Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 197.94 Кб (Скачать файл)

Социальная мобильность – возможность перехода из одного общественного класса или социальной группы в другой. Социальная мобильность позволяет изменить социальный статус. Изменить место человека в социальной иерархии можно с помощью образования, наследования, политики и т. д.

Социальная структура  означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные  по их социальному положению.          

Любое общество стремится  к сохранению неравенства, видя в  нем упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом. Выявить основные принципы иерархического строения общества  призваны  теории стратификации.          

Незыблемость иерархической  структуры общества не означает, что  внутри нее не происходят изменения. На разных этапах возможен рост одного и сокращение другого слоя. Эти  изменения невозможно объяснить  естественным приростом населения. Происходит либо подъем, либо падение  значительных групп. И даже относительная  устойчивость социальных слоев не исключает  миграции отдельных индивидов по вертикали. Эти передвижения по вертикали  при сохранении самой стратификационной  структуры мы будем рассматривать  как социальную мобильность.                        

Взаимодействие в обществе обычно приводит к становлению новых  социальных отношений. Последние можно  представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между  индивидами и социальными группами.          

В социологии понятия «социальная  структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся  в отношениях и связях между собой  и образующих некоторый целостный  социальный объект. Отдельные явления  и процессы выступают в качестве элементов системы.

Понятие «социальная структура общества» есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента – социальный состав и социальные связи. Социальный состав – это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом,  понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны,  социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой – социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.         

Социальная структура  общества означает объективное деление  общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов  в социальной системе. Основными  элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными  и  классовыми отношениями в обществе.

Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты  задают некоторую сеть ролевых позиций  и нормативных требований по отношению  к конкретным членам общества. С  другой стороны, они представляют собою  определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.

Главным принципом определения  социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов.

Субъектами могут быть и отдельные  индивиды, и социальные группы различных  размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная  секта и так далее.

С этой точки зрения социальную структуру  общества можно представить как  более или менее устойчивое соотношение  социальных слоев и групп. Для  изучения многообразия иерархически расположенных социальных слоев призвана теория социальной стратификации.

Первоначально идея стратового представления  социальной структуры имела ярко выраженный идеологический оттенок  и была призвана нейтрализовать Марксову идею классового идея общества и доминирования  в истории классовых противоречий. Но постепенно идея выделения социальных слоев в качестве составляющих общества элементов утвердилась в социальной науке, ибо она действительно  отражала объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса.

Теории Социальной стратификации  возникли в противовес марксистко-ленинской  теории классов и классовой борьбы.  

В широком смысле социальная структура  – это строение общества в целом, система связей между всеми его  основными элементами. При таком  подходе социальная структура характеризует  все многочисленные виды социальных общностей и отношения между  ними.

В узком смысле термин «социальная  структура общества» чаще всего  применяется к социально-классовым  и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

В социологии существует большое множество  концепций социальной структуры  общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится  социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. Наличие  классов в обществе отмечалось в  науке и до Маркса в начале XIXв. Это понятие широко использовали французские историки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французские политэкономы  А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс основали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирование частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу.

Этот экономический подход к  классам зафиксирован в знаменитом определении классов, которое сформулировал  В. И. Ленин в работе «Великий почин» и которое стало хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет.

«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту  в исторически определенной системе  общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному  и оформленному в законах) к средствам  производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых  одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в  определенном укладе общественного  хозяйства». Таким образом, по Ленину, главный признак класса – отношение  к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов  в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в  системе власти (господствующие и  управляемые), их благосостояние (богатые  и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития.

Марксизм делит классы на основные и неосновные.

Основными классами являются такие, чье  существование непосредственно  вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и  рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия.

Неосновные – это остатки  прежних классов в новой общественно-экономической  формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основными  и составят основу классового деления  в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным  элементом общества являются общественные слои (или прослойки).

Социальные слои – это промежуточные  или переходные группы, не имеющие  ярко выраженного специфического отношения  к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю,. Мелкую, городскую и сельскую монополистическую  и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д. Историческим примером межклассовых слоев является «третье сословье», в период вызревания первых буржуазных революций в Египте – городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе – интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут  иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Таким  образом, социально-слоевая структура  не вполне совпадает с классовой. Использование понятия социального  строя по мысли марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества, указать на ее многообразие и динамизм.

Несмотря на то, что в условиях идеологического диктата и процветания  догматизма в марксистской социологии абсолютное господство имело ленинское  определение классов, основанное не сугубо экономическом подходе, часть  марксистских социологов осознавала, что классы – это более широкое  образование. Следовательно, концепция  социально-классовой структуры общества должна включить в себя политические, духовные и иные связи отношения. При более широком подходе  в интерпретации социальной структуры  общества значительное место отводится  понятию «социальные интересы».

Интересы – это реальные жизненные  стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые обуславливают их объективное положение в социальной системе. В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности представителей тех или иных социальных общностей. Осознание интересов осуществляется в ходе непрерывно происходящего  в обществе процесса социального сравнения, то есть сопоставления жизненного положением сопоставлением других социальных групп. Для понимания классов существенное значение  имеет термин «коренные социальные интересы», который отражает наличие у крупных социальных интересов, которые определяют его существование и общественное положение. На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение классов: классы – это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения.

Каждая социальная общность является субъектом деятельности и отношений. Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов программу деятельности. Эту программу, соответствующую  коренным интересам этого или  иного класса, вырабатывают его идеологии.

Социальные слои при таком подходе  представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов. 

 

Теория социальной стратификации  и социальной мобильности.

Марксистскому учению о классах  как основе социальной структуры  общества в немарксистской западной социологии противостоит теория социальной стратификации. Представители этой теории утверждают, что понятие класса, вероятно, годится для анализа  социальной структуры прошлых обществ, в том числе и индустриального  капиталистического общества, но в  современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в  этом обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством  и заменой их наемными менеджерами, отношения собственности оказались  размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» (от латинского stratum – слой) или понятием социальная группа, а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации.

Теории социальной стратификации  базируются на представлении, что страта, социальная группа, представляет собой  реальную, эмпирически фиксируемую  общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее  дело, которое приводит к конструированию  данной общности в социальной структуре  общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории стратификации лежат объединения  людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т.д. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф  предложил в основу социальной стратификации  положить политическое понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно  характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого понятия  Р. Дарендорф делит все современное  общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит  на две подгруппы: управляющих собственников  и управляющих несобственников  – бюрократов-менеджеров. Управляемая  группа также разнородна. В ней  можно выделить, по крайней мере, две подгруппы: высшую – «рабочую аристократию» и низшую,  низко квалифицированных рабочих. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» – продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом – управляющими.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"