Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"

Файлы: 1 файл

shporki.docx

— 162.88 Кб (Скачать файл)

В21. Антропологический  материализм Л. Фейербаха. 
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) – единственный представитель материализма среди философов-классиков Германии. Основные труды Людвига Фейербаха: «История новой философии от Бэкона до Спинозы», монографии о Лейбнице, Бейле, «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства» (1841, это – триумф творчества философа), «Предварительные тезисы к реформе философии», «Основные положения философии будущего», «Сущность религии», «Эвдемонизм». В центре учения Фейербаха – человек как «… единственный, универсальный и высший предмет философии». В связи с этим философское учение Фейербаха именуют антропологическим материализмом. Человек, по Фейербаху, есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. С этой позиции философ отвергал вульгарный и механистический материализм. Фейербах вел непримиримую борьбу против религии. Философия и религия, по его мнению, взаимно исключают друг друга. Сила разума порождает философию, а слепая вера и бессилие человека порождают религию. Критика религии у Фейербаха перерастает в критику философии идеализма, т.к. последнюю он рассматривает как рационализированный вариант религии. В основе философии Фейербаха лежит принцип: «Бытие – субъект, мышление - предикат». В теории познания философ продолжал линию материалистического сенсуализма. Антропологизм Фейербаха основывается на биологической трактовке человека. Система общественных отношений подменяется понятиями «рода» и межиндивидуального общения.

В22. Иррационалистические тенденции в философии XIX века (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). В широком смысле иррационализмом называют идеалистические течения в философии, которые в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в организации общественной жизни и в познании мира. На первый план иррационалисты выдвигают чувства, волю, интуицию, «бессознательное», а также негативные стороны человеческого бытия (предрассудки, войны, нищету, смертность и т.п.).

Основоположником современной  европейского иррационализма выступил Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ, заявивший, что в основе мира – не разум, а Воля, которая подчиняет себе интеллект. Основной труд мыслителя – «Мир как воля и представление».Не разум, а чувства руководят поступками людей. Шопенгауэр полагает, что «наш мир – наихудший из всех возможных миров». Шопенгауэра называют в связи с таким миропониманием «философом мировой скорби». Саму философию он рассматривал как один из видов искусства, а высшим из искусств считал музыку. Один из моральных афоризмов мыслителя гласит: «Принуждая себя ничего не делать из того, что хочется, следует делать все то, что не хочется». 
предшественник современного экзистенциализма датский философ-мистик Сёрен Кьеркегор (1813-1855). Его главные труды: «Страх и трепет», «Или - или», «Наслаждение и долг», «О понятии долга». 
В противовес гегелевской эссенс-диалектике (т.е. диалектике сущности) он выдвигает качественную диалектику – экзистенц-диалектику (диалектику существования).Кьеркегор выделяет три типа людей (по степени из развитости). Низший уровень – это эстетический человек (делает то, что ему нравится, наслаждается, живет переживаниями момента). Более высокий уровень представлен этическим человеком (действует по долгу, добр к другим; живет нередко в памяти о нем как о добром человеке даже после смерти). А высшую ступень представляет собой человек религиозный (он живет переживанием Вечности). Фридрих Ницше (1844-1900)Наиболее известны такие его труды, как «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое», «Несвоевременные размышления», «Утренняя заря», «Веселая наука» и др. Следует принимать во внимание его душевную болезнь (последние 11 лет своей жизни он периодические пребывал в психолечебнице). Ницше в отличие от религиозно-фанатического отношения к миру провозглашает атеистические и антицерковные идеи («Бог умер», - говорит он). Он решительно выступил против религии, морали, принятых норм в современном ему обществе и в широком плане против культуры. Разум, по Ницше, не познает мир, а лишь схематизирует его для практических потребностей. Ницше выступил с антидемократическими лозунгами против «инстинкта толпы», провозгласил культ «белокурой бестии», которой все дозволено, за переоценку ценностей в пользу «высшей касты», «сверхчеловека», а также против стремления людей к свободе и равенству. По убеждению Ницше, к морали и идеям свободы прибегают слабые, сильные же попирают мораль и путем насилия идут к власти.

В23. Философия марксизма, ее истоки, сущность и основные этапы  развития. 
Марксистская философия, как и марксизм в целом, возникла в 40-х годах XIХ в. Ее создателями стали - Карл Маркс и Фридрих Энгельс. 
Философия марксизма именуется диалектическим и историческим материализмом. Её возникновению способствовали предпосылки троякого рода:

- социально-экономические;

- естественнонаучные;

- теоретические.

В 1825 году в Англии впервые  в истории проявил себя кризис в промышленности. Европа была накануне буржуазно-демократической революции. Этому предшествовали революционные  выступления трудящихся. Однако эти  выступления носили стихийный характер, революционное рабочее движение не имело своей научной теории. Пролетариат нуждался в теоретическом  обосновании своих дальнейших действий, в учении, которое бы разработало  пути и методы изменения существующего  положения. Философия нашла в  пролетариате свое материальное оружие, пролетариат в философии –  духовное. Таковы социально-экономические условия возникновения марксизма. 
успехи естествознания:открытие закона сохранения и превращения энергии; открытие клеточной структуры живых организмов, создание эволюционного учения-дарвинизма.

Теоретические источники: Классики диалектического и исторического материализма критически переработали на основе материализма диалектические идеи Гегеля, освободив ее от мистики и идеализма. Они также развили основные положения материализма Фейербаха, соединив материализм с диалектикой.

Свое философское учение Маркс и Энгельс назвали диалектическим и историческим материализмом. Диалектическим это учение именуется потому, что в его основе  лежит принцип развития, которое осуществляется в процессе непрерывной борьбы противоположностей. Материализмом -  фундаментом мироздания признается материальное начало. Историческим материализмом -  идеи материализма использовались для объяснения хода человеческой истории.

Одна из основных идей марксистской философии – революционное преобразование действительности. Маркс и Энгельс  при этом исходили их материалистического  понимания истории. Они ее считали  объективным общественно-историческим процессом, в котором действуют  законы общественного развития. В  основе общества – базис, совокупность производственных отношений, экономический  строй общества. Над базисом возвышается  как его порождение надстройка (государство, политика, правовые формы, общественное сознание и т.п.). 
В24. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли ХVI–ХVII вв. (Ф. Скорина, С. Будный, К. Лыщинский, С. Полоцкий) 
Начало распространение идей ренессанского гуманизма связано с деятельностью Франциска Скорины. В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения народа. Возможности улучшения жизни людей он связывал с распространением духа человеколюбия. Главным принципом мировоззрения Скорины является возрожденческий антропоцентризм, т.е. выделение на первый план проблемы земного предназначения человека, но в то же время не снимается проблема замогильной расплаты. (ок.1490-1541). 
Мыслитель ставит и решает одну из важнейших философско-этических проблем – проблему соотношения индивидуального и общего блага.  Скорина рассматривает человека как существо общественное и для его воззрений характерно утверждение примата общего над индивидуальным. Самая характерная особенность гуманистического мировоззрения Ф.Скорины – патриотизм. 
Видным идеологом одного из течений Реформации – антитринитаризмабыл Симон Будный (1533-1593). Он издал на белорусский язык «Катехизис» и свои переводы библейских текстов с предисловиями и комментариями. 
Он отверг догмат о божественной природе Христа. Христос, по его мнению, – выдающийся пророк, но всё же смертный человек. 
Василий Тяпинский(1540-1604).отстаивал позицию, что владение землей и поместьями, а также участие в справедливых войнах не противоречат Библии. Его подход к религии был рационалистическим. Религиозное образование он связывал с просвещением вообще. 
В мировоззрении СимеонаПолоцкого 
Он полагал, что мир создан Богом и основан на двух началах – материальном (земля, вода, воздух и огонь) и духовном. Человек причастен к обоим началам. В вопросах познания был близок к сенсуализму: ум новорожденного подобен чистой доске, врожденные идеи отсутствуют, познание начинается с ощущений. Природа подобна книге, которую человеку следует изучать; бытие Бога недоступно чувственному восприятию, значит, Бога нельзя познать. СимеонПолоцкий высоко оценивал роль философии в жизни людей, полагая, что она лечит людские нравы, учит справедливой жизни, помогает правителям мудро управлять державой.

25. Философская  мысль Беларуси 18-20 в. Для периода Возрождения и Реформации характерна философия на основе лучших достижений европейской духовной культуры. На протяжении XVII-XVIII веков в развитии философии в Беларуси обнаруживаются новые тенденции, свидетельствующие о влиянии католицизма. Возникают идейные комплексы схоластики и эклектики. Схоластическая, «школьная», философия получила распространение через систему иезуитского образования и представлена серьёзными трёхлетними учебными курсами, воспитавшими десятки профессиональных философов. Эклектика - это идейный комплекс, синтез схоластики и наукоцентристской новой философии. Представляли это направление профессора Виленского университета А. Скарульский, С. Шадурский, Б. Добшевич, К. Нарбут и др. Они активно вовлекали в философский процесс идеи Коперника, Декарта, Ньютона, Локка, Лейбница. Эклектики осуществляют поворот от теологически-метафизической картины природы к естественнонаучной. Природа трактуется как результат саморазвития, а человек - как часть природного мира. Эклектика во многом подготовила просветительский этап в развитии философии. Деятельность М. Пачобута, Я. Снядзецкого и др. основана на идеях научного разума, распространении науки как «лекарства» от болезней человека и общества. Я. Снядзецкий критикует Канта за ограничения научного познания и априоризм. Важной темой философии просвещения была проблема отношений человека и общества, человека и государства. Просветительские тенденции характерны и для первой половины XIX века, когда белорусские земли находились в составе Российской империи. Под сильным имперским влиянием культурно-просветительские идеи дополняются национально-освободительными. В свою очередь идеи национального освобождения вызвали к жизни потребность их философского обоснования. В студенческих обществах филоматов и филаретов, в «Демократическом обществе» Ф. Савича, исследованиях этнографии белорусского края, публицистике (Виленский университет закрыт царским указом) осуществляется философская работа по освоению достижений немецкой классики, философии революционного демократизма - поиск философских основ национальной идеи, возможности национальной философии. Период со 2-ой половины XIX века и XX век можно условно определить как период формирования философии национальной идеи. Большое влияние на развитие философии оказали белорусские революционные демократы: К. Калиновский, Ф. Богушевич, Я. Купала, Я. Колас и др. Национальное освобождение они связывали с освобождением социальным и, самое главное, с нравственной  свободой человека. Социальное, классовое освобождение человека труда, крестьянина оказалось созвучным идеям марксистской философии. В 20-30-х годах XX века оформляются две тенденции в развитии философии на Беларуси: 1)советская, официальная, диалектико-материалистическая философия; 2)философия белорусской национальной идеи. Для первой тенденции характерен идеологизированный классовый подход и постепенное его преодоление с учетом мировой философской и научной мысли (С. Вольфсон, Б. Быховский, К. Буслов, Д. Широканов, Ю. Харин, В. Степин и др.).  Другому направлению свойственен философский поиск Беларуси и беларуса в контексте мировой культуры и философии культуры (М. Горецкий, И. Абдиралович, К. Чорный, А. Розанов, В. Акудович и др.) В последнее десятилетие XX века наиболее характерны для философии Беларуси тенденции современной философии: философии и методологии науки, культурологии, философской антропологии, герменевтики, цивилизационной динамики и др.

26. Роль философских  традиций Беларуси в формировании  идеологии БГ. Термин «белорусская идея» используется по аналогии с философским термином «русская идея», введенным Вл.С. Соловьевым в 1887-88 г.г. для обозначения русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества.В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны. 
Формирование белорусской идеи как систематизированного обобщения национального самосознания, имеет глубинные корни и представлено, как в рационализированной, социально-философской и общественно-политической форме, так и в образно-типизационном, художественно-литературном выражении. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности. Становлению белорусской идеи способствовали ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий), развитие философско-белорусского самосознания в ХХ в. (А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский и др.), философско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский).Национальная идея формируется лишь в контексте традиций национальной культуры, ибо традиция (от лат. — передача, предание) – это способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, норм поведения, мировоззренческих установок, форм сознания и человеческого общения.

27 Общая характеристика  русской философии

§ Русская философия —  одно из направлений в мировой  философии. Русская философия, как  и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искания.§ Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской  философии является русская идея. Русская идея — это вопрос о  существовании России во всемирной  истории. § Русская философия, являясь  составной частью мировой философии, имеет вместе с последней общие  вопросы и проблемы исследования (метафизика, онтология, гносеология, социальная философия и т.д.), общий категориальный аппарат и т.д. Вместе с тем  русской философии присущ и ряд  характерных особенностей, присущих только ей. Это религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы  духовно-ценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной  антропологии. К отличительным особенностям, характеризующим проблематику русской  философии, можно отнести концепцию  мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, русскую  герменевтику, идею соборности и т.п. Основной вопрос русской философии  – это вопрос об истине — смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Решается этот вопрос в духовно-религиозной теории истины.

§ Формирование русской философской  мысли было обусловлено двумя  традициями: славянской философско-мифологической традицией и греко-византийской религиозно-философской традицией.

§ Русская философия прошла длительный путь своего развития, в  котором различают ряд этапов: 
1) становление русской философской мысли (XI — XVII вв.); 
2) русская философская мысль эпохи Просвещения (философские и социологические идеи русских просветителей XVIII в.); 
3) становление русской философии (философия революционных демократов, славянофилы и западники, народничество — начало и середина XIX в.); 
4) русский духовный ренессанс, «серебряный век» русской философии (последняя треть XIX – начало XX в.), которые в совокупности сформировали русскую классическую философию.

Особенности русской философии

Философская мысль в России зарождается в XI в. под влиянием процесса христианизации. Киевский митрополит Илларион создает «Слово о законе и благодати», в котором приветствует включенность «русской земли» в общемировой  процесс торжества божественного  христианского света.

Дальнейшее развитие русской  философии проходило в обосновании  особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Во времена правления Василия III появилось учение игумена Елизаровского  монастыря Филофея о «Москве  как третьем Риме».

Русская философия на протяжении XVI-XIX вв. развивалась в противоборстве двух тенденций. Первая акцентировала  на самобытности русской мысли и  связывала эту самобытность с  неповторимым своеобразием русской  духовной жизни. Вторая же тенденция  стремилась вписать Россию в процесс  развития европейской культуры и  предложить ей следовать тем же историческим путем.

Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую — западники. Идею западников поддерживали в XIX в. В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен. Работы «западников», в большей мере, воспроизводят идеи; Чернышевский —  Фейербаха. Белинский — Гегеля, Герцен — французских материалистов  и т.д.

Славянофилов представляли И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы — самобытные русские философы.

Особенности русский философии: 
1. Не занималась процессами познания мира. Эти вопросы стояли только по отношению к человеку. 
2. Антропоцентризм. Проблемы доказательства Бога сводились к вопросу «зачем это нужно человеку». 
3. Обращение к проблемам нравственности. 
4. Обращение к социальной проблеме «Как сделать человека лучше?» 
5. Практическая направленность. 
6. Связь с отечественной культурой.

Проблемы русской философской  мысли: 
1. Проблемы свободы. 
2. Религиозный космологизм. 
3. Проблемы гуманизма. 
4. Проблемы жизни и смерти (Иван Ильич у Толстого). 
5. Проблемы творчества. 
6. Проблемы добра и зла. 
7. Проблемы власти и революции.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"