Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка уровня конкуренции на рынке банковских услуг Пермского края с позиции структурного и неструктурного подходов для выявления специфических условий данной сферы и разработки концептуальных предложений по совершенствованию деятельности различных игроков в среде банковских услуг.
Задачами, которые будут решаться в процессе проведения исследования, являются:
• анализ рынка банковских услуг в России;
• анализ рынка банковских услуг в Пермском крае;
• анализ структуры рынка банковских услуг в Пермском крае и ее характеристика с использованием структурного подхода;
• анализ структуры рынка банковских услуг в Пермском крае и ее характеристика с использованием неструктурного подхода.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу банковской деятельности ………………………………………………………………………...6
1.1.Особенности банковской деятельности в условиях рыночной среды 6
1.2.Структурный подход к анализу рынка банковских услуг 11
1.3.Неструктурный подход к анализу рынка банковских услуг 21
Глава 2. Анализ российского и регионального рынка банковских услуг …32
2.1. Описание рынка банковских услуг в России 32
2.2. Описание рынка банковских услуг в Пермском крае 48
Глава 3. Применение модели Панзара-Росса для рынка банковских услуг Пермского края........................................................................................................55
3.1. Описание использованных данных 55
3.2. Описание модели Панзара-Росса для рынка банковских услуг Пермского края 58
Заключение ………………………………………………………………………...65
Список использованной литературы …………………………………………..67
Приложение 1 ……………………………………………………………………..70
Интервью с представителем ОАО АКБ «Урал ФД» 70

Файлы: 1 файл

Резник А.А. Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края (1).docx

— 207.20 Кб (Скачать файл)

Эластичность спроса создает ограничение на превышение цены над предельными издержками банка. В случае неэластичности спроса банки имеют возможность увеличивать цену по сравнению с издержками в большей степени, чем в ситуации эластичного спроса. Таким образом, чем менее эластичен спрос, тем выше издержки для входа в отрасль (Авдашева, 1998).

Темп роста спроса находится в обратной зависимости от уровня концентрации продавцов в отрасли. Чем выше темпы роста спроса, то есть чем быстрее увеличиваются масштабы рынка, тем легче новым банкам войти в отрасль и занять свободные места для удовлетворения спроса, и тем ниже уровень концентрации на рынке.

В случае иностранной конкуренции, высота барьеров входа в отрасль зависит от ставки импортных тарифов, то есть чем ниже ставка, тем ниже барьеры входа на рынок для иностранных конкурентов.

К институциональным барьерам входа на рынок следует отнести систему лицензирования деятельности банка, систему государственного контроля над уровнем доходности и ценами. К институциональным барьерам выхода из отрасли относятся затраты, связанные с процедурой прекращения деятельности банка и банкротства для собственника (Авдашева, 1998).

Обычно  выделяют четыре вида отраслей по высоте барьеров входа в отрасль:

    • рынки со свободным входом (действующие на рынке банки не обладают преимуществом перед потенциальными конкурентами; на таких рынках обеспечивается полная мобильность ресурсов, цена в отрасли равна уровню предельных издержек);
    • рынки с неэффективными барьерами входа (действующие на рынке банки способны с помощью различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу банков-новичков, тем не менее, такая политика будет менее предпочтительна, чем получение прибыли в краткосрочном периоде);
    • рынки с эффективными барьерами входа (банкам, действующим в отрасли предпочтительнее препятствовать входу новых банков);

 

    • рынки с блокированным входом (банки, действующие в отрасли, полностью блокируют возможность появления на рынке новых банков).

Таким образом, банки могут создавать стратегические барьеры входа в отрасль, благодаря снижению цен для исключения потенциальной конкуренции или использовать различные методы неценовой конкуренции (Авдашева, 1998). Такими методами могут являться:

    • дополнительные инвестиции в оборудование;
    • дифференциация продукта;
    • стратегическая вертикальная интеграция и вертикальные ограничения.

Инвестиции в оборудование могут быть описаны как необратимые издержки банка, так как банк вынужден их оплачивать, даже если товар не производится. При этом если старый банк имеет избыточные производственные мощности по сравнению с величиной спроса, то при появлении угрозы входа новых банков на рынок, старый банк может увеличить выпуск до запретительного уровня, а у нового банка необратимые издержки будут потеряны. Величина необратимых издержек является барьером для выхода из отрасли, так как, покидая рынок, банк теряет эти издержки (Авдашева, 1998).

Для предотвращения входа новых банков, старый банк имеет возможность наполнить рынок большим объемом товаров-субститутов, после чего новому банку будет тяжело найти свою нишу на рынке. Это возможно, когда старый банк обладает положительной отдачей от ассортимента, то есть издержки по маркетингу и сбыту продукта при увеличении числа товарных марок растут с медленными темпами по сравнению с выпуском одного вида товара. В данных условиях для старого банка возникает положительный внешний эффект товарных марок, когда реклама одного товара данного банка способствует сбыту других товаров этого банка. Для нового банка растет минимальный эффективный выпуск, в виду рекламных расходов и, соответственно, растут барьеры входа в отрасль.

Наличие долгосрочных контрактов с поставщиками сырья и покупателями продукции создает барьеры входа новых банков на рынок, сужая рамки потенциального спроса.

Далее опишем показатели монопольной власти банков. Они оцениваются на основе сравнения реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Фактом наличия монопольной власти у банка служит величина прибыли, полученной банком. Большинство показателей монопольной власти связаны с индексом прибыльности деятельности банков (Авдашева, 1998).

Показатели  монопольной власти:

    • - коэффициент Бэйна;
    • L - коэффициент Лернера;
    • - коэффициент Тобина;
    • - коэффициент Папандреу.

Коэффициент Бейна показывает экономическую прибыль на одну условную единицу собственного инвестированного капитала. Он определяется следующим образом:

,        (6)

где:   Бпр. - Бухгалтерская прибыль;

Нпр. - Нормальная прибыль;

СК - Собственный капитал банка.

Коэффициент Лернера:

,        (7)

где:  Р – цена;

МС - предельные издержки;

Ed - ценовая эластичность спроса.

Коэффициент Лернера находится в пределах от нуля (на рынке совершенной конкуренции) до единицы (для чистой монополии). Чем выше значение данного коэффициента, тем выше уровень рыночной власти и тем дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции (Авдашева, 1998).

Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость банка (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:

,         (8)

где Р - рыночная стоимость активов банка;

С - восстановительная стоимость активов банка, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов банка по текущим ценам.

Многочисленные  исследования установили, что коэффициент  q в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары. Фирмы с небольшими значениями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях (Авдашева, 1998).

Коэффициент Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар банка. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низкое влияние на объем продаж банка цены продавцов на взаимосвязанных рынках или сегментах одного и того же рынка.

Однако  сам по себе показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не может служить показателем монопольной  власти, так как его величина зависит  от двух факторов, оказывающих противоположное  влияние на монопольную власть: от числа фирм на рынке и от уровня заменяемости услуги рассматриваемого продавца и услуг других банков.

Данный  коэффициент показывает, на сколько процентов изменится объем продаж банка при изменении цены конкурента на один процент.

,        (9)

где Qdi - объем спроса на товар банка, обладающего монопольной

властью;

Pj - цена конкурента (конкурентов);

- коэффициент ограниченности  мощности конкурентов, измеряемый  как отношение потенциального  увеличения выпуска к росту  объема спроса на их товар,  вызванного понижением цены (0 < X < 1) (Авдашева, 1998).

Итак, существует множество различных индексов, определяющих рыночную власть того или иного банка. Все индексы имеют как различия, так и сходства, но, тем не менее, для точного определения рыночной власти фирмы, требуется рассчитать несколько показателей.

В следующей  части данной главы будет описан неструктурный подход анализа рынка.

    1. Неструктурный подход к анализу рынка банковских услуг

Дробышевский и Пащенко (Дробышевский, 2006) сообщили, что конкурентное взаимодействие между банками носит сложный характер, который не поддается описанию через обобщенные показатели концентрации, в виду чего требуется использовать другой подход. Им является неструктурный подход, основывающийся на моделировании поведения банка, и становящийся все более популярным. Самыми распространенными в применении являются три модели:

    • модель Бреснахана;
    • модель Барроса-Модесто;
    • модель Панзара-Росса.

Модель  Бреснахана была разработана для оценки ситуации количественной олигополии. Тем не менее, применительно к банковскому сектору, также исследуется модель Бреснахана для ценовой олигополии (Bresnahan, 1982).

При оценке модели Бреснахана для количественной олигополии задается предпосылка о том, что в отрасли действует N банков. При этом объем выпуска банка i равен qi. Общий объем выпуска всех банков в отрасли равен Q (Q=∑qi). Функция спроса на банковские услуги принимает следующий вид:

p=d(Q, ν),                                                                                    (10)

где p – цена,

ν – факторы, приводящие к сдвигу кривой  спроса.

Далее задается функция издержек банка i:

Ci=Ci(qi, wi),

где wi – вектор цен на факторы производства.

В таком  случае задача максимизации прибыли  банка i задается следующим образом:

 

Для функции  максимизации прибыли выводим условие  первого порядка:

 

                                                            (11)

где MCi – предельные издержки банка i.

 Далее вводится переменная θi, обозначающая изменение общего выпуска в отрасли, ожидаемое банком i, в ответ на изменение выпуска отдельным банком:

 

Следовательно, можем видоизменить выражение (11):

 

где .

В модели Бреснахана переменная θi как индекс конкурентного поведения олигополии, показывающий степень согласованности между действиями отдельных банков. Так, при θi=0 можно сделать вывод о совершенной конкуренции на рынке, так как цена будет равна предельным издержкам банка. Чем выше |θi|, тем менее конкурентным является поведение фирм в отрасли. Если θi=1, то делается заключение о том, что фирма является монополистом (Bresnahan, 1982).

 Модифицированная модель Бреснахана для ценовой олигополии предполагает, что продукция банков является дифференцированной. Это означает, что на продукцию отдельных банков существуют различные функции спроса. Тем не менее, услуги, предоставляемые разными банками, являются субститутами для потребителей. Каждый из банков максимизирует свою прибыль, имея информацию о кривой спроса на свои услуги и принимая во внимание вероятную реакцию на свои действия со стороны конкурентов. Спрос на услуги банка i устанавливается следующим образом:

qi=qi(pi, pj, zi),     i=1…N,                                                             (12)

где qi – объем спроса,

pi – цена, которую устанавливает банк i,

pj – индекс цен на услуги конкурентов,

zi – экзогенные факторы.

Таким образом, задача максимизации прибыли для  банка i будет выглядеть так:

 

Условия первого порядка примут следующий  вид:

 

.                                 (13)

Вышеуказанное выражение примет следующий вид  после преобразований:

                                                                    (14)

где - эластичность спроса на услуги банка i по цене, которую этот банк устанавливает;

  - эластичность спроса на услуги банка i по цене, устанавливаемой конкурентами;

  - индекс конкурентного поведения.

Вышеуказанный параметр показывает взаимозависимость  различных банков на рынке. При λi>0 можно предположить, что если банк i увеличивает цены на свой продукт, то он ожидает такого поведения и от конкурентов. Если λi=0, то банк не учитывает возможную реакцию конкурентов на изменение своей цены. Эта ситуация может быть описана как олигополия Курно. Если же λi=1, то делается предположение о кооперативном поведении, т.е. свидетельствуют о наличии сговора на рынке. В случае, когда λi<0, делается заключение о том, что поведение банков в большей степени конкурентно, чем в случае олигополии Курно. При λi=-∞ говорят о наличии совершенной конкуренции на рынке (Bresnahan, 1982).

Модель Барроса и Модеста изначально разрабатывалась для исследования банковского сектора. Она основывается на анализе продукции банка, изучении функции спроса, что позволит ответить на вопрос о монополизации отрасли. Данная модель предполагает, что один потребитель может пользоваться услугами нескольких различных банков, при этом полезность, получаемая от одной и той же услуги, может варьироваться в зависимости от того, какой банк эту услугу предоставил. Функции спроса на услуги каждого банка имеет параметр, который отражает уровень взаимозаменяемости банков для потребителя. Эта функция известна банку и он использует ее при ценообразовании. В итоге можно получить уравнение зависимости цен на услуги банка от различных дополнительных факторов, благодаря которым можно оценить вышеуказанный параметр взаимозаменяемости банков.

Таким образом, предполагается, что репрезентативный потребитель банковских услуг имеет  функцию полезности U(x)+m, где x=(L1,…, Ln, D1,…, Dn) представляет потребление услуг разных банков, Li представляет собой кредиты, выдаваемые банком i, Di является депозитами банка i, а m является объемом средств, потраченных на остальные товары и услуги. Соответственно, функция полезности U(x) представляет собой следующее:

Информация о работе Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края