Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:39, шпаргалка

Описание работы

1. Специфика науки. Виды опыта. Научный и вненаучный опыт
2. Предмет философии и предмет науки. Относительное и абсолютное.
3. Четыре базовых типа философских мировоззрений и их характеристики.
4. Плюсы и минусы экзистенциализма в современной европейской культуре.
5. Субъект – объектное и субъект – субъектное познание. «S – O» и «S - S»

Файлы: 1 файл

1.docx

— 44.77 Кб (Скачать файл)

1. Специфика науки. Виды опыта.  Научный и вненаучный опыт.

Задача: Отделить область  применения философии от областей применения от других сфер знаний:

-от науки

-от искусства

-от религии

-от обыденной жизни

Последние 200,300 лет в истории  европейской культуры изменяются эпохой  научно-технологического процесса. Наука  претендует на охват  всех сфер  культуры, научных знаний.

Специфика науки:

Любое знание, чтобы претендовало на статус науки, должно содержать:

1. Всеобщий, необходимый объективный  опыт или эксперимент

Наука начинается с чувственно воспринимаемых  данных, доступных  с помощью органов чувств  и  технических приспособлений.

2. Систематичное обобщение  и анализ  опытно – экспериментальных  данных, с помощью гипотез, теорий, концепций.

3. Практическое применение

Наука возникла лет 400,500 назад (европейская)

Удивительно, хотя все 3 компонента  науки существовали всегда, но наука  возникла 400-500 лет назад.

Атеизм – европейский = нет бога   –   человек - бог

Наука – европейская

Благодаря христианской науке, возникла наука и атеизм.

Именно европейцы в  эпоху возрождения осознали, что  ценность человека и его величие, как господина, который может  перестраивать и преобразовывать   мир, согласованно своей творческой воли.

Но деятелям возрождения  они были уверены, что возрождают подлинное христианство, искаженное темными веками.

Согласно христианству, вечный сын божий - второе лицо торицы из любви  к согрешившим людям отождествлял себя с ними, воплотившись на земле  в образе человека И.Христа. Затем Христос умер за грехи людей, воскрес из мертвых и вернулся к богу отцу на небеса.

Но он  воскрес не просто как бог, но и как человек, в  человеческом теле.

(схема)

 

 

 

Человек навечно внедрен  в троицу, бог был навечно. Очеловечился  => Человек поднят на божественную высоту.

Вывод: Отсюда возник атеизм (наука)

Виды опыта

Составляющие науки:

1. Всеобщий необходимый  «О» опыт

2. Обобщение, рационального

3. Практическое применение

Знания, в которых есть всеобщий необходимый опыт и его  практическое применение, но отсутствует  его рациональное  обобщение, называется обыкновенными знаниями.

В отличии от научных, обыденные знания носят фрагментарный характер

Схема

 

Знания в котором есть пункт2 – философия.

2. Предмет философии и предмет  науки. Относительное и абсолютное. Обоснование наличия абсолютного  первоначала мира.

Философское мышление делит  весь мир на 2 класса объектов:

1.Относительную философию  – мышление

А) бесконечное множество  возникающих и исчезающих вещей, процессов, явлений (все, что временно)

Б) то что, существует, благодаря  чему то и познается через иное

Очевидно, что все вещи, которые нас окружают, как  и  наш мир – имеет временный, относительный  характер

Предмет научного знания –  познание относительного, познания бесконечного множества, имеющего временный характер, а  так  же их причинно следственных взаимосвязей.

2. Абсолютное мышление

А) это то, что не возникает  и не исчезает, это то, что вечно

Б) то, что существует, благодаря  самому себе и познается через  себя

Предмет философии -  отношения  относительного к бесконечному множеству  вещей к единому и вечному  первоначалу.

Какое право имеет философия  говорить о вечном и бесконечном?

В человеческой речи существую  такие понятия, как:

-бесконечность

-беспредельность

-всё

Какую роль играют эти определения  в нашем познании?

Без понятия «всё»  стало  бы не возможно никакое обобщение, наука, техника.

Без математического понятия, бесконечно малой величины было бы не возможно дифференцированное и интегральное исчисление. Без этих двух понятий  не возможна логика и математика. Логика и математика являются адекватными  науками, выражающие  в мышлении объективный мир.

Вывод: из факта адекватного  логического и математического  понимания объектного мира, можно  заключить, что в основе всего  временного и конечного, лежит нечто  вечное и бесконечное.

Философия может четко  доказать, что наличие чего –  то вечного и абсолютного  и  бесконечного, однако, она не может  сказать, чем именно является это  абсолютное, поэтому  существуют различные  философские мировоззрения.

3. Четыре базовых типа философских  мировоззрений  и их характеристики.

Философское мировоззрение  делят на 4 типа, в зависимости  от того, что считать за абсолют.

1.Материализм

2. Идеализм

3.Экзистенциализм

4.Духовный персонализм

Все существующие философские  мировоззрения можно свести к  одному из этих типов, либо к их комбинации.

1.Материализм.  Абсолют – вечная материя, находящаяся в вечном движении, но существующая в различных формах (физических, биологических, социальных)

Смысл жизни человека –  с точки зрения материального  вопроса – это бессмыслие, ибо  реально существует только  круговорот материй  по формам, никакого специального  смысла не имеющий.

Ф. Энгельс «С такой же  железной необходимостью, как  материальное создание человека, она же  уничтожит.»

2. Идеализм.  Абсолют – мир  вечных  идей, космических и нравственных законов. Не человек придумал  эти идеи,  но идеи активно существуют и управляют всем миром.

Смысл жизни – познание вечных законов мира и их применение в практической жизни.

3. Экзистенциализм. (существование).

Абсолют – личность каждого  конкретного человека, во всей полноте  ее свободных жизненных проявлений.

Смысл жизни – полнота  самореализации, реализация всех возможных  внутренних качеств. Такой тип мировоззрения  является современным американским европейцам.

4. Духовный  персанализм

Абсолют-личность божества. Далеко не все религии являются персональн. стическими  так например в индийской и китайской религии, а также др.греции и рима, абсолютное начало имеет безличный характер. Ислам является не вполне личностным т.к во первых аллах ничем не подобен человеку, а во вторых обыкновенный мусульманен не имеет возможности личного общения с аллахом он может лишь предписать. Лично общаться с аллахом в Исламе могли 7пророков.Единством подлинной личности является христианство, благодаря воплощению сила божия сына Христа. Только в христианстве каждый верующий имеет потенциальную возможность общение с богом.

Смысл жизни -  а) служение бога ;  б) подчинение богу ;  в) общение с богом ;  г) любовь и поклонение к богу ;  д) уподобление , быть похожим на бога.

4. Плюсы и минусы экзистенциализма  в современной европейской культуре. 
К плюсам:

1. полнота самореализации  любых человеческих возможностей  человека.

2. высокая ценность личности

3. толерантность к иным  убеждениям

4. широкий диалог различных  культур

МИНУСЫ

1.деградация нравственных  ценностей.

2.исчезновение понятия  нравственность истины.

3.одиночество и депрессия.

4.атолизация общества .Распад общества на субкультуры.

5.распад личности (ибо  человеку жизненно необходимо  посвятить себя кому-то или  чему-то иному, чем он сам.

5. Субъект – объектное и субъект  – субъектное познание.   «S – O» и «S - S»

Философия делит на два  указанных типа.

«S – O» познание.

  1. В «S – O» субъект активен, объект пассивен , субъект получает поток информации, анализирует его и своим воздействием преобразует объект.
  2. «S – O» познание является внешняя, для «S – O» они имеют четкие границы и их жизненные сферы не пересекаются.
  3. В силу четкости границ и внешнего характера взаимодействует  «S – O» познание ,хорошо поддается логическому осмыслению , а интенсивность взаимодействует. .   «S – O» может быть качественно оценено и кол-но измерено.
  4. Сферы применения  «S – O» познания в нашей жизни:

а) ролевое общение, цели которого  явл.обмен информации.

б) практическая предметная деятельность.

в) интеллектуальная деятельность научное познание.

Существуют тенденции  :все человеческое познание сводит только   «S – O» форме.

«S - S» познание

  1. «S - S» познание оба субъекта активные, причем их взаимодействие носит не внешний, а внутренний характер, их жизненные сферы пересекаются
  2. В силу внутреннему характеру взаимодействуют границы, между субъектами  разливается и поэтому такое познание с трудом поддается логическим осмыслением.
  3. При взаимодействии двух субъектов может образоваться нечто третье обладающее новыми свойствами отсутствующ.у каждого субъекта.
  4. Сферы применения «S - S» познания:

а) близкие отношения любви  и дружбы. Целью близких отношений  явл.не просто обмен информации , но и сам второй человек во всей его целостности.

б) эстетич.деятельность. феномен красоты уникален тем , что у него даже не живой объект становится живым субъектом, частью моей внурт.жизни.

в) религиозно-местич.отношения.

г) феномен общества.

6. Человек с философской точки  зрения. Относительное и абсолютное в человеке, и методы их поиска.

Человек есть двойственное существо, сочетание в борьбе и гармонии относительного и абсолютного.

1. Относительное качество  человека

-человек рождается и  умирает

-мы не сами принимаем  решение родится  и не сами принимаем решение умереть

-наши тела –сумма генов наших родителей

-наши мысли зависят  от культуры, языка, воспитания  и тд.

Вывод: относительное качество человека лежат на поверхности и  всем очевидны. Абсолютные качества неочевидны и нуждаются в специальной  процедуре поиска.

2. Абсолютное качество  человека

Практически все религии  мира, утверждают, что человек вечен, но что именно вечно в нем? А  что умирает? В  этом  религии  спорят, т.к.  мы на земле не имеем  однозначного опыта вечной жизни.

И поэтому  в поиске абсолютного  качества, мы отвлекаем от 1 определяем абсолютного, как  вечное.

Однако, очевидно, что хотя бы что – то зависит от нас (исключительно), а от культуры и не от воспитания и именно это мы будем искать как  абсолютное качество человека.

7.Абсолютные качества человека: свобода  и выход из себя.

 

Свобода-свойство человека поступать, исходя из внутренних сознательных или  бессознательных суждений по воле, а не по необходимости.

А)независимость-обыденное понимание свободы

Б) самоопределение

если понимать свободу  как независимость, то легко прийти к выводу: свобода-это иллюзия, т.к  человек зависит от множества факторов.

Более адекватным философским  понятием свободы является самоопределение. Оно учитывает как зависимость  человека от множества факторов, так  и возможность выхода на пределы  этой зависимости.

Сократ утверждал, что  люди не понимают друг друга, т.к. употребляют  одни и те де слова в разных значениях.  А чтобы достичь истины, нужно  выяснить значение каждого слова.

Свобода на санкрите:

СВО—БХУ--ДО – 1.своё-- будущее ---делать…. 2.своё ---бытие--- давать.

2) выход из  себя.  А) выход за пределы возможности обусловл.природой и обстоят.

Б) выход за пределы собственной  личности по направлению к другим личностям или к делу. Животные не могут выходить за пределы собственной  природы ,их поведение целиком обусловл.природными фактами.

12.  Учение Ксенофана, Пифагора, Анаксагора

 

Ксенофан (VII – VI в до н.э) г. Коло фон

  1. «все есть бог».

Впервые в истории философии  абсолютное единое первоначало названо  богом. Ксенофан родоначальник философского монотеизма , который а Греции сочеталось с религиозными политеизмом.

  1. Бог имеет шарообразную форму ,т.к поверхность шара бесконечна и шар имеет совершенную форму, достойную богу.

Пифагор – философ (VI – V  в до н.э)

  1. «Все есть число».  Впервые в истории философии, в качестве первоначального мира , принята абстрактная идея – идея числа.
  2. Пифагор дал фил-ое и мист-ое  толкование первым 12 числам натур.ряда:

1-единство, покой

2-противоп.движение

3-все вещи в мире, как  единство противоп..,  - единство покоя и движения

Здесь Пифагор выступ.наследника учения гераклита, о противопол.

  1. 4-это весь космос, Пифагор явл.автором учения о музыке гармонии всего космоса.

Пифагор уверен , что расстояние между планетами подобны интересам в музыкальных аккордах.

Анаксагор  (5в до н.э) Афины

  1. Создателем космоса является безличный космический ум ( ум = нус)
  2. Каким образом космич.ум творят конкретные вещи ?  ответ: В каждой вещи содерж семена всех других вещей в мире . ( семена =гомеоморфии) . в последствии Аристотель заметил, что «Анаксагоров ум» остался без применения.

9. Основные философские потоки  в мировой философии. Периодизация  в европейской философии. Христианская концепция человека.

4 философских потока:

Европейский

Арабский 

Китайский

Индийский

(там, где существует  единобожие)

Периодизация  европейской философии 

1.античная философия  7в  до н.э. – 3 в н.э.

2.средневековая философия  2-1 века

3.от эпохи Возрождения  и до наших дней (с 15в) центр-человек

 

Христианская  концепция человека

Христианство утверждало, что сын Божий- 2я личность Троицы.

На земле человек-в образе Иисуса Христа. Он был распят на кресте и воскрес из мертвых на 3й день и ушел на небо к Богу Отцу.

Он воскрес не просто как  Бог, но и как Человек.

Сама троица, после вознесения Христа, потерпела изменения:  сын+человек..! теперь в Троицу введена человеческая природа.

Вывод- «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» т.е. каждый человек потенциально может стать Богом.

Только европейский человек, начиная с эпохи Возрождения, осознал себя творцом и господином природного господина. Такого понимания  могущества человека не было ни  в  одной культуре.

Но человек подумал, что  можно обойтись и без всякого  Бога, т.е.  атеизм как массовое культурное явление стало возможным в  европейской христианской культуре.

10. Предпосылки возникновения человека, в античной философии. 
1.Нарастающие разделения труда и выделение прослойки людей умственного труда

2.Появление др. Греции  большого количества свободных  людей (мужчин), не занятых ни  каким трудом, все время в жизни  которых  протекало в след  занятиях:

А) регулярно собирались на городских площадях и в храмах и обсуждали события, мнения.

Б) не совсем были богаты, но на них работал хотя бы 1 раб, 1 жена

В)  регулярно учувствовали в религиозных церемониях, праздниках по личным и общественным поводам

Г) регулярно участвовали  в перах   и перушках

Д) регулярно участвовали  в спортивных состязаниях , в олимпийских играх

Е) Греческая культура была на 100%  бисексуальна. Однополая любовь считалась почетна.

Ж) Участвовали в боевых действиях городского ополчения.

Именно в этой среде  таких людей и получило широкое  распространение  античной философии

 

Возникновение первой философской  мысли  в 7 вднэ ВСЕ ЕСТЬ ОДНО

Вся совокупность вещей и  явлений в мире сводится в философии  к единому первоначалу или  абсолют.

11. Милетская школа, ее представители  и их учения.

7-6 в .до н.э г.Милет

Представители:

- Фалес

- Анаксимен

- Анаксимандр

Учение Фалеса:

Фалес был не только философ, но так же математик, астроном и предприниматель.

Фалес предсказал солнечн.затмение 585г.до н.э

а)вся совокупность вещей и явлений в мире может быть сведена к взаимодейств. 4 стихий: (огонь, воздух, земля и вода)

б)стихии превращ.друг в друга путем сгущения или разряжения.

в)все есть вода. Первичн.стихии космоса, согласно Фалесу, есть вода.

     Почему именно  вода?

Др.греки предст.космос как универсально живой организм «макрокосмос» , а человека предст.,как уменьшенную модель «микрокосмос»

Законы развития «микрокосмоса» такие как « макрокосмос»

Из чего рождается человек?

Человек рождается из мужского семени, а семя есть вода. Значит и  весь космос рождается из космической  спермы , а значит из воды.

г)душа человека вечна, она не сводима к 4 стихиям мира и состоит из особого психического тепла.

Практически вся греч.культура верила в реинкарнацию:

Вечная душа живет много  раз, пересекаясь в разные тела.

Анаксимен – философ , представитель милетской школы. 

  «Все есть воздух»

Анаксимандр -  «Все есть алейрон» (беспредельник)

Выдвигая понятие апейрона  Анаксимандр впервые принимал за первоначало не что то конкретное и обязаемое, а нечто бесконечное, беспредельное и непознаваемое.  Мы можем разом познать лишь то , что имеет пределы и границы, что можно определить то, что не имеет границ то, что не имеет пределов, то рацион.непознаваемо.

12.  Учения Гераклита и его значения в мировой философии.

Учение Гераклита

  1. «Все есть огонь» Почему именно огонь? Греки регулярно участвовали в религиозных празднествах , во время некоторых из них они выпивали одурман.напиток на основе мухомора и ложились в гроб, чтобы почувствовать, что испытывает душа, выходя из тела.

Почему они ложились в  гроб?     У них была пословица  (СОМА-СЕМА)(тело-гроб)

Греки верили, что тело –  это гроб вечной души, из которой  душа жаждет вырваться на свободу.

Почти все люди в состоянии  клинической смерти независимо от эпохи  и вероисповедания видят ≈  одно и тоже, длинный тоннель, и смерть в его солнце.  Из этого Гераклит сделал вывод: если душа на выходе из тела видит свет или огонь, то этот огонь является первоначалом мира, но огонь не физический ,а духовный.

  1. Огонь есть логос, логос есть огонь.

Логос – многозначное греч.слово, в переводе означает слово, мысль. Разум, музыка.

Огонь по Гераклиту не просто духовн.,а так же живой и мыслящий.

  1. Каким образом огонь творит вещи по средством бога в противоположной стороны одновременно.

-жизнь есть смерть, смерть  есть жизнь

-бытие есть небытие,  а небытие есть бытие

   Гераклит впервые  ввел  философское понятие бытие  и небытие.

-«панта рэй»  (все течет)

-в одну и ту же  реку нельзя войти дважды.

-логос души столь глубок. Что нет ему предела.

Значение  Гераклита в мировой философии:

  1. Гераклит до крайности запутал Греческую философию своим учением о противоположном стало невозможно о чем-либо однозначно высказаться.
  2. Гераклит обогатил мировую философию учением  о единстве противоположном начал, получившее особое название Диалектика.

Диалектика после Гераклита  была развита многими великими философами : Платон, Василий Великий, Николай, Кузанский, Гегель, Маркс и др.

  1. Многие христ.философы и богословы называют Гераклита христианином до Христа, находя в его учении христ.эл-ты.

   а)Евангелист Иоанн начал свое Евангелие след.словами:  «В начале было слово, 4слово было у Бога, и слово было Бог»

 Логос – греч.слово, что наполнен учение Гераклита о живом и мыслящим логосе. Когда Иоанн писал это Евангел..он был епископом города Эфес.

б) В сост.двух основных догматов христианства выражено единство противоп.начал: христос и бог и человек одновременно, единый троичный бог ;отец, сын и дух святой.

Учение Гераклита о  единстве очень противоположно.

в) Огонь в христ.это символ духа святого, третьей личности святой троицы.

13. Элейская школа и её значение  для мировой философии.

Школа Сафистов  была бы невозможна, без достижения  элейской школы.

Г. Элея. Основатель – Парменид ,  ученик и друг Зенона.

Учения Парменида:

Его тезис «бытие есть не бытие», он поставил 2 вопроса:

1. Что такое бытие

2. Что такое небытие

Отвечая на вопросы бытие, Парменид стал анализировать не окружающий мир, а значение слова БЫТИЕ.

БЫТИЕ – от глагола быть, есть. Это то, что есть, все, что  есть или совокупность все, что существует. Бесконечное множество всего, что  есть.

НЕБЫТИЕ – всё чего нет, то чего нет.

Бытие есть, небытия нет. – главный тезис учения Парменида.

Соответствует  его тезис  реальной жизни?

Тезису Парменида противоречит хотя бы три факта жизни:

А) факт смерти

Когда человек умирает, мы говорим что человек  ушел в  небытие, его нет, но при этом смерть – это достоверный факт нашей  жизни.

Б) Что есть движение?

Это процесс постоянного  перехода из бытия в небытие и  обратно. Но,  поскольку небытия, согласно Пармениду нет,   то значит, нет движения, все покоится.

В) Что есть время?

Время, процесс постоянного  перехода  из прошлого в будущее  через настоящее.

Однако, прошлого УЖЕ нет, будущего ЕЩЕ нет. Реально существует только миг настоящего.  => Согласно Пармениду, времени тоже нет и все вечно.

Современники упрекали Парменида в отрыве от реальности: «как же ты говоришь , что движения нет, когда все вокруг движется?»

Парменид: «Существует 2 пути познания. 1) познание согласно логосу или согласно значению слов – истинное познание. 2) согласно мнениям,  Согласно тому. Что ведется или кажется - это ложное познание».

Мнение – смесь правды и лжи (по Пармениду)

1. Кажется, что  все   умирают, но подлинно смерти  нет;

2. Кажется, что все движется, но подлинно все покоится;

3. Кажется, что течет  время, но подлинно все вечно.

Учение Парменида развил Зенон, в своих знаменитых логических задачах на противоречие, «АПОРИИ»

1 Апория «Ахиллес и  черепаха»

А --------à-----------------------------В-----à  А – Ахиллес, В – черепаха.

Зенон доказал, что Ахиллес  никогда не догонит черепаху, т.к. чтобы пробежать АВ, он сначала  должен пробежать ½ АВ от оставшейся половины, еще половину , а потом 1/8, 1/16 и до бесконечности, ибо отрезок делятся пополам – бесконечное число раз. 

В чем суть апории? Суть в  том , что в противоречии реальности и логического мышления.

В реальности догонит и  перегонит, а  логически не догонит  т.к. движения нет.

Отрезок = бесконечное число  точек.

Значение  Элейской школы для мировой философии:

1.Элейская школа впервые  случайно натолкнуло на факт  существования отвлеченного от  реальности логического мышления.

2. Но при этом, Элейская  школа  не нашла логическое  мышление применение  в реальности  и обожествила это мышление:

Если логика противоречит реальности, то  тем хуже для реальности, логика всегда верна.

3. Именно с подачей Элейской  школы, логически словесные упражнения , стали массовым увлечением древней Греции.

14. Учение и практика Софистов. Значение  сафистов для мировой философии.

5 в днэ, Афины и близ лежащие города.  Не было единой школы сафистов, но было несколько школ, во главе которых были лидеры: Протагор, Горгий, Продик, Гиппий.

Сафист – «София» - мудрость, филоСОФИЯ- любовь к мудрости.

Учения и  практика сафистов:

1. сафисты впервые в европейской философии отказались от  поисков начала мира.

Почему? Они сами изобрели свое первоначало мира, вывод –  первоначало либо нет, либо  его  нельзя познать => и говорить  об этом нет смысла => агностицизм (умолчание), не  отрицание вообще, а  отрицание  только философского познания абсолютного  начала.

Большинство современных  философов являются  агностиками.

2. Что являлось главной  задачей Философии? 

Согласно сафистам, философия есть, искусство убеждения собеседника,  в правоте говорящего.

3. Каким образом, сафисты, убеждали людей в своей правоте? Их произведения носили характер  устных диалогов, называли они – софизм.

Пример, Софизм «Рогатый»

Сафист встретил путника на дороге и спросил у него:

С «Друг, не терял ли ты рога?»

П «Нет, не терял»

С « Что, поздравляю, значит, ты рогатый»

П  начал ощупывать голову и так и не нашел рога.

С «А ты не ищи рога на голове, я тебе логически доказал что ты рогат»

П приходит в изумление  от мудрости С и спрашивает, как же научится подобной мудрости?

4. Они впервые  стали   брать деньги за преподавание  мудрости.

В чем суть  употребления одних и тех же слов  в разных значениях?

Протагор: «Человек, есть мера всех вещей, существующих, что существуют и  несуществующих, что они не существуют».

Если человек докажет, что – то существует для него смысл в том, что истина относится  и зависит от того, как содержит, докажет эту истину.

Значение  сафистов для мировой философии:

Положительный вклад их в  философию огромный:

1. именно благодаря им, философия в Греции приобрела  массовую популярность. Считалось  почетным, когда отец отдавал  сына в ученики и любовника  в школу.

2. именно благодаря ним, в Греции развивалось ораторское искусство, впоследствии образов профессия адвоката.

3. Сафисты разработали теорию языка, в частности, ввели в греческий язык времена глаголов.

15. Биография и учение Сократа

Сократ 470/469 до н. э., Афины, - 399, там же), древнегреческий философ.был сыном ваятеля, все свободное время жизни проводил в беседах с приезжими софистами и афинянами на темы, ставшие традиционными для софистической практики: что добро и что зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание.

1) Сократ создал учение  о логическом определении и  о точном значении слов. Полагая,что люди не понимают друг друга,т.к используют одни и те же слова в разных значениях и чтобы достичь истины,нужно выяснить точное значение каждого слова ,заключ в речи и языке.

Не человек придумывает  язык и речь,но в речи скрыты бытейные смыслы в заключ.значен.

2) Стал автором особен формы филосов знания . Сократический диалог состоит из двух этапов : Ирония, майевтика.

Сократ подходил к 1 из знаменит софистов и признавал себя несведующим, спрашивал

что такое красота?

по сути это красивая лошадь,красивая девушка.

иронизируя над собеседником наводящих вопросов Сократ дал признать его поражение в споре. и собеседник хоте учиться у сократа.

начинался 2й этап диалога,где сократвместе с собеседником начинали искать точное значение слова красота.

сократический диалог хорошо ими знаменитым изуч Сократа. я знаю что ничего не знаю но другие и этого не знают.

мудрость сократа состояла в признании того что он не знает истины. все остальные люди уверены что они обладают мудростью,но их знания-всего лишь мнение,явл. смесью истины и заблуждения

16.Учение платона о познанияи и об идеях.

Платон 5 в до н.э Афины.

платон явл создателем класс греч идеализма. Биография платона. Родился в оч богатой семье и родители нанимали лучших учителей для оразования. платон-это прозвище философа.имя-аристокл.прозвще дал ему учитель борьбы "платос-накаченный" был чемпоном олимпийских игр по панкратону "все,борьба"-борьба без правил. после смерти сократа платон стал ведущим афинским философом.создал свою фил.школу в афинах- академия. роща в которой они собирались существ почти 1000 лет была закрыта в 5 в н э хрис императором византийским в рамках борьбы язычества.Плаон 2 раза выезжал в командировку в г.сиракузы-греч колонию по приглаш местн правителя 2ой как воспитат его малого сына . командировка конч плачевно-правитель продавал платона в рабство,выкупали ученики. 1 раз за подрыв гос строя.2ой раз зо обжорство.

 

 

познание-это припоминание вечной душой того,что она видела на небесах и забыла,живя в смертном теле как платон пришео к такому понятно.

был учеником сократа .сократ искал истину в точных значениях слов т.к цель познании-достижен истины. платон проанализировал значение греческого слова истина.

алетейя. А-не(отрицание),ЛЕТ-река забвения

истина-это то,что невозможно забыть. нам сложно забыть то ,что является смыслом нашей жизни и что вызывает глубокие душевные потрясения(близкиз людей,,любимое дело.обиды и т.д_

1.соответсвт ли платоновские  определ истины совр научному пониманию истины?современное научн понятие истины восходит к аристотелю и формируется так Истина есть соответствие  нашего мышления о предмете самому предмету.

платоновское понятие  истина на языке совр философии называется экзистенциальная истина .это не истина факта,а истина человеч жизни,придающее ей смысл.

 истина

правда

 

русское понятие правда соответств экзестенциальн истине платона.

платон не развил сво понятие истины,а его учения об идеях заложению основы соврем логич мышления. идея=эйдос=вид.

вид-внешний вид,логический вид(разновидность)

идея-логический вид,выраж во внеш мире. современное значение идея- мысль нашего  разума в платон смысле идея-вечная сущность вещи к которой конкретная вещь приобщается. идея не в нашей голове,а вечная космическая реальность.

пример. в мире может не остаться ни одной красн вещи ,но останется вечная идея красного цвета ,согласно которой можно будет восоздать красные вещи вновь.

 как соотносятся идеи  и вещи?

идеи вечный образец временных  вещей находяися и в вещах и вне вещей одновременно. они как то связаны с вещами ,но могут сущесвт и независимо от вещей.

диалектика перраклита  о единстве противоположностей. сооттношение идеи и вещей по пл,хорошо илллюстрир соотношен души и тела в пониман платона . душа-это идея тела. душа вечна,и может переселятся в различные тела. однако душа все же связана с телом . вырадена в теле --------------------------

согласно платону все природные вещь имеют идеи,а иск созданные вещи не имеют. есть идеи гор,идея неба,нет идеи здания,стола. при---- вещи весны они были есть и будут. а искл- созданные вещи-временные,как идея.

современная философ отличается от античной тем что мы ставили человека как познающего  субъекта в центр мира.

Античная философия была космо-------- ,а не антропоцентрична.человек не мыслит себя творцом и хозяином мира.это скорее восхищенным созерцателем мира.

17. Иерархия идей по платону.

Платон-идея,косм сущность.

Идеи сущ не в хаосе,м\у ними есть опред порядок более общее,более частные идеи.

Идея цвета(красн,зелен)->  ЕДИНОЕ <- Идея вкуса(сладкое,соленое)

 

По платону наи----------идея теорет деятельности .это идея единого,т.к сущность теорит познания это сведение много к единому.

если бы не было идеи единого мы не смогли бы теоритически научно мыслить!

платон решил проанализировать значение слова Единое.обнаруж что ничего кроме единства из этого слова не ------  ->соединил своего абсолютного идею единого с абсолютом парменида---------

единое бытие 1)единое есть 2)единого нет

вывод единое есть

1.идея целого и частей

2. идея единства и множества

3. равно ли целое сумме  частей или оно больше суммы  частей 

 если целое= сумма  частей ,то оно покается,а если целое>суммы частей,то оно движется=> идея покоя и движения(3)

вывод. первичные,частные идеи,получ при допущ о сущ единого. платон называл категории.(перевод с греч сказуемое)

категории- в соврем философии понятие как правило -----

пр(необход-случайность,возможность -действительность,материя,форма,конечность,бесконечность.

все наши мыслители имеют  категор. характер.

     
       
       


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"