Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:43, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.
2. Основной вопрос философии.
3. Специфика философского знания.
4. Предназначение и основные функции философии.
...
43. Философия постмодернизма.

Файлы: 1 файл

шпоры по философии.docx

— 60.95 Кб (Скачать файл)

Основной источник – христианская мифология о сотворении мира.

 

21. Бытие и небытие.  Уровни бытия.

Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. По способу существования бытие разделяется на два мира:                                - мир физических состояний (материальный, природный);          - мир психических состояний (сознание, духовность...).

Материальный мир существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. Психологический мир носит субъективный характер (его носитель - субъект).            Вопрос о том, как эти два способа бытия реально связаны между собой - один из основных вопросов философии.

Разновидностей бытия:   

- бытие человека;              - специфическое бытие вещей создаваемых человеком: принадлежат к физическому миру, но в тоже время, своим происхождением они обязаны человеческому сознанию; это бытие называют еще «второй природой», сам же человек -часть природы «первой»;                       - духовный мир человека: субъективный - внутренний психический мир отдельного человека; объективный - совместная деятельность, порождающая объективированное или интерсубъективированное духовное достояние общества, духовную культуру общества (язык, искусство, наука...).;       - Человеческое общество - в нём переплетаются материальное и идеальное, первая и вторая природа, субъективный и объективный мир.               Уровни бытия:               - существовавшее в возможности (потенциальное бытие);          - существующее в действительности (активное бытие). 

 

22. Материя как  философская категория.

Материя — объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.

Материя — (лат. materia — вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического материализма.

Всеобщими атpибутами и основными  способами существования матеpии являются движение, пpостpанство и вpемя. Матеpия внутpенне активна, она способна к качественным изменениям, и это говоpит о том, что она находится в движении. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство матеpии.

 

23. Движение, пространство  и время – основные атрибуты  материи.

Пpостpанство и вpемя - это всеобщие фоpмы существования матеpии. Как и матеpия, пpостpанство и вpемя объективны, независимы от сознания.

Стpуктуpа и свойства движущейся материи опpеделяют стpуктуpу и  свойства пpостpанства и вpемени. Пpостpанство и вpемя зависят не только от матеpии, но и дpуг от дpуга. Это обнаpуживается  даже пpи пpостом механическом пеpемещении: по положению солнца на небе можно  опpеделить вpемя, а для опpеделения кооpдинат космического коpабля нужно  задать вpемя.

Всеобщими атpибутами и основными  способами существования матеpии являются движение, пpостpанство и вpемя. Матеpия внутpенне активна, она способна к качественным изменениям, и это  говоpит о том, что она находится  в движении. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство матеpии, и  «обнимает собой все пpоисходящие во вселенной изменения и пpоцессы» (Ф.Энгельс).

Благодаpя своей теоpии относительности  Эйнштейн показал, что вpемя и  пpостpанство существуют не сами по себе, а находятся в тесной взаимосвязи, теpяя свою самостоятельность и выступая пpи этом как стоpоны единого  целого.

Вpемя и пpстpанство обладают общими свойствами. К ним относятся:

- их абсолютность как атpибутов  матеpии;

- неpазpывная связь дpуг с дpугом  и движением. И т.д.

 

24. Эволюция форм  отражения.

В процессе развития и усложнения материальных систем исторически развивается  и усложняется присущее им свойство информационного отражения.

1. В неорганической природе отражение  проявляется в механических, физических, химических изменениях. С возникновением  и развитием жизни появляются  новые, более современные формы  отражения.

2. Простейшей формой биологического  отражения является раздражимость – активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды. Она определяет выбор организмом таких реакций на внешние раздражители, которые сохраняют и поддерживают его существование.

3. Далее: психика – связан с появлением животных, имеющих нервную систему и мозг. Психическое отражение осуществляется с помощью органов чувств, обладающих особой раздражимостью и приспособленных к восприятию определенных воздействий (свет, звук и т.д.). На этапе психического отражения выделяют три основные формы: сенсорная («чувство», «ощущение»; черви, моллюски, насекомые), перцептивная («восприятие»; психика у рыб, птиц, млекопитающих), оперативный интеллект (предметное мышление; присущ только приматам).

 

25. Сущность и  структура сознания. Проблема бессознательного.

Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. 

Сознание состоит из чувственных  образов предметов, являющихся ощущением  или представлением и поэтому  обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической  деятельности, мышления и языка. 

Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и  управления ею. 

Структура:

Сектор (I) - сфера телесно-рецептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.

С сектором II соотносятся логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.

I и II сектора образуют внешне  познавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания, они образуют  «левую половинку» нашего сознания.

Сектор III можно связать с эмоциональной компонентой сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек (это предчувствия, стрессы, гнев, страх, восторг, наслаждение, отвращение, любовь, симпатия, антипатия…). Цель жизнедеятельности этой сферы – «принцип наслаждения» (Фрейд).

Сектор IV - может быть соотнесен с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой единого "поля" нашего сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами.

III и IV сектора образуют ценностно-эмоциональную  (гуманитарную в самом широком  смысле) составляющую нашего сознания, где в качестве предмета познания  выступают собственное "я", другие "я", а также продукты  их творческой самореализации  в виде гуманитарно-символических  образований.

По Фрейду, бессознательное – это психические процессы, которые проявляются активно, но не доходят до сознания человека. Бессознательное, по его мнению, носит врожденный характер. Он утверждал, что поведение человека в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечениями. Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего — подавленными желаниями, то есть желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияние на выбор профессии или творчество.

Он предполагал, что те эмоции, которые  не являются очевидным выражением инстинкта  самосохранения или сексуального инстинкта, тем не менее, являются только более  скрытыми и сложными проявлениями этих инстинктивно-биологических проявлений.

 

26. Диалектика  – учение о развитии.

Диалектику можно определить как  учение о развитии бытия, познания и  мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся  объектов.

Диалектика как метод исследования является весьма действенным инструментом познания во всех его областях. 

Диалектика (греч. «искусство спорить, вести рассуждение») - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.

 

27. Чувственное  познание и его основные формы.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление и которое противопоставляют мышлению.

Чувственное позвание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения — психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении нервных центров, управляющих рецепторами. 

Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета.

Представление является большим шагом вперед по сравнению с восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение. Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных предметах. 

 

28. Рациональное  познание и его основные формы.

Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. 

К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание. 

 

29. Формы и методы  научного познания. Эмпирический  и теоретический уровни научного  познания.

Познание - это общественно-исторический, накопительный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Под формой научного познания понимают способ организации содержания и  результатов познавательной деятельности.

Формы: проблемы, гипотезы, теории.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.

Всеобщих методов в истории  познания известно два: диалетический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.

Уровни:

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация.

Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием понятий, теорий, законов. Чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение будущего. 

При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"