Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_dlya_pechati.doc

— 918.50 Кб (Скачать файл)
  1. Философский смысл бытия. Бытие и небытие.

 Бытие как философская категория.

Любое философское  рассуждение начинается с понятия  о бытие. Вопрос о том, что такое  бытие, возник вместе с философией.

Бытие в самом  широком смысле этого слова - существование, то, что сущест-вует.

 Противоположностью  бытия является Ничто или Небытие. 

Бытие и Ничто  не могут существовать друг без друга. Бытие вещей, как бы много времени  оно ни продол¬жалось, приходит к  концу, переходит в небытие.

Категория бытия  привлекала внимание философов всех эпох.

В философских  концепциях XX в. акцент делается на бытие, прежде всего, челове-ка: бытие есть наша жизнь. Так для М. Хайдеггера проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия. Анализ бытия надо начинать с нас  самих. Это существую-щее есть мы сами. Соответственно совершенно иначе поворачивается соотношение бытия и небытия. На грани небытия, смерти, уничтожения личности возникают острые пережи-вания бытия

У К. Поппера, например можно найти три уровня бытия: мате¬риальное бытие вне нас, мир психики как субъективное бытие, мир объективного духа. В самой общей форме бытие действительно предполагает эти три уровня, хотя, возможно, ими не ограничивает-ся.

Наш опыт имеет  дело лишь с определенными типами бытия:  механическими, фи-зическими, химическими, геологическими, био¬логическими, социальными, духовными. Это материальная реальность, материальное бытие.  В рамках этих типов име¬ется мно-жество более конкретных форм бытия, в том числе и единичных, например, данного ка-рандаша, который лежит у меня на столе, данного растения, данного человека и т.п.

Проблема бытия, реальности чего-либо — это фундаменталь¬ная философская про-блема. Дело в том, что объективную реальность мы не в состоянии охватить своим мыш-лением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.

Существование реальности Бога, например, есть чрезвычайно  сложный вопрос. Философы придержи¬ваются  разных мнений относительно того, возможно ли в принци¬пе доказательство бытия Бога. Для религи¬озной веры здесь нет сомнений. Вопрос в том, мож-но ли до¬казать бытие Бога неверующему.

Духовная ре¬альность - не меньшая реальность, чем природа  вне нас. Человеческая мысль реальна, но ее реальность духовна. Все, порожденное сознанием, и личным, и обще-ственным, обладает бытием. Здесь также  возможны разные уровни и степени  реальности. 

И в практической жизни вопрос о реальности имеет  живот¬репещущий характер. Существует ли реально, например, подозреваемая или не подозреваемая та болезнь у чело-века - разве это не важно для него? Или, например, одно дело бытие намерения, скажем, украсть и другое - осуществленное намере¬ние, когда его бытие (кража) становится бытием ре¬альным.

Проблема реальности имеет огромное значение для науки. Во-первых, это относит-ся к разнообразным «необычным яв¬лениям». Возьмем, например, экстрасенсорные фено-мены, связанные с излучением живыми системами энергии и информации. В силу своей крайней необычности эти явления многим пред¬ставляются сверхъестест¬венными. Но, как показывают многочисленные опыты и на¬блюдения, эти явления существуют. А представ-ление о сверхъестественном характере этих явлений связаны, возможно, с ошибочным по-ни¬манием их сущности.

Во-вторых, известно, что реальность и истина об этой ре¬альности доступны в пре-делах определенных наук. Тогда как различные научные понятия в ходе исторического развития переходили из области чисто теоретической в вещественную, при¬обретали «ма-териальный статус» и наоборот. Долгое время атомы и молекулы, электрон, ген и т.п. су-ществовали только как теоретические схемы, причем господствовало убеждение, что «их никто не видел и не увидит». Но достаточно быстро, под влиянием поразительных экспе-риментов типа измерения заряда одного единственного электрона, появления двойной спирали ДНК (т.е. структуры гена) все эти понятия «овеществились», приобрели исключительно прочный ма¬териально-бытийный смысл. Понятие "диалектика" имело в философии разный смысл. В переводе с греческого, диалектика - искусство вести спор, беседу. Понятие "диалектика" ввел в философию Со-крат. Для него диалектика означала искусство вести спор для достижения истины.

Современное представление  о диалектике идет от Гегеля. Под  диалектикой пони-мается:

- учение о  всеобщих связях бытия,  наиболее общих закономерностях развития,

-теория, метод  и методология научного познания.

Уже в античной философии формируется представление  о космосе, как бытие, в ко-тором  происходят постоянные изменения, в  котором все взаимосвязано. Космос мыслился как единое целое и как единство противоположностей. Наиболее  ярко идея всеобщего постоянного движения выражена у Гераклита, который  был убежден, что в мироздании нет ничего неизменного. Он учил, "что все течет", "в одну и ту же реку нельзя войти дважды". Ничто в мире не повторяется, все преходяще.

Диалектика в  развитом виде достаточно позднее достижение человеческой мысли. Она возникла в  Новое время в немецкой классической философии как целостная концеп-ция, универсальная теория и метод  познания.   Вершиной немецкой классической филосо-фии стала философия Гегеля. Его величайшей заслугой было то, что он впервые предста-вил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерыв-ном движении, изменении, преобразовании и развитии. Гегель создал понятийный аппарат диалектики - систему категорий, отражающих не только сущность бытия, но и его  взаимосвязи. Он сформулировал и всеобщие законы диалектики, присущие природе, обществу, познанию. Диалектика стала наукой о всеобщих универсальных связях и закономерностях бытия.

С точки зрения современной диалектики, объективная  реальность выступает как совокупность многочисленных объектов, находящихся  в разнообразных связях и отношениях друг с другом. В мире нет ничего стояще¬го особняком. Связь — это зависимость одного явления, предмета от другого. Противоположностью связи является изолированность (независимость, разделенность) -относительная независимость одного предмета, явления от другого . Если связь абсолютна и постоянна, то изолированность относительна и временна.

Типы и виды связей многообразны, как многообразны бытие, материя, движение. Среди объективных  связей бытия наиболее распространенными  и значимыми выступают причинно-следственные связи.

Причина - это  действие или явление, порождающее, влекущее за собой другое дей-ствие или явление. Следствие - это действие или явление, порожденное другим действием или явлением. Цепь причинно-следственных связей необходима и универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени. Причина выступает как активное и первичное по отношению к следствию.

Определяющей  характеристикой причинно-следственных связей является необхо-димость. Противоположностью необходимости выступает случайность. Необходимость  - философская категория, выражающая закономерные связи, отношения, обусловленные существенными причинами. Это то, что в данных условиях должно произойти. Случай-ность — это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может про-изойти так, но может произойти и иначе. Случайность - философская категория, выра-жающая незакономерные связи, отношения, обусловленные несущественными причинами.

В окружающем мире и в жизни людей совершаются  и необходимые, и случайные события. Абсолютизация необходимости порождает фатализм (все предопределено роком, судьбой, чему быть, того не миновать). А абсолютизация случайности порождает во-люнтаризм (убежденность в безграничных возможностях, способности преодолеть все преграды).

Подобно тому, что  в мире все взаимосвязано, важнейшей характеристикой бытия является системность, преобладание упорядоченности над хаосом, организованности над неорганизованностью.

Система — это  совокупность элементов, вязанных друг с другом определенным образом  и  вы¬ступающих как единое це¬лое. Элемент — это минимальная единица систе-мы, неделимый в рамках данной системы компонент.  Все элементы связаны в системе определенным образом. Совокупность этих связей называется структурой.

Каждая система обладает  сущностью. Сущность - совокупность важнейших, необ-ходимых,  фундаментальных свойств предмета, определяющих все другие свойств. Явле-ние есть внешнее обнаружение сущности через отношения с другими объектами.

Сущность и явление  неразрывно связаны друг с другом. Всякая сущность является, всякое явление существенно. Явление лежит на поверхности, тогда как сущность глубоко скрыта (как говорил Козьма Прутков: "Зри в корень!").

Сущность есть закономерное, внутреннее, общее. Явление несет  элемент случайности, единичности. Отсюда неизбежен вопрос об общем и единичном. Когда человек воспринимает мир, он, как правило, приходит к выводу о его многообразии. Природа не терпит штампов. Она неистощима в творчестве индивидуального.  Однако, в этой уникальности, неповторимости есть закономерность, общность. Таким образом, еще одну сторону бытия характеризуют категории общее и единичное.

 Общее — то, что делает  предметы похожими, тождественными. Это единое во многом.  Единичное  — это то, что делает предметы  различными.  Общее не существу-ет  вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Их единство и есть особенное. Особенное есть всегда качественно определен¬ное, конкретное бытие. Мера  сочетания общего и единичного в особенном "распределяется" между двух  крайностей: типичность и уникальность. В зависимости от конкретной ситуации любая из них может оказаться предпочтительнее (одинаковость кирпичей для постройки дома - уникальность произведения искусства).

Рассматривая вопрос о  коренных свойствах бытия, следует  отметить его внутреннюю противоречивость как источник многообразия и развития.

Диалектическое противоречие — это наличие в объекте  противоположных, взаи-моисключающих  сторон, свойств, которые предполагают друг друга и существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическое противоречие отражает двойствен¬ное от-ношение внутри целого: единство противоположностей и их "борьбу".

Единство и борьба противоположностей является источником движения, развития, вскрывает их причины. Отсюда неизбежен  вопрос, чем отличается развитие от движения?

Если движение есть любое  изменение, изменение вообще, то развитие   - это на-правленное, необратимое, закономерное изменение. Направленность означает, что  все из-менения качественно однородны  и связаны с определенной линией движения. Необрати-мость значит невозможность повторения пройденного. А закономерность подчеркивает, что в основе изменений лежат внутренние закономерности, присущие данному объекту.

Главными линиями в  развитии являются прогресс, регресс  и одноуровневое разви-тие.

Механизм движения объясняют  количественно-качественные изменения. Качест-во — это целостная характеристика существенных свойств объекта, по¬зволяющая предмету быть самим собой. Теряя свое качество, объект перестает существовать. Количе-ство — это совокупность свойств, указывающих на величину, объем, степень проявления качества.

Единство качества и количества отражает категория мера. Мера —  это зона, в пределах которой данное качество сохраняется, хотя происходят количественные изменения. Например, если воду нагревать, она остается водой, хотя горячей или даже очень горячей, т.е. некоторые ее свойства изменились. Но нот наступила критическая точка кипения: бешено "суетящиеся" молекулы воды начали густым потоком выскакивать на поверхность в виде пара.

Переход от старого качества к новому связан со скачком, перерывом постепенности в развитии. Скачок есть процесс коренного изменения данного качества, уничтожение старого и рождение нового. В процессе развития имеют место, как правило, два основных типа скачков: "скачок-взрыв" и постепенный скачок..

Характер скачка зависит  от природы развивающегося объекта, от условий его раз-вития, от присущих ему внутренних и внешних противоречий.

При всем многообразии скачков (поскольку многообразно бытие) обращает на себя внимание один принципиальный момент: при смене одного качества на другое старое мо-жет быть либо полностью отвергнуто, либо частично сохранено. По словам Гегеля, мы имеем дело с отрицанием. При диалектическом отрицании сохраняется связь нового со старым. Благодаря этому развитие может идти более успешно. Особенно важно сохранение такой  преемственности в обществе. Значит, ценность отрицания определяется мерой его продуктивности, ролью в создании нового.

  1. Эволюция категории бытия в истории философии.

Целесообразно подводить итоги исследования в двух аспектах: историческом и логическом, так как каждый из них имеет свою сумму итогов. Историческая схема движения категории не совсем согласуется с привычными разделениями истории на периоды и достижения. История понятия то прерывается, то захватывает несколько разнородных эпох. Тем более интересно, что в этом хаосе влияний, взаимонепониманий или повторений старого прослеживаются вполне определенные закономерности, и это позволяет говорить, что мы имеем дело именно с историей понятия, а не со случайными опытами мыслителей. Античный этап развития категории был не только первым, но и определяющим периодом. Понятие бытия прошло все стадии античной философии, повторяя ее главные события в миниатюре, потому что само его появление было связано с рождением философского знания. Это не значит, что онтология есть чисто греческое изобретение, и ее существование в других эпохах было противоестественным союзом. Дело лишь в том, что границы исторически сложившихся типов мышления проходят не там, где границы культурных и социальных периодов, а следовательно, можно предположить, что история философии как наука включает в себя довольно разные дисциплины, которые нуждаются в собственных предпосылках и методах. История естествознания в этом отношении более преуспела: она вполне может зафиксировать, что наука в строгом современном смысле возникает в XVI-XVII веках, и это не будет умалять значение науки ранних периодов, так же как появление и завершение классической геометрии именно в Греции не отменяет последующей истории геометрии. Классическая онтология – это античная онтология, но это не снимает значимости последующей истории понятия бытия.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"