Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка уровня конкуренции на рынке банковских услуг Пермского края с позиции структурного и неструктурного подходов для выявления специфических условий данной сферы и разработки концептуальных предложений по совершенствованию деятельности различных игроков в среде банковских услуг.
Задачами, которые будут решаться в процессе проведения исследования, являются:
• анализ рынка банковских услуг в России;
• анализ рынка банковских услуг в Пермском крае;
• анализ структуры рынка банковских услуг в Пермском крае и ее характеристика с использованием структурного подхода;
• анализ структуры рынка банковских услуг в Пермском крае и ее характеристика с использованием неструктурного подхода.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу банковской деятельности ………………………………………………………………………...6
1.1.Особенности банковской деятельности в условиях рыночной среды 6
1.2.Структурный подход к анализу рынка банковских услуг 11
1.3.Неструктурный подход к анализу рынка банковских услуг 21
Глава 2. Анализ российского и регионального рынка банковских услуг …32
2.1. Описание рынка банковских услуг в России 32
2.2. Описание рынка банковских услуг в Пермском крае 48
Глава 3. Применение модели Панзара-Росса для рынка банковских услуг Пермского края........................................................................................................55
3.1. Описание использованных данных 55
3.2. Описание модели Панзара-Росса для рынка банковских услуг Пермского края 58
Заключение ………………………………………………………………………...65
Список использованной литературы …………………………………………..67
Приложение 1 ……………………………………………………………………..70
Интервью с представителем ОАО АКБ «Урал ФД» 70

Файлы: 1 файл

Резник А.А. Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края (1).docx

— 207.20 Кб (Скачать файл)

Правительство Российской Федерации

 

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

"Национальный исследовательский университет  
"Высшая школа экономики"

Факультет "Экономика"
Кафедра экономической теории

Допускаю к защите

Заведующий кафедрой

 

старший преподаватель  кафедры экономической теории

Редькина Анастасия Юрьевна

 

 «______» __________________20____

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

На тему АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

 

Студент группы № Э-09-1

Резник Артем Александрович

________________________

подпись

 

Научный руководитель

к.г.н.,

доцент кафедры экономической теории

Букина Татьяна Витальевна

________________________

подпись

 

 

 

 

 

Пермь, 2013 г.

 

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу банковской деятельности ………………………………………………………………………...6

1.1.Особенности банковской деятельности в условиях рыночной среды 6

1.2.Структурный подход к анализу рынка банковских услуг 11

1.3.Неструктурный подход к анализу рынка банковских услуг 21

Глава 2. Анализ российского и регионального рынка банковских услуг …32

2.1. Описание рынка банковских услуг в России 32

2.2. Описание рынка банковских услуг в Пермском крае 48

Глава 3. Применение модели Панзара-Росса  для рынка банковских услуг Пермского края........................................................................................................55

3.1. Описание использованных данных 55

3.2. Описание модели Панзара-Росса для рынка банковских услуг Пермского края 58

Заключение ………………………………………………………………………...65

Список использованной литературы …………………………………………..67

Приложение 1 ……………………………………………………………………..70

Интервью с представителем ОАО АКБ «Урал ФД» 70

 

 

 

 

Введение

В современном  мире банковские услуги развиты настолько, что многие люди уже не представляют свою жизнь без их использования. Создаются базы данных заемщиков, позволяющие облегчить процедуру выдачи кредита. Банки стали неотъемлемой частью мира сегодня. Они развивается, и будут продолжать развиваться, внедряясь в неосвоенные области. Это обуславливает актуальность выбранной темы.

В большинстве  случаев, под деятельностью банков понимается выдача денежных средств в кредит. Все банки предоставляют разные условия выдачи кредитов, это заключается в различии процентных ставок, процедуре подачи и оформления заявок на кредит, сроках его рассмотрения, а также в скрытых тратах по обслуживанию кредита банком. Однако продукты, предоставляемые банками не отличаются друг от друга по смыслу. Самыми распространенными видами потребительских кредитов являются, безусловно, ипотека и автокредитование. Кроме них банки предоставляют различные кредиты на потребительские цели как с обеспечением, так и без него, кредиты на оплату обучения и т.д. Кроме кредитования физических и юридических лиц банковская деятельность подразумевает содержание депозитов, финансовое обслуживание и хранение денежных средств своих клиентов. Однако именно кредитование позволяет коммерческим банкам максимизировать свою прибыль

В каждой стране существует множество как  региональных, так и нерегиональных банков. Рассматривая их деятельность, одной из особенностей рынка банковских услуг следует выделить наличие конкуренции и различных конкурентных преимуществ между банками, работающими в отдельных регионах и банками, работающими по всей стране, а в отдельных случаях и во всем мире.

Пермский  край не является исключением. На рынке банковских услуг Пермского края присутствует около пятидесяти банков. В связи с вышесказанным, проблемой исследования является анализ конкурентной борьбы на рынке банковских услуг региона между местными региональными банками и филиалами крупных российских федеральных банков.

На данный момент существует достаточное количество работ, в которых описываются способы оценки конкурентной среды в сфере банковских услуг в России и некоторых ее регионах. Работы таких исследователей, как Дробышевский С. и Пащенко С., Анцотегай Д. и др. направлены на исследование рынка банковских услуг в России. В работе Верникова А.В. и Анисимовой А.И. проведен анализ конкуренции на рынке банковских услуг в Башкирии и Татарстане.

Целью данной работы является оценка уровня конкуренции на рынке банковских услуг Пермского края с позиции структурного и неструктурного подходов для выявления специфических условий данной сферы и разработки концептуальных предложений по совершенствованию деятельности различных игроков в среде банковских услуг.

Задачами, которые будут решаться в процессе проведения исследования, являются:

  • анализ рынка банковских услуг в России;
  • анализ рынка банковских услуг в Пермском крае;
  • анализ структуры рынка банковских услуг в Пермском крае и ее характеристика с использованием структурного подхода;
  • анализ структуры рынка банковских услуг в Пермском крае и ее характеристика с использованием неструктурного подхода.

В ходе решения  данных задач предполагается осуществить  отбор показателей банковской деятельности для банков, работающих в Пермском крае и на основе полученных данных провести анализ рынка банковских услуг  в Пермском крае. В том числе  будет проведен эконометрический анализ с использованием неструктурной  модели Панзара-Росса. Объектом исследования данной работы является рынок банковских услуг в Пермском крае. Предметом исследования данной работы являются конкурентные условия, в которых действуют банки, осуществляющие свою деятельность в Пермском крае.

Практическая  значимость данной работы состоит в  возможности применения адаптированной методики анализа структуры рынка банковских услуг и выявлении лидеров рынка, при наличии таковых.

Данная  работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе описываются теоретические аспекты работы и описание основных источников литературы, использованных в ходе исследования. Вторая глава посвящена анализу с помощью структурного подхода рынков банковских услуг в России и в Пермском крае. Третья глава описывает неструктурный подход Панзара-Росса к исследованию структуры рынка банковских услуг в Пермском крае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу банковской деятельности

В современном  развивающемся мире наличие конкуренции  является основой развития рыночных отношений. Так, для участника рынка, исследование конкуренции является важным, поскольку это может помочь сформировать стратегию деятельности фирмы, политику в сфере ценообразования  и определить перспективы дальнейшего  развития фирмы. Для государства  определение структуры рынка  и уровня концентрации продавцов  на рынке важно, так как таким  образом государство способно отслеживать  монополизацию рынков и пресекать  ее, позволив развиваться конкуренции  и рыночным отношениям.

В данной главе будет предоставлено описание банковской деятельности и основных продуктов, предлагаемых банками. Кроме  того, будут описаны различные  структуры рынков и два подхода  к их определению.

    1. Особенности банковской деятельности в условиях рыночной среды

Банк - это  предприятие, занимающееся коммерческой деятельностью, являющееся юридическим  лицом, которое действует в соответствии с законами страны местопребывания. Банки обладают правом привлекать денежные средства от физических и юридических  лиц и от своего имени производить  размещение денежных средств на условиях платности и возвратности, а также  совершать прочие банковские операции (Mishkin, 2004).

Одним из главных видов коммерческой банковской деятельности, безусловно, является предоставление кредитов, так как основной доход  банки получают именно от предоставления кредитов физическим и юридическим  лицам (Mishkin, 2004).

Кредиты выдаются банком как физическим, так и юридическим лицам. Данная работа рассматривает рынок потребительского кредитования, соответственно, - это кредиты, предоставляемые физическим лицам. Представим основные виды кредитования физических лиц в современных банках.

Самыми  популярными видами кредитования являются ипотечное кредитование, автокредитование и кредитование без обязательств. Также следует указать такие виды кредитования, как кредитование под залог движимого или недвижимого имущества и кредитование по кредитным картам (Москвин).

В России за 2010 г. темп прироста кредитования крупных организаций был очень высоким, достигая около 25%. На втором месте находилось розничное кредитование с результатом около 20%. И на последнем третьем месте находилось кредитование малого и среднего бизнеса с результатом в 13%.

К 2012 г. ситуация изменилась и лидером стало розничное кредитование, превзошедшее порог в 40%. Несмотря на сохранение темпа прироста в 25%, кредитование крупных организаций сместилось на вторую позицию из трех. Хотя на третьем месте осталось кредитование малого и среднего бизнеса, оно существенно возросло по сравнению с этим показателем предыдущего года, достигнув 20% («Эксперт РА»…). Изменение темпов прироста указывает на повышение интереса населения к банкам. Люди стали больше тратить, малый и средний бизнес стал активно развиваться. Помощь банка в данном случае становится очень полезной.

Банки формируют  свои доходы благодаря выдаче кредитов и вложения денежных средств в различные ценные бумаги. Однако, чтобы банки имели возможность осуществлять вышеуказанные операции, им необходимо содержать большой объем денежных средств. Для этого банки предлагают физическим и юридическим лицам хранить их денежные средства в форме депозитов.

Кроме кредитования и хранения депозитов, банки производят финансовое обслуживание клиентов по банковским картам. Большинство клиентов обслуживаются в рамках «зарплатных проектов», при которых организация хранит деньги в определенном банке, а работники этой организации получают заработную плату на карты данного банка.

На данный момент спектр услуг, предоставляемых  различными банками, отличается очень  малым между различными банками. Этим малым являются условия предоставления банковских услуг. Тем не менее, не смотря на дифференциацию продукции, банковская деятельность имеет большой потенциал для развития. В России свою деятельность ведут более 1000 банков, а в Пермском крае деятельность ведут около 50 банков, однако отрасль считается монополизированной (Дробышевский, 2006). Это связано с наличием крупных игроков, как на рынке в России, так и в Пермском крае.

Как и  на любом другом рынке, на рынке банковских услуг требуется поддерживать конкуренцию  и предупреждать монополизм, чтобы  банки, действующие в отрасли могли повышать эффективность своей работы и развиваться. Поэтому очень важным является описать структуры данного рынка, чтобы можно было сделать заключение о необходимости вмешательства со стороны государства для предотвращения возможной монополизации.

Существует  несколько разновидностей рыночных структур, а именно: рынок совершенной конкуренции, монополия и рынок несовершенной конкуренции.

На рынке  с совершенной конкуренцией присутствует большое количество поставщиков продукции, но они настолько малы, что их действия не оказывают существенного влияния на остальных поставщиков. Товар является однородным, то есть все фирмы поставляют одинаковые продукты. Все участники рынка полностью проинформированы о ценах, которые были установлены другими фирмами. Все производственные технологии являются равнодоступными для всех фирм. Также, любая фирма может беспрепятственно войти на рынок, либо выйти из него (Гальперин, 2002).

Фирмы при  условии совершенной конкуренции  являются ценополучателями; исходя из большого числа фирм, каждая из них должна ориентироваться на рынок, а, следовательно, рассчитывать на прибыль в долгосрочном периоде. Но так как уровень конкуренции на данном рынке высок, качество производимого товара будет соответственно высоко.

На рынке  банковских услуг данная ситуация может  быть описана, в случае наличия очень  большого количества игроков на рынке. В ситуации наличия совершенной конкуренции, банки предоставляют одинаковый, однородный товар, соответственно, когда потребитель выбирает в каком банке открыть депозит или в каком из банков получить кредит, он не основывается на своих предпочтениях. Для потребителя в данном случае все банки одинаковы. Кроме того, все банки имеют одинаковую долю рынка и устанавливают процентные ставки в зависимости от спроса, получая при этом прибыль в долгосрочном периоде. На данном рынке беспрепятственно могут появиться новые игроки, а старые могут свободно уйти с рынка.

Монополист  является ценоустановителем. На рынке в условиях монополии присутствует один единственный продавец. Товар является уникальным, так как технологии производства скрыты от всех. Барьеры входа на данный рынок высоки, особенно если идет речь о естественной монополии (при такой организации рынка одна фирма может производить товар лучше, чем комбинация любых других фирм) (Крабаль, 2003).

Монополист  может рассчитывать на высокий уровень  дохода, так как он может установить практически любую цену. Обычно с  монополией борется государство  и не позволяет установить данной фирме любую цену.

Информация о работе Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края