Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 197.94 Кб (Скачать файл)

Серьезной помехой росту  активности нар. масс при социализме и переходе к коммунизму являются нарушения принципов социалистич. демократии, бюрократизм и формализм в работе гос. органов и обществ. организаций, недооценка принципа материальной заинтересованности в результатах труда, невнимание к данным практич. опыта масс, к запросам обществ. мнения. Коммунистич. партия решительно борется против подобных методов руководства.

Положения марксистско-ленинской  теории о возрастании роли нар. масс при социализме и коммунизме конкретизируются и развиваются в ходе коммунистич. строительства. Центр тяжести проблемы все более переносится на изучение и раскрытие механизма действия этой общей закономерности. Первостепенное значение приобретают вопросы совершенствования  науки политич. руководства и  организации масс, системы воспитат. работы среди трудящихся, принципов  демократич. централизма в управлении, науч. разработка проблем управления социальными процессами, рациональной организации труда.

Переход к высшей фазе коммунизма будет означать преодоление остатков опосредствованного влияния нар. масс на ход обществ. развития,утверждение общественного коммунистич. самоуправления.

18.  Историческая  закономерность и сознательность  людей. Фатализм и волюнтаризм  в общественном развитии

Детерминизм -- это учение о всеобщей обусловленности  объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная  взаимосвязь всех явления, которая, с одной стороны, является проявлением  субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой -- следствием и предпосылкой универсального характера  развития.  
 Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи

Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от латинского voluntas - воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризмхарактерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А. Шопенгауэра. 2) Деятельность, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

Фатализм (от лат. fatum - рок, судьба) - вера в судьбу, в некие высшие силы и их неизбежное влияние на жизнь человека, в божественную и иную предопределенность всех событий в мире.

Считается, что философия рассматривает наиболее всеобщие законы и закономерностибытия. Что справедливо и не справедливо одновременно. Философия действительно занимается постижением чего-то более "широкого. Благодаря науке, которая в своих законах и принципах закрепляет всю общественно-историческую практику человечества, мы для обоснования наших мыслей не прибегаем всякий раз к их практической проверке, а обосновываем их теоретически, путем сопоставления с установленными уже ранее закономерностями. Таким образом, достаточным основанием какой либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и признанная истинной мысль, из которой вытекает истинность другой мысли. Закондостаточного основания имеет важное теоретическое и практическое значение. Фиксируя внимание на суждениях, обосновывающих истинность выдвинутых положений, этот законпомогает отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу. Требование закона достаточного основания сводиться к тому, что всякое суждение, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обоснованно.

Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек - высшая ступень развития животных на земле. В то время как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.

Индивид - употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода, единичного представителя какого-то целого. В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.

Личность. Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Детерминизм -- это учение о всеобщей обусловленности  объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная  взаимосвязь всех явления, которая, с одной стороны, является проявлением  субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой -- следствием и предпосылкой универсального характера  развития.  
 Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи

Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности.


19. Проблема человека  в  философии. Индивид, индивидуальность, личность. Структура человека

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены  между собой.Человек - это родовое  понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому  роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков  и качеств.Индивид - это единичный  представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и  психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это  своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).Соотношение  индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия  человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления  личности и индивидуальности.Становление  личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это  освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с  принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и  ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить  отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.Становление  индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс  самоопределения и обособления  личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью  личность - это самобытный, активно  и творчески проявивший себя в  жизни человек.В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы  различные стороны, разные измерения  духовной сущности человека. Суть этого  различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются  такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем  самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Структура личности

Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей  личности абстрактная модель, характеризующая  основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов  психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);социально-специфические  особенности, т.е. присущие только тем  или иным группам людей или  общностям (социальные установки, ценностные ориентации);индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие  индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования  человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей  жизни человек предстает не как  набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в  определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры  личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход  от статистической к динамической структуре  личности.Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция  динамической функциональной структуры  личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим  и индивидуальным жизненным опытом (табл.1).

Таблица 1

Динамическая  структура личности по К. Платонову

Название подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального  и биологического

Уровень анализа

Виды формирования

Направление личности

Опыт

Особенности психических  процессов

Биопсихические  свойства

Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания

Привычки, умения, навыки, знания

Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

Темперамент, половые, возрастные свойства

Биологического  почти нет

Значительно больше социального

Чаще больше социального

Социального почти  нет

Социально-психологический

Психолого- педагогический

Индивидуально - психологический

Психо-физиологический

Нейро-психологический

Воспитание

Обучение

Упражнения

Тренировка


 

 

20. проблема жизни, смерти и бессмертия  в духовном опыте человека

Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека.

 
 

Высшей, абсолютной ценностью  является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа  существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько  в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек  живет?».

Жизнь является всеобщим необходимым  условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед  собой. В отличие от животного  человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается  человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого  смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия.

Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметь  различную цену.

Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что  он не задан наперед, а формируется  человеком на каждом конкретном этапе  своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смыс-ложизнеиным  ценностям имеют смысл, но не могут  охватить все целое. Смысл жизни  не может быть исчерпан даже самым  полным перечнем смысложизненных ценностей.

Поэтому, если и возможно, то лишь самое абстрактное (а поэтому  и малоценное в практическом отношении) его определение; смысл жизни  заключается в самой жизни, в  том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах  и даже вопреки им.

Смерть — завершающий  момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о  конце плотской, земной жизни и  переходе к вечной — бестленной, духовной.

Проблема смерти порождает  вопрос о цели и смысле жизни. В  этом вопросе есть субъективная и  объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости  от мировоззренческих установок.

Человек как биологическое  индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё. что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в  небытие, так человек завершает  свою жизнь процессом умирания. От всех других живых существ человек  отличается более всего тем, что  на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает  «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно нереализуемое, адекватное существо.

Человек не удовлетворяется  ситуацией. И эта неудовлетворенность  содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека — всесторонне  развивать все свои способности  и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и  заключается смысл жизни отдельной  личности, который она реализует  через общество, но таков же и  смысл жизни общества и человечества в целом.

Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих  поколениях. Человек создает различные  предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и  посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.


21.  Социальная  структура общества. Основные виды  социальных структур, значимость  их выделения для понимания  состояния и перспектив общества

Социальная структура  общества – расслоение общества и иерархия общественных слоев, а также взаимоотношения между ними. Неравенство людей в доходах, престиже, власти возникает с зарождением человеческого общества. С появлением государства социальное расслоение увеличивается.

Социальная дифференциация общества – разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Социальная структура общества включает в себя общности: социально-классовую, этнонациональную, региональную, демографическую, профессиональную, расовую, семейную и  др. В настоящее время существует несколько основных теорий социального разделения общества.

Классовая структура. В материалистической теории социальная структура – это разделение на классы – большие группы людей, которые различаются по месту в обществе, по владению средствами производства, доли общественного богатства.

В основе этого деления, разработанного К. Марксом, лежат: уровень доходов  человека, владение собственностью и  разделение функций в обществе. В  каждом классовом обществе существуют основные классы: в рабовладельческом  обществе – рабы и рабовладельцы; при феодализме – феодалы и  зависимые крестьяне; при капитализме  – буржуазия, пролетариат (рабочие), крестьянство. Кроме того, существуют неосновные классы, такие как средний  класс, интеллигенция.

Кроме классов выделяют сословия – форма классовых различий, характерная для рабовладельческого и феодального строя. Сословия – общественные группы людей, различающихся по юридическому месту в обществе. Первое сословие – дворяне, второе – духовенство, третье – ремесленники, купцы, крестьяне (средние слои).

Стратификационная теория. В стратификационной теории П. Сорокина общество разделяется не на классы, а на социальные группы, с возможностью перехода из одной группы в другую. Страты – слои общества, возникшие в результате социального неравенства. Выделяют три стратификационных уровня: высший, средний и низший. К высшему уровню (3 % населения) можно отнести верхушку государственного аппарата, олигархов, бизнесменов в сфере финансов и недвижимости. Средний класс – представители среднего и малого бизнеса, работники умственного труда, высокооплачиваемые квалифицированные рабочие. Низшая страта – служащие и рабочие с низкой и средней квалификацией (80 % населения).

Причины социального  разделения – неравномерное распределение доходов, богатства, благ прав, привилегий, обязанностей, власти, влияния, престижа, образования и знаний. Маргинал – человек, утративший свой прежний социальный статус и неспособный адаптироваться к новым условиям.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"