Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_dlya_pechati.doc

— 918.50 Кб (Скачать файл)

Какой же из этих концепций  отдать предпочтение? С точки зрения признания объективности пространства и времени обе эти концепции  равноценны. Если говорить об их естественнонаучной обоснованности, то в XVII — XIX веках явное  преимущество было на стороне субстанциальной концепции; именно она лежала в основе ньютоновской механики, принимавшейся в то время за образец точной науки. В электродинамике в пользу существования абсолютного пространства свидетельствовала гипотеза светоносного эфира, который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн. Наконец, сильнейшим свидетельством в пользу субстанциальной концепции пространства был факт единственности эвклидовой геометрии. Хотя еще в 30-х годах XIX в. Лобачевским была открыта неэвклидова геометрия, до открытия общей теории относительности, неэвклидовы геометрии рассматривались как воображаемые математические конструкции, и им не приписывалось реального физического смысла. Единственной геометрией, описывающей реальные свойства физического пространства и времени, считалась геометрия Евклида. А это как бы подтверждало вывод, следовавший из субстанциальной концепции, что свойства пространства и времени неизменны и независимы от характера движения и взаимодействия материальных систем.

Пространство и время  представляют собой формы, выражающие определенные способы координации  материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства. В этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания — движущейся материи — указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга. В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе.

Теория относительности включает в себя две генетически связанные теории: специальную теорию относительности (СТО), основные идеи которой были сформулированы А.Эйнштейном в 1905 году и общую теорию относительности (ОТО), работу над которой А. Эйнштейн закончил в 1916 году. СТО показала, что многие пространственно-временные свойства, считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, фактически являются релятивными. Так, в СТО утратили свой абсолютный характер такие пространственно-временные характеристики, как длина, временной интервал, понятие одновременности. Все эти характеристики оказываются зависящими от взаимного движения материальных объектов. Новые подтверждения правильности реляционной концепции пространства и времени дала ОТО, которая распространила действие принципа относительности и на неинерциальные системы отсчета, что в свою очередь привело к установлению тесной зависимости метрических свойств пространства-времени от гравитационных взаимодействий между материальными объектами.

Основное философское  значение теории относительности состоит в том, что:

- исключила из науки  понятия абсолютного пространства  и абсолютного времени, обнаружив  тем самым несостоятельность  субстанциальной трактовки пространства  и времени как самостоятельных,  независимых от материи форм  бытия;

 

- показала зависимость  пространственно-временных свойств  от характера движения и взаимодействия  материальных систем;

- подтвердила  правильность трактовки пространства  и времени как основных форм  существования материи, в качестве  содержания которых выступает движущаяся материя.

Категории пространства и времени носят универсальный  характер, так как применимы для  анализа объективной и субъективной реальностей. Признается существование  и психологического пространства и  времени. Их особенности и характеристики обусловлены психикой отдельного человека, а так же внешними обстоятельствами его существования.

Можно выделить пространство и время социального  бытия. Единицей социального пространства может выступать деревня, город, государство. Ощущение времени в  разные эпохи связано с темпом жизни, с насыщенностью событиями. Социальное время – форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов.

^ Отражение как  свойство материи

Отражение –  является фундаментальным свойством  материи. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в своих свойства особенности других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов. Эти следы, запечатлеваемые в другом и используемые самоорганизующимися системами, называются информацией. Различают отражение в живой и неживой природе. В неживой природе отражение – это элементарные формы: механическое, физическое, химическое. Элементарные формы отражения еще не обладают формой активности. Отображаемая и отображающая системы здесь выделяются лишь условно.

Особый вид  отражения - биологический, который  включает в себя: раздражимость, чувствительность, психическое отражение. Раздражимость  – это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные  условия среды, вызывающие активность. Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, как способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Этим формам присуща активность и целесообразность.

У животных появляются способности, которые они активно используют при добычи пищи. На основе этого происходит дальнейшее развитие биологической формы отражения – появляются зачатки психической формы отражения. Психическое отражение, возникшее у позвоночных животных – это свойство живых организмов целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособления.

 

Материальной  основой психического отражения  является нейро-физиологическая деятельность мозга, его рефлекторный механизм. Рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нервными процессами в организме и заканчивается его ответным движением.

 

Психическое отражение –  систематизация ощущений, способность  живых организмов моделировать свое поведение в целях приспособления к окружающей среде. Высшим уровнем  отражения является сознание. Сознание продуцирует продукты «второй природы», которыми живет человек и которыми удовлетворяют его многочисленные потребности. Человек начинает себя противопоставлять себя природе, выступая субъектом ее познания и преобразования. Одновременно человек сам становится объектов познания. У него возникает самосознание.

  1. Движение и развитие. Диалектика как теория развития.

Движение –  всеобщее, объективное состояние  материи, выражающее внутреннюю присущую ей активность.

Понятие движения противоречиво. Его нельзя свести только к покою или устойчивости. Движение включает в себя понятие покоя, которое представляет собой момент движения. Покой – равновесие, устойчивость процессов и вещей, сохранение ими в пространстве и времени известного состояния.

Непрерывность движения –  универсальное движение Вселенной, которое никогда не прекращалось. Прерывность движения – выражение  того факта, что движение складывается из отдельных, приходящих процессов, которые  имеют как начало, так и конец. Абсолютность движения выражается в его непрерывности. Относительность движения усматривается в том, что в движении существует понятие покоя и прерывистость.

Для движения существует ряд  принципов: сохранение и изменение  движения; устойчивость и изменчивость движения.

В окружающей действительности можно выделить 5 основных форм движения материи (Энгельс), которые соответствуют уровням организации материи:

1. механическая форма (перемещение  макротел в пространстве)

2. физическая (тепловые  процессы, магнитные взаимодействия)

3. химическая (взаимодействия  между атомами)

4. биологическая  (органическая жизнь, обмен веществ,  процесс функционирования живой  клетки)

5. социальная  или общественная (любые общественные  процессы, любая практическая деятельность  людей).

Особым типом  движения является развитие. Свойства развития:

·       всеобщность (развитие существует на всех уровнях организации материи)

·       необратимость (развитие связано с  появлением в системе новых элементов  или нового способа связи ее частей, что делает невозможным возврат объекта в исходное состояние)

·       направленность (протекание процесса по восходящей или нисходящей ветви  развития: прогресс, регресс, одноплоскостное  развитие. Прогрессивное развитие –  усложнение существующей организации, ее преобразование на более высокую ступень развития. Одноплоскостное развитие связано с сохранением существующей организации без существенного ее изменения. Регресс – обратное движение, понижение сложившегося уровня организации, возврат к ранее существующим уровням, утрата способности выполнять определенные функции).

В ходе исторического  развития развивались различные  теоретические модели:

·                     эволюционная (в двух вариантах 1) всеобщая постепенная эволюция и 2) вариант  творческой эменджентной эволюции)

Первый вариант обозначил Спенсер. В его концепции развитие распространяется от неорганического до социального и нравственного. Творческая эволюция вырабатывалась Уайтхедом и Бергсоном: жизнь – могучий поток творческого формирования, который превращается по мере ослабления напряжения в нечто неодушевленное – материю.

Понятие диалектики возникло в древности и первоначально  связывалось с искусством ведения  диалога. Понятие диалектики ввел Сократ. В 20 в. благодаря Гегелю диалектика предстает в 3-х началах:

1.     совокупность объективных закономерностей в развитии

2.     наука о процессе, который изучает  логика

3.     представление о методе познания  и изучения бытия.

Исторические  формы диалектики: - стихийная диалектика (античная философия), - идеалистическая (Гегель, Шеллинг), - материалистическая (Маркс, Энгельс), - мистическая или религиозная, - экзистенциональная.

Диалектика –  учение о наиболее общих законах  развития природы, общества и мышления. Диалектика в современном философском  мире представляет собой теорию развития всего сущего. Главная проблема – исследование развития.

Основные принципы диалектики:

1. принцип всеобщности  связи и развития

2. принцип системности

3. принцип причинности

4. принцип историзма

5. принцип всесторонности

6. принцип развития.

Категории диалектики представляют собой философские понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи объективной реальности. Для диалектики характерно формирование парных категорий:

-       сущность и явления

-       причина и следствие

-       возможность и действительность

-       форма и содержание

-       часть и целое

-       необходимость и случайность.

  1. Детерминизм и индетерминизм в философии и науке. Вероятностная карта мира.

Детерминизм (от лат. determine – определяю) – философское  учение о различных видах обусловленности явлений материального и духовного мира. Представления о порождении стихиями вещей и зависимости одних явлений от других возникли с незапамятных времен. Они уходят корнями в древние мифы о сотворении мира, кроются в религиозных учениях о божествах, предопреде- лении и судьбе, обнаруживаются в анимизме, тотемизме, фетишизме и магии. Латинское слово детерминация вначале означало операцию логического опре- деления понятия через ближайший род и видовые отличия, затем его стали применять в более широком значении объективной зависимости вещей от по- рождающих их причин – первоначал, законов природы, явлений.

 

Центральный и  традиционный принцип этого учения – принцип причин- ности. В прошлом  под понятие детерминизма подводили  только учение об уни- версальной причинности; мир изображался в нем цепью прямо и жёстко дейст- вующих причин, в этой цепи не находилось места для случайности. Ныне со- держание детерминизма существенно расширилось. В него добавлены пред- ставления об опосредованных причинах, случайной и вероятностной формах каузальности, а также о косвенно сопряжённых с причинностью некаузальных связях.

 

Нередко полагают, что обобщенную дефиницию детерминизма следует формулировать через  понятие объективного закона: детерминизм  есть учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Эта дефиниция, несомненно, узка. В ней не учтены: во-первых, объективная незакономерная детерминация феноменально- го типа (например, одноразовая мутация); а во-вторых, не предусмотрены субъ- ективные формы детерминации (целевая, бессознательно-психическая, логико- функциональная). Те, кто исходят из такой дефиниции, считают индетермини- стами сторонников всякой телеологии – объективно-идеалистической и субъек- тивно-идеалистической.

 

Индетерминизм (от лат. in – приставка, означающая отрицание) – фило- софское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объек- тивность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познава- тельную ценность причинного объяснения в науке (методологический инде- терминизм).

 

Существует мнение, что к индетерминистам надо, в  частности, отнести мыслителей, которые  видят источник причинной связи  в человеческом созна- нии. Трудно, однако, не признать специфическую детерминированность чело- веческих поступков и дел осознанными целями  людей. Практически невоз- можно доказать, будто «субъективные причины» – это всего лишь пустые вы- думки идеалистов, а причины любых умопостроений людей (в том числе по- этических образов, фантазий и даже логических ошибок) нужно непременно выводить из регулярностей нейрофизиологических процессов, схем практики или из объективных законов внешнего мира. Творческая мощь сознания и субъективное целеполагание – важнейшие факторы человеческой деятельности, изучаемые телеологией. Поэтому телеология есть разновидность детерминизма.

 

Последовательный  индетерминизм крайне редок в  истории философии, поскольку философская  профессия требует рационально  и доказательно объяс- нять предельные основания бытия и мышления, выводить обоснованное из тех или иных оснований (материи, духа, сознания, воли и т. п.). Материалисты убеждены, что подлинный детерминизм есть всего лишь концепция материаль- ной детерминации, а идеалисты, напротив, ищут истину в определении материи духом. Индетерминизм – не самостоятельное течение, а одна из тенденций во

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"