Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка уровня конкуренции на рынке банковских услуг Пермского края с позиции структурного и неструктурного подходов для выявления специфических условий данной сферы и разработки концептуальных предложений по совершенствованию деятельности различных игроков в среде банковских услуг.
Задачами, которые будут решаться в процессе проведения исследования, являются:
• анализ рынка банковских услуг в России;
• анализ рынка банковских услуг в Пермском крае;
• анализ структуры рынка банковских услуг в Пермском крае и ее характеристика с использованием структурного подхода;
• анализ структуры рынка банковских услуг в Пермском крае и ее характеристика с использованием неструктурного подхода.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу банковской деятельности ………………………………………………………………………...6
1.1.Особенности банковской деятельности в условиях рыночной среды 6
1.2.Структурный подход к анализу рынка банковских услуг 11
1.3.Неструктурный подход к анализу рынка банковских услуг 21
Глава 2. Анализ российского и регионального рынка банковских услуг …32
2.1. Описание рынка банковских услуг в России 32
2.2. Описание рынка банковских услуг в Пермском крае 48
Глава 3. Применение модели Панзара-Росса для рынка банковских услуг Пермского края........................................................................................................55
3.1. Описание использованных данных 55
3.2. Описание модели Панзара-Росса для рынка банковских услуг Пермского края 58
Заключение ………………………………………………………………………...65
Список использованной литературы …………………………………………..67
Приложение 1 ……………………………………………………………………..70
Интервью с представителем ОАО АКБ «Урал ФД» 70

Файлы: 1 файл

Резник А.А. Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края (1).docx

— 207.20 Кб (Скачать файл)

Основной  прирост в сегменте кредитования физических лиц обеспечили крупнейшие банки страны, в первую очередь  ОАО «Сбербанк России».

Самые крупные  темпы роста в розничном сегменте кредитования физических лиц были выявлены в выдаче кредитов на потребительские цели. За 2012 г. объем таких кредитов вырос более чем на 45%, в основном за счет выдачи кредитов наличными и кредитных карт.

Многие  банки старались увеличить количество предлагаемых потребительских кредитов, повышая их привлекательность и  смягчая условия их предоставления. Потребность в постоянном расширении клиентской базы усиливала конкуренцию  между банками и различными микрофинансовыми организациями в сегменте потребительских, в частности необеспеченных, кредитов. Необеспеченные кредиты являются одним из самых рискованных активов банков. По оценкам экспертов, снижению рисков в вышеуказанном сегменте кредитного рынка будет способствовать ужесточение регулятивных требований ЦБ РФ по оценке качества данных кредитов и порядка формирования резервов по ним.

Ипотечное кредитование за 2012 г. выросло более чем на 26% (Густап, 2013). Отношение объемов этих кредитов к ВВП в России составило приблизительно 3%. В это время, в Евросоюзе, по данным МВФ и Всемирного Банка, данный показатель достигает 45%, а в США около 65%. Кроме того, улучшилось качество залогов по ипотечным кредитам в виду принятия в 2011 г. новых правил обращения взыскания на заложенное имущество заемщика.

Устойчиво развивался рынок автокредитования, который поддерживался высокими объемами продаж автомобилей. Объем задолженности по автокредитам в 2012 году возрос более, чем на 18%. Около половины автомобилей в России покупалось с помощью банковских кредитов. В условиях соперничества между классическими коммерческими банками и банками, специализирующимися на автокредитовании, в частности банками, представляющими автопроизводителей, развивалась конкуренция на рынке банковских услуг и дальнейшая либерализация условий на данном рынке (Журавлева, 2013).

Доля  просроченной задолженности по выданным кредитам постепенно снижается. С начала 2012 г., когда данный показатель составлял 5,56%, доля просрочки снизилась до 4,05% к началу 2013 г. При этом, в портфелях просроченных кредитов, которые банки выставляли на продажу, преимущественно наблюдались долги населения по кредитным картам и кредитам, выданным на потребительские цели. Тем не менее, просроченная задолженность снижалась в связи с тем фактом, что объем выданных кредитов увеличивался, что может означать постепенное изменение настроения кредитополучателей в сторону увеличения трат.

За 2012 г. наблюдалось замедление роста объемов  корпоративного кредитования. Это объясняется  отчасти тем, что произошло снижение экономической активности, что, в  свою очередь, было проявлено в снижении темпов роста оборота промышленной торговли и промышленного производства. Кроме того, корпоративные заемщики стали чаще привлекать заемные средства на рынке облигаций (Журавлева, 2013).

Опишем  крупнейшие банки Российской Федерации. Итак, в России можно выделить три группы банков. Это федеральные банки, региональные банки и зарубежные банки, вошедшие на российский рынок банковских услуг. Безусловно, сильнейшими в стране являются федеральные банки, обладающие штаб-квартирой в Москве. Это такие банки как ОАО «Сбербанк России» и ЗАО «ВТБ 24». Кроме того, по величине активов также выделяется ЗАО «Райффайзенбанк», являющийся 100%-м дочерним банком австрийской банковской группы  Raiffeisen, и ОАО «СКБ-Банк», являющийся одним из крупнейших региональных банков и обладающий штаб-квартирой в Екатеринбурге.

По всем показателям в России на первом месте  находится  ОАО «Сбербанк России». Указанный банк обладает самыми высокими показателями активов, кредитного портфеля, капитала, чистой прибыли и других. При этом, по некоторым показателям ОАО «Сбербанк России» опережает своих ближайших преследователей в несколько раз.

Для начала будут описаны барьеры входа на рынок банковских услуг в России. Так, будут описаны нестратегические барьеры, а затем стратегические, т.е. создаваемые банками.

Одним из главных нестратегических барьеров входа на рынок банковских услуг в России является дифференцированная продукция банков (Bikker, 2001). Каждый из банков работает под собственным брендом, но услуги, предоставляемые банками, обладают одинаковыми характеристиками. Отличие услуг различных банков состоит в различии условий, на которых эти услуги предоставляются. К данным условиям относятся срок рассмотрения заявления о предоставлении кредита, различные скрытые проценты и процентная ставка в случае предоставления кредитов. В случае открытия вкладов, потребители выбирают банки, основываясь в основном только на процентной ставке. Такие банки, как ОАО «Сбербанк России» создали себе серьезную репутацию. Соответственно, у потребителей уже сложилась приверженность определенной марке. Поэтому, чтобы новым банкам на рынке удалось получить рыночную долю, необходимо преодолевать сложившиеся стереотипы поведения потребителей.

Как было указано ранее, рынок банковских услуг в России находится на стадии развития. Темпы развития данного рынка являются умеренными, о чем так же было указано ранее, соответственно, степень конкурентности рынка может быть описана как высокая, что может усложнить вход новых продавцов на рынок.

Одними  из самых сложнопреодолимых барьеров входа на рынок банковских услуг в России являются институциональные барьеры. На данный момент существует большой список требований ЦБ РФ к осуществлению деятельности коммерческих банков. Одним из таких требований является величина норматива достаточности капитала Н1. Так, одним из последних ограничений, установленных ЦБ РФ в марте 2013 г. стало повышение требования к банковским резервам для потребительского кредитования (Сервис подбора...).

Серьезным нестратегическим барьером входа на рынок банковских услуг в России является величина капитальных затрат. Не учитывая требования ЦБ РФ, для открытия банка требуется осуществить  существенные инвестиции. Так, необходимо иметь офис, в котором будут  работать сотрудники банка, не контактирующие с клиентами, кроме того, требуется  открытие офисов для работы с юридическими лицами. Так же, необходимо нанять соответствующее  количество сотрудников и выплачивать  им зарплату. По сравнению со многими  другими видами экономической деятельности, затраты, которые необходимо осуществить  для открытия банка, существенны. Соответственно, данный барьер является высоким и тяжелым для преодоления.

Теперь  будут описаны стратегические барьеры  входа на рынок банковских услуг. Так, одним из самых крупных стратегических барьеров являются действия банков по слиянию и поглощению. Это приводит к увеличению рыночной доли банка, числа  клиентов, обслуживаемых банком, увеличению активов и капитала банка и  других показателей. Таким образом, примером может служить банк ОАО  «ВТБ», осуществивший двенадцать поглощений, четыре из которых произошли в России, три в Европе и пять в СНГ.

Другим  стратегическим барьером является наличие  долгосрочных контрактов с клиентами банка. Банки обслуживают крупных корпоративных клиентов, которым будет достаточно затратным осуществить переход от работы с одним банком, к работе с другим. Кроме того, в большинстве случаев, работники организации, обслуживаемой в конкретном банке, будут обращаться за получением кредита или открытием депозита именно в этот банк. Примером могут служить такие банки, как ОАО «Петрокоммерц», ОАО «Газпромбанк», обслуживающие ОАО «Лукойл» и ОАО «Газпром» соответственно. Кроме того, банки заключают долгосрочные контракты с организациями, занимающимися предоставлением сопутствующих услуг. К примеру, это выражается в сотрудничестве банков со страховыми компаниями, оценочными компаниями, различными пенсионными фондами.

Также стратегическим барьером является сотрудничество различных  банков друг с другом. В основном это определяется сотрудничеством  крупных банков со средними и мелкими  банками. Примером данного взаимодействия является тот факт, что клиенты  сотрудничающих банков имеют возможность  без комиссий обслуживаться в  банкоматах этих банков.

Еще одним  стратегическим барьером является дифференциация продукции, осуществляемая банками. Игроки рынка банковских услуг зачастую запускают новые услуги, затрудняя  осуществление деятельности мелким банкам и повышая барьеры входа  для новых банков. Примером может  являться ОАО АКБ «Урал ФД», внедривший целевые кредитные пакеты, в рамках которых клиенты имеют возможность  получить кредит на определенную цель, будь то ремонт собственного жилья  или организация свадьбы, и также  получить скидку на осуществление соответствующей  деятельности.

Вышеуказанные барьеры являются достаточно высокими, что затрудняет вход новых фирм на рынок. Кроме того, эти барьеры  описывают весь рынок банковских услуг в России, поэтому при  дальнейшем анализе рынка банковских услуг, как в России, так и в  Пермском крае, будут использованы именно эти барьеры.

В соответствии с ужесточением требований к кредитным  организациям, а также в виду сделок по слиянию и поглощению, количество кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации начиная с 2003 г. снижается, что отражено на рис. 1. На данный момент в России свою деятельность осуществляет 955 банков.

Рис. 1. Количество кредитных организаций в России Федерации [21]

 

Самыми  высокими барьерами входа новых  банков на рынок банковских услуг, безусловно, являются институциональные барьеры, устанавливаемые ЦБ РФ. Благодаря  наличию данных барьеров, количество банков, осуществляющих свою деятельность на территории России, только снижается.

Теперь  проведем анализ рынков банковских услуг по различным сегментам. Банки будут исследованы по величине активов, по объему вкладов населения, по объему розничного кредитного портфеля, по объему привлеченных средств корпоративных клиентов и по объему корпоративного кредитного портфеля. По каждому из вышеуказанных показателей будут проанализированы 30 банков, являющихся лидерами по данным показателям (Рейтинг банков…). 
 На рынке нетто-активов явным лидером является ОАО «Сбербанк России», что отражено в табл. 2. Безусловно, наличие подобного лидера может быть обусловлено множеством факторов. Во-первых, этот банк был основан еще 1841 г. и с тех пор ведет свою деятельность. Во-вторых, Центральный Банк Российской Федерации владеет 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. В-третьих, помимо России, ОАО «Сбербанк России» действует и в странах СНГ. Ближайшими последователями являются два других государственных банка: ОАО «ВТБ» и ОАО «Газпромбанк». Размер ОАО «ВТБ» обусловлен тем, что банк ведет свою деятельность с 1990 г. и к 2013 г. банк осуществил ряд слияний и поглощений. За этот временной промежуток банк приобрел двенадцать различных банков, четыре из которых были приобретены в России, три в Европе и пять в СНГ. Одним из основных направлений деятельности ОАО «Газпромбанка» является обслуживание крупнейшей компании России ОАО «Газпром», что обуславливает размеры банка.

Таблица 2

30 крупнейших  банков по величине нетто-активов на 01.01.132

Банк

Активы (тыс.руб.)

Доля

ОАО «Сбербанк России»

14 082 252 862

28,44%

ОАО «ВТБ»

4 338 506 970

8,76%

ОАО «Газпромбанк»

2 814 389 584

5,68%

ОАО «Россельхозбанк»

1 672 771 138

3,38%

ОАО «Банк Москвы»

1 520 101 934

3,07%

ЗАО «ВТБ 24»

1 511 500 758

3,05%

ОАО «Альфа-Банк»

1 377 045 587

2,78%

ЗАО «ЮниКредит Банк»

886 111 726

1,79%

ОАО «Промсвязьбанк»

703 512 015

1,42%

ОАО АКБ «Росбанк»

694 965 066

1,40%

ОАО «НОМОС-Банк»

658 177 268

1,33%

ЗАО «Райффайзенбанк»

636 129 628

1,28%

ОАО «ТрансКредитБанк»

504 220 728

1,02%

ОАО «Уралсиб»

452 552 670

0,91%

ОАО Банк «Санкт-Петербург»

377 459 109

0,76%

ОАО «МДМ Банк»

369 245 138

0,75%

ОАО АКБ «Ак Барс»

342 762 257

0,69%

ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»

331 652 350

0,67%

ЗАО КБ «Ситибанк»

326 162 434

0,66%

ОАО «Московский Кредитный Банк»

320 218 464

0,65%

ОАО «АБ «Россия»

320 073 599

0,65%

ЗАО «Банк Русский Стандарт»

301 700 094

0,61%

ОАО «Ханты-Мансийский Банк»

298 476 987

0,60%

ОАО «Связь-Банк»

269 560 402

0,54%

ОАО «Нордеа Банк»

265 476 257

0,54%

ЗАО КБ «Глобэкс»

236 339 119

0,48%

ОАО «Восточный Экспресс Банк»

233 182 612

0,47%

ОАО Банк «Петрокоммерц»

233 056 908

0,47%

ОАО Банк «Зенит»

226 905 452

0,46%

ОАО Банк «Возрождение»

221 393 243

0,45%

Остальные 926 банков

14 021 323

0,03%

Россия

49 509 647 000

100,00%

Информация о работе Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края