Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 00:41, шпаргалка

Описание работы

5. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Становление и основные школы древнеиндийской философии.
6. Философская мысль Древнего Китая.
7. Условия формирования, этапы развития и основные проблемы древнегреческой философии.
8. Натурфилософские ориентации досократовской философии.

Файлы: 1 файл

5-8.docx

— 49.24 Кб (Скачать файл)
       

5. Религиозно-мифологический характер    древнеиндийской философии. Становление и основные школы древнеиндийской философии.

. Д/и философия основывалась одушевлении окр. мира. У индийцев все началось с брачного сочетания неба и земли. По обряду жертвоприношения, мироздание есть результат принесения в жертву вселенского человека – Пуруши. Ведам (то есть знаниям) придавался статус онтологического явления, имеющего самостоятельное и независимое для человека бытие.Существовали 4 Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа , Атхарваведа (малые Веды). Существовали 4 касты: брахманы-жрецы, кшатрии, вайшьи, шудры. Только представители первых трех варн (каст) считаются "духовно родившимися", то есть дважды рожденными, а потому имеющими доступ к чтению и изучению Вед(сборники, вкл. мифологию, свящ.песни, торж гимны, заклинания..). Филосовские ортодоксальные школы опирались на авторитет Вед: санкьхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта. Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальные системы: 1Джайнизм. 2Буддизм. 3Локаята. Практическая цель - достижение человеком свободы. Основные категории Веданты: Брахман (духовный абсолют, который вечен,); Атман (жизненное дыхание, действие, внутреннее Я, единое и неразделимое сознание). Тождество Веданты: Брахман есть Атман, Атман есть Брахман; т.е. все в мире едино. Сансара–круговорот перерождений. Карма–плоды деяний, перевоплощение человека. Джайнизм – наиболее рационалистическая доктрина, спасение понимается как результат индивидуальных усилий; Важнейшая категория Джайнизма - Джива – индивидуальная психика, субъект познания. Аджива – неживая материя. Цель жизни – достижение Нирваны, которая достигается с помощью не причинения вреда ничему живому, с помощью совершения добрых дел. Буддизм. Основоположником данного учения является Будда (пробужденный) (623- 544 г. до н.э.). В основе буддизма лежат 4 благородные истины: 1.Жизнь есть страданье.2 Есть причины страданий.3Есть путь избавления от страданий.1Есть путь уничтожения страданий ( восмиричный ).  Одна из мировых религий мира. Будда выступил с проповедью преодоления крайности, он выступил с критикой внешнего ритуализма и обрядности, крайнего аскетизма, привязанности мира. В Б. На первый план выдвигаются морально-этические проблеммы. Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства. Моральное самосовершенствование человека – основа достижения нирваны. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достичь разумом.

6. Философская мысль Древнего Китая

Философия в Китае  возникает в VIII ст. до н.э. Китайское государство - типичная восточная деспотия. Во главе стоял монарх, который одновременно был и наивысшим жрецом, и единственным землевладельцем. Взаимоотношения между высшими и низшими сословиями регулировалась не законами, а ритуалом. Вся жизнь китайца представлялась как беспрерывный отчет перед духами предков. Поэтому философия имеет морально-регулятивный характер.  Наиболее знаменитыми школами древнекитайской философии были конфуцианство, даосизм, маизм, школа закона, школа имен. Однако все разнообразие школ можно свести к двум течениям: конфуцианство и даосизм. “Пятикнижие” объединяет “Книгу истории” (“Шу цзин”), где излагаются события древней истории Китая, “Книгу стихов”, или “Книгу песнопений” (“Ши цзин”), являющуюся сборником древней китайской поэзии, “Книгу перемен” (“И цзин”), представляющую собой сборник магических формул и заклинаний, “Книгу церемоний” (“Ли цзи”), в которой сообщаются правила поведения, и книгу “Весна и осень” (“Чунь-цю”) - хронику событий в одном из китайских княжеств. Характерный для китайской культуры дух традиционализма наиболее последовательно отражен в конфуцианстве. Цель философии – достижение идеального государства и богатого общества. Конфуций ввёл ключевое понятие "Ли", то есть "установленный порядок вещей",ритуал, нарушение которого чревато отрицательными последствиями как для гражданина, так и для государства, необходимо направлять свою жизнь по законам Неба, ведь Небо - высшая сила, судьба, гарант справедливости, оно Дао: космический и моральный закон. "Жэнь - "человеколюбие, И - "справедливость" - то же, что и - "долженствующее". Это значит "выносить решения с должным беспристрастием". Общество - это семья, где господствуют уважение детей к отцов, отеческая любовь к детей, справедливость и мудрость. Школа легизма противопоставляет ли (ритуалу) закон (фа). Наказание и страх – вот правильный путь обеспечения порядка. Даосизм ориентирует философию на прошедшее как воплощение общественного идеала. Для сторонников даосизма Дао восстает как всеохватывающий закон, первоначало, первая основа и завершение всего сущего. Незнание Дао - вот главная причина социального хаоса. Путь к социальной гармонии - в недеянии, в отрицании хаотичного бытия (принцип у-вэй). 

7. Условия формирования, этапы развития и основные проблемы древнегреческой философии

Ф. Др. Греции формируется во 2-ой пол. XVII-XVI в. до н.э., когда прежние трад.-миф.представления античного общества обнаруживают свою недостаточность. гл.факторы: эк. подъем, развит. торговли, мореходства, колонизация нов. земель, расш. связей и контактов с др. народами.

Для греков природа выступает  единственным абсолютом, она не сотворена богами, а сами боги составляют её неотъемлемую часть и олицетворяют основные природные стихии.

Этапы развития: 1) 6 в до нэ – натурфилосовский период – на первый план выходят проблемы фил природы. Выделяют ранних натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Пифагор) и поздних (Эмпидокл, Анаксагор, Демокрит). Ранние – монисты, приоритетным стал интерес к космогонической мифологии. Важнейшим для них был вопрос об «архе» (первоначалах мира). Космоцентризм четко представлен в принципе микрокосмоса и макрокосмоса: «то, что имеется в космосе, имеется и в человеке» и наоборот. Парменид первым четко сформулировал проблему бытия, как главную философическую проблему, он разделил истину и субъективное мнение. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. То, чего нет (небытие) – не существует, значит нельзя познать. Гераклит первым заявил, что все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьба противоположностей. «Все течет и изменяется – и в одну реку нельзя войти дважды» 2) 5-4 вв до нэ – классич  фил. Познание – это припоминание того, что некогда душа человека созерцала в мире эйдосов (вечных, неделимых, неизменных первосущностей. Вещи – несовершенные копии, подобия идей, о них можно только складывать мнение.. В основе философии Сократа лежит этнический рационализм. Знание истины и нравственность – понятия совпадающие. Зная, что хорошо и что плохо – никто не сможет поступать плохо. Он разработал метод искусного ведения диалога (диалектику). Аристотель усматривает сущность вещи в ее единичном бытии как сочетание формы и материи. Каждая форма может рассматриваться как материя для иной, более сложной формы. Согласно Аристотелю, вечно движущийся мир имеет и вечную первопричину движения – перводвигатель.

8. Натурфилософские ориентации  досократовской философии

Ф. Др. Греции формируется во 2-ой пол. XVII-XVI в. до н.э., когда прежние трад.-миф.представления античного общества обнаруживают свою недостаточность. гл.факторы: эк. подъем, развит. торговли, мореходства, колонизация нов. земель, расш. связей и контактов с др. народами.

Ранних греческих философов  называют натурфилософами. Важнейшим  для них был вопрос об «архе» (первоначалах мира).

В период формирования древнегреческой  философии приоритетным стал интерес  к космогонической мифологии, воплотившей  в себе первобытные представления  людей о возникновении и эволюции мира. Для греков природа выступает единственным абсолютом, она не сотворена богами, а сами боги составляют её неотъемлемую часть и олицетворяют основные природные стихии. Первые натурфилософы позаимствовали из космогонических мифов ряд идей: представление о первичном бесформенном состоянии Вселенной; идею эволюции в сторону большей упорядоченности и лучшего устроения мира, идею периодической гибели и возрождения Вселенной. Космоцентризм четко представлен в принципе микрокосмоса и макрокосмоса: «то, что имеется в космосе, имеется и в человеке, а то, что есть в человеке – имеется и в макрокосмосе. Макрокосм и микрокосм – одно и тоже.

Осознание многообразия мироздания в философии привело к поиску во всем этом многообразии единого, первоначала, или «архе». Фалес полагает, что это вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон (беспредельное), Пифагор- число, Гераклит – огонь, Демокрит – атом. Парменид первым четко сформулировал проблему бытия, как главную философическую проблему, он разделил истину и субъективное мнение. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. То, чего нет (небытие) – не существует, значит нельзя познать Гераклит первым заявил, что все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьба противоположностей. «Все течет и изменяется – и в одну реку нельзя войти дважды»

   
         
         

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Пространственно-временная структура бытия

Пространство есть форма  бытия, характеризующая порядок  сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяжённость.

Время – форма бытия  материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

 Каковы бы формы  бытия не рассматривались, все они имеют свои предельне основания, своей субстанции материю. Материя бесконечна во всех своих проявлениях, и единственным ее постоянным св-вом является независимость от человека. Пространство и время обусловлены материей как форма своим содержанием, и потому каждый уровень движения материи обладает своей пространственно-временной структурой. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях. Всеобщие свойства Простран. и Врем.: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре;количеств. И качеств. Бесконечность. Различают метрич. и топологич. свойства П. и В. Топологич. Хар-ки описывают: а) прерывность и непрерывность, б)размерность, в) связность, г) ориентируемость.Метрич. хар-ки описывают: а) кривизна, б) конечность и бесконечность, в)изотропность, г) гомогенность. Всеобщиe свойства пространства: протяженность, означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объемов и т.п.),возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента либовозможность уменьшения числа элементов; связность и непрерывность;трехмерность. Специфич. (локальные) св-ва пространства: симметрия и асимметрия,конкретная форма и размеры, местоположение, расстояние между телами, пространств. Распределение в-ва и поля, границы, определяющие различные системы. Всеобщие св-ва времени: объективность; неразрывная связь с материей и ее атрибутами; длительность; одномерность и ассиметричность; необратимость и направленность от прошлого к будущему. Специфич. Св-ми времени являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, к-рая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем

       

26. Человек как предмет философского анализа. Биологическое и социальное в природе человека

В период античности сформировался  космоцентричный образ человека. Выделялось два уровня: душа и тело.

В период средневековья сформировался  теоцентричный образ человека. Преобладало противопоставление души и тела.

Эпоха Возрождения: антропоцентричный образ. Человек занял место Бога.

Начиная с XVII века, при рассмотрении человека акцент делается на его разуме.

Со второй половины XIX века формируется иррациональный подход в решении проблемы человека.

Фридрих Ницше «Жажда власти». Фрейд: сущность человека в непознанном.

Природа, сущность, назначение человека. Антропосоциогенез.

Понятие природа раскрывает или указывает на биологическую  сущность жизнедеятельности человека.

Сущность указывает на социально значимые факторы человеческой жизнедеятельности.

Понятие «сущность» раскрывает то, что человек представляет.

Концепции предназначения человека:

  1. смысл жизни подвластен самой жизни.
  2. смысл жизни вынесен за границу самой жизни.
  3. цель жизни выбирается самим человеком.

Антропосоциогенез:

Теория Дарвина: человек  произошел из животного мира (от обезьяны).

В марксистской философии  была изменена теория Дарвина. Факторы  генезиса по марксизму (социальные):

  1. труд.
  2. язык.
  3. регулирование брачных отношений (переход от эндогамии к экзогамии, т.е. переход от половых отношений, присущим животным к половым отношениям, присущим людям).
  4. требование поддерживать жизнедеятельность своих недееспособных сородичей.
  5. запрет на убийство своих соплеменников.

Концепция космического происхождения  человека: человек произошел из космоса.

 

Вопрос о сущности и существовании  человека в философии.

Существуют две концепции:

  1. классическая. Согласно ей, сущность человека предшествует его существованию. Человек рождается с сущностью, которая и обуславливает его существование.
  2. не классическая. Существование предшествует сущности. Т.е. человек в процессе своего существования творит свою сущность.

27. Индивид, индивидуальность, личность. Сущность процесса социализации личности

Индивид – это понятие, которое констатирует принадлежность к роду homosapiens (т.е. любой человек – это индивид).

Индивидуальность – это  понятие означает уникальность человека, его отличие от других.

Личность – это понятие, которое раскрывает социально значимый аспект в жизнедеятельности человека. Понятием «личность» обозначается то, что есть продукт влияния общества на человека. Личностью не рождаются, ей становятся. Более того, личность может умереть ранее, чем умрет  человек.

Выделяют следующие уровни или формы личности:

  1. физическая (тело человека; предметы, которые его окружают).
  2. духовная (человеческие мысли).

Социальные типы личности:

  1. деятель – люди, занимающиеся активной деятельностью.
  2. мыслитель – люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью.
  3. гуманист – подвижники; цель их жизни – помогать другим людям.
  4. эмоциональный тип – люди искусства.

Философские концепции свободы. Свобода  личности и необходимость.

Свобода – это философская  категория, которая раскрывает возможность  человека мыслить и действовать  в согласии со своими идеями и мыслями. Существуют разные формы свободы: внешняя  и внутренняя (т.е. физическая и духовная).

Философские концепции свободы:

  1. фатализм – это фил. Концепция, которая признает полную зависимость человека от внешней силы (судьбы, рока).
  2. волюнтаризм – это полная, абсолютная свобода человека. Человек при этом не зависит ни от кого и не от чего.
  3. экзистенционализм – не возможна полная свобода во внешнем мире. Человек не свободен, т.к. он смертен и существует свобода других людей. Свобода возможна только во внутреннем, духовном мире. Она есть выбор человека в той или иной ситуации.
  4. марксистская. Свобода – это осознанная необходимость.

28. Познание как предмет философского анализа

Познавательное  отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности—мировоззренческую проблему.

Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, может быть понято как основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов деятельности и позволяет провести мост между сознанием и действительностью, знанием и бытием.

Функционирование  знания в качестве основы идеального плана деятельности обеспечивает возможность обратных связей от действительности к нашим знаниям о ней. В ходе осуществления таких связей уточняются, пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание, таким образом, является не продуктом пассивного созерцания действительности. Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной деятельности человека.

Будучи поначалу вплетено в ткань реальной человеческой жизни, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, состоит в достижении адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможны реальная ориентация 
человека в мире и успешное преобразование этого мира.

29. Проблема истины в теории познания

В истории философской  мысли существовали разные понимания  истины: «Истина — это соответствие знаний действительности»; «Истина — это опытная подтверждаемость»

Специфика трактовки истины (по сравнению с иными ее трактовками) заключается в следующих моментах. Во-первых, отражаемая действительность трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; Если первый момент отграничивает диалектико-материалистическое понимание истины от любых форм идеализма, а второй — от метафизики, то оба момента вместе взятые отграничивают это понимание от агностицизма.

Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познавательное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его существенно отличающимся от лжи. Заблуждение—это ложное знание, принимаемое за истинное. В основе заблуждений может находиться дезинформация, но они могут порождаться и другими факторами'

Критерии истины.В практике задействован субъект, его знание, воля; в практике — единство субъектного и объектного при ведущей роли (в отражательном плане) объектного. В целом практика — объективный, материальный процесс. Она служит продолжением природных процессов, развертываясь по объективным законам. Практика включает в себя знание, способна порождать новое знание, выступает его основанием и конечной целью.

В самой практике сплетаются и чувственная конкретность, и  непосредственная действительность, и всеобщность (сущностность, законы сущности).

  Среди др. критериев  выделяется логический. Здесь имеется в виду его понимание как формально-логического критерия. Его существо — в логической последовательности мысли, в ее строгом следовании законам и правилам формальной логики в условиях, когда нет возможности непосредственно опираться на практику. Выявление логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки и заблуждения.

Аксиологический критерий - обращение к общемировоззренческим, общеметодологическим, социально-политическим, нравственно-этическим и эстетическим принципам

30. Специфика и структура научного познания. Формы научного знания

Взаимосвязь субъекта и объекта  опосредована практикой. Процесс познания начался с распредмечивания. I Процесс распредмечивания – это выявление свойств предмета в оперделенных позновательных действиях (перцептивные). Пареллельно с перцептивными развиваются логические действия – действия, связанные с формированием понятий.  Понятия – первичная и главная форма логических операций. Формулы абстропирования понятий: 1.Идеализация (объект в чистом виде), 2.Изолирующая.

Суждение – это связь 2-х и более понятий. Человеческая мысль существует в форме суждений. Суждений бывают полож. и отриц. Умозаключение – это когда из нескольких суждений делаются новые выводы. Суждения могут быть: индуктивными (частноеàобщее) и дедуктивными  (общееàчастное).

 Интуиция – целостное схватывание объекта, она характеризуется очевидностью и бессознательностью. Интуиция бывает чувственная, сознательная, мистическая, эмоциональная, инженерная.

Методы эмпирического  познания:

  - наблюдение – целенаправленное  организованное систематическое  восприятие предметов и явлений  внешнего мира. Существует 2 вида: Непосредственное, С помощью приборов

- эксперимент – дополнительное  изменение объекта, создание специальных  заранее определенных условий  прохождения процесса.

- сравнение – операция  выявления сходства или различия  объектов

- описание – фиксация  результатов опыта (наблюдения  или эксперимента) с помощью определенных  систем обозначения.

Методы теоретического познания:

Формализация – отображение  содержания знаний в знаково символьном виде (формализованный язык)

Аксиоматическое – в основе лежит аксиома, т.е. все утверждение  выведенное чисто логическим путем

Гипотетико-дедуктивный – создается система дедуктивно связанных гипотез, из которых выводият утверждения об эмпирических факторах.

Анализ – деление целого на части с целью познания каждой из частей.

Синтез – проведение соединения отдельных элементов в единое целое с целью его познания.

Индукция – от частного к общему.

Дедукция – от общего к  единичному.

Абстрогирование – процесс мысленного обделения от ряда свойств изучаемых явления с одновременным выделение интересующих исследователя свойств.

Эмпирические и теоретические  уровни взаимно дополняют друг друга  в научно познании, т.к. опыт проведенный на основе теоретических предпосылок;

 

31. Методы научного познания

Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания.

Классификация методов  научного познания:

I. выделяют всеобщие, общие  и частные методы научного  познания

II. с учётом уровней  познания выделяют методы эмпирического  и теоретического исследования

III. в зависимости от  структуры познавательной деятельности  выделяют обще логические методы  познания.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение

Эксперимент -мысленный и с помощью приборов.

Сравнение - устанавливает  сходство и различие предметов.

Методы теоретического исследования:

1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть

законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа:

1).образование абстракций, в которых фиксируются отдельные  свойства целого. Движение от  конкретного в чувственности к

абстрактному;

2).движение от абстрактного  к конкретному в мышлении, выявление сущности явления

2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве

3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики

4. моделирование - исследование объектов на основании модели.

Модели - физические и знаковые

Обще логические методы познания:

- анализ - мысленное или  реальное расчленение целого  на части

- синтез - воссоединение целого  из частей

- индукция - рассуждения от  частного к общему, знания носят  вероятностный характер

- дедукция - рассуждения от  общего к частному

- аналогия - установление  сходства в некоторых сторонах  предмета на основании имеющегося  сходства в других сторонах

- абстрагирование - процесс  отвлечения от ряда свойств  изучаемого явления и выявление  интересующих свойств

- обобщение - установление  общих признаков ряда объектов

32. Общество  как динамически развивающаяся  система.  Структура общества

Бытие человека в общ-ве предполагает существование власти. В животном мире существует власть лидера, им является наиболее сильное животное. Дети нуждаются в охране, след-но существует власть родителей. Она разумна, естественна, построена на авторитете родителей. Это сохранятся в общественных отношениях. Общ-во не может быть без власти. Обществення власть базируется на опыте, знании специалистов. Люди передают им власть. Т.О. выделяется особая группа, занятая управлением. Она требует предоставлетия соответствующих прав, которые и получает. В следствии этого она начинает выполнять свои функции не считаясь со справедливостью, традициями. Войны, разделение труда и товарные отношения причина возникновения государства.Гос. власть - особая власть. 1.Она предполагает наличия особой профессиональной группы,которая всю жизнь управляет общественными делами. 2. Это особые вооруженные отряды, выражающие гос. власть.

Соц. структура общества –  это совокупность взаимодействующих  и взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом  соц. культуры являются классы.

 Классы – большие группы людей различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации  труда, по размерам доли общественного богатства, которой они располагают, классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада.

Это основные класообразующие признаки. К вспомогательным  относятся: уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни…

В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии:

  1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц.  престиж.
  2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.

3. При рассмотрении  общества  учитываются некоторые объективные  критерии: профессия, доход, образование.

Социально классовая структура  общества показывает, что  общество любого типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены  общества выступают  в качестве субъектов  различного рода деятельности, поэтому  в социуме происходят перемещения  из одних соц. групп и сфер в  другие

     


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"