Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:43, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.
2. Основной вопрос философии.
3. Специфика философского знания.
4. Предназначение и основные функции философии.
...
43. Философия постмодернизма.

Файлы: 1 файл

шпоры по философии.docx

— 60.95 Кб (Скачать файл)

 

30. Философское  учение об истине. Объективность  истины. Конкретность истины. Относительная  и абсолютная истины.

Истина - отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность.

Объективная истина является содержанием знания человека (человечества). 

Объективная истина -- это такое  содержание наших представлений, которое  не зависит от человека и человечества.

Конкретность истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д. 

Абсолютная истина - такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. 

Такая истина есть:

- результат познания отдельных  сторон изучаемых объектов (констатация  фактов, что не тождественно абсолютному  знанию всего содержания данных  фактов);

- окончательное знание определенных  аспектов действительности;

- то содержание относительной  истины, которое сохраняется в  процессе дальнейшего познания;

- полное, актуально никогда целиком  не достижимое знание о мире  и о сложноорганизованных системах.

В применении к достаточно развитому  научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом).

Относительная истина - это неполное знание о том же самом предмете. В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. 

 

31. Практика и  ее роль в познании.

Практика - это деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие общества, и прежде всего объективный процесс материального производства, представляющий основу жизни людей.

Практика и теория взаимосвязаны.

Практика – это деятельность человека по изменению объективного мира (действительности). Практика выступает как критерий истины. Практика соединяет объект и действие, которое производится в соответствии с мыслью. Практика является одновременно и относительным, и абсолютным критерием истины. 

Особое место в социальном опосредовании  познания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности.

Общественная жизнь по своей  сути, а главное, в своей основе есть жизнь практическая. Поэтому  и практика столь же многогранна  в своих проявлениях, как и  сама жизнь общества.

 

32. Материально  – производственная сфера общества.

Материально-производственная сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ. Производственная сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности.

Материально-производственная сфера – основа общественной жизни. Производство – способ существования человека и общества. Структура материального производства: 1) сфера непосредственного производства; 2) сфера распределения; 3) сфера обмена; 4) сфера потребления.

Основные компоненты материально-производственной сферы: труд как комплексное социальное явление; способ производства материальных благ; закономерности и механизмы функционирования сферы в целом.

 

33. Социальная сфера общества.

Главным признаком, на основе которого выделяется эта сфера, являются общности людей. 

Основные элементы социальной структуры: индивиды с их статусом и социальными ролями (функциями), объединения этих индивидов в соц.группы, соц.-территориальные, этнические и другие общности;

Социальные общности различаются  между собой по ряду черт, среди  которых наиболее значимыми (для  их выделения в самостоятельные  общности) будут потребности и  интересы, ценности и нормы, место  в общественном разделении труда  и связанные с ними социальные роли; различие между ними усматривают  также в степени их социальной однородности и устойчивости.

Различия между социальными  общностями имеются и в так  называемом количественном их составе.

К большим социальным общностям  относятся (наряду с нациями) расы. 

 

34. Духовная сфера  общества.

Духовная сфера общества – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления.

Духовная сфера складывается исторически  и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете).

Духовная сфера – это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить.

Духовная сфера  включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных,  с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры – формирование познавательных способностей личности. 

Элементы дух.сферы  общества: дух.потребности, дух.ценности, дух.потребление, дух.производство.

 

35. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

Россию считают либо принадлежащей  Западу или Востоку, либо имеющей  собственную специфику, а поэтому  не совпадающей ни с Западом, ни с  Востоком. В последнем случае, возможно несколько самостоятельных позиций.

Проблема Восток - Запад - Россия была впервые заявлена П.Я. Чаадаевым в «Философических письмах». В полемике западников и славянофиллов была предпринята попытка «прописать» российскую историю и культуру во всемирно-историческом духовном наследстве. Первые утверждали, что Россия принадлежит европейской культурно-исторической традиции. Вторые рассматривали Россию как самобытное духовное образование, максимально подготовленное к адекватному восприятию истин христианского мировоззрения. Третьим вариантом европейско-христианской «прописки» русской истории, культуры, общества и государства явилась концепция византизма К.Н. Леонтьева.

 

36. Проблема периодизации  истории: формационный и цивилизованный  подходы.

С вопросами общего направления развития человечества тесно связана проблема периодизации истории. Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление истории на периоды: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени и история Новейшего времени. (В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности — предысторию.)

Формация – (у Маркса) логически обобщенный тип (форму) организации социально-экономической жизни общества и складывается на основе выделения у различных конкретно-исторических обществ общих черт и признаков, прежде всего в способе производства.

Достоинство формационного  подхода к изучению истории состоит в том, что он: утверждает решающую роль материальных факторов развития общества, связывает критерии прогресса с формами собственности, рассматривает сложное взаимодействие базиса и надстройки.

Формационный подход общественного развития предусматривает: интенсивное производство, объективность законов общественного развития, экономическое развитие

Цивилизация - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях.

Достоинство цивилизационного подхода к изучению истории состоит в том, что он исследует своеобразие и уникальность исторического развития.

Цивилизационный подход общественного  развития предусматривает взаимовлияние  культур различных народов.

 

37. Структура личности. Проблема свободы и ответственности.  Проблема человека в философии.

Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность.

Главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности - это направленность личности и ее личностная база:мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела.

Структура:

- отношение биологического и  социального (подструктура 1: содержательные  черты личности, например, моральные  качества личности), врожденного  и приобретенного (подструктура 2: опыт, в которую входят знания, навыки, умения и привычки, наряду с  личным оптом, включающим в  себя и социальный), процессуального  и содержательного (черты личности, зависящие от индивидуальных  особенностей психических процессов).

- внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них,  и уже достаточно общепринятое  и научно доказанное выделение  в каждой из этих подструктур,  принятой за целое, своих подструктур  более низкого уровня.

- каждая из подструктур имеет  свой, особый, основной для нее  вид формирования (1-я формируется  путем воспитания, 2-я - обучения, 3-я - упражнения, 4-я – тренировки). 

- (наиболее значимая) объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.

- исторический критерий.

Проблема личности в философии - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек  в мире, причём не только чем он фактически является, но и "... чем человек  может стать, то есть может ли человек  стать господином собственной судьбы, может ли он “сделать” себя самого, создать свою собственную жизнь".

Великий немецкий философ Иммануил Кант сформулировал в конце 18-го века четыре основных вопроса, на которые  необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества:

Что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться? Что  такое человек?

 

38. Понятие человека, личности, индивида и индивидуальности.

Человек - представитель вида Homo sapiens. Человек - прежде всего пластичное существо, несущее в себе следы космофизической, биогенетической и социокультурной эволюции. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы.

Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и обществ енных отношений. Родившийся ребенок - индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни человека.

Индивид — отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств. Этот своеобразный “социальный атом”, отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего, телесно) от других индивидов. 

Индивидуальность - не просто “атомарность” человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности.

 

39. Природа как  объект философского осмысления. Современные экологические проблемы.

Природа - все сущее, весь мир в многообразии его форм.

Современные экологические  проблемы: глобальное потепление, сдвиг климатических зон, озоновые дыры, частично обратимое загрязнение окружающей среды, неуничтожимые радиоактивные отходы, эрозия и сокращение площадей плодородных почв, демографический взрыв, истощение невозобновляемых минеральных ресурсов, энергетический кризис, резкий рост числа ранее неизвестных и зачастую неизлечимых болезней, недостаток продуктов питания, перманентное состояние голода большей части насе ления планеты, истощение ресурсов мирового океана и его загрязнение. 

 

40. Общественный  прогресс и его критерии.

Прогресс - направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"