Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"

Файлы: 1 файл

shporki.docx

— 162.88 Кб (Скачать файл)

Вопрос №10 Философия эллинистическо-римской эпохи.

В эпоху эллинизма философия  отчасти сохраняет наследие, накопленное  на протяжении двух предыдущих этапов, отчасти меняет содержание и направленность своих теоретических построений. Главное внимание мыслителей переключается  на этическую проблематику, на  изучение различных моделей поведения  индивида в изменившихся обстоятельствах. С начала третьего века до н.э. в античной философии параллельно существуют несколько школ: последователи Платона (академики) и  последователи Аристотеля (перипатетики), а так же стоики, эпикурейцы, скептики, киники и киренаики. Основоположник школы эпикуреизма Эпикур (341-270 до н.э.) был, отчасти, эклектиком, но все  звенья его учения были логически  соединены в единую концептуальную цепь. При первом приближении таких  звеньев – источников у него пять: учение милетцев о сущностях, гераклитово  представление о вечном меняющемся мире, идеи пифагорейцев о политической мере (критерии) бытия, сенсуализм Аристотеля и атомизм Демокрита. Основной задачей  философии Эпикур считал создание учения о правилах поведения, приводящих человека к счастью. Путь к счастью лежит  через занятия философией. Эпикур призывает не откладывать философию  в юности и не уставать от нее  в старости: ведь никто не может  быть недозрелым или перезрелым для  здоровья души. Критерий счастья –  мера удовольствия, которая подразделяет на три вида: природные и необходимые  для жизни; природные, но для жизни  необходимые; не необходимые для  жизни и не природные. Следует  стремиться к первым, избегая остальных. Конечной целью жизни мудрец считал устранение страдания и внутреннего  беспокойства – атарксию. Она достигается  избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение в потребностях, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных  дел. Школа скептиков, основанная Пирроном (365-275 до н.э.), главным принципом объявляет  принцип воздержания от суждения, от безоговорочного предпочтения одного из двух равносильных или противоречащих друг другу суждений, и скептицизм. Желающий достигнуть счастья должен ответить на три вопроса: из чего состоят  вещи? как мы должны к ним относится? какую пользу мы получим из этого отношения? Ответить на первый вопрос возможным не представляется, поскольку всякому утверждению может быть всегда противопоставлено противоположное. Из дилеммы вытекает ответ на второй вопрос – следует воздерживаться от однозначных оценок и суждений. Этот вывод в свою очередь определяет ответ на третий вопрос – пользой от воздержанности в суждениях будет безмятежное состояние души. Пиррон считал, что окружающие человека вещи совершенно не познаваемы; отрицал объективное существование добра и зла, не верил в возможность рационального обоснования моральных норм. В учении скептиков, как и у эпикурейцев, явно выражен крен в сторону этики, в которой  так же отстаиваются пути достижения «атараксии» – невозмутимости, а путь её достижения, согласно стоикам - следование судьбе и долгу. История философской мысли эпохи эллинизма полна парадоксов. Эпикурейцы и скептики чтили науки. Последние даже утверждали, что наука самодостаточна, точна и может успешно развиваться без философии. Параллельно в эллинистическом мире возникает философское течение, игнорирующее научное знание как таковое. Киническая философия в лице своего основателя Антисфена (ок. 450-360 до н.э.) провозгласила тезис о необходимости полной автономии человека (он не должен ни от кого и ни от чего зависеть) Стоическая школа была основана Зеноном Китайским (336–264 до н.э.), которого иногда путают с Зеноном Элейским, автором уже приведенных выше апорий. При создании своей философской системы Зенон использовал идеи Гераклита, Аристотеля и в некоторых моментах перекликался с киниками. Стоики призывали придерживаться естественной жизни. Душа человеческая у них меняется подобно огню, подчиняется закону космоса. Стоики предполагали, что существует внутренний принцип развития вселенной (разумный мировой Логос), который определяет судьбы природы и человека. В этой связи человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств. Живя в соответствии с законами общества, человек достигает внутреннего равновесия (апатии). Окружающий мир не свободен, свобода в душе человека (и аристократ и последний раб свободны во внутренней жизни). Философия – врачевательница души, излечивающая от увеличения мирскими заботами. Они сравнивали философию с яйцом, где желток означает этику, белок – физику, а скорлупа – логику. В отличие от эпикурейской этика стоиков является этикой долга.Рассуждая о философии эллинизма в целом, можно предположить, что идеи той эпохи оказались удивительно живучи в силу своей доходчивости, незамутненности сложными построениями. Неоплатоника органически вписались в христианскую доктрину; идеи эпикуреизма, скептицизма, стоицизма стали неотъемлемой частью западного менталитета.

Вопрос № 11 Ранняя средневековая философия. Патристика.

Средневековая философия  формировалась в феодальном обществе 3-15 веков. Духовные условия для возникновения  и развития философии связаны  с существованием христианского  богословия. Философия считалась  его "служанкой". Однако она имела  и реализовывала свои специфические  функции, связанные с критической  оценкой истинности догматов веры и  свойств разума, преодолевающего  сомнения. Дело в том, что в религиозном  мировоззрении удерживаются философские  идеи, поэтому достоянием философии  средневековья  стали философские  принципы, развитые на основе новых  духовных условий. Наиболее важной чертой философии Средневековья был теоцентризм (от греч. теос - Бог) - признание Бога источником любого бытия, ценностей и человека. Космоцентрическая античная философия заменяется теоцентрической философией Средневековья. Теоцентризм - это универсально-онтологический принцип существования заданной истины-бога, которая открыта миру и человеку. Теоцентризм выражается в связанных с ним принципах креацианизма(творчества), провиденциализма и откровения.Креацианизм требовал рассматривать все явления как творения Бога из ничего по его воле. Понятно, что природные явления, судьба человека и общества предопределены созидающей силой Бога. Провиденциализм в философии Средневековья имеет эсхатологическую особенность направленного времени, а не возвращение времени в своё  начало, как в античности.Принцип откровения утверждает возможность познания мира мистическим, сверхрациональным озарением. Философия разработала  проблему веры, герменевтического объяснения текста.В развитии философии Средневековья выделяются два периода: патристики и схоластики. Патристика3-15 век н. э.) характеризуется теоретическим оформлением и разработкой христианской догматики (в двух основных вариантах - греко-византийском и латинском).

Вопрос № 12 Средневековая  схоластика. Номинализм и реализм.

Схоластика (11-13 век) систематически разрабатывала философию отдельно от теологии. В основе патристики лежали наиболее значимые платоновские элементы, в основе схоластики - аристотелевские. Наиболее известными философами патристики являются: Августин, Ориген, Боэций, Дамаскин и др. Из схоластов выделяют Пьера  Абеляра, Фому Аквинского, Дунса Скотта, Вильяма Окама, творцов "экспериментальной  философии" - Р.Грасотеста, Р. Бэкона и др..Для философии Средневековья  характерны проблемы соотношения веры и разума, номинализма и реализма, проблема обоснования субъективности и человека и др. Августин считал, например, что вера идёт впереди  разума, а Фома Аквинский старался установить гармонию веры и разума, обосновывая тем самым концепцию  двух истин. Рациональность философии  ярко проявилась в длительном споре  реализма и номинализма - споре о  природе общих понятий. Реалисты считали первичным существование  универсалий, а номиналисты - вторичным, так как реально существуют отдельные  вещи, а универсалии есть только имена (термины). Номинализм способствовал  становлению опытной науки и  светского, нетеологического рационализмаВопрос № 13 Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

Философская мысль эпохи  Возрождения  определяется спецификой её культуры, становлением цивилизации  нового общества и упадком цивилизации  традиционного общества. Такое положение  дает право считать философию  Возрождения специфически  самостоятельным  периодом в развитии философии, так  и присоединить философию Возрождения  или к Средневековью, или к  Новому времени. Обращение к человеку определяется кризисом корпорационно-сословной  культуры. Обоснование ценностей  индивида и индивидуальности, самотворчества человека - это содержание гуманистической  философии эпохи Возрождения. Человек, считает М. Фичино, подобный в творчестве Богу. Он реализует свои способности  в технике, политике, искусстве. На первом плане - искусство человека, его красота. Пропагандируется тип культурного индивида. Укрепляется приоритет личных достоинств над сословными. Гуманистический идеал человека имел как положительные, так и отрицательные черты, потому что отрицал любые абсолюты, а значит, и самого человека.Одна из основных черт философии Возрождения - это восстановление, ренессанс античной философии, особенно Платона и неоплатоников. На этой основе образовалось пантеистическое направление в философии.  Николай Кузанский, Джордано Бруно,Николай Коперник представляют натурфилософию эпохи Возрождения. Бог, по Н. Кузанскому, содержит в себе все противоречивости - и единого и многого, и максимума и минимума. В любой вещи заключается весь космос. Креацианизм здесь заменяется натурфилософским учением о несозданности и бесконечности мира. Природа бесконечно движется. Из бесконечности и неизменчивости мира следует и бесконечность его познания. Дж. Бруно отвергает теорию двух истин, считает действительной только одну истину - научную. Выводы: - Философия эпохи Возрождения характеризуется гуманистической направленностью – антропоцентризмом и натурфилософией как пантеистической традицией. - В духовной жизни этого периода происходят два наиболее значимых мировоззренческих сдвига, выражаемые в философии:

  • формируется самоценность индивида;
  • разрушается старая иерархическая картина мироздания, на её место встает безграничность однокачественного мира. На место Космоса идет научно постижимый Универсум.

 

Вопрос № 14 Учения Николая Кузанского, Н. Коперника  и Дж. Бруно о Вселенной. Натурфилософия и пантеизм.

Первым натурфилософом эпохи  Возрождения был немецко-итальянский  философ и математик Николай  Кузанский (1401-1484). В 1431 г. на Базельском церковном соборе он предложил реформу юлианского календаря (предложение осуществлено в 1582 г. папой Григорием XIII; отсюда – «григорианский стиль»), открыл способ измерения времени (в медицине) по вытекающей воде, проявил большую любовь к экспериментам. Крупнейшее его произведение – «Об ученом незнании» (1440). В понимании природы он ввел термины «свертывания» и «развертывания». Земля, по Кузанскому, не есть центр мира. Центра нет нигде (или, по-другому, он везде). Кузанскому не чужда диалектика; так, он развивал учение о «совпадении противоположностей», например, кривое (окружность) при бесконечном увеличении становится прямым.Сильнейший удар по схоластике и догмам религии был нанесен созданием гелиоцентрической системы мира, творцом которой стал великий польский ученый Николай Коперник (1473-1543). Его главный труд «Об обращении небесных сфер» имел революционизирующее значение для мировоззрения людей. В нем утверждалось, что геоцентризм – всего лишь «оптическая иллюзия»; в действительности не Солнце вращается вокруг Земли, а, наоборот, Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Был нанесен, таким образом, удар по исключительности Земли и человека. В то же время в учении Коперника были и недостатки: 1) признавалась конечность мира; 2) Солнцу отводилась роль центра всей Вселенной.

Вопрос № 15 Взаимообусловленность  становления капитализма, естествознания и проблема метода в философии  Нового времени.

Вопрос № 16 Рационализм  в философии Нового времени (Р. Декарт.Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц).

Основы рационалистической традиции новоевропейской классики заложены французским философом Р. Декартом. Декарт стремился найти черты достоверности знаний в них самих. Примером таких знаний является математика. Математические доказательства показывают предельно простые и ясные, непосредственные аксиомы - очевидные истины. Пример математики нужно сделать универсальным. Отсюда 4 правила метода: очевидности, анализа, синтеза, контроля. В учение о методе  Декарт вводит методическое сомнение, находя очевидность знания в самом мышлении. «Я мыслю, значит, существую». Содержание имеющихся знаний - это прирожденные идеи, которые заложены в нас Богом. Значит, Бог есть гарант объективности и достоверности знаний.Декарт считает, что любые вещи имеют основой две независимые субстанции - мыслительную и протяженную, душу и тело. Природа тел описывается концепцией механизма. Душа и тело человека - это также механизм.Рационализм получил продолжение у выдающихся мыслителей 17 в Б.Спинозы и Г.Лейбница.

Выводы: - Философия 17 в. - наукоцентрическая. Познающий субъект, мыслящий, деятельный человек  - исходный принцип философии. - Эмпиризм обосновывает достоверность  знаний индуктивным методом чувственного познания в материалистической и  субъективно-идеалистической трактовках. - Рационализм приводит онтологические субстанциональные обоснования  истинных знаний и основательность  дедуктивного метода для рационального  теоретического познания. - Эмпиризм и  рационализм закладывают основы новой классической философии.

Вопрос № 17 Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли)

Основатель эмпиризма - английский ученый Ф. Бэкон. От науки он требует решения задач, важных для человечества. Старое, традиционное познание критикуется, создается новый метод - «Новый Органон». Старые методы изучения негодны, так как там господствуют идолы - «рода, пещерырынка и театра». Это различные суеверия и предрассудки, связанные с природой самого человека и его отношениями.  Новый метод, свободный от идолов, это метод индукции, связанный с опытом и чувственным познанием. Правильная научная позиция - это позиция пчелы, а не паука или муравья. Разум в познании  нужен для вывода истины из опыта. Эмпирическая традиция научного познания развивалась в творчестве Дж.Локка, Т.Гобса, Дж.Беркли, французских просветителей 18 века. Достоянием эмпиризма стала разработка опытного познания, материалистическое и субъективно-идеалистическое объяснение возможностей чувственных способностей и форм знаний.

В18. Философия Просвещения, ее принципы и идеалы. 
Просвещение началось в Англии. Расцвета достигло во Франции в 18 в. 
Термин был предложен Мильтоном. Крупнейшие деятели Просвещения:Вальтер, Дидро, Руссо, Ламетри. Организационным принципом философии Посвещения был атеизм. Вальтер: «Раздавите гадину!», Руссо: «Мы заставим быт свободными»,Ламетри: «Человек-машина».Механицизм-понимание всего существующего по аналогии с механизмом(космос,общество,человек).Важнейший принцип:культ разума-вера в безграничные возможности человеческого разума.Аморализм-что выгодно,что доставляет удовольствие,то и морально.Маркиз де Сальт «Философия в будуаре».Просветителями разрабатывалась концепция «разумного эгоизма».Всякая религия стремилась ограничить эгоизм,признавала его негативным качеством.Соловьев назвал просветителей «пустыми болтунами», не выработавшими ни  1-й самобытной мысли. 
В19.Философия И.Канта. 
Родоначальником классической немецкой философии явился Иммануил Кант (1724-1804). 
Философское творчество Канта принято делить на два периода: до и после         1770 года. Первый из них «докритический», второй – «критический». В «докритический» период философ стоит на позициях естественнонаучного материализма. 
В 1755 г. он написал трактат «Всеобщая естественная история и теория неба», в котором выдвинул гипотезу о возникновении солнечной системы из газопылевой туманности, частички которой консолидируясь и завихряясь вели к образованию небесных тел. 
В «критический» период (с 1770 г.) Кант свои главные работы назвал так: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В них с позиций материализма он переходит на позиции субъективного идеализма. 
Так, пространство и время теперь трактуются Кантом не как объективные формы внешнего мира, а как априорные, т.е. доопытные, присущие сознанию формы чувственного созерцания. 
Процесс познания, по Канту, проходит три ступени: 1) чувственное познание; 2) рассудок; 3) разум. Кант делит находящееся вне нас на мир феноменов (явлений), воспринимаемых чувствами, и мир ноуменов (сущностей), которые никак не познаваемы. Четыре антиномии Канта таковы: 1) Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. – Мир не имеет начала и бесконечен в пространстве. 2) Всякая сложная субстанция состоит из неделимых простых частей. – Ни одна вещь не состоит из простых частей и вообще в мире нет ничего простого; он делим до бесконечности. 3) Все в мире свободно; нет никакой причинности. – Все в мире имеет свою причину, нет никакой спонтанности, нет никакой свободы; все детерминировано. 4) Бог есть. – Бога нет. Любую из частей антиномии нельзя ни доказать, ни опровергнуть. 
В20. Философская концепция Г. В. Ф. Гегеля. 
Крупнейшим философом, представителем и разработчиком системы объективного идеализма, явился Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).                  
Основные труды: «Наука логики: В  трех томах» (1812-1816) – это так называемая «Большая логика» наряду с «малой логикой» как первой частью «Энциклопедии философских наук» (1817); «Феноменология духа» (1807); «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике», «Философия истории», «Лекции по философии религии». Наиболее ценной в философии Гегеля стала разработанная им в систематической, целостной форме диалектика. Ко всему в мире он применяет принцип всеобщей связи и принцип развития. Наиболее полно диалектика изложена Гегелем в «Науке логики». Философ выявил во всей полноте роль и значение диалектического метода в познании и других формах социальной деятельности, подверг критике метафизический метод мышления. Центральной, исходной категорией гегелевской философии является абсолютная идея, которая в духе историзма проходит ряд ступеней к конечной своей цели – к самопознанию (именно в гегелевской философии). Метаморфозы абсолютной идеи изложены в «Феноменологии духа». Основные ступени таковы: логика (бытие, сущность, понятие) – природа (физика, химия, органика) – дух (субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух). 
Философию Гегель ставит выше всякого другого знания, изображает ее как «науку наук».Гегель выдвигает противоречивую формулу: «Все действительное разумно; все разумное действительно». Первую часть формулы можно понимать как оправдание любой действительности (по Гегелю, все существующее имеет свою разумную основу); вторая часть по существу революционна: все разумное рано или поздно должно обрести состояние действительности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"