Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"

Файлы: 1 файл

shporki.docx

— 162.88 Кб (Скачать файл)

- онтологич. (мир иррационален, неразумен и явл-ся царством  хаоса, случайности, анархии, абсурда)

индетерминизм – поведение  чел-а представляет собой ничем  не ограниченный.бессмысленный произвол.

этический (нравств.) релятивизм – «не обязательно следовать  принятым в общ-ве нормам. У каждого  чел-а своя мораль, т.е. чел. ведет  себя нравственно, если он готов нести  ответственность за свои поступки, даже если они безнравственны или  даже противозаконны с т. зр-я общества»

крайний индивидуализм –  выход из полит.и дух. кризиса  закл. в бегстве (духовном) от общества.

пессимизм в оценке будущего

Значение экзистенц-ма:

заставил людей задуматься над проблемами, кот.классич. фил-ия почти не обсуждала:

- проблема уникальности  каждой лич-ти;

- проблема смысла ж-ни

явился протестом против пороков 20-го в.: мировые войны, тоталит. режим.

Под влиянием экз-ма в 1948 г. была принята Декларация прав чел-а, по кот.жизнь  и неприкосновенность лич-ти были объявлены  высшими ценностями.

32 Экзистенциализм – это  фил-ое учение 20-го в., в центре  внимания ко-го нах-ся проблема  уникальности чл-госущ-ия и поиска  смысла жизни.

Экзист-ты заявили, что прежняя  фил-ия была обесчеловечена и представляла собой либо фил-ия вещей (материализм), либо фил-ию идей (идеализм).

Специфику сущ-ия чел-а они  видели в своеобразии эмоц. переживаний,связанных  с поиском смысла жизни и не обращали внимания на своеобразие мыслей, поступков и результатов деят-ти чел-а.

Соответственно призмой, через кот.у них рассматриваеся мир, явл-ся эмоции, а не ощущения, как  это было в предшествуюшемсубъектизном идеализме.

Эмоции они называли смотровыми окошечками, через кот.диден мир.

Поскльку эмоции не контролир-ся разумом, то это учение явл-сяиррационал-ким  вариантом суб-го идеал-ма.

У истоков экзист-ма нах-ся русские религиозные философы: Лев  Шестов и Николай Бердяев.

Учение разрабатывалось  накануне 1-ой мир.войны. Во время 1-ой М.В. экзист-м формир-ся в Германии (предст-ли:М.Хайдеггер, К.Ясперс)

Во время 2-й М.В. и после  нее экзист-м формир-ся во Франции (Г.О.Марсель, А.Камю, Ж.П.Сартр)

В экзист-ме выдел. 2 разновид-ти:

-- религиозный (Шестов, Бердяев,  Ясперс, Марсель)

-- атеистический (Хайдеггер,  Сартр)

Экз-ты рассм. жизн. путь чел-а  с т. зрения антологической триады:

Мир --- Бытие в мире (экзистенция) --- Бытие (Бог, Ничто, транстенденция)

Мир – повседневная жизнь  чел-а; самый худший вид бытия, т.к. чел. при общении с др. людьми поступает  стереотипно и не имеет возможности  проявить свою индивидуальность. Большинство  людей так и живут этой бездумной  жизнью, не задумываясь над тем, зачем  они пришли в этот мир. Небольшой  круг духовной аристократии задумывается над смыслом жизни; им доступен переход  в состояние экзистенции.

Чтобы погрузиться в экзистенцию, нужно отрешиться от повседневных забот  и погрузиться в эмоциональные  переживания, связ-е с поиском  смысла ж-ни.

Состояние экзистенции не отвечает на ? о смысле жизни, поэтому  чел. с надеждой смотрит на 3-ий вид  бытия – потустороннее Бытие, в кот.чел. оказ-ся после смерти.

3-ий вид бытия – засасывающая  в себя бездна (у Хайдеггера), свалка  студенистой слизи (у Сартра).

Приблизиться к 3-му виду бытия  чел-у помогает пограничная ситуация (между экзистенцией и потусторонним  Бытием) – когда чел. оказ-ся на грани  между жизнью и смертью и испытывает сильнейший эмоц. стресс (отриц-е эмоции), проявл-ся в экзистенциальном страхе, в отвращении к жизни, скуке, тошноте, чувстве вины.

Вывод: жизнь абсурдна и  не имеет смысла, но таковой ее сделал 20-й в с его пороками.

Осн. черты экзист-ма:

экз-м – суб. идеализм, т.к. первичны эмоции

иррационализм, кот.встречается  в 2-х видах:

- гноссеологич. ( мир познается  не логич. сред-ми, а посредством  описания эмоций)

- онтологич. (мир иррационален, неразумен и явл-ся царством  хаоса, случайности, анархии, абсурда)

индетерминизм – поведение  чел-а представляет собой ничем  не ограниченный.бессмысленный произвол.

этический (нравств.) релятивизм – «не обязательно следовать  принятым в общ-ве нормам. У каждого  чел-а своя мораль, т.е. чел. ведет  себя нравственно, если он готов нести  ответственность за свои поступки, даже если они безнравственны или  даже противозаконны с т. зр-я общества»

крайний индивидуализм –  выход из полит.и дух. кризиса  закл. в бегстве (духовном) от общества.

пессимизм в оценке будущего

Значение экзистенц-ма:

заставил людей задуматься над проблемами, кот.классич. фил-ия почти не обсуждала:

- проблема уникальности  каждой лич-ти;

- проблема смысла ж-ни

явился протестом против пороков 20-го в.: мировые войны, тоталит. режим.

Под влиянием экз-ма в 1948 г. была принята Декларация прав чел-а, по кот.жизнь  и неприкосновенность лич-ти были объявлены  высшими ценностями.

 

33. Проблемы и  поняти философской герменевтики. Герменевтика (от греч.слов: «разъясняю», «истолковываю») – искусство и теория объяснения текстов. Герменевтика имеет давнюю историю. Своими корнями она уходит в мифологию Древней Греции и связана с именем Гермеса. Гермес в древнегреческой мифологии известен как бог скотоводства и пастухов, а позднее как вестник олимпийских богов, который как бы истолковывал людям божественное предназначение.

В идущих от В. Дильтея, виднейшего после Ф.Шлейермахера теоретика, философских  течениях конца 19 века - начала 20 века герменевтика трактуется как учение о «понимании» (целостном духовно-душевном переживании - comprendre), как методологическая основа гуманитарных наук в отличие от «объяснения» (expliquer) в естественных науках. В ту эпоху в филологии стала проблема создания научных основ толкования древних литературных источников. Систематическое  учение о толковании, предложенное Шлейрмахером (1768-1834), было названо «герменевтикой», но ограничивалось рамками исторической филологии и лингвистики.

Современная герменевтика (М. Хайдеггер, Э. Бетти, Х. Гадамер, П. Рикер, Г. Кун, А. Аппель и др.) имеет глубинные  истоки. В древнегреческой философии  герменевтикой называли искусство  толкования мифов и иносказаний, у неоплатоников – это интерпретация  произведений Гомера и других древних  поэтов, для христианских писателей  – это толкование Библии (герменевтику этого толка и сегодня преподают  в духовных учебных заведениях). Общефилософская проблема герменевтики была поставлена в XVIII-XIХ вв. немецким романтиком Ф.Шлегелем(1767-1845) и разработана  другим немецким теологом и философом  Ф.Шлейермахером. Последний придал большое значение внутренним переживаниям, особенностям психологии авторов в  целях лучшего понимания ими  написанного.

В дальнейшим герменевтику как  метод исторической интерпретации  разрабатывали представители так  называемой исторической школы –  Л.Ранке, И.Дройзен и в особенности  В.Дильтей. Последний определил герменевтику как «искусство понимания письменно  фиксированных жизненных проявлений», основой ее считал «понимающую психологию». В первой половине ХХ века М.Хайдеггер  сделал попытку освободить герменевтику от субъективизма и психологизма. Язык, который анализирует герменевтика, по Хайдеггеру – нечто объективное, «дом бытия», и не люди говорят языком, а язык говорит ими (имеется в  виду, что каждый человек не изобретает язык, а получает его от предков  в готовом виде).

Итальянский ученый Э.Бетти («Герменевтический манифест», «Общая теория понимания», 1954-1955) и немецкий философ Х.Гадамер («Истина и метод», 1960) предложили рассматривать герменевтику расширительно – не только как  метод изучения, но как учение о  бытии, как онтологию. Смысл такого подхода состоит в том, что  познавая язык, знаковые системы, люди познают сам мир.

Теоретический интерес к  герменевтике, как к основному  среди всех до сих пор существовавших методов осмысления текста, особенно возрос в последнее время в  связи с бурным развитием нового, когнитивного направления в изучении языка. Считается, что феномен герменевтики помогает вскрыть сложный процесс  взаимодействия языка и мышления

34 Западная религиозная  фил-я 20 в. 

Неотомизм – официальная  фил-иякатолич. церкви с конца 19 в.; был  разработан на базе учения Фомы Аквинского. Предст-ли: М.Шильсон (Фр.), Махейнаский(Герм.)

Неотомисты не признавали себя идеалистами и объявили, что  их философия – 3-я линия; называли свое учение реализмом из-за того, что  у них речь идет о законах видов  реальности:

1 – природное бытие  (неживая, живая природа)

2 – сверхприродное бытие  (чел., общ-во)

3 – чистое бытие (Бог)

Бог – высшая реальность => их учение – объективный идеализм

Проблемы:

Соотношение материи и  формы

Док-во гармонии, веры и разума

Религ-е истолкование чел-а  и общ-ва

В неотомизме материя –  материал, сырье для творчества. Материя сущ. только в возмож-ти. Она пассивна и не имеет конкретного  облика. Дух.форма создает из пассивной  материи все предметы и организмы.

Выдел. 4 вида форм:

формы предметов

души людей

ангелы

Бог – высшая творч-я дух.форма. (Все формы духовны)

Неотомисты заявили, что  вера и разум имеют общий предмет  – познание Бога. Разум не противоречит вере, а укрепляет ее. Источником веры является божественный разум, а  источником разума – сознание чел-а. В науке вера – божеств.подсказка.

Чел. и общ-вонеотомисты рассматривали  не исторически. Чел. и общ. – продукты творения Бога и потому они не нуждаются  в развитии.

Чел-арассм. как двойственное сущ-во, имеющее греховное смертное тело и бессмертную душу. Чел. неизменен  на протяжении всей истории.

Неотомисты отрицали ценность земной жизни чел-а и земных благ. Смысл жизни – служение Богу. Жизненный путь чел-а – затянувшееся путешествие в Землю Обетованую, в Царство Божье.

Неотомисты отрицали общий  прогресс и рассматривали историю  как совок-ть событий, в кот.воплащен божественный план.

Тейяр де Шарден жил в 1-ой половине 20 в во Франции. Он решил  обновить католическое вероучение и  внёс элементы эвалюц.теории в религио-е  объяснение.

Адам не был сотворён самим  Богом, он появился в ходе эволюции Вселенной и вмешательство Бога заключалось в следующем: Бог  запланировал цель эволюции, Бог был  регулятором данного процесса т  он явл-ся конечным пунктом эволюции чел-а. И поэтому она назвал Бога-точка  Омега.

Эволюция Вселенной вкл  в себя 4 стадии:

1)преджизнь-на ней появл-ся  неживая природа-литосфера.

2)жизнь- возникает живой  покров Земли- биосфера.

3)мысль-появл-ся чел-к.  Ноосфера- сфера разума.

4)сверхжизнь- единение душ  людей в космич. Христе после  завершения земной истории.

Учения его сочетают в  себе мистич. пантеизм и объект.идеализм. Об.идеализм-Бог находится на небе. Пантеизм-Бог присутствует на Земле  в виде психич. дух. энергии- радикальная  энергия.

Сущ-ть радикальной энергии  сост. в понятии «любовь». Самым  слабым проявл-ем любви явл. притяжение.

Тейяр де Шарден был лишён  религиозного сана и его выслали  из Франции. Он уехал в Китай и  занялся археологией.

Что не устраивало катол. церковь?

1)элементы теор. эволюции  при объяснении происх-иячел-а

2)пантеизм

3)признание ценности земной  жизни чел-а и земных благ.

4)вера Тейяра  де Шардена  в возм-ть обществ-го процесса, вера в то, что наука обеспечит  обществ. прогресс и в результате  вокруг земли образ-ся ноосфера  и новая оболочка, кот. будет  пробуждать людей к разумным  поступкам и будет ускорять  обществ.прогресс.

35. Фил-я структурализма  и феномен постмодернизма. Постмодернизм (от лат. post = после и франц. moderne = новый, современный) — понятие, применявшееся в 60–70-е годы XX века в теории литературы и архитектуры, а затем (особенно после появления работы Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна», 1979) вошедшее в философский лексикон. Это понятие обозначает новый образ мысли и деятельности, проявившийся в XX веке во всех областях человеческой культуры.

Лиотар определил постмодернизм  как «недоверие в отношении метарассказов», таких как «диалектика Духа, герменевтика смысла, эмансипация разумного субъекта или трудящегося, рост богатства». Постмодернизм  признает игровое равноправие множества  сосуществующих картин мира, провозглашает  «закат метарассказов». Метарассказ (метанаррация) — это повествование о мире, легитимирующее определенный образ  мышления, знания, социальные институты.

Ведущие представители постмодернизма: Р. Барт, Ж. Батай, М. Бланшо, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ф. Джеймисон, П. Клоссовски, Ю. Кристева, Ж. Лиотар, М. Фуко, И. Хассан и др. Постмодернизм не представляет собой философскую школу или направление. Нередко философы, называемые «постмодернистами», скептически относятся к этому названию.

Этапами становления постмодернизма являются структурализм и постструктурализм.

Постструктурализм, сформировавшийся в 1970–80-е годы, пришел на смену структурализму и явился его самокритикой, продолжением и развитием его тенденций. Постструктурализм  так же ориентирован на семиотическое  истолкование реальности («мир как  текст»), но выдвигает на передний план «изнанку» структуры, «хаосмос».

Если «модерном» вообще называют Новое время с его тенденцией теоретически и практически подчинять  все многообразие жизни и мира какой-либо господствующей идее, парадигме, монологическому мышлению, научно-технической  рациональности, то постмодернизм, напротив, приветствует возможность разнообразия образов мысли и жизни, культурных миров. При этом философско-метафизические традиции, в том числе рационалистические системы Нового времени с их претензиями на единственную истинность разоблачаются и ограничиваются как не универсальные, но обусловленные чьими-то потребностями и интересами, чьей-то «волей к власти». Характерные формулы постмодернизма: плюрализм, партикулярность, различие, сосуществование, конкуренция, дискурс, диалог и т. д. Основным убеждением постмодернизма является то, что действительность структурирована не гомогенно, а гетерогенно, не гармонично, а драматично, не единообразно, а разнообразно.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"