Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_dlya_pechati.doc

— 918.50 Кб (Скачать файл)

В постмодернистской  философии роль языка анализируется  в первую очередь в контексте  субъект-субъектных отношений (интерсубъективной  коммуникации), где он выступает  носителем и проводником понимания (К. О. Апель). Фиксируя внимание на объективированных  структурах языка, философия постмодерна предлагает трактовки мира как «текста» (Ж. Деррида), «словаря» или «энциклопедии» (У. Эко), «космической библиотеки» (В. Лейч) и усматривает постижение смысла бытия в его языковом конструировании (Ж. Деррида).

  1. Материальное и идеальное. Мозг и сознание.

Уже анализ развития психики животных показывает, что  уровень ее развития, а значит, и  степень развитости форм отражения  являются функцией сложности их поведения, а главное - сложности организации  органов отражения внешнего мира, центральной нервной системы. Низшим формам живого, у которых отсутствуют специализированные органы отражения и центральная нервная система, присуща только раздражимость. С усложнением организации, с формированием у животных центральной нервной системы и специализированных органов чувств отражение поднимается на более высокую ступень. В ходе развития над раздражимостью надстраивается чувствительность, затем - нервно-физиологическое отражение и далее - психика животных. Наконец, у человека наибольшей сложности достигает структура центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, и соответственно отражение выступает в наиболее сложной форме - в виде человеческого мышления. Действительно, человеческий мозг представляет собой сложнейшее материальное образование объемом в среднем в 14ОО см 53 0 ( у приматов мозг по объему в 3-4 раза меньше), состоящее из 1О-14 млрд. нейронов, связанных между собой синапсами и дендритами. Если расположить клетки коры мозга в одну линию, то они вытянутся на : тысяч километров. Мозг имеет весьма сложное строение, в нем прослеживается своеобразное "разделение труда" между его отделами. Наиболее простые формы анализа и синтеза внешних раздражений и регуляции поведения осуществляются низшими отделами центральной нервной системы - спинным, продолговатым и промежуточным мозгом, а самые сложные верхними этажами, прежде всего большими полушариями головного мозга, особенно их корой. В самих больших полушариях видна своеобразная специализация - подкорка управляет обменом веществ, эмоциональной сферой сознания; задние доли коры - получением и переработкой информации, напротив, передние доли выполняют функции управления нашими действиями на основе полученной и переработанной информации. Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны со сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации, само по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга. Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии высшей нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике часто связаны с повреждением определенных участков мозга. Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый - как соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект, тесно связанный с первым - соотношение идеального и материального. Остановимся последовательно на каждой из этих проблем. Психофизиологическую проблему материализм и и идеализм всегда решали по-разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия в решении этой проблемы. Часть идеалистов, а вместе с ними и представители дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу. Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеальное, психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции оставляют открытым. Третьим, крайним вариантом является идея психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому, идея, свойственная субъективному идеализму. Так, махист Авенариус отрицал всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель или повелитель, половина или сторона и т.д., но и не продукт и даже не физиологическая функция или даже состояние мозга. Однако и в материализме психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность, отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной. Так, Бюхнер, Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах нашего столетия наблюдался рецидив подобных воззрений в связи с успехами электрофизиологии: отдельные физиологи и психологи стали приравнивать мысль к электромагнитным колебаниям. Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и психологи. Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-образного отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению материализма и идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается возможность самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей. Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения психического и физиологического состоит в признании психофизиологического единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону отражения. В конечном счете именно эта мысль просматривается в хорошо известном высказывании К.Маркса: "... Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней". (Маркс К. Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.). В чем же смысл и суть этой "переработки" материального в идеальное? В том, во-первых, что, идеальное, составляющее сознания - это не сами вещи и не их части или стороны, это всего лишь их образы, не обладающие свойствами самих вещей. Идеальный образ ста рублей и близко не стоит по своей покупательной способности к реальным 1ОО рублям. Но дело не только в этом, а и в том, что образы сознания, иде- альное не есть объективная реальность, а выступают в качестве реальности субъективной, как субъективные образы объективного мира. И еще: образы сознания как идеальные не существуют и не могут существовать сами по себе, они могут существовать лишь на базе материальных процессов в мозгу. Идеальность продуктов сознания просматривается, наконец, и в том, что в отличие от физиологических процессов они не наблюдаемы с помощью приборов непосредственно и не могут быть переданы другим людям без материальных посредников в виде слов языка, различных иных знаков и т.д. Вот как описывает процесс "превращения" материального в идеальное один автор: "Энергия внешнего раздражения как процесс физический трансформируется не в нечто нереальное, а в нервный физиологический процесс, на основе которого возникает "факт сознания" как внутреннее субъективное состояние, которое человек испытывает при воздействии окружающего мира на органы чувств. Объективно в мозгу происходят определенные нервно-физиологические процессы, а субъективно в это время человек, например, видит сосновый бор, чувствует запах смолы, хвои, испытывает наслаждение от созерцания прекрасной картины природы, т.е. идеально отражает материальный мир". (Мальков В.И. Еще раз о понимании психики //Философские науки. -1968. -N1. -С. 86-87). Но проблема идеального не ограничивается соотношением образов сознания и мозга, она стоит гораздо шире. Идеальное- это важнейшая сторона всякой человеческой деятельности, прежде всего практической, поскольку последняя носит целенаправленный, сознательный характер. Оно проявляется в целях и мотивах деятельности, в определенном смысловом значении ее результатов. Идеальное - сторона процесса общения, поскольку решающим средством общения является язык, а он всегда несет в себе идеальное - значение, смысл слов, языковых форм и т.д. При этом в идеальном, в образах вещей, в их значениях и смыслах фиксируется в конечном счете весь исторический опыт человечества, аккумулируемый в достижениях культуры. Освоение идеального, воплощенного в различных материальных формах - от книг и произведений искусства до мощных машин и элементарных предметов быта, - условие не только духовного овладения миром вещей, развития сознания, но и предпосылка его образования. Платоновский мир идей, который предшествует миру вещей, - это не такая уж глупость. В этом идеалистическом вымысле заложен немалый рациональный смысл. Ведь нашему появлению на свет действительно предшествует освоение мира многими поколениями людей, жившими до нас. И, следовательно, ими уже выстроен "мир идей", мир идеальных сущностей вещей, знаний о них, что позволяет нам в процессе освоения предметного мира главное внимание сосредоточить на усвоении этих знаний, а не на подъеме, так сказать, в одиночку целины. С известным правом можно сказать, что и сам процесс познания воз- можно в согласии с Платоном назвать "воспоминанием", но не в том смысле, как об этом говорится у него, а в ином - в извлечении знаний о мире из памяти человечества, овеществленных в ценностях культуры, где они накапливались веками, и мы, стоя на плечах наших предшественников, получаем возможность видеть дальше их и, по-видимому, проникать в действительность глубже. Идеальное - это мощное средство освоения мира человеком, это те идеальные средства, которые могут в виде науки стать непосредственной производительной силой в виде социально-политических идей - мощной материальной силой переделки мира. Все, что побуждает человека к деятельности, проходит через его мозг. Воздействие внешнего мира запечатлевается в его голове в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, и в этом виде они становятся идеальными силами. Итак, сознание и мозг, идеальное и материальное неразрывно связаны друг с другом. При этом противоположность материи и сознания абсолютна лишь в пределах основного вопроса философии, при их сопоставлении как первичного и вторичного. За этими пределами их противопоставление теряет смысл, поскольку мы видим, что, во-первых, сознание есть свойство, функция мозга, что человек мыслит, причем, следует особо подчеркнуть, он мыслит как общественное существо. А во-вторых, с помощью сознания люди не только отражают мир, но и творчески создают новые материальные объекты, которых нет в природе и изменяют себя и свое бытие. Ведь здоровый, нормальный мозг - лишь предпосылка формирования сознания, а само оно общественный продукт, поскольку предполагает включение человека в различные виды деятельности, в определенные общественные отношения. Социальная детерминация сознания проявляется в многообразных формах, и об этом подробно речь пойдет в дальнейшем. Мы рассмотрели два аспекта соотношения материи и сознания, по- казали, что сознание есть высшая форма отражения материи и что оно есть функция мозга. Теперь необходимо обратиться к проблеме происхождения сознания, к обоснованию тезиса: сознание есть продукт эволюции, развития материи. Тем самым мы дополним логический подход к анализу сознания подходом генетическим, историческим.

  1. Сознание как идеальное. Субъективистская и объективная трактовка идеального.

СОЗНАНИЕ —  важнейшая кате­гория философии, обозначающая человеческую способность идеаль­ного воспроизведения действитель­ности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личност­ной) и  общественной. Понимание сущности сознания находится в пря­мой зависимости от решения вопро­са о взаимоотношении духа и приро­ды, материи и сознания. Признание первичности идеального ведет к превращению сознания в самостоя­тельную сущность, творящую мир. Такой подход выражен в период ан­тичности в философии Платона; в Средневековье — в христианской философии (носителем высшего со­знания является Бог), в немецкой классической философии — во взглядах Гегеля. В материалистиче­ской философии сознание рассмат­ривается как свойство высокоорга­низованной материи, как субъектив­ный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним, как осознанное бытие, как отно­шение «Я» к «не-Я». Сознание - это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы. Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания, во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

  1. Структура сознания. Сознание и бессознание.

Мы уже неоднократно говорили о том, что психика че­ловека - высший уровень эволюционного развития психи­ки. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает со­знанием. Сознание - это то, что отличает человека от жи­вотного и оказывает решающее влияние на его поведе­ние, деятельность, на его жизнь в целом.

 

Человек способен осознать то, что совершается вокруг, и то, что происходит с ним самим, то, что он делает, т.е. свое поведение. Он может, думая о предметах, явлениях,мысленно преобразовывать их и находить решения многих проблем во внутреннем, интеллектуальном плане, может думать об очень абстрактных, обобщенных, далеких от по­вседневной жизни явлениях. Сознание человека позволяет ему глубже познать мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно позволяет на основе обобщения наблюдаемых фактов делать заключения и вы­воды.

 

Особая форма  сознания - самосознание позволяет  чело­веку выделить себя, срое «Я»  из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, пере­живать по поводу себя- Человек может пытаться разобрать­ся в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и са­мовоспитанием .

 

Почему возникла эта способность человека, столь  сильно отличающая его от всего животного мира? В психологии, как и в других науках о человеке, существуют два ответа на этот вопрос, во многом зависящие от мировоззрения ученого. Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание, душа являются боже­ственным даром человеку. Психологи, руководствующие­ся естественнонаучными убеждениями, рассматривают со­знание как результат длительной эволюции психики. Решающую роль в возникновении сознания отводится со­циальному бытию человека, его труду, членораздельной речи, общественно-исторической деятельности человече­ства в целом. Сознание рассматривается как свойство вы­сокоразвитого, сложно организованного мозга.

 

В процессе развития психологической науки эти две  точки зрения то мирно сосуществовали, то резко проти­вопоставлялись друг Другу. Современный период можно рассматривать как попытку взаимного проникновения этих противоположных, даже полярных точек зрения. С одной стороны, психологи-«естественники» признают, что в со­знании человека не все может быть объяснено с естествен­нонаучных позиций. С другой - «религиозные» психологи соглашаются с тем, что функционирование сознания обес­печивается деятельностью головного мозга.

 

5.2. Структура  сознания

 

Изучая структуру  индивидуального сознания, А.Н. Ле­онтьев выделил три его составляющих - чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реаль­ности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или мень­шей устойчивости и т.д. ...Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реаль­ность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному со­держанию сознания мир выступает для субъекта как суще­ствующий не в сознании, а вне его сознания - как объек­тивное „поле" и объект его деятельности»1. Чувственная ткань - переживание «чувства реальности».

 

Значения - это  то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно  всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим  сходный исторический путь. В значениях  обобщается, кристаллизуется и тем самым со­храняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, при­общается к нему и может внести в нее свой вклад. Значе­ния, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека... в значениях представлена преобразованная и свер­нутая в материи языка идеальная форма существования пред­метного мира, его свойств, связей и отношений, раскры­той совокупной общественной практикой»2. Универсальным языком значений является язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

 

Преломляясь в  сфере индивидуального сознания, значе­ние приобретает особый, только ему присущий смысл. На­пример, все  дети хотели бы получать пятерки. Отметка  «пять» имеет общее для них  всех значение, закрепленное соци­альным нормативом. Однако для одного эта пятерка - пока­затель его знаний, способностей, для другого - символ того, что он лучше других, для третьего - способ добиться обе­щанного подарка от родителей и т.п. То содержание значе­ния, которое оно приобретает лично для каждого челове­ка, называется личностным смыслом.

 

Личностный смысл, таким образом, отражает субъек­тивную  значимость тех или иных событий, явлений, дей-

 

1 Леонтьев А.Н.  Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 133 -134.

 

2 Там же.-С. 140-141.ствий  действительности к интересам,  потребностям, мо­тивам человека. Он  «создает пристрастность человеческого  сознания»^.

 

Многие проблемы, связанные с воплощением своих  мыслей в слова как раз и  связаны с различием между  лич­ностным смыслом и значением. Недаром воскликнул поэт: «О, если б без слова, сказать душой было можно!».

 

Несовпадение  личностных смыслов создает трудности  понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, воз­никающие из-за того, что  одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило на­звание «смыслового барьера». Этот термин ввела психолог Л.С. Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невос­приимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выясни­лось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя. Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик счита­ет, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что к нему несправедливы, и отметка занижена. Конечно, смыс­ловой барьер может возникать не только между учителем и учеником, но и между ребенком и родителями, между взрослыми людьми. Важно то, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, смысловой барь­ер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают воспринимать­ся. Возникает то, что в житейской психологии, грубо, но точно описывается словами, «как от стенки горох». В рабо­тах Л.С. Славиной описаны конкретные способы профи­лактики и преодоления этого явления.

 

Все эти составляющие вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.

 

5.3. Сознание  и бессознательное

 

Сознание следует  отличать от осознаваемости предме­тов, явлений. Во-первых, в каждый данный момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание со­держит то, что не осознается, но может быть осознано при специальной задаче. Например, если человек грамо­тен, то он пишет, не размышляя, автоматически. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осоз­нанными. При выработке любого нового умения, освое­нии любой новой деятельности, определенная часть авто­матизируется, сознательно не контролируется. Но всегда она вновь может стать контролируемой, осознаваемой. Интересно, что подобное осознание нередко ведет к ухуд­шению деятельности. Известна, например, сказка о соро­коножке, которую спросили, как она ходит: какие ноги передвигает сначала, какие - потом. Сороконожка попы­талась проследить, как она ходит, и упала. Это явление даже получило такое название - «эффект сороконожки».

 

Иногда мы поступаем  так или иначе, не задумываясь. Но если мы задумываемся об этом, то можем  объяснить» причины своего поведения.

 

Явления нашей  психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называ­ются предсознательными.

 

Вместе с тем, многие наши переживания, отношения, чувства  мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бес­сознательными. Если предсознательное - это то, на что не направляется внимание, то бессознательное - то, что не может быть осознано. Это может происходить по разным причинам.

 

Открывший бессознательное  австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам, ценностям. Осознание таких побуждений могло быть травму. Поэтому психика строит защиту, создает ба­рьер, включает психологические защитные механизмы.

 

Сознание и  бессознательное по 3. Фрейду находятся  в постоянном конфликте. Бессознательное  проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивиро­ванных»  или ложно мотивированных поступках и т.п. Бес­сознательные влечения могут быть источником напряже­ния, сильных внутренних конфликтов, порождать невро­зы, психозы и серьезные соматические болезни, например, язву и астму. Для того чтобы избавиться от этих симпто­мов, необходима специальная психологическая работа.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"