Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка уровня конкуренции на рынке банковских услуг Пермского края с позиции структурного и неструктурного подходов для выявления специфических условий данной сферы и разработки концептуальных предложений по совершенствованию деятельности различных игроков в среде банковских услуг.
Задачами, которые будут решаться в процессе проведения исследования, являются:
• анализ рынка банковских услуг в России;
• анализ рынка банковских услуг в Пермском крае;
• анализ структуры рынка банковских услуг в Пермском крае и ее характеристика с использованием структурного подхода;
• анализ структуры рынка банковских услуг в Пермском крае и ее характеристика с использованием неструктурного подхода.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу банковской деятельности ………………………………………………………………………...6
1.1.Особенности банковской деятельности в условиях рыночной среды 6
1.2.Структурный подход к анализу рынка банковских услуг 11
1.3.Неструктурный подход к анализу рынка банковских услуг 21
Глава 2. Анализ российского и регионального рынка банковских услуг …32
2.1. Описание рынка банковских услуг в России 32
2.2. Описание рынка банковских услуг в Пермском крае 48
Глава 3. Применение модели Панзара-Росса для рынка банковских услуг Пермского края........................................................................................................55
3.1. Описание использованных данных 55
3.2. Описание модели Панзара-Росса для рынка банковских услуг Пермского края 58
Заключение ………………………………………………………………………...65
Список использованной литературы …………………………………………..67
Приложение 1 ……………………………………………………………………..70
Интервью с представителем ОАО АКБ «Урал ФД» 70

Файлы: 1 файл

Резник А.А. Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края (1).docx

— 207.20 Кб (Скачать файл)

 

Из табл. 14 видно, что значение prob chi-squared равно нулю, что соответствует гетероскедастичности остатков модели. Таким образом, независимые переменные являются детерминированными.

Кроме того, табл. 14 дает информацию о критерии Дарбина-Уотсона в данной модели. Для четырех объясняющих переменных и 61 наблюдения, необходимо, чтобы данный показатель находился в промежутке от 1,444 до 1,727, однако в нашем случае критерий Дарбина-Уотсона равен 1,41, соответственно, он не попадает в вышеуказанный промежуток, и мы можем свидетельствовать о наличии автокорреляции остатков в модели Панзара-Росса 3.

Тем не менее, в целом модель Панзара-Росса 3 соответствует условиям Гаусса-Маркова, поэтому может быть использована для описания рынка банковских услуг в Пермском крае.

Таким образом, неструктурная модель Панзара-Росса показала, что на рынке банковских услуг в Пермском крае присутствует монополистическая конкуренция. Минусом данной модели может считаться невозможность определить наличие доминирующей фирмы, так как в соответствии с таблицей 1, можно описать только три вероятные структуры рынка.

В соответствии с полученными результатами, учитывая  высокие барьеры входа на рынок  и долю рынка, занимаемую ОАО «Сбербанком  России», делаем вывод о том, что рынок банковских услуг Пермского края является рынком с доминирующей фирмой. Тем не менее, учитывая количество игроков на рынке, показатели концентрации и Херфиндаля-Хиршмана, результаты, полученные благодаря неструктурной модели Панзара-Росса 3, и доли остальных игроков на рынке банковских услуг Пермского края, можно сделать вывод, что на участке спроса, не занимаемом ОАО «Сбербанком России», банки действуют в условиях, приближенных к монополистической конкуренции.

В существующих условиях, государство старается  сократить количество действующих  банков, повышая требования к ним. Таким образом, количество банков постепенно снижается. Однако, в условиях федеративного государства данная политика, вероятно, приведет к увеличению рыночной власти государственных банков в отдельных регионах. Поэтому, для снижения уровня концентрации продавцов и улучшений условий конкуренции необходимо вводить специальные условия для мелких и средних банков, в рамках которых они смогут достаточно эффективно развиваться. Таким образом, в региональном разрезе, у государственных банков будут появляться серьезные конкуренты, а те банки, которые не смогут выдержать эту конкуренцию будут вынуждены покинуть рынок. Это приведет к повышению качества предоставляемых банками услуг, повышению спроса со стороны населения на данный вид услуг, и, следовательно, к эффективному функционированию банковского сектора.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В первой главе было дано определение банка  и банковских услуг. Далее, было дано описание рыночных структур и инструментов к определению уровня конкуренции на определенном рынке. Соответственно, структура рынка может быть определена как совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия, олигополия или доминирующая фирма. После был писан классический структурный подход, действующий в рамках парадигмы «структура-поведение-результат», а также неструктурный подход, использующий эконометрический анализ и пользующийся все большей популярностью.

Во второй главе были проанализированы барьеры  входа на рынок банковских услуг  России. Кроме того, были проанализированы четыре сегмента рынка банковских услуг  в России и посчитаны показатели концентрации и Херфиндаля-Хиршмана. В итоге был сделан вывод о рынке банковских услуг в России как о рынке с доминирующей фирмой. Этот вывод был сделан, несмотря на количество продавцов на рынке, а также рассчитанные показатели, указавшие на умеренную концентрацию продавцов. При этом было отмечено, что на остаточном спросе, не обслуживаемом ОАО «Сбербанком России», являющимся лидером, банки действуют в условиях, приближенных к монополистической конкуренции. Аналогичные результаты были получены и при анализе рынка банковских услуг Пермского края. Соответственно, данный вывод был также сделан по абсолютным показателям, барьерам входа на рынок и доле рынка, занимаемой ОАО «Сбербанком России».

Третья  глава была посвящена исследованию рынка банковских услуг Пермского  края с помощью неструктурного подхода  Панзара-Росса. Для оценки модели использовалась данные по отчетности банков, которая публиковалась на сайте ЦБ РФ регулярно с 2008 по 2013 гг. Был проведен анализ на наличие мультиколлинеарности между независимыми переменными, после которого две переменные не использовались в анализе. Были построены три различные модели Панзара-Росса, из которых была выбрана лучшая. Данной моделью оказалась модель Паназара-Росса 3. Результатом анализа данной модели стал показатель H, равный 0,53688. Так как данный подход не позволяет определить наличие доминирующей фирмы на рынке, итогом анализа стал вывод о рынке банковских услуг Пермского края, действующем в условиях, приближенных к монополистической конкуренции.

Таким образом, итогом работы стал вывод о наличии  доминирующей фирмы в лице ОАО  «Сбербанка России» на рынке банковских услуг, как в России, так и в  Пермском крае. На остаточном спросе обоих рынков, который не обслуживается ОАО «Сбербанком России», банки действуют в условиях, приближенных к монополистической конкуренции.

Было  отмечено, что действия ЦБ РФ, по ужесточению  требований к деятельности банков на территории Российской Федерации могут  привести к увеличению рыночной власти государственных банков в отдельных  регионах, поэтому была выделена необходимость  в создании программы содействия мелким и средним банкам для развития конкуренции на рынке банковских услуг в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Специальная литература

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков - М.: Магистр, 1998.
  2. Анисимова А.И. и др. Сравнительный Анализ Конкурентности Региональных Рынков Банковских Услуг /А.И. Анисимова, А.В. Верников // Сборник Лучших Выпускных Работ НИУ ВШЭ факультета экономики. 2011.
  3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М, Моргунов В.И. Микроэкономика. -  СПб.: Экономическая школа, 2002.
  4. Густап Е. В. Вопросы ипотечного кредитования в Томской области // Деньги и Кредит. 2013. № 2. С. 63-65.
  5. Дробышевский С. и др. Анализ конкуренции в российском банковском секторе /С. Дробышевский, С. Пащенко // Научные труды Института экономики переходного периода. 2006. №96Р.
  6. Журавлева Ю. А. Рынок Банковских услуг: итоги за 2012 г. // Банковское Дело. 2013. № 1. С. 37-44.
  7. Луис М.Б. Крабаль. Организация отраслевых рынков. Вводный курс - Минск, «Новое издание», 2003.
  8. Перечнева И. Слезь с Трона // Эксперт Урал. 2011. № 11. С. 10-16
  9. Anzoategui D. et al. Banking Sector Competition in Russia / Anzoategui D., Martinez Peria M.S., Melecky M. // Policy Research Working paper. The World Bank. 2010.
  10. Barros F. et al. Portuguese Banking Sector: A Mixed Oligopoly? / Barros F., Modesto L. // International Journal of Industrial Organization. 1999. № 17. P. 869-886.
  11. Bikker J. et al. Measures of Competition and Concentration in the Banking Industry: A Review of the Literature / Bikker J., Haaf K. // Economic & Financial Modeling. 2001. № 9. P. 53-98.
  12. Bresnahan T. The Oligopoly Solution Concept is Identified // Economic Letters. 1982. № 10. P. 87-92.
  13. Hirschman A. The Patenity of an Index // American Economic Review. 1964. № 54. P. 761.
  14. Mishkin F. The Economics of Money, banking and Financial Markets. The Addison-Wesley series in economics, 2004.
  15. Panzar J. et al. Testing for Monopoly Equilibrium / Panzar J., Rosse J. // Journal of Industrial Economics. 1987. № 35. P. 443-456.

Электронные ресурсы

  1. Banks20.ru / Сервис подбора банковских услуг [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://banks20.ru/news/8.
  2. Москвин В. А. Банковский кредит: его виды и классификация [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2007/03/15/bankovskijj_kredit_ego_vidy_i_klassifikacija.html.
  3. Обзор деятельности банков в I квартале 2013 года [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.banki.ru/upload/files/research/4849775/bank_view_290413.pdf.
  4. Рейтинг банков [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.banki.ru/banks/ratings/.
  5. Список кредитных организаций Пермского края [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://cbr.ru/credit/colist.asp?find=&how=name&status=0&rgn=50.
  6. Справка о количестве действующих кредитных организаций и их филиалов в территориальном разрезе 2001-2013 гг. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=pdko.
  7. Формы 101, 102, 134, 135 банковской отчетности [Эл. ресурс]. Режим доступа:  http://cbr.ru/credit/forms.asp.
  8. «Эксперт РА»: кредиты МСБ под поручительства гарантийных фондов в 2012 году выросли на 21% [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/releases/2013/May20a/.

 

  1. Якоби И. Региональные и федеральные банки: как клиенту определиться с выбором [Эл. ресурс]. Режим доступа:  http://www.samru.ru/society/gost/54903.html.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Интервью с представителем ОАО АКБ «Урал ФД»

  1. Скажите, пожалуйста, как, на сегодняшний день, банк ОАО «Урал ФД» осуществляет политику ценообразования?

Ценообразование в банке «Урал ФД» происходит следующим образом: проводится анализ ближайших 20-30 конкурентов банка, далее  используются ставки всех проанализированных банков, высчитывается среднее значение и получается ставка, которую использует сам банк. При изменении ставок у одного из банков-конкурентов или у группы банков, «Урал ФД» реагирует, проводит новый анализ и высчитывает новые ставки.

  1. Такое ценообразование характерно для всех услуг, предоставляемых банком?

Все верно, так происходит в случае с вычислением ставок по кредитам и по депозитам.

  1. Может ли это означать, что ОАО АКБ «Урал ФД» является ценовым последователем? И, если да, то считает ли Ваш банк своим конкурентом ОАО «Сбербанк России»?

Да, ОАО  АКБ «Урал ФД» является ценовым  последователем. ОАО «Сбербанк России»  является одним из главных конкурентов  всех банков Пермского края, соответственно и нашего банка.

  1. Каким образом производят ценообразование крупные игроки рынка банковских услуг?

Большие игроки на рынке, такие как «Сбербанк  России» тоже не проводят полноценного анализа рынка. Крупные игроки анализируют  действия тех фирм, которые делают на рынке первый шаг и уже после  рассчитывают новые процентные ставки.

  1. В таком случае, кто первым меняет процентные ставки на рынке?

Игроками, которые совершают действия первыми  на рынке, являются мелкие и средние  банки. Они совершают это для  того, чтобы увеличить свою рыночную власть или удержаться на рынке и  не выйти из него.

 


Информация о работе Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края