Анализ туристских ресурсов Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы туризма и реальную рыночную практику, оценить состояние туристского рынка вновь созданного субъекта РФ - Пермского края, и предложить конкретные мероприятия для совершенствования системы управления сферой туризма в регионе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...2стр
1 Глава.Теоретические аспекты развития туризма………………………..4стр
1.1. Основные понятия туризма…………………………………………..4стр
1.2. Факторы влияющие на развитие туризма………………………….11стр
1.3. Туристский регион.Специфика регионального туризма………….15стр
1.4. Современная практика управления процессом развития туризма в регионе………………………………………………………………...17стр
2 Глава. Анализ состояния и перспективы развития туризма в Пермском крае……………………………………………………………………………21стр
2.1. Пермский края как субъект РФ………………………………………...21стр
2.1.1. История Пермского края……………………………………………...21стр
2.1.2. Оценка состояния туризма Пермского края………………………...23стр
2.2. Анализ туристских ресурсов Пермского края………………………..28стр
2.3 Анализ инфраструктуры Пермского края……………………………..33стр
3.Глава. Сравнительный анализ программ развития в субъектах РФ…..43стр
Заключение…………………………………………………………………..49стр
Список литературы………………………………………………………….50стр

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 142.29 Кб (Скачать файл)

Создание важнейших компонентов  инфраструктуры, включая доступ к  туристскому региону;

Создание и охрана государственных  туристских достопримечательностей, а  также организация фестивалей и  других крупных мероприятий;

Предоставление льгот  для стимулирования частных инвестиций в туризм, когда в этом есть необходимость;

Определение приоритетных мероприятий  по маркетингу и рекламе туризма  в интересах конкретного туристского  центра;

Контроль за соблюдением законодательства в сфере туризма, а также за качеством туристских объектов и обслуживания туристов;

Принятие правил землепользования и охраны окружающей среды, а также  контроль за их соблюдением;

Одних усилий государственных  и местных органов власти для  развития туризма в регионе недостаточно. Создание туристских объектов и служб (гостиниц, туристских предприятий, ресторанов и пр.) берет, на себя, как правило, частный сектор, рассчитывающий на получение прибыли.

Как же совместить эти процессы, как повысить эффективность деятельности по развитию туризма в регионе?

Качество региона как  производителя туристских услуг  должно измеряться по тому, насколько  хорошо этот регион может приспособить свои услуги под потребности заказчиков. Способность получить от рынка достаточное  накопление ценностей можно обозначить как конкурентоспособность региона.

Стратегическая цель всего  региона как конкурентной единицы - обеспечение конкурентоспособности  на длительный период.

Следующим шагом должна стать  реализация туристского маркетинга.

Актуальность туристского  маркетинга обусловлена стремительным  развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются динамичные изменения туристского спроса и предложения и в такой же мере - интернационализация, интеграция и регионализация непрерывно возрастают.

Экстенсивный рост спроса на туристские услуги в России, обусловленный огромным количественным потенциалом рынка, высоким уровнем образования населения, его готовностью расходовать деньги на отдых, в недалеком прошлом не служил стимулом к активизации маркетинговой деятельности в туризме.

Специалисты, в том числе  зарубежные Отчет о стажировке участников проекта «Создание в городе Нижнем Новгороде основ туристской информационной системы Приволжского федерального округа» в г. Филадельфия (Пенсильвания, США) (проект «Партнер» (IREX), рекомендуют  разделить процесс планирования работы на 10 этапов, которые должны быть предприняты местными учреждениями для разработки или расширения мероприятий  по постоянному и успешному туристскому  маркетингу.

1. Определение продукта.

2. Инвентаризация ресурсов.

3. Анализ рынка.

4. Организация контактов.

5. Организация работы.

6. Совершенствование внутренних  ресурсов.

7. Совершенствование информационных  источников.

    8. Разработка рекламных материалов.

    9. Привлечение специалистов.

10. Вхождение в рынок.

Каждый этап связан с комплексом действия, предпринимаемых специализированным органом местного управления, частной  компанией или ассоциацией одного из них или обоих.

Многочисленные организации  и предприятия осуществляют, в  той или иной мере, туристский маркетинг, сами пользуются собственными результатами, а также результатами исследований коллег, партнеров и конкурентов. Это и администрации, и образовательные  институты, и консультационные учреждения, и торговые предприятия, и рекламные  агентства, и СМИ, и отели, и авиакомпании и многие другие субъекты рынка. Неудивительно, что в мире, а в последние  годы и в России практикуется создание специализированных предприятий, осуществляющих туристский маркетинг. Чаще всего такими организациями становятся туристские офисы/бюро или туристские информационные центры.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ состояния и  перспективы развития туризма  Пермского края

2.1 Пермский край как субъект Российской Федерации

2.1.1 История образования  Пермского края

Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения  Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с результатами референдума, проведённого 7 декабря 2003 года, в ходе которого более 83 % населения обеих территорий высказались за объединение.

Край образован на основании  Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 года №1-ФКЗ «Об образовании  в составе Российской Федерации  нового субъекта Российской Федерации  в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного  округа»

Пермский край разделен на 48 муниципальных образований первого  уровня - 42 муниципальных района и 6 городских округов. В состав Пермского  края также входит территория с особым статусом - Коми-Пермяцкий округ.

Численность населения (по итогам переписи 2002 г.) - 2820 тыс. человек. Доля городского населения - 75,3%.

Пермский край занимает площадь 160236,5 кв.км на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света - Европы и Азии. Он охватывает примерно 1/5 территории Уральского экономического района и представляет собой как бы восточный «форпост» Европы, 99,8% пространства которого принадлежит этой части света и только 0,2% - Азии. Территория региона почти полностью расположена в бассейне реки Камы - крупнейшего притока реки Волги. Кама через систему каналов обеспечивает выход водным путем к пяти морям (Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому). Максимальная протяженность края с севера на юг - 645 км, с запада на восток - 417,5 км.

Самая северная точка Прикамья - гора Пура-Мунит (1094 м) на водораздельном Уральском хребте в верховьях рек Хозья, Вишера и Пурма - имеет координаты 61o39' с.ш.

Крайняя южная точка - вблизи бывшей деревни Ельник Биявашского сельского совета Октябрьского района (56o06' с.ш.).

Крайняя точка на западе - в километре на северо-восток от высоты 236, на водоразделе рек Лэпью, Пелес, Кажим под 51o47' в.д., на востоке - высшая точка хребта Хоза-Тумп гора Рахт-Сори-Сяхл (1007 м) под 59o29' в.д.

Границы очень извилисты, протяженность их более 2,2 тыс. км. Пермский край граничит с двумя областями  и тремя республиками Российской Федерации: на севере с республикой  Коми, на западе - с Кировской областью и Удмуртией, на юге с Башкирией, на востоке - со Свердловской областью.

В настоящее время национальный состав, проживающий на рассматриваемой  территории, представлен следующими цифрами:

Таблица 2 Национальный состав

 

Народ

Численность в 2009г в%

 
  • Русские
  • 85,2 %
 
  • Коми-      пермяки
  • 5,67 %
 
  • Татары
  • 4,85 %
 
  • Башкиры
  • 1,45 %
 
  • Удмурты
  • 0,93 %
 
  • Украинцы
  • 0,9 %
 
     
         

 

 

 

 

 

2.1.2 Оценка состояния отрасли туризма Пермского края

Пермский край обладает значительным культурным, историческим и природным  потенциалом, способным стать мощным ресурсом для развития внутреннего  и въездного туризма.

Однако, несмотря на то, что  туристские возможности Пермский край достаточно велики, туризм в общей  структуре хозяйства, экономики  и социальной жизни остается востребованным не в полной мере. Этот важный сектор экономики, являющийся одной из высокодоходных и наиболее динамично развивающихся  отраслей мирового хозяйства, в регионе  до сих пор не оказывает необходимого влияния на развитие края как по качественным, так и по количественным характеристикам. Как следствие, Пермский край занимает незначительное место на российском и мировом туристских рынках.

По степени убывания с  точки зрения перспектив развития и  функциональной ориентации туризм в  Пермской области можно условно  разделить на виды:

- деловой;

- активный;

- лечебный (отдых, профилактика  и оздоровление в санаторно-курортных  учреждениях);

- культурно-познавательный  и событийный;

- сельский и экологический;

- паломнический.

Доля туристской отрасли  в валовом региональном продукте Пермского края в 2009 г. вместе с доходами от смежных отраслей составила 2,1%. По данным Пермьстата, в 2009 г. туристский поток на территории Пермского края составил 442,3 тыс. человек, что на 4% больше по сравнению с 2008 г.

           

Практически не предлагаются такие турпродукты, как спортивная охота и рыбалка, спелеотуризм, экологический и горно-пешеходный туризм. Слабо развит паломнический туризм.

Общее число туристов (въездной, выездной и внутренний туризм), воспользовавшихся  услугами туристских фирм, составило 589,2 тыс. человек, экскурсантов - 793 тыс. человек.

Для Пермского края, как  и для Российской Федерации в  целом, характерно преобладание выездного  туризма над въездным.

В 2009 г. среди всех туристов, которые были обслужены пермскими турфирмами, в путешествие по России были отправлены 39,2 тыс. человек. По сравнению с 2008 г. численность туристов, отправленных в туры по России, увеличилась на 3,6 тыс. человек. Наибольшее число туристов (20 тыс. человек) отдыхали в Пермском крае, 5,2 тыс. человек - в Астраханской области, 4,6 тыс. человек - в Краснодарском крае, 2,2 тыс. человек - в Республике Татарстан.

       

На сегодняшний день выделяют следующие основные группы туристских потоков, которые необходимо развивать  в Пермском крае:

Во-первых, это непосредственно  жители Перми и области, посещающие область с разными туристскими  целями (активный туризм, отдых, оздоровление, событийный туризм).

Во-вторых, приезжающие из соседних регионов (Свердловская, Кировская  область, Удмуртия, Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ). Плюсом является транспортная доступность. Туристов из этих регионов, возможно, привлекут природные условия области (широкая речная сеть, наличие горнолыжных трасс, этнический и событийный туризм), а также поездки с деловыми целями. Предполагаемый объем туристского потока - 20-30 тысяч туристов в год.

В-третьих, туристский поток  из центральных городов России (Москва, Санкт-Петербург). Туристы из этих городов  посещают Пермскую область преимущественно  с профессионально-деловыми целями. Предполагаемый объем потока - 10-15 тысяч  туристов в год.

Целью и итогом формирования нового туристского потока является привлечение иностранных туристов. В качестве целевых потребителей туристских услуг рассматриваются  туристские потоки из США и европейских  стран. Предполагаемый объем туристского  потока - 5-10 тысяч туристов в год.

Основными факторами, сдерживающими  развитие внутреннего и въездного  туризма, в настоящее время являются:

- неразвитая туристская  инфраструктура, значительный моральный  и физический износ существующей  материальной базы, особенно транспортных  средств, острый дефицит гостиниц  с современным уровнем комфорта  и обслуживания;

- отсутствие в регионе  благоприятных условий для инвестиций  в средства размещения туристов  и иные объекты туристской  индустрии;

- невысокое качество обслуживания  в сфере туристской индустрии  в связи с низким уровнем  подготовки кадров;

Недостаточному уровню развития туризма в Пермском крае способствует целый ряд специфичных для  региона причин:

- неизвестность Прикамья за его пределами: Пермский край долгий период была закрыта для въезда;

- образ Пермского края, создаваемый отдельными зарубежными  и отечественными средствами  массовой информации исключительно  как промышленного, индустриального  региона, неблагоприятного для  туризма;

- несовершенство нормативно-правовой  базы по развитию туризма на  территории Пермского края;

- недостаточное информационное  освещение внутриотраслевой деятельности - богатый событийный ряд слабо  представлен, информация разрознена  и мало доступна как для  туристов, гостей края, так и для  местных жителей;

- отсутствие механизмов  использования и продвижения  перспективных туристских направлений  края;

Информация о работе Анализ туристских ресурсов Пермского края