Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 197.94 Кб (Скачать файл)

6. Сознание как высшая  форма отражения действительности. Качественные отличия сознания  человека от психики животных

 Итак, сознание - высшая форма отражения действительности. Естественно возникает вопрос: как возникла столь сложная и высокая форма отражения, что ей предшествовало на низших ступенях развития материи? С точки зрения диалектического материализма, сознание - продукт длительного исторического развития самой материи, которая в процессе эволюции от неживой к живой порождала все более сложные формы отражения. Следовательно, истоки высшей формы отражения - сознания - следует искать в самой материи, ее эволюции.

К. Циолковский говорил об одном  удивительном свойстве материи, свойстве, которое он называл отзывчивостью. «Отзывчивы, - писал он, - все тела космоса», «отзывчива всякая частица  Вселенной»1. «Так все тела изменяются в объеме, форме, цвете, крепости, прозрачности и всех других свойствах в зависимости  от температуры, давления, освещения  и вообще воздействия других тел»2 (например, термометр, барометр, гигроскоп  и другие научные приборы гораздо  отзывчивее человека). В диалектико-материалистической философии это удивительное всеобщее свойство материи называется отражением.

Что же такое отражение? Прежде всего, важно отметить, что это свойство материи проявляется в процессе взаимодействия тел, объектов, предметов, явлений. Любое взаимодействие не остается бесследным. Способность всей материи  удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре называется отражением. Это своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии, т.е. отражение - это  всегда результат взаимодействия. Можно  предложить несколько определений  понятия «отражение», но суть их одна: отражение - это способность материальных систем специфически воспроизводить в  своей организации структуру  внешнего воздействия, иными словами, «способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить особенности последних в своей собственной природе»32.

В приведенных выше определениях даны все универсальные характеристики отражения:

отражение вторично по отношению к  отображаемому;

между отображением и отображаемым существуют отношения сходства, адекватности;

носителем (субстратом) отражения  является уровень организации материальных систем.

Материя неоднородна по своему строению, по уровню своей организации. Следовательно, мы можем сравнивать различные материальные системы по интенсивности отражения. Если рассматривать материю с  точки зрения уровня ее организации, то можно выделить следующие фазы, ступени, уровни в развитии самого отражения.

Первый уровень - неорганическая материя. Этому уровню присущи 3 простейшие формы  отражения:

а) механическая - результаты таких  механических воздействий, как удар, давление, дробление, перемещение и  др. Примерами таких результатов  могут быть: следы человека, животного  на почве, отпечатки вымерших животных или растений в слоях земли, деформация или разрушение тел при их столкновении и т.д.;

б) физическая - результаты воздействия  тепла, света, влаги, звука, магнетизма, электричества, гравитации и т.д. Это, например, окисление металла под  воздействием влаги, расширение тел  под воздействием тепла или сжатие под воздействием холода, изменение  магнетизма тел под воздействием магнита, деформация пород под воздействием солнца, ветра, влаги и т.д. Физическая форма отражения используется в  ЭВМ, при управлении с земли космическими кораблями и системами;

в) химическая - результаты взаимодействия химических элементов, их реакции, т.е. изменения в самих элементах, образование их соединений и т.д.

Химическое взаимодействие и его  результаты особенно важны в том  отношении, что именно в них наука  видит ключ к разгадке тайны происхождения  жизни на земле. Согласно взглядам наших  отечественных ученых (школа академика  А.И. Опарина) жизнь зародилась в  первозданном океане, где различные  химические элементы находились (как  находятся и сейчас) в растворенном состоянии и свободно перемещались вместе с движением воды. Это создавало  условия для их взаимодействия, соединения, благодаря чему в водах океана возникали все более и более  сложные углеродистые соединения, приведшие  к возникновению аминокислот, нуклеиновых  кислот и белка, что означало появление  жизни. Жизнь возникает с появлением таких сложных органических соединений, которые способны к саморегулированию, самосохранению, самосовершенствованию  и размножению.

Второй уровень - органическая материя. Этот уровень материи чрезвычайно  многообразен, и его эволюция шла  от низших форм к высшим. Здесь также  можно выделить 3 формы отражения:

а) раздражимость как результат  воздействия предметов, внешней  среды, проявляющийся в виде возбуждения  и ответной избирательной реакции. Избирательность - это реакция в  соответствии с потребностями организма, это использование благоприятных  факторов и «уход» от неблагоприятных. Эта элементарная форма отражения  присуща всей живой материи, но у  сложных, особенно высших животных она  носит подчиненный характер, в  то время как у микроорганизмов  и растений является доминирующей или  подчас единственной формой отражения, направленной на самосохранение.

У растений это проявляется в  направленности их роста в результате воздействия односторонних раздражителей (механических, физических, химических и др.), например, в сторону наиболее интенсивного освещения, в сторону  земного притяжения. Это проявляется  в движении отдельных органов  растений (веток, лепестков, листьев) по направлению к благоприятным  воздействиям внешних факторов - освещения, тепла, влаги, химических веществ.

В деревьях под воздействием света (солнца) формируются годичные кольца, запечатлевается радиоактивное  воздействие. Ряд растений (цветы) отвечают на воздействие насекомых - свертываются и поедают их (например, росянка). У микроорганизмов (вирусы, амебы, бактерии, инфузории, гидры и пр.) это проявляется  в их свободном передвижении под  влиянием односторонних раздражителей (химических, световых, температурных, электрических, механических и т.д.) по направлению к полезным раздражителям  или от раздражителя, если он вреден для их жизнедеятельности, самосохранения. В этом плане показательны многочисленные опыты И.П. Павлова с амебой и  росянкой (насекомоядным растением). Павлов наблюдал такую картину: когда  амеба была сыта, она спокойно проплывала мимо водорослей. Если же была голодна, то подплывала к водорослям и потребляла их. На чашечку насекомоядного растения росянки ученый воздействовал различными мелкими предметами: кусочками бумаги, спичечного коробка и т.д. Росянка  не реагировала. Как только попадало насекомое, растение тут же его захватывало  и поедало.

В этом суть избирательной реакции: реагирование на биологически благоприятные  и неблагоприятные раздражители в соответствии с потребностями  организма;

б) чувствительность животных. Эта  форма отражения появляется у  животных с возникновением нервов и  нервной системы - развитой или неразвитой (нервные волокна, нервные клетки, узлы, цепочки, сложная нервная система). Эта форма отражения заключается  в способности животных чувствовать  воздействие внешних факторов (тепла, холода, света, звука, запаха и т.д.), в способности преобразовывать  это воздействие в виде элементарных ощущений (светоцветовых, звуковых, обонятельных), в реакции на внутренние, биологически заложенные факторы. Данная форма отражения  наиболее типично проявляется в  безусловных и условных рефлексах.

Безусловные рефлексы (в том числе  инстинкты) - это врожденные акты поведения  неосознанного характера, вызываемые воздействием внутренних и внешних  раздражителей. Формируются они  исторически и передаются по наследству, а не приобретаются. К ним относятся  рефлексы:

пищевые (добыча пищи, ее выслеживание, поимка, собирание и заготовка  кормов и др.);

защитные (сохранение особи - замирание, прятание, защита зубами, когтями, рогами и т.д.);

половые (влечение, спаривание, токование  птиц, призывы, изменение наряда и  т.п.);

родительские (забота о потомстве - строительство гнезд, нор, добыча пищи и кормление детенышей, их охрана).

Условные рефлексы - это приобретенные  акты поведения. Они возникают при  постоянно или многократно повторяющемся  воздействии внешних раздражителей, не связанных с жизнедеятельностью организма, т.е. биологически нейтральных. Например, после звонка собаке дается пища. После многократных повторений у собаки после звонка выделяется желудочный сок и слюна, хотя пища может и не подаваться. В данном случае вырабатывается условный рефлекс  на звонок - биологически нейтральный  фактор. Но здесь важно подкрепление: нейтральный внешний раздражитель подкрепляется биологически необходимым  фактором, в данном примере - пищей, иначе рефлекс не вырабатывается. Если подкрепление прекращается, условный рефлекс угасает и прекращает свое действие. Вся условно-рефлекторная деятельность является сигнальной: на основе образования временных связей многократные сигналы-раздражители выполняют  роль предвестников о предстоящем  наступлении биологически важного  для организма акта;

в) психическое отражение высших животных. Эта форма присуща высшим животным, имеющим центральную нервную  систему и осуществляющим высшую нервную деятельность. Этим животным свойственны, конечно, раздражимость  и чувствительность в виде безусловных  и условных рефлексов, но у них  уже появляется более высокая  форма отражения в виде психических  ощущений, восприятий и даже элементарных представ- лений.

Особую роль играет то обстоятельство, что нервная система высших животных не только развита, но и дифференцирована, т.е. в ходе длительной эволюции под  воздействием внешних факторов сформировались органы чувств - зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, а также то, что  сформировались большие полушария  мозга, кора этих полушарий. В результате высшие животные уже не просто чувствуют  воздействие неоформленных и  оформленных факторов среды, но под  их воздействием в мозгу возникают  соответствующие ощущения - зрительные, слуховые, осязательные и др. Более  того, высшие животные способны воспринимать предметы в их целостности и даже обладают элементарными представлениями  о предметах, которые животное воспринимало ранее (например, где находится корм или дом; собака с удовольствием  по команде ищет мяч, с которым  она привыкла играть, несет тапки  хозяину или другим членам семьи  и т.д.). У этих животных возникает  и элементарное зачаточное мышление. Действия многих высших животных бывают настолько сложными и целенаправленными, что и человек поражается им. Бобры, например, строят под водой у берега хатки с входами и выходами, сооружают плотины для поддержания  необходимого уровня воды у хаток, зубами «срезают» деревья, заготавливают  впрок ветки, прокладывают каналы для  транспортировки ветвей, строительного  материала и т.д. Не случайно бобров называют «лесными инженерами», и вряд ли все это можно объяснить  одними лишь инстинктами. Это свидетельство  довольно развитой психики животных. А обезьяна способна выполнять и более сложные, более осмысленные операции, например заливать огонь, если он мешает ее доступу к пище. И все же сознания у животных нет. Все их действия носят неосознанный характер, без предварительного целеполагания и проекта.

Сознание появляется лишь на высшем - социальном уровне материи.

Третий уровень - социальная материя. Этой материи свойственны две  основные формы отражения:

а) чувственная форма в виде ощущений, восприятий и представлений, имеющихся  и у животных, но носящих у них  неосознанный характер;

б) теоретическая форма отражения  в виде понятий, суждений, умозаключений, воображения, гипотез и т.д., совершенно отсутствующая у животных.

Учитывая, что физиологическая  основа психики животных и сознания человека сходна, но человек обладает сознанием, а животное нет, возникает  необходимость выяснить те коренные причины, которые привели к появлению  высшей формы отражения - сознанию человека.

7. Сознание и язык 

Сознание —  это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. 
Язык  — наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа. 
Язык и сознание происходят из глубокой древности. 
Две основных функции языка: 
— служить средством общения;  
— служить орудием мышления.  
Речь —  это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка. 
Язык —  это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности. 
Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим. 
Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке. 
Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д. 
Сознание и язык  являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. 
Язык — это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется. 
С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям; протекает процесс оперирования понятиями. 
Сознание является отражением  действительности, а язык — ее обозначением  и выражением  в мысли. 
Но не все выразимо с помощью языка, человеческая душа настолько загадочна, что для ее выражения порой нужна поэзия, музыка или весь арсенал символических средств. 
Человек принимает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразных знаковых форм. 
Знак —  это материальный предмет, процесс, действие, которые выполняют в процессе общения роль представителя чего-то другого и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. 
Знаковые системы — это материальная форма, в которой осуществляются сознание, мышление; реализуются информационные процессы в обществе; реализуются информационные процессы в технике. 
В них входит вся сфера психики и сознания: понятийные компоненты; чувственные компоненты; эмоциональные компоненты; волевые побуждения. 
Среди неязыковых знаков выделяются: 
— знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и т. п.); 
— знаки-признаки (озноб — симптом болезни, туча — предвестник приближения дождя и т. п.); 
— знаки-сигналы (звонок, аплодисменты и т. п.); 
— знаки-символы (двуглавый орел символизирует российскую государственность).\

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"