Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:43, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.
2. Основной вопрос философии.
3. Специфика философского знания.
4. Предназначение и основные функции философии.
...
43. Философия постмодернизма.

Файлы: 1 файл

шпоры по философии.docx

— 60.95 Кб (Скачать файл)

Задачи философии заключаются в освобождении человека из пещеры и соединение его на правильной основе с миром, миром истинного бытия, каким является мир идей мир, где есть объективная истина.

Платон создаёт своеобразное учение об эстетике.

 

10. Философия Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

Философию Аристотель разделил на три  вида: теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»); практическую – о деятельности человека, устройстве государства; поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем  как четвертая часть философии  была выделена логика.

Важное место в философии  Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? По Аристотелю, материя  – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.).

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души: растительная душа; животная душа; разумная душа.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился  на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных  идей), и «мир вещей» в целом, как  и каждая вещь в отдельности, являлся  лишь материальным отображением соответствующей  «чистой идеи». Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все  вещи и предметы материального мира;

существуют только единичные и конкретно определенные вещи.

 

11. Основные черты и  направления средневековой философии.

Развивалась с 2-3 веков по 15 век. Средневековье  впервые открывает внутренний сакральный  мир человека как особую реальность. Здесь происходят движения от внешнего космоса к внутреннему космосу  души.

Централ.место занимает христианское мировидение, мироотношение в котором  божественное важнее, чем земное, внутреннее важнее внешнего, духовное важнее материального.

Одна из главных идей – идея креационизма.

Креационизм - философская идея или  учение, благодаря которой бог  не только творец мира, но он продолжает творить, и потому человек живёт  во времени творения. Вследствие этого  в биологической форме впервые  открывается идея равенства всех людей перед богом, и также  открывается личная ответственность  и личностный смысл.

2 основных этапа:  патристика (2-9вв (падрэ - святой отец; главным текстом  и источником является библия); схоластика (10-15вв (скола - школа), «школьная  философия» буквально, эта философия  умозрительно оторвана от опыта,  научных наблюдений, эксперимента).

Патристика - переход античных философских  учений к христианскому мировоззрению.

Главные философские проблемы:  соотношения веры и разума, знания чувственного и сверхчувственного, положение человека в мире, пространства и времени.

Гностицизм (направление со 2 в.). Гностики трактовали мир на основе дуализма, на основе борьбы добра и зла. С  их точки зрения борьба трактуется как вечная  и носит универсальный  характер.

Валентин (монах, один из гностиков).

Манихейство (основопол. Мани, обновляются  идеи восточ.верований; в основе лежит  зороастризм; материя отождествляется  с тьмой, а дух со светом; соотношение  материи и души, как зла и  добра).

Тертуллиан «верую ибо абсурдно».

Августин Аврелий (354-430), сочинения  «Исповедь» и «О граде божьем». «Верую, чтобы понимать».

 

12. Эмпиризм и рационализм  философии Нового Времени. (Ф.Бэкон,  Р.Декарт)

Направления: эмпиризм (опытное знание – Бэкон), рационализм (Декарт).

Рационалисты основываются на первичности  интелекта, мышления а не опыта его  чувственно достоверных факторов. Декарт критически относится к истории философии, знаниям и наукам,  считает их недостоверными.

Декарт открывает конструктив.особенности  разума. Нужно изучать себя, а  не мир.  Разрабатывает учение о  всеобщем детерминизме явлений (детерменизм  – учение о том, что все имеет  свою причину, следственность и связанность  причин).

Ф. Бэкон: «Знание – сила». Люди должны понять, что сущ-ют 2 рода познания: познание добра и зла, познание сотворенных Богом вещей.

Теория познания – истинное знание вытекает из чувственного опыта. Такая  фил.позиция наз-ся эмпиризмом (он его  основоположник).

 

13. Трансцендентальная философия  Канта.

И. Кант: «Трансцендентальным наз-ся всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько нашим способом познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным а priori».

По Канту, с точки зрения его  критицизма, это система всех рассудочных  понятий и принципов, поскольку  они связаны с предметами, которые  даны нам чувственно и благодаря  этому могут быть подтверждены опытом.

Главные сочинения Канта: 1. Критика  чистого разума. работа посвящена  вопросам познания и границам человеческого  мышления. 2. критика практического  разума. это работа посвящена проблемам  этики. 3. критика способности суждения. этот труд посвящён исследования проблемам  эстетики.

Для Канта критика - это отрицание, снятие, отсечь что-то. Кант и последователи  его иначе понимают ,критику Канта. Дать критику - это прежде всего выразить утверждение, доказать, обосновать новое  знание. Для Канта критика связана с обоснованием нового знания, в котором аргументированно показана ограниченность предшествующих философских идей.

Кант считает что в процессе познания ключевую роль играю априорные  формы созерцания. Априорные - доопытные. Априорными формами созерцания являются пространство и время.

 

14.  Система и метод  Гегеля.

Гегель (1770-1831) создал самую универсальную  философскую систему, из единого  принципа. Показал саморазвитие духовности человеческой деятельности и всех вещей  и процессов.

Гегель - представитель объективного идеализма.

«Абсолютная идея» - это и есть высшая идея, чем просто локальная человеческая идея. Это показ того, как саморазвиваются: логика, переход философии природы, философия духа, которой она сама себя рефлексирует.

Все эти процессы развития подчинены 1 принципу - принципу развития.

Гегель открывает 3 закона диалектики: Откуда источник? (закон противоречия); А как оно осуществляется? (закон  взаимного перехода количеств-х  и качеств-х изменений); Куда оно  идёт? (закон отрицания).

В мыслях Гегеля главное - внутренние противоречия. Наше общество как система, главное чтобы внутренние проблемы были решены.

 

15. Иррационализм философии  А. Шопенгауэра и философии  нигилизма  Ф. Ницше.

Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира.

Сторонники иррационализма Я. Бёме, Ницше, Кьеркегор, Шопенгауэр полагают, что в основе наблюдаемого рационального мира лежит иррациональное начало.

 

16. Философские идеи П.  Чаадаева.

Философия самого Чаадаева основывается на христианском религиозном учении.

Ставя перед собой задачу «построить философию истории», «размышляя о  философских основах исторической мысли», Чаадаев рассматривает проблему соотношения фактов и достоверности. С одной стороны, полагает он, «никогда не будет достаточно фактов для того, чтобы все доказать», с другой - «самые факты, сколько бы их ни собирать, еще никогда не создадут достоверности». Особое внимание философ уделяет  проблеме соотношения личности и  общества в процессе исторического  развития. Для него «единственной  основой нравственной философии» и  «основой понятия истории» является замена отдельного существования Я «совершенно социальным, или безличным». В философии истории Чаадаева важное место занимает его трактовка вопроса о взаимоотношении между различными народами в процессе их исторического развития.

 

17. Философия славянофилов  и западников.

Первыми представителями «органической  русской философии» многие исследователи  считают западников и славянофилов.

К западникам относятся П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, Т. М. Грановский и др. Основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации, в необходимости полного культурного воссоединения с Западом, использования опыта его развития для блага России.

Второе направление в русской  философии первой половины XIX в. - славянофильство. О сторонниках этого направления  сложилось устойчивое представление  как о представителях либерального дворянства, провозглашавших особое историческое предназначение России, высказывавших мнения, согласно которым  для России характерен особенный  путь развития культуры и духовной жизни.

И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. и  И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин. Их воззрения  объединяет общая позиция: признание  основополагающего значения православия.  
В основе философского мировоззрения славянофильства лежит религиозное сознание.

 

18. Философские взгляды  Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

С 60-х гг. ХIХ в. Достоевский —  идеолог направления, получившего  название почвенничества. Выступал против атеизма. Он подчеркивал моральное превосходство простых людей над образованными, но оторванными от народа, порочными слоями общества. Достоевский поддерживал идею «почвы», «родственного единения с народом». Наш народ, считал писатель, имеет две главные черты: необыкновенную способность усваивать духовную суть других наций и сознание своей греховности, жажду лучшей жизни, очищения, подвига. Достоевский называл русский народ «народом-богоносцем», верил, что этому народу предназначена всечеловеческая миссия — духовное оздоровление Европы и создание новой мировой цивилизации. Однако современное общество Достоевский считал античеловечным. Он говорил о негативных последствиях Петровских реформ, которые привели к разъединению дворянства и народа, критиковал «буржуазность». Для него были неприемлемы идеи социализма; он утверждал, что революция ведет к рабству человека, отрицанию свободы духа.

Само бытие для Достоевского - это, прежде всего, бытие человеческой души, онтология чувства, что отличает экзистенциализм от всех других видов  философии. Подлинная реальность "Я", человеческой личности проявляется  и познается в его бытии  в мире, человек свободен и одинок в мире. Как выйти из этого одиночества? Свобода - дар или наказание?

В учении о «разумном сознании»  Толстой двоится между личным и безличным пониманием его. С  одной стороны, «разумное сознание»  есть функция «настоящего и действительного  “я”, как носителя своеобразия духовной личности»; с др. стороны, разум или  разумное сознание имеет все признаки у Толстого «общемировой, безличной  силы».

 

19. Философия «всеединства»  В.Соловьева.

Философская система Соловьева  одна из первых в России рассматривает  всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного  на признании Бога как абсолютного  сверхприродного идеального начала.

В своей философии Соловьев руководствуется “органическим” мышлением, которое может быть названо методом идеалистической диалектики.

В своей космологии Соловьев подчеркивает и важное значение материи. Это первый субстрат, принадлежность сущего. Философ  развивает динамическую теорию атома: “Атомы суть действующие, или активные, силы, и все существующее есть произведение их взаимодействия”.

Этика всеединства: в ее основе —  положение о существовании в  мире добра как некой идеальной  сущности, предпосылки человеческой нравственности. 

Всего Соловьев выделяет пять ступеней эволюции, или, как он их называет, царств: минеральное царство, растительное, животное, человеческое и царство  Божие. Пять царств наглядно представляют развитие бытия с точки зрения того, что Соловьев называет нравственным смыслом, осуществляемым в богоматериальном процессе: для того чтобы достичь  своей высшей цели, существо должно прежде всего быть (минеральное царство), затем оно должно быть живым (растительное), сознательным (животное), далее —  разумным (человеческое), и, наконец, совершенным (царство Божие).

 

20. «Философия свободы»  Н.Бердяева.

Н.А.Бердяев характеризовал своё философское  мировоззрение как религиозный  экзистенциализм или персонализм. 

«Философия свободы не означает здесь исследования проблемы свободы  как одной из проблем философии, свобода не означает здесь объекта. Философия свободы значит здесь—философия  свободных, философия, исходящая из свободы, в противоположность философии  рабов, философии, исходящей из необходимости, свобода означает состояние философствующего субъекта. Свободная философия есть философия религиозная, философия  интуитивная, философия сынов, а  не пасынков…. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать»

В развитии этих идей Бердяевым можно  выделить четыре основных направления: обоснование абсолютной свободы  человека, как условия его существования  и творчества; разработка метафизики духа на основе истолкования религиозно-мистических  интуиции о свободно духовных отношениях человека с Богом; истолкование мира и общества как результатов объективации творческой деятельности человека и  их антиномичности; осмысление духовного  опыта человечества как способа  преодоления антиномии путем  «просветления» объективированного, «падшего»  мира.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"