Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:43, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.
2. Основной вопрос философии.
3. Специфика философского знания.
4. Предназначение и основные функции философии.
...
43. Философия постмодернизма.

Файлы: 1 файл

шпоры по философии.docx

— 60.95 Кб (Скачать файл)

1. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.

Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, человека, общества и познания. Однако это определение не всегда подходит для описания особого явления духовной культуры человечества, именуемого философией. Во-первых, не всякое философское учение является научным. Во-вторых, в философии существует не только чисто познавательный аспект, но и множество других - мировоззренческий, этический, ценностный и т.д.

Представления о предмете философии  многочисленны. Конструирование самого понятия «философия» приписывают  древнегреческому мудрецу Пифагору (?ЙЙ-?Йвв. до н.э.), у которого оно обозначало «любовь к мудрости». Гераклит (?Й  в. до н.э.) называет философом человека, занимающегося исследованиями. В  качестве определения особой науки, направленной на познавание всего вечного, непреходящего бытия, термин «философия»  начинает использовать Платон (?-Й?вв. до н.э.). Для Сократа философия - средство познавания добра и зла. У Аристотеля философия - исследование причин и принципов  вещей. Для эпикурейцев философия - это путь достижения счастья через  познание мира. У Ф.Бэкона Р.Декарта  философия - целостная наука, представленная в понятийной форме. Гегель именует  философию наукой о всеобщем, о  разуме постигающем самого себя. Согласно А.Шопенгауэру, философия призвана отразить сущность мира в форме всеобщих абстрактных понятий.

 

2. Основной вопрос философии.

Ф. Энгельс (1820-1895) сформулировал так называемый "основной вопрос философии", в котором выделяется две стороны.

Первая из них касается соотношения  материального и идеального. Вопрос ставится так: "Что первично, материя  или дух (сознание)?" или, как сказал сам Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении  мышления к бытию".

Вторая сторона тесно связана  с первой и формулируется следующим  образом: "Познаваем ли мир?" Другими  словами: "Можем ли мы в наших  представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?".

В зависимости от того, как те или  иные философы отвечают на первый вопрос, их делят на материалистов (кто полагает, что мир изначально материален, а  сознание - порождение этой материи) и  идеалистов (которые считают, что  в основании мира находится нечто  идеальное, предшествующее материи  и создающее ее). Подробнее эти  понятия будут рассмотрены в  следующем пункте.

В ответах на вопрос о познаваемости  мира среди философов также обнаруживаются разные подходы, где выделяются две  крайние позиции. Одна из них получила название гносеологического оптимизма, в соответствии с которой считается, что познавательные способности  человека в принципе не ограничены, и он рано или поздно сумеет открыть  интересующие его законы природы  и общества, раскрыть суть вещей  и установить истинную картину мира. В этом контексте следует назвать  Г.В. Гегеля, К. Маркса и многочисленных сторонников его учения.

Другую позицию занимают агностики, полагающие, что полное (или даже частичное) познание мира, сущности вещей  и явлений в принципе невозможно. Такие взгляды наиболее характерны для Д. Юма. Как правило, сюда причисляют и И. Канта, что является спорным  и вызывает дискуссию в философской  среде.

 

3. Специфика философского  знания.

Рассматривая всеобщие связи и  отношения, философия дает общее  представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении  к миру; и круг философских проблем  связан непосредственно с кардинальными  вопросами человеческого бытия. А именно, что такое мир? Закономерен  он или хаотичен? Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру? Познаваем  ли мир? В соответствие с этим предметом  философии является мир как целое, общество, человек и его отношение  к миру с точки зрения всеобщих свойств, связей, закономерностей.

В целом философия отличается от других форм теоретического осмысления действительности тем, что она:

– рассматривает мир как целое  с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений;

– познает природу мира и устанавливает  причины ее развития;

– изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;

– исследует пути и средства познания мира и его преобразования.

Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил  И. Кант, сведя их к четырем вопросам:

•  Что я могу знать?

•  Что я должен делать?

•  На что я смею надеяться?

Эти три вопроса объединяются в  четвертом:

• Что такое человек?

В этих вопросах И. Кант формулирует  предмет философии как проблемы познания, рассматриваемые в контексте  долженствования, веры, взаимоотношения  мира и человека.

 

4. Предназначение и основные  функции философии.

Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

- Мировоззренческую (одна из важнейших; В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль вмировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе);

- Методологическую (Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией);

мыслительно-теоретическую,

- Гносеологическую (теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика);

критическую (роль - подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания);

- Аксиологическую (заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее);

- Социальную (объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества);

- Воспитательно-гуманитарную (состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни);

- Прогностическую (заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества);

 

5. Роль философии в  становлении молодого специалиста.

 

6. Зарождение европейской  философии в Древней Греции (Милетская  школа, Гераклит, пифагорейский союз, Демокрит).

Становление собственной греческой  философии происходит в 7 в до н.э . Это столетие ознаменовано важными  революционными процессами, переменами. В это время появляются  выдающиеся мыслители, законодатели, художники, которые в своей деятельности выражали интересы нового общества. 

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые был сознательно поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. Она первая предложила понимание материальной первоосновы мира, и тем самым заложила основы европейской науки.  

Первый представитель – Фалес (субстанцией является «вода», является первоосновной).

Круг проблем: вопрос о сущности мира (основу мира они видят в определенном материальном принципе).

Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный, но вместе с тем еще не ставился вопрос о взаимодействии материального  и духовного принципов.

Первый из милетских философов - Фалес из Милета- жил (640-562 гг. до н.э.).

Гераклит (субстанцией является «огонь», закономерно выгорающий и закономерно затухающий; огонь как страсть души).

Создатель концепции непрерывного изменения, учения о "логосе", который истолковывался как "бог", "судьба", "необходимость", "вечность". Гераклит определил основы античной и всей европейской философии (логос, т.е. божественная сила самой материи которой и обусловлен закон).

Пифагорейский союз (около 532г.). Цель:  господство лучших в религиозном, научном, философском - короче, "нравственном" смысле. Пифагор попытался создать "аристократию духа" в лице своих учеников, которые вели государственные дела так отменно, что поистине это была аристократия, что значит "владычество лучших".

«Золотые стихи» - моральный кодекс пифагорейцев, система морально-этнических правил.

Пифагор впервые употребил слово  космос в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания и его важнейшую сторону - упорядоченность, симметрию, а значит, и красоту. пифагорейский  образ жизни имел прекрасную "космическую  цель - перенести гармонию мироздания в жизнь самого человека".

Демокрит - описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Первооснова - атом. Всё состоит из атомов и пустоты. Создал учение и картину мину до самого конца 19 века. Атом - это мельчайшая неделимая материальная частица. атомы вечны и бесконечны но они различаются по форме.

 

7. Вклад элеатов в  развитие философии.

Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.).

Представители: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс.

Элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии.

 

8. Философские воззрения Сократа.

Сократ (469г. до н.э.-399г.). Полагал, что главным предметом философии является человек; при этом мир человека он выделил из природы, в отличии от Демокрита. Человек отличается тем,  что он способен к самостоятельному выбору, и потому его поведение определяется внутренними целями, а не внешними обстоятельствами. Знание о добродетели изначально присуще человеческой душе, но кроме того они могут превозноситься в душу путём врачевания. Главные добродетели: уверенность, храбрость, справедливость, при этом проблему связи души и тела он решает, считая что душа - это общее, определяющее начало, а тело - частное. А поэтому первым предметом философии является процесс самопознания, т.е. философия исследует всеобщие основания человеческой деятельности.

Полагал, что добродетельным и нравственным может быть только тот человек, который  знает что такое добро и  зло.

Нравственность - это мудрая истина. Считал, что самые нравственные люди это жреци. Сократ создал одно из самых  первых учений о государстве. Самая  худшая форма правления – демократия, поскольку она уравнивает худших и лучших. Государство сильно тем, как граждане исполняются законы. Все граждане должны быть только законопослушными. Законы и Отечество выше отца и  матери. Существуют объективные ценности.

Сократу приписывают также такие  слова в отношении знания: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

 

9. Философское учение  Платона.

Платон (427-347гг до н.э.). «Платон» (греч.) - широкоплечий. Платон разрабатывает систему объективного идеализма, в соответствии с которым объективная истина в её полном завершённом виде в нашем мире, материальном виде не существует, но она существует в Мире идей.

Мир идей - это первичный и основной мир, в котором существуют все идеи (эйдос - образ). Метариальный мир в противопоставление (мир видимости), в нём все идеи раскрываются лишь частично. Платон создаёт свою гносеологию, которая моделируется в форме пищеры. Человеческое познание всегда не точно, поскольку в нём в процессе познания лишь частично отражаются в сущности тех или иных явлений, но при этом в единичных понятиях он выделяет общее но это общее сверхчувственное бытие изначально находится в Мире идей (занебесье). 

Платон впервые сформулировал  представления о двух основных направлениях в философии, хотя он не назвал из материализмом и идеализмом но даёт ёмкие характеристики и говорит об их роли в философии. В учении о человеке Платон трактует тело как темницу души. Добродетель по Платону связан прежде всего с мудростью, рассудительностью но к ней также относится мужество, справедливость, благочестие. Платон впервые создаёт социально-утопическое представление о политики.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"