Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 197.94 Кб (Скачать файл)

26. Объективный  идеализм Платона. Гегеля

Объективный идеализм характеризуется  признанием как объективного сущего мирового разума (духа, идеи) и трактовкой материального мира как формы  его проявления.В античном обществе объективный идеализм представлен  учением Платона (427 г. до н.э. - 347 г. до н.э.). Его основные сочинения «Федр», «Пир», «Теэтет», «Тимей», «Законы».В  работе «Законы» Платон ставит вопрос: как правильно понимать, что такое  Солнце, Земля, Луна, звезды? И отвечает, что наивно сводить их к материальному  телу. Последние могут принять  движение, но не являются источником его. Этот источник Платон называет душой. Душа - это движение, способное двигать  само себя, причина изменения и  всяческого перемещения вещей. Итак, Солнце, Земля и т.д. - это всего  лишь формы души. Душа первична, фундаментальна; материальные тела вторичны, производны. Платон ставит проблему соотношения  духовного и материального и  делает вывод о божественности душ, скрывающихся за материальными телами.Ученик Платона Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.) пошел дальше своего учителя, создав теорию о двух родах сущностей: абстрактные общие идеи и конкретные реальные вещи. Это была попытка  избежать противоречий учения Платона, разрыва между идеальным (субъективным) и реальным (объективным) мирами.В  годы Средневековья, приспосабливая философию  Аристотеля к нуждам католицизма, Фома Аквинский (1225 - 1274) разработал религиозную  систему объективного идеализма.  Однако это была радикальная переработка аристотелевской философии. У Аристотеля опыт, искусство, знание и мудрость - четыре ступени науки. В познании от чувственных данных поднимаются к умению ими распорядиться. Умение - это искусство, ремесло, технэ. Выще технэ стоит знание, в нем раскрывается необходимое и закономерное. Высшим уровнем познания является мудрость, метафизика.Для Фомы Аквинского мудрость - это знание первооснов бытия, теология. Теология выше науки, ибо мудрость выше знания. Теология выше и философии, ибо лишь она дает понимание основ бытия. Философии дозволено воспринимать теологическую мудрость и делать ее доступной для ученых.В своей философской системе Фома признает не только первенство Бога, но и существование иерархии чистых духов, или ангелов, а также различных душ.Бог - это чистая актуальность, само бытие, первопричина и первообразец всего. В нем нет ни грани материи, он сгусток энергии, динамизма, и он раздает бытие, чтобы появились отдельные вещи.В вещах, по мнению Фомы, следует различать форму и материю. Само разделение формы и материи идет от Аристотеля, но в философии Аквината оно теологизируется. У Аристотеля материя вечна, ее никто не может сотворить. А Фома придерживается креацианизма, творения материи из ничего. Сотворив материю, Бог затем ее индивидуализирует с помощью формы, или универсалии.Теоретические построения Фомы Аквинского стали каноническими для католицизма. В настоящее время в доработанном виде его философия функционирует в христианском мире как неотомизм, официальная доктрина Ватикана.Своей вершины объективный идеализм достиг в трудах Гегеля (1770 - 1831). Его основное произведение - «Логика», а его систему часто называют панлогизмом или логическим идеализмом.В качестве предмета философии Гегель рассматривает абсолютную идею (Бог, Мировой Дух), которая одновременно и субстанция и субъект. Субстанция она потому, что существует сама по себе и является целью для себя, а субъект потому, что она - активность, непрерывное деяние. Её деяние состоит в познании себя. Само же познание выражается в выявлении уже содержащихся в ней особенностей и их осознания.В учении Гегеля положения Платона о существующем в душе доопытном знании, а также Фомы Аквинского об универсалиях как мыслях Бога усложняются и приобретают вид цельного логического построения о познании абсолютной идеей своего собственного содержания.

27. Материализм Левкиппа, Демокрита

Метафизические основы учения Демокрита находились в усвоенном  им атомизме Левкиппа, именно: пустое пространство и двигающиеся в нем бесчисленные, но качественно однородные, только по величине и форме различные  атомы, соединением и разделением  которых должно быть объясняемо всякое бывание. При этом движение атомов предполагалось, как само собой разумеющееся. Но превращения, качества воспринимаемых вещей и их изменения, происходящие от движения, должны были остаться настолько  же непонятными для Левкиппа, как  и для элейцев; Демокрит же заполняет  эти пробелы при помощи протагоровской теории восприятий. Чувственно воспринимаемые свойства вещей суть результаты движения. Эти свойства не принадлежат вещам  в себе, а составляют только способы  представления того существа, которое  воспринимает их в данный момент. Поэтому, хотя они и суть необходимые результаты мирового строя, тем не менее они  не принадлежат к действительной сущности вещей. В противоположность  абсолютному бытию, в противоположность  атомам и пространству, они обладают только относительным существованием. Но это относительное существование  образов восприятия должно быть выводимо из абсолютного, мир Гераклита —  из мира элейцев. Все относительные  преходящие явления были признаны еще  Протагором за субъективное, за представляемое; а объективным (которое этим софистом было с скептическим равнодушием  оставлено в стороне) сделался для  Демокрита телесный мир в пространстве. И когда он старался вывести субъективные явления из движения атомов, атомистика под его руками обратилась в открытый материализм.

В этом, пожалуй, больше, чем  в обширных частных исследованиях, заключается значение Демокрита  для истории атомизма: он почти  не изменил космологических основ  атомизма, но тщательная разработка антропологии, которой, судя по всему, еще нельзя приписать  Левкиппу, очевидно составляет его  главное дело.

Объединяющий принцип  атомизма в том его виде, как  последний был развит Демокритом, представляет последовательное применение понятия механической необходимости  в природе. Он называет его необходимостью или, в духе Гераклита, роком.

Все, что действительно  бывает, объясняется механикой атомов: первоначально они в присущем им движении, соприкасаясь друг с другом, испытывают давление и толчки, вследствие чего происходят между ними соединения и разделения, которые проявляются  в возникновении и исчезновении отдельных вещей. Это — объяснение всему бывающему: ни одно явление  во веек мире не происходит, помимо механической причины. Таким образом отвергается  всякая телеологическая точка зрения.

Очевидно, что открытый антителеологичесгий  механизм и был причиной той глубокой пропасти, которая разделяла учение Демокрита от аттической философии  даже и тогда, когда Аристотель отдал  ему должное, по коайней мере, как  естествоиспытателю; в этом также  крылась причина и полного  забвения Демокрита после успеха аттической философии. Оно продолжалось до тех пор, пока современнее естествознание, исповедующее его принцип, не признало, хотя и поздно, достоинств последнего. Один из крайне важных составных факторов человеческого миропонимания доходит  у Демокрита до ясного и отчетливого  сознания, и, в виде методического  постулата, подчиняет себе все его  учение.

 

 

28 Античные философы о первоначале мира (Фалес, Анаскимандр, Анаксимен, Гераклит, Эмпедокл)

Отвечая на требования своего времени, мыслители античности ставят вопрос о начале начал: из чего возникает  предметная реальность мира и во что  она уходит? Поскольку космос воспринимался  как чувственно-предметная реальность, то не случайно основатель милетской  школы 

 




Фалес (VII-VI вв. до н. э.) делает вывод о том, что все начинается из воды и в нее возвращается. Ученик и последователь Фалеса 

 




Анаксимандр (610-546 до н. э.) идет дальше. Он расширяет понятие начала до понятия «архе», т. е до первоначала (субстанции) всего сущего. Это первоначало Анаксимандр называет апейрон. Основная характеристика апейрона заключается в том, что он «беспредельный, безграничный, бесконечный». Хотя апейрон веществен, о нем ничего нельзя сказать, кроме того, что он «не знает старости», находясь в вечной активности, в вечном движении. Апейрон не только субстанциональное, но и генетическое начало космоса. Он - единственная причина рождения и гибели, «из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое время исчезает по необходимости». Апейрон самодостаточен. Он «все объемлет и всем управляет». 

 




 
Анаксимен (585-524 до н. э.) не удержался на высоте абстрактного мышления своего учителя. Первоначало всего сущего он усматривает в самой бескачественной из четырех стихий - воздухе. И это первоначало называется «апейрос». Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - водой, землей, вещами. Воздух более бесформенный, чем что-либо. Он менее тело, чем вода. Мы его не видим, а только чувствуем. В соседнем с Милетом полисе Эфесе жил и мыслил 

 




Гераклит (520-460 до н. э.). Субстанционально-генетическое начало всего сущего составляет огонь, как наиболее подвижная стихия мира. Огонь есть первопричина Космоса, который «всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим». Анаксимандр (около. 610 - после 547 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы, автор первого философского сочинения на греческом языке "О природе". Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека "от животного другого вида" (рыб).

Гераклит Эфесский (кон. VI - нач. V вв. до н. э.), древнегреческий философ, представитель ионийской школы. Первоначало сущего - мировой огонь, который есть также душа и разум (логос); он "мерами вспыхивает и мерами угасает"; путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разрежения в него возвращаются. Высказал идею непрерывного изменения, становления ("все течет", "в одну реку нельзя войти дважды"). Противоположности пребывают в вечной борьбе ("раздор есть отец всего"), в то же время в космосе существует "скрытая гармония".

Эмпедокл из Агригента (ок. 490 - ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ, поэт, врач, политический деятель. В гилозоистической натурфилософии Эмпедокла "корни" всего сущего - четыре вечных неизменных первовещества (земля, вода, воздух, огонь), а движущие силы - любовь (сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под действием которых космос то соединяется в единый бескачественный шар, то распадается. По Эмпедоклу, подобное познается подобным

Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э. - умер в глубокой старости), из Абдер (Фракия), древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы - неделимые материальные элементы (геометрические тела, "фигуры"), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их "вихря" образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этике развил учение об атараксии.

Пифагор Самосский (VI в. до н. э.), древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

29. теория познания нового времени  Ф Бэкон, Р. Декарт

Проблема метода научного познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта

Бурное развитие мануфактурного производства породило необходимость широкого активного  вовлечения природных ресурсов в  процесс материального производства. Для этого требовалось научное  и философское изучение природы, поэтому наиболее остро встал  вопрос о методе научного изучения природы. Варианты ответа на этот вопрос представлены в философских системах Ф. Бэкона и Р. Декарта. 
Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) был родоначальником английского эмпиризма - учения об опыте. Под эмпиризмом понимается направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. 
Метод Бэкона основывался на признании ведущей роли опыта в познании. Познание есть изображение внешнего мира в сознании человека, оно начинается с чувственных восприятий этого мира, которые нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. 
Главным методом в системе Бэкона выступает индукция, в которой порядок движения мысли - от частного к общему. Это единственная истинная форма доказательства, опирающаяся на показания органов чувств. Индуктивный метод Бэкона широко используется конкретными науками, опирающимися на непосредственные эмпирические исследования. 
Другим путем в разработке проблем методологии научного исследования пошел французский философ Р. Декарт (1598-1650 гг.), представитель рационалистического подхода к изучению явлений природы. Рационализм представляет собой философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. 
Методом познания в системе Декарта является дедукция, в которой движение мысли происходит от общего к частному. Суть метода Декарта сводится к двум основным положениям: 
1. В познании следует отталкиваться от некоторых индуктивно ясных, фундаментальных истин, т.е. в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция - твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой выводятся все знания о мире, является положение: "Я мыслю, следовательно, существую". 
2. Из этих интуитивных воззрений разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия. 
Декарт сформулировал три следующих правила дедуктивного метода: 
1) во всяком вопросе должно содержаться неизвестное; 
2) это неизвестное должно иметь какие-то характерные 
особенности, чтобы исследование было направлено на постижение 
именно этого неизвестного; 
3) в вопросе должно содержаться нечто известное. 
ф. Бэкон и Р. Декарт заложили основы новой методологии научного познания и дали этой методологии глубокое философское обоснование.

30. Монизм дуализм, плюрализм

Философия, обобщая  наблюдение и изучение мира, неизбежно  останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самою мира — один, два или  больше. При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как: монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм (от греч. «монос»  — один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает  дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван  Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Фейербаха; марксизм, позитивизм. Идеалистический  монизм наиболее последовательно выражен  в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, современного неотомизма, теизма. Существует как  материалистический, так и идеалистический  монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, —  пер во вещество вода (Фалес). Признание  одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм).

Дуализм (от лат. «duo»  — два) — это мировоззрение, которое  видит в мире проявление двух противоположных  друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все  то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут  быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское  и Женское и так далее. Дуализм  присущ многим философам и философским  школам. Он занимает важное место в  философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов... Его  можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и  у многих других философов. Дуализм  служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Декарта  о двух независимых друг от друга  субстанциях — протяженной и  мыслящей. Декарт разделил мир на два  рода субстанций —духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами — мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание — модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет  в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Плюрализм (от лат. «pluralis»  — множественный, много) — признает существование в мире много взаимодействующих  факторов и начал. Само слово «плюрализм»  применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом  называют право одновременного существования  многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования  разных и даже — противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих  подходов и тому подобное. Точка  зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление  о пространстве и времени как  о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и  независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как  порядок сменяющихся друг друга  явлений или состояний.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"