Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка уровня конкуренции на рынке банковских услуг Пермского края с позиции структурного и неструктурного подходов для выявления специфических условий данной сферы и разработки концептуальных предложений по совершенствованию деятельности различных игроков в среде банковских услуг.
Задачами, которые будут решаться в процессе проведения исследования, являются:
• анализ рынка банковских услуг в России;
• анализ рынка банковских услуг в Пермском крае;
• анализ структуры рынка банковских услуг в Пермском крае и ее характеристика с использованием структурного подхода;
• анализ структуры рынка банковских услуг в Пермском крае и ее характеристика с использованием неструктурного подхода.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу банковской деятельности ………………………………………………………………………...6
1.1.Особенности банковской деятельности в условиях рыночной среды 6
1.2.Структурный подход к анализу рынка банковских услуг 11
1.3.Неструктурный подход к анализу рынка банковских услуг 21
Глава 2. Анализ российского и регионального рынка банковских услуг …32
2.1. Описание рынка банковских услуг в России 32
2.2. Описание рынка банковских услуг в Пермском крае 48
Глава 3. Применение модели Панзара-Росса для рынка банковских услуг Пермского края........................................................................................................55
3.1. Описание использованных данных 55
3.2. Описание модели Панзара-Росса для рынка банковских услуг Пермского края 58
Заключение ………………………………………………………………………...65
Список использованной литературы …………………………………………..67
Приложение 1 ……………………………………………………………………..70
Интервью с представителем ОАО АКБ «Урал ФД» 70

Файлы: 1 файл

Резник А.А. Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края (1).docx

— 207.20 Кб (Скачать файл)

Монополия означает, что конкуренция в отрасли  отсутствует. Это может привести к негативным последствиям, таким  как низкое качество производимой продукции, либо большие задержки в производстве.

Монополия на рынке банковских услуг означает наличие одного продавца, контролирующего  весь рынок. В данном случае банк-монополист является единственным кредитором, и  только он принимает депозиты и производит финансовое обслуживание клиентов. Вероятно, на рынке банковских услуг наличие  монополиста может быть обусловлено  малыми размерами рынка, сильной  привязанностью со стороны потребителей и ограничениями со стороны государства.

Рынок в  ситуации несовершенной конкуренции бывает двух типов: монополистическая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция характеризуется большим количеством продавцов, доступностью информации о ценах и технологиях производства, свободными барьерами для входа на рынок и выхода из него, а также дифференцированной продукцией. Каждая фирма в отрасли занимает небольшую долю рынка. Фирмы способны сами устанавливать цены.

Данная  ситуация наиболее близка к рынкам банковских услуг. Исследования Дробышевского (Дробышевский, 2006), Анисимовой (Анисимова, 2011), Анцотегая (Anzoategui, 2010) описывают рынки банковских услуг, как находящиеся в условиях монополистической конкуренции. Барьеры входа и выхода в отрасль в данном случае существуют, но они преодолимы. Количество фирм достаточно велико, продукция дифференцирована. Потребитель может делать предпочтения в сторону одного из банков, так как кредиты и вклады банков могут отличаться по условиям предоставления, т.е. по процентным ставкам, по срокам рассмотрения заявки и т.д.

Если  на рынке действует олигополист или доминирующая фирма, то рынок характеризуется небольшим количеством участников, дифференцированной продукцией, существуют значительные барьеры для входа в отрасль, а также фирмы являются зависимыми друг от друга.

Фирма является доминирующей, если она способна использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению с конкурентами, что проявляется в ее высокой доли рынка. Также данная ситуация обычно означает, что фирма способна выпускать продукцию более высокого качества, чем аутсайдеры (Авдашева, 1998).

На рынке  банковских услуг доминирующая фирма  имеет наибольший объем выданных кредитов, среди конкурентов, наибольший объем привлеченных средств, клиентская база также является самой большой. В основном клиенты обращаются именно в этот банк, так как процентные ставки являются наиболее привлекательными по сравнению с остальными конкурентами.

В случае олигополии фирмы имеют два выхода: кооперироваться или не кооперироваться.

В случае кооперации фирмы действуют сообща, проводят единую сбытовую политику, устанавливают  одинаковые цены. Так, на рынке банковских услуг игроки будут устанавливать одинаковые процентные ставки.

В случае некооперирования фирмы устанавливают цены в зависимости от доминирующей фирмы. В этом случае банки будут занимать оставшуюся часть рынка, которую не смог обеспечить доминирующий на рынке банк.

Рыночная  власть заключается в способности  продавцов или покупателей воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного  вида товара, не имеющего заменителя, посредством  цены товара или объема выпуска.

В соответствии с теорией отраслевых рынков, структуру  в отрасли можно определить благодаря  стандартному структурному подходу. Согласно парадигме «структура-поведение-результат» существует прямая зависимость монопольной  власти от уровня концентрации (Авдашева, 1998). Структурный подход заключается в расчете показателей концентрации продавцов на рынке, определении барьеров входа/выхода в отрасль и расчета показателей монопольной власти. В следующей части данной главы будет произведено описание вышеуказанного подхода.

    1. Структурный подход к анализу рынка банковских услуг

Как было указано выше, структурный подход заключается в определении следующих  показателей:

    • показатели концентрации продавцов на рынке;
    • барьеры входа на рынок и выхода с рынка;
    • показатели монопольной власти.

Для начала опишем показатели концентрации. Они  основаны на сопоставлении размеров рынка и, в нашем случае, размеров банка, действующего на этом рынке. Таким образом, чем больше банки, тем выше уровень концентрации. Однако существует проблема в определении размера банка. Применяются четыре показателя, которые характеризуют размер определенного банка по сопоставлению с размером рынка (Авдашева, 1998):

    • доля продаж банка в объеме реализации рынка;
    • доля работников банка, занятых в производстве данного продукта на данном рынке;
    • доля стоимости активов банка в совокупной стоимости активов всех банков, действующих на рынке;
    • доля добавленной стоимости банка в сумме добавленной стоимости всех банков, которые действуют на рынке.

Показатели  уровня концентрации на рынке представлены ниже:

    • индекс концентрации;
    • индекс Херфиндаля-Хиршмана;
    • индекс энтропии;
    • дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей;
    • индекс Джини.

Индекс концентрации (concentration ratio) измеряется как сумма рыночных долей крупнейших банков, действующих на рынке:

Ck = Σ Yi, i =1, 2...k,       (1)

где Yi - размер банка (например, рыночная доля);

k - количество банков, для которых рассчитывается показатель.

Для одного и того же числа крупнейших банков, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Однако информация, которую дает нам индекс концентрации, далеко недостаточна для характеристики рынка. Показатель индекса концентрации не говорит о том, каков размер банков, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине банков из выборки. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании (Авдашева, 1998).

Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратов долей всех банков, действующих на рынке:

HHI = ΣYi2, i = 1, 2,...,n.       (2)

Индекс  Херфиндаля-Хиршмана меняется в пределах от 0 (при идеальной совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует малую долю рынка) до 1 (когда на рынке действует монополист). Если посчитать рыночные доли в процентах, то индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке (Hirschman, 1964).

Индекс энтропии показывает среднюю долю банков, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:

E = ΣYi ln(1/Yi), i = 1,…,n.      (3)

Индекс  энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке. Чем выше данный показатель, тем ниже возможность продавцов влиять на рыночную цену (Авдашева, 1998).

Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей. Для измерения степени неравенства размеров банков, действующих на рынке, используется показатель дисперсии рыночных долей:

σ2 = 1/n Σ(Yi – Ŷ)2,  i = 1,...,n,      (4)

где Yi - доля фирмы на рынке;

Ŷ - средняя доля фирмы на рынке, равная — 1/n;

n - число фирм на рынке.

Чем больше неравномерность распределения  долей, тем при прочих равных условиях более концентрированным является рынок.

Индекс Джини представляет собой отношение процентной доли размера отрасли к процентному числу банков  действующих в отрасли (Авдашева, 1998).

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются очень важными характеристиками структуры рынка. Барьерами являются такие факторы, в виду которых банкам тяжело или невозможно войти в отрасль и осуществлять в ней свою деятельность. Благодаря наличию барьеров входа, а также высокой концентрации банков в отрасли, эти банки имеют возможность поднимать цены выше предельных издержек и получать экономическую прибыль, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Данный факт обуславливает рыночную власть этих банков (Авдашева, 1998).

Разделяют два типа барьеров: стратегические и нестратегические барьеры. Объективные  характеристики отраслевого рынка, связанные с технологией производства, характер предпочтений потребителей, динамика спроса и т.д. являются нестратегическими  барьерами. Другой тип барьеров связан со стратегическим поведением фирм в  отрасли.

Для начала будут рассмотрены нестратегические барьеры входа на рынок. К ним можно отнести следующие барьеры:

    • положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск;
    • вертикальная интеграция;
    • диверсификация деятельности банка;
    • дифференциация продукта;
    • эластичность и темпы роста спроса;
    • иностранная конкуренция;
    • институциональные барьеры.

Благодаря преимуществу крупных производителей в издержках появляется положительная отдача от масштаба, которая создает объективные барьеры входа для потенциальных конкурентов в отрасль. При этом минимальный эффективный выпуск является показателем, который характеризует величину барьеров входа, возникших в связи с положительной отдачей от масштаба. Минимальным эффективным выпуском является такая величина выпуска, при которой положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, а банк достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек.

Количество  банков в отрасли в долгосрочном равновесии равно отношению объема рыночного спроса по цене, которая равна минимальному значению долгосрочных издержек, к минимальному эффективному выпуску:

n=Qd(P=minLRAC)/q*                                                             (5)

Таким образом, если число банков n меньше, чем реальное число банков в отрасли, то это будет значить, что часть из этих банков будет производить товар с издержками, большими минимального значения долгосрочных средних издержек, ценовая конкуренция между этими банками приведет к падению цены до уровня минимальных средних издержек, следовательно, ряд банков будет терпеть убытки и будет вынужден уйти из отрасли.

Тем не менее, этой информации может оказаться  недостаточно для корректного определения  высоты барьеров. В таком случае необходима дополнительная информация – о разнице между величиной  средних издержек мелких и крупных  банков в отрасли. Чем выше эта разница, тем выше барьеры входа, созданные благодаря положительной отдаче от масштаба (Авдашева, 1998). 

Вертикальная интеграция означает, что банк, занимающийся производством продукта на рынке данной отрасли, также владеет банками, занятыми в производственном процессе ранних, либо поздних стадий, то есть интеграция первого типа или интеграция ресурсов и интеграция второго типа или интеграция конечного продукта соответственно. Благодаря вертикальной интеграции банк получает большую рыночную власть, чем та рыночная власть, которой банк мог бы обладать, исходя только из объема своих продаж на данном рынке. При вертикальной интеграции, банк может в большей степени снижать цену на товар, либо получать дополнительную прибыль при данной цене благодаря более низким, чем у конкурентов, издержкам или по продаже конечного продукта. Кроме того, вертикальная интеграция может являться способом снижения трансакционных издержек (Авдашева, 1998).

Диверсификация деятельности банка отражает распределение выпуска банка между разными целевыми рынками. Число производимых наименований продукции в данном случае будет отражать уровень диверсификации. Обычно диверсифицированный банк обладает большими размерами, нежели недиверсифицированный. В таком случае повышается минимальный эффективный объем выпуска в отрасли, что затрудняет вход новых банков. Более того, диверсифицированный банк более устойчив, так как обладает способностью компенсировать возможные убытки на одном рынке благодаря прибыли на другом. Также, диверсификация может быть использована в качестве метода входа на новые рынки, снижая степень зависимости от окружаемой среды и риск банкротства, благодаря возможности компенсировать прибылью одного рынка убытки другого (Авдашева, 1998).

Дифференциация продукции предполагает разнообразие товаров, которые удовлетворяют одну потребность и обладают одинаковыми базовыми характеристиками. При этом банки, занятые производством дифференцированного продукта, продолжают относиться к одному рынку. Различия в упаковке, маркировке, незначительные внутренние модификации предполагают, что диверсифицированная продукция относится к одному товарному виду. Дифференциация продукта создает приверженность потребителей к бренду, в результате чего растут барьеры входа на рынок. Соответственно, чем больше диверсифицирован продукт, тем больше банку-новичку придется затратить средств на рекламу для создания или поддержания имиджа своего банка. Кроме того, дифференцированный продукт создает у банков репутацию, которая становится сигналом о добросовестности производителя. Таким образом, потенциальному игроку на рынке необходимо будет произвести существенные траты на создание своей репутации (Авдашева, 1998).

Информация о работе Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края