю Гегель разделял на 3осн.эпохи: восточную, античную и германскую.

 

 

принцип которого Кант определяет как суждение и чистое созерцание (временное и пространственное созерцание). Конкретный опыт предполагает, по Канту, опред. априорную (предшествующую) основу опыта, или "возможный опыт"Таким образом, у Канта пространство и время перестают быть формами существования вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.

 


 

 

20.Проблемы и  сущность фил-ии марксизма. Карл Маркс (1818-1883) – основатель научного коммунизма, диалектического и историч.материализма и научной политич.экономии. Исходный пункт эволюции мировоззрения Маркса – гегелевская философия. М. наиб.последовательно отстаивал и в теории и на практике революционно-демократич.позицию. Практич.деятельность и теоретич.исследования приводят его к столкновению с гег.фил, из-за примирительных тенденций, консервативных политич.выводов, несоответствия теор. положений реальным общественным отношениям и задачам их преобразования. Это вылилось в переход на материалистические позиции. На что существенно повлияло знакомство с реальными экономическими отношениями и фил. Фейербаха. Он меняет классовую позицию и переходит от революц.демократизма к научному коммунизму. Это обусловлено нарастанием классовой борьбы в Европе. Раскрывает историческую роль пролетариата. Приходит к выводу о неизбежности соц.революции. Сближается с Энгельсом. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Суть философии образуют исследования классич.фил.вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют 2этапа развития марксизма – "ранний" и "поздний". Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические/идеалистические, а выводы совр.естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных чел.отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание обществ.жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало

21.Традиции и особенности рус.фил-ии.По мнению исследователя рус.фил-ии С.А.Левицкого, “древняя Русь не знала ни богословия, ни философии” До 18в фил.идеи на Руси присутствовали либо в чисто религ.оболочке, либо проявлялись в иск-ве (древнерус.иконопись-“умозрением в красках”). Преподавание фил-ии в рус.гос-ве началось лишь в конце 17в в первом высшем учеб.заведении Моск.царства–Славяно-греко-лат.академии.18 в, начавшийся с реформ Петра I, часто именуют “веком ученичества” рус. фил-ии, веком, когда в России начинает складываться самост.фил. мышление, появляются осн.фил.понятия, начинается обособление фил-ии от религии. В это время зрелые, опирающиеся на вековые традиции фил.учения Запада-сначала идеи фр.просветителей, а затем и представителей нем.классич.фил-ии, с жаром воспринимались и усваивались на рос.почве. Однако это отнюдь не означает, что рус.фил-я не имеет самост.ценности.  В первую очередь, бросается в глаза публицистичность, острая полемичность сочинений рус.мыслителей, их нелюбовь к чистой теории и отвлеченным проблемам. Поэтому неудивительно, что функции фил-ии в России часто брала на себя худ.литература. И в 19в–веке высочайшего расцвета рус.лит-ры – фил.идеи зачастую высказывались не профессорами, но писателями и поэтами. С этой первой особенностью рус.философии тесно связана и вторая –ее повыш.внимание к моральным, историч, соц.вопросам, связанным с живым и конкр.человеком и смыслом его жизни в мироздании и обществе.От философии ждали непоср.руководства практич.жизнью. Рус.фил-я, не была совершенно независимым видом дух.деятельности, но являясь не просто тесно связанной с др ее видами – искусством, религией, наукой, была как бы в них растворена, в то время как последние в России были весьма философичны. В силу этих особенностей рус. фил-ии и сущ.мнение о том, будто бы ее вовсе не было. Развитие самобытной и созревшей рус.фил.мысли началось в 19в, когда усвоившие достижения зап.фил-ии, думающие и европейски образованные рус.люди – представители дворянства, оторванного, в рез-те петровских реформ от осн.массы населения и нар.культуры – с особенной остротой и силой поставили вопрос о месте России в истории мир.цивилизации, об ее культ. своеобразии и историч.предназначении.Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом складывалась  под влиянием социально культ.процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р.

22.Фил-я Радищева и Ломоносова. Ломоносов заложил основы материалистич традиции русс науки и философии, основал ряд ветвей в научном познании. В философском осмыслении окр природы Л придерживался идей атомизма (Демокрит и др.). Он сформулир закон сохран-я вещ-ва и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механич-ю теорию теплоты. Л характеризовал материю как нечто "протяжное", непроницаемое, делимое на нечувственные части". Все важнейшие св-ва материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение и покой) обусловлены ее внутр природой, а не влиянием к-л внешних сверхъестественных сил. В основе матер-го мира лежат мельчайш частицы (атомы), из кот-х слагаются все вещи. Прир тела занимают определ-ое место в простр-ве, обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иными св-ми. Учение об атомах вполне может быть сопряжено с религиозной верой в Бога-творца. Л рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. Окр ч-ка природа и весь видимый мир нах-ся в непрестанном изменении и развитии.Высказал идею бесконечности и неисчерпаемости мира. Он считал, что научное познание должно опираться как на знание органов чувств и опыта, так и на силу разума.Большое знач-е в научном познании играют гипотезы, которые стимулируют познават-ый процесс. От Л идут две ветви рус науч филос-ой мысли: материалистическое естествознание и прогрессивная общественно политическая мысль, развитая впоследствии Радищевым, декабристами и революционерами-демократами XIX века.Социально-философские взгляды А. Н. Радищева: Критика крепостничества, проблема правового государства, идея просвещения общества.В 1790 году он выпустил книгу "Путешествие из П в М", за что был приговорен к смертной казни и отправлен в сибирскую ссылку. Им был также написан философс трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии". В"Путешествии» Радищев подверг критике систему креп права и самодержавия в России. Креп право не только противоречит естеств правам человека, оно неэффективно и в экономич отношении. Угнетение ч-ка чел-ом безнравственно и предст собой

23.Россия в диалоге культур.Славянофильство  и Западничество.Взгляды Чаадаева,Герцена. Вся русская мыcль XIX векa, занятая общими вопросами миросозерцания, была западнической/славянофильской, т. е.  решала проблему о том, должна ли быть Россия Западом или Востоком. Рус.западники, которым чужд был религ.тип славянофилов, увлеклись гегелианством, которое было для них тоталитарной системой мысли и жизни, охватывающей решительно все. Возникновение «западнического» движения, было связано с деят-ю так называемого кружка Станкевича. Осн.представителями этого направления явл. В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, кот.были не только философами-теоретиками, но и идеологами рус. революц. демократии. Провозглашая идеалом не к-л абстрактно-логич.момент в жизни абсолютной идеи, но справедливо устроенную жизнь, западники обосновали пр-п постоянной эволюции обществ.истории. Герцен, н-р, отмечал, что природа и чел.история вечно и непрерывно изменяются, причем движение происходит посредством борьбы 2 противополож. тенденций: возникновения и разрушения. Россия с петровских времен привязана к западу. Прогресс не может обойти Россию, прогресс поможет нам выбраться из отсталости. На славянофилов большое влияние оказал Шеллинг, у них было создано оригинальное православ.богословие, в кот-ое входили переработанные мотивы герм. идеализма. Они пытались осмыслить своеобразие восточн., православн. типа христианства, кот. лёг в основу рус.истории. Рус.народ имеет призвание религ, дух-е и хочет быть свободен от гос-ва для осуществления этого призвания. Первонач. фил. подготовку лидеры славянофильства А.С. Хомяков и И.В. Кириевский получили в кружке моск.«любомудров». Самобытный путь развития России. Западные приобретения - скорее вред, так как оплачены потерей целостности чел.личности. Самым ярким последователем и защитником славянофильства был Н. Я. Данилевский. В книге “Россия и Европа” Данилевский разрабатывает теорию “культурно-историч.типов” человечества. Согласно

25.Фил.проблемы в рус.лит-ре 19в. «Война и мир» была написана в 60-е годы XIX века. Правит-во Ал-раI отменило креп право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы страны и ее народа — самые злободневные вопросы того времени. Они постоянно волновали Толстого.Он всегда был против революции и надеялся, что путем просвещения, реформ, конституции возможно установить идеальный социальный строй. «Война и мир» задумывался как грандиозное исследование полувековой истории России в ее острых столкновениях и сопоставлениях с Европой, как постижение нац-го хар-ра рус-го народа и всего строя его жизни. В романе поставлены псих-е, соц-е, истор-ие, нрав-ые проблемы, писатель рассуждает об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о нац достоинстве рус народа, о дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц. Представляя события с человеческой, нравственной стороны, писатель вскрывает и их подлинную историч сущность. Так, Наполеон претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой же говорит, что французский император деспот не только по положению, но и по убеждению. Он развенчивает его величие.С исключ. силой показана вся глубина религ темы и проблематики во всей жизни человека в про-х Достоевского Метафизические идеи и проблемы ('проклятые вопросы') наполняют жизнь героев Д, становятся неотъемлемым элементом сюжетной ткани его произведений сталкиваются в 'полифоническом'диалоге позиций и мировоззрений. Эта диалектика идей менее всего имела отвлеченный хар-р. Она, в художественно-символической форме, отразила глубоко личный, духовный, экзистенциальный опыт автора, для кот-го поиск истинных ответов на метафизические вопросы был смыслом жизн Испытав в молодости влияние социалистических идей, пройдя через каторгу и пережив глубокую мировоззренческую эволюцию, Достоевский как художник и мыслитель в своих романах и публицистике будет следовать тем идеям, в которых он видел суть философии

26.Осн.проблемы рус.религ.фил-ии19-20вв.Соловьев,Бердяев,Булгаков,Шпет.В.С Соловьев(1853-1900)–рус.философ, заложивший основы рус.религ.философии. Он пытался создать целостную мировоззренч.систему, которая связала бы воедино запросы религ.и соц.жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христ.конфессий(православия, католицизма,протестантизма). Др.его особенность в том, что он пытался создать синтез религии и науки.Центр.идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны,т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологич.основой всеединства выступает бож.троица в ее связи со всеми бож.творениями и, главное, с человеком. Осн.принцип всеединства: «Все едино в боге». Всеединство – это единство творца и творения. Бог-«космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире».Бож.ум, органическая сила распадается на множество элементарных сущностей/вечных и неизменных причин, кот.лежат в основании всякого предмета/явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, кот. своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа/идеи. Каждая идея обладает опред.силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектич.подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа., кот.выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в бож.импульсе. Иисус Христос-образ служит не только идеалом для индивидов, но и является целью развития

27.Фил-я рус.космизма. КОСМИЗМ - совокупность течений философской и религ.мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космич.всеединства всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств.Вернадский В.И. (1863-1945)- рус. учен., работавший на стыке геологических и биологич.наук и наук об атомах. Биосф. закономерно перех. в ноосф. поскольку познавая з-ны прир. и развив. техн. челов. придает ей черты новой, более высокой организованности. При этом человечество становится новой мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологич. процессами. В понят. ноосф. подчеркив. необходимость разумной организации взаимодейст. общ-ва и природы. Зарождаясь на планете, ноосф. имеет тенденц. к постоянному расшир., превращ., т.о., в особый структурн. элемент космоса.

28.Осн.черты и проблемы экзистенциальной  фил-ии.Экзистенциализм—направление фил-ии, главным предметом изуч-я которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.Э.начал зарождаться в серXXв.Основателем экз-зма считается датский философ Сьорен Кьеркегор(1813-1855).Он поставил вопрос: почему фил-я занимается таким большим количеством всевозможных вопросов и почти не уделяет внимания чел-ку.Кьеркегор считал, что фил-я должна повернуться к чел-ку, его маленьким проблемам.Философом были выделены понятия:• неподлинное сущ-ие-полная подчиненность чел-ка обществу, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", без осознания своего "Я"• подлинное сущ-е-выход из состояния подавленности обществом, сознат.выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.Подлинное сущ-е и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному сущ-ю чел-к проходит 3 стадии: • эстетическую( жизнь ч-ка определяется внешним миром. Человек "плывет по течению" и стремится только к удовольствию)• этическую(ч-к делает сознат выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг)• религиозную(ч-к глубоко осознает свое призвание, внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек "несет свой крест" Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собственно создавшими его, были:• Карл Ясперс (1883 - 1969);• Жан-Поль Сартр (1905 - 1980);• Альбер Камю (1913 - 1960);• Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).Карл Ясперс. ч-к обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях истинная натура выходит наружу. это пограничные ситуации — между жизнью и смертью. С этого момента ч-к осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием.Вся жизнь ч-ка направлена к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта. Это происходит через "шифры" трансцедентального:• эротику, секс;• единство себя с внутр миром (согласие с собой);• свободу;• смерть — конечность бытия. Жан-

29.Сущность фил-ии неопозитивизма.Герменевтика.Неопозит – это вторая форма позит-ма(позитивизм : философия-совокупность знания отдельных наук, опирается на доказанные факты отдел наук)Н.сформир-ся в 20-30 гг 20в.в рез-те применения математич логики к филос исслед-ю. Претендует на полное устранение метафизики и ее проблем.Сводит задачи философии к деят-ти по анализу язык. форм знания. Знание явл-ся действит-м только тогда, когда оно м.б.выражено в языке.Тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, кот-е определяется договором исследователей. Наиболее   яркими представителями являются ВИТГЕРШТЕЙН (Австрия) и  МУР  (Англия).По  мнению этих Ф (лингвистических аналитиков) Ф должна ориентироваться не на науку,а на обыденные знания, на обычный  язык. Осн пр-п неоп — принцип верификации — сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть опытной проверке фактами.Герменевтика – напр-е в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации текстов.Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым.Предметом исследования -текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:• "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;• "герменевтический круг" — циклический хар-р процесса понимания.Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский), которые занимались "расшифровкой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.К числу совр.философов- герменевтов можно отнести Ф. Шлейермахера, М Хайдеггера  Г. Гадамера, П. Рикера .Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода — грамматический и психологический. С помощью первого выявляется "дух языка", с помощью второго — "дух автора".Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах - условиях чел существования. Их два • положенность — чел-е бытие определено не мышлением, а фактом своего пребывания в мире

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"