Анализ туристских ресурсов Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы туризма и реальную рыночную практику, оценить состояние туристского рынка вновь созданного субъекта РФ - Пермского края, и предложить конкретные мероприятия для совершенствования системы управления сферой туризма в регионе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...2стр
1 Глава.Теоретические аспекты развития туризма………………………..4стр
1.1. Основные понятия туризма…………………………………………..4стр
1.2. Факторы влияющие на развитие туризма………………………….11стр
1.3. Туристский регион.Специфика регионального туризма………….15стр
1.4. Современная практика управления процессом развития туризма в регионе………………………………………………………………...17стр
2 Глава. Анализ состояния и перспективы развития туризма в Пермском крае……………………………………………………………………………21стр
2.1. Пермский края как субъект РФ………………………………………...21стр
2.1.1. История Пермского края……………………………………………...21стр
2.1.2. Оценка состояния туризма Пермского края………………………...23стр
2.2. Анализ туристских ресурсов Пермского края………………………..28стр
2.3 Анализ инфраструктуры Пермского края……………………………..33стр
3.Глава. Сравнительный анализ программ развития в субъектах РФ…..43стр
Заключение…………………………………………………………………..49стр
Список литературы………………………………………………………….50стр

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 142.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2стр

1 Глава.Теоретические аспекты развития туризма………………………..4стр

    1. Основные понятия туризма…………………………………………..4стр
    2. Факторы влияющие на развитие туризма………………………….11стр
    3. Туристский регион.Специфика регионального туризма………….15стр
    4. Современная практика управления процессом развития туризма в регионе………………………………………………………………...17стр

2 Глава. Анализ состояния  и перспективы развития туризма  в Пермском крае……………………………………………………………………………21стр

2.1. Пермский края как  субъект РФ………………………………………...21стр

2.1.1. История Пермского  края……………………………………………...21стр

2.1.2. Оценка состояния  туризма Пермского края………………………...23стр

2.2. Анализ туристских  ресурсов Пермского края………………………..28стр

2.3 Анализ инфраструктуры  Пермского края……………………………..33стр

3.Глава. Сравнительный  анализ программ развития в  субъектах РФ…..43стр

Заключение…………………………………………………………………..49стр

Список литературы………………………………………………………….50стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

     Туризм является высокодоходной отраслью, по эффективности инвестиционных вложений сравнимой с нефтегазодобывающей и перерабатывающей отраслями. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности.

В развитии туризма принимают  участие различные группы населения, выступающие и как производители  и как потребители туристских услуг. Туризм принимает участие  в формировании валового внутреннего  продукта (национального дохода), является продуктом результативности рыночных отношений и государственного бюджетирования, как социальной сферы, гарантированного повышения уровня жизни населения  и сохранения качественного состояния  жилой среды.

В последние годы и в  России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса во вновь созданных субъектах РФ во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на региональном и федеральном уровнях, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.

Актуальность темы данной работы «Туризм и его развитие в субъектах Российской Федерации на примере Пермского края» обуславливается изменениями в структуре субъектов РФ и проблемами, связанными с изменением законодательной составляющей сферы туризма на вновь созданных территориях.

Цель данной работы состоит  в том, чтобы, опираясь на теоретические  основы туризма и реальную рыночную практику, оценить состояние туристского рынка вновь созданного субъекта РФ - Пермского края, и предложить конкретные мероприятия для совершенствования системы управления сферой туризма в регионе.

В процессе достижения главной  цели работы предусматривается решение  ряда конкретных задач, отвечающих потребностям современного туриста и возможностям края, а также основным тенденциям развития туризма:

- анализ опыта РФ в  практике объединения регионов  в отдельные субъекты;

- анализ факторов, влияющих  на развитие туризма в регионах;

- анализ тенденций развития сферы туризма Пермского края;

- сравнительный анализ  программных документов развития туризма в субъектах РФ;

- совершенствование действующей  программы «Развитие туризма  в Пермском крае (2008-2012 гг.)»;

- разработка системы мер  государственной поддержки туристской  отрасли во вновь созданном  субъекте РФ - Пермском крае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 1. Теоретические аспекты развития туризма

1.1 Основные понятия туризма. Роль, значение на современном этапе.

Понятие «туризм» претерпевало различные изменения. Определений  данному понятию много, во временном  и географическом плане они различны. Приведем основные из них:

Таблица 1 Определения понятия «туризм»


 

Определение

Источник

 

Туризм - деятельность, имеющая в  жизни народов важное значение в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую область жизни государств и их международных отношений

Манильская декларация по мировому туризму, 1980 г.

 

Туризм - это всевозможные свободные  перемещения людей от места их постоянного проживания и работы, а также сфера услуг, созданная  для удовлетворения потребностей, возникающих  в результате этих перемещений

Гаагская декларация по туризму, 1989 год

 

Туризм - это путешествия и пребывания в местах, находящихся вне пределов обычной среды путешествующего, на срок не более 12 месяцев, с любой  целью, кроме занятия оплачиваемой там деятельностью

документы Международной  конференции ООН по статистике путешествий и туризма, одобренные Всемирной туристской организацией, 1992 г.

 
     

Понятийный аппарат туризма  в Российской Федерации был заложен  в 1996 году в законе «Об основах  туристской деятельности». С 01.06.2007года вступает в силу Федеральный Закон  от 05.02.2007 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Законом уточнены основные понятия, используемые в ФЗ «Об основах туристской деятельности»:

«Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц  без гражданства (далее - лица) с постоянного  места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных  и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».

Как правило, к категории  туристов относят путешественников, выезжающих из места своего постоянного  проживания с целью получения  удовлетворения, и чье пребывание в месте туристского назначения превышает сутки.

Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных и сопутствующих услуг  составляют технологию туристского  обслуживания, т.е. это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности  в туристской услуге.

Туристский продукт - это  комплекс услуг, предоставляемых туристско-экскурсионными предприятиями гражданам (туристам).

Туристские услуги имеют  специфический социально-оздоровительный  характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и  культурных ценностей, возможность  занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и другие, т.е. туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.

Туристы являются потребителями  основных, дополнительных и сопутствующих  услуг.

Основные туристские услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким  услугам, как правило, относятся:

- Размещение;

- Питание;

- Транспортные услуги, включая  трансферт;

- Экскурсионные услуги.

Дополнительные услуги имеют  весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма  до 50% от общего дохода. Сюда можно отнести:

- Дополнительные экскурсии,  не вошедшие в перечень основных  услуг;

- Физкультурно-оздоровительные  услуги;

- Медицинские услуги;

- Культурно-зрелищные и  игровые мероприятия;

К сопутствующим услугам  относятся:

- Обеспечение суверенной  продукцией, туристской символикой;

-Торговое, валютно-кредитное, информационное, конгрессное и прочее обслуживание;

- Услуги специальных видов  связи, предоставление индивидуальных  сейфов и др.

Комплексная система организации  производства такого продукта называется индустрией туризма.

Под туристской индустрией понимается совокупность гостиниц и  иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. К туристским ресурсам относятся: природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Роль туризм в современном  мире колоссальна. Он затрагивает все  сферы деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную жизнь.

Современная туристская индустрия  является одной из наиболее доходных и быстроразвивающихся отраслей мировой экономики, которая по доходам  вышла на второе место в мире, уступая только топливно-энергетическому  комплексу. Средние темпы роста  туризма составляют 5-7 % в год, что  намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в  целом. По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) подобная динамика развития туризма сохранится и в перспективе.

В 2010 году по прогнозам ВТО количество туристов превысило 1 млрд. человек, а доход, получаемый от каждого туриста, возрастет на 39,5% и составит 1 252 доллара США. При этом каждые 30 дополнительно прибывших туристов способствуют созданию одного рабочего места в «прямом» туризме (транспорт, проживание, питание), а 16 туристов - одного рабочего места в инфраструктуре туризма. К 2020 году по прогнозам ВТО число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более значительно - в 4 раза должны увеличиться доходы от туризма: до 2 трлн. долларов США www.russiatourism.ru .

Туристскую отрасль выгодно  отличают ряд и других факторов: небольшие первоначальные инвестиции; быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов; быстрорастущий спрос на туристские услуги. В странах ЕС доходы от туризма составляют в среднем 5,5 % ВВП. В 2007-2008 гг. количество международных  прибытий выросло на 5,5 % и достигло 808 миллионов        Причиной столь успешного развития отрасли в мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития внутреннего и въездного туризма (ВВТ):

- ВВТ создает рабочие  места в секторе туризма и  в смежных с ним отраслях (каждый  въезжающий в страну турист  создает 8-10 рабочих мест);

- стимулирует развитие  внутренних подотраслей - гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;

- способствует притоку  в страну (область) иностранной  валюты;

- стимулирует инвестиции  в местную туриндустрию, способствуя  увеличению налогооблагаемой базы  и доходов в бюджеты;

- стимулирует модернизацию  местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;

- способствует сохранению  и восстановлению историко-культурного  и природного наследия страны (области);

- стимулирует возрождение  и развитие традиционных народных  промыслов и ремесел; изготовление  сувенирной продукции;

- экологически устойчивый  туризм способствует продуктивному  экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует важное значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;

- формирует престиж региона  и страны в целом.

Исходя из оценки выгод  ВВТ и темпов развития отрасли, большинство  стран успешно переориентировали  свою экономику на въездной и внутренний туризм. России, что бы занять долю на мировом рынке въездного труизма  необходимо успешно конкурировать  с такими странами как Турция, Испания, Египет - в сегменте рекреационного туризма, и с европейскими странами - в сегменте культурно-познавательного  туризма.

Туризм уже давно рассматривается  как одна из наиболее доходных и  интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует  тот факт, что на долю туризма  приходится около 10% мирового валового национального дохода. Успешное развитие туризма оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт и связь, торговля, строительная отрасль, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. Таким образом, создание развитой туристской индустрии имеет важное значение и как одно из эффективных направлений структурной перестройки экономики.

Именно поэтому во многих странах, где активно развивается  сфера туризма, государство оказывает  ей существенную поддержку: от прямых инвестиций, направленных на формирование объектов инфраструктуры, до налоговых  и таможенных льгот, стимулирующих  приток инвестиций, развитие внутреннего  и въездного туризма.

Информация о работе Анализ туристских ресурсов Пермского края