Шпаргалки по "Информационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:59, шпаргалка

Описание работы

1. ИМ в структуре менеджмента (типы менеджмента)
2. Понятие информация, типы, виды и свойства информации
...
49. Этапы движения управленческой информации
50. Факторы, влияющие на восприятие управленческой информации

Файлы: 1 файл

Шпоры информационный менеджмент.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

Чаще всего дайджесты составляют при обслуживании руководителей, но в последние годы создание дайджестов стали практиковать библиотеки учебных заведений при отсутствии учебных пособий по каким-либо новым разделам курсов. Составителями дайджестов обычно выступают библиографы и преподаватели данной дисциплины. Их авторство проявляется:* в панорамном «видении» проблемы, которая на начальном этапе может быть очерчена неточно;* в поиске информации;* в экстрагировании, извлечении нужных фрагментов текста;* в группировке материала, а по сути — в «выращивании» нового текста «подзадачу»: под решение принимаемое руководителем, под учебное задание, предлагаемое студентам; под потребности педагога, включающего в учебный курс новый материал и т. д.

Методика составления дайджестов аналогична приемам подготовки проблемно-тематических указателей. Здесь также важно  составление на первом этапе рубрикатора, выступающего и как поисковое  предписание, и как будущее оглавление, и как план-макет, используемый при анализе текстов и извлечении и:; них нужных фрагментов.

Отличие дайджестов от проблемно-тематических указателей состоит в том, что единицей группировки при составлении указателей являются документы, а при составлении дайджеста - фрагменты текстов (иногда очень небольшие но объему). Для дайджестов характерны:* узость тематики:* различие аспектов рассмотрения проблемы;* различие в терминологии, используемой специалистами разных отраслей;* возможная противоречивость сведений, несовпадение точек зрения разных авторов.

Структура дайджеста имеет следующий  вид:* титульный лист;* оглавление;* предисловие (от составителя);* основной текст, обычно разделенный на параграфы;* список использованной литературы;* приложения (иллюстративный материал - таблицы, графики,  диаграммы, раскрывающие основной текст); * словарь основных терминов (в случае необходимости).

Дайджесты создаются  в электронной форме, а пользователям  предоставляются в наиболее предпочтительном для них виде. Форма представления отражается на их структуре. Так, дайджест, предоставляемый потребителю в печатном виде, содержит вспомогательные указатели (предметный,указатель фирм, имен, географических названий). В электронном варианте дайджеста предусматриваются гиперссылки, облегчающие ориентацию в тексте.

 

 

37. Информационное моделирование рынка услуг в социально-культурной сфере как основа принятия управленческого решения

Рынок — это система экономических  отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.

Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть более одного покупателя или продавца. Было высказано предположение, что два человека могут торговать, но чтобы был рынок должно быть не менее трёх человек, поскольку  одним из главных критериев рынка является конкуренция.[1] Конкурентные рынки опираются на значительно большее число как покупателей, так и продавцов. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями — есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — есть монопсония. Это крайности несовершенной конкуренции.

Современные проблемы развития социально-культурной сферы (культуры, образования, туризма, спорта) во многом связаны с совершенствованием управления, основой которого является планирование как центральное звено, главный элемент не только хозяйственного механизма, но и стратегии действий.

Предоставление учреждениям социально-культурной сферы самостоятельности, в том  числе финансовой, потребовало ориентации органов управления всех уровней  на новые подходы в планировании, на широкое внедрение в практику программно-целевых и иных современных методов планирования, которое представляет собой превентивное определение процесса действий и решений, предпринимаемых руководителем учреждения для того, чтобы достичь поставленных целей по удовлетворению потребностей пользователей услуг.

Социально-культурная сфера как  объект управления – это сложная  многокомпонентная система, организационную  основу рынка которой составляют отрасли и подотрасли, организации и учреждения, их структурные подразделения и т. п. Важнейшее место в ней занимают учреждения культуры и искусства, деятельность которых многогранна.

 

38 классификация информационных  услуг

Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Выпуск информационной изданий (реферативные сборники, библиографические  указатели, обзорные издания, справочные издания)

выпуск новой информации

Традиционные услуги научно технической информации(переводы, обзоры)

Дистанционный доступ к  удаленным базам данных(косвенный, непосредственный, регулярный поиск информации)

Подготовка и оказание информационных услуг( обработка данных, программное обеспечение, информационные технологии и системы, связь)

Предоставление первоисточника.

 

 

39, 43. Информационные потоки организации, их формирование и структура.

Разнообразие сведений, необходимых  руководителям различных уровней  при принятии решений в различных  ситуациях побудило специалистов как  в области управления, так и  в области информатики к разработке их типологий. В информатике логическим обоснованием типизации выступает обычно уровень аналитической переработки исходных данных. Так, Блюменау, показывая систему дифференцированного обслуживания руководителей (ДОР), включает широкий перечень выдаваемой руководителю информации, причем в различных системах эти перечни иногда существенно различаются, поскольку пока еще нет единых утвержденных требований к представляемой информации. Система ДОР представляет собой единство закономерно связанных и друг друга дополняющих документов, которые освещают весь круг вопросов, связанных с принятием оптимальных решений. Такие документы разделяются на три типа: экспрессные, периодические и фундаментальные.

Экспрессные документы информируют  о фактах, появление которых в  литературе требуют принятия срочных решений. К числу таких документов относятся:1. Информация для руководителя, включающая сведения моно тематического характера о технико-экономической ситуации, появлении новых технических достижений и тенденций.2. Техническая записка, содержащая мотивированную постановку вопроса о необходимости принятия решений по назревшей проблеме в связи с открывающимися благоприятными возможностями или появлением реальных угроз.3. Итоги анализа информации, отражающие в сжатой форме важнейшие результаты, выводы и рекомендации из информационных обзоров, в которых описано состояние и тенденции развития отдельных направлений техники как в стране, так и за рубежом.

Группу фундаментальных документов образуют научно-аналитические обзоры. В них исследуются объекты с точки зрения тенденций их развития, дается анализ путей решения социально-культурных проблем, мотивировка выбора новых направлений деятельности. Вся совокупность экспрессных, периодических и фундаментальных документов для руководящих работников в системе ДОР сможет образовать систему лишь в том случае, если содержащаяся в них информация будет содействовать приятию решений на всех уровнях и этапах управленческой деятельности, и если сама эта деятельность будет носить системный характер.

Однако системность документального обеспечения достигается не только четкой целевой и функциональной направленностью, но и целым рядом других факторов, в числе которых интернальность и адаптивность. Интернальность обеспечивает кумулятивный эффект за счет четко обоснованного порядка следования различных документов в ходе информирования. Адаптивность, позволяющая документальному потоку приспосабливаться к изменению требований со стороны внешней среды и к особенностям абонентов ДОР. Без учета индивидуальных, в том числе психологических особенностей руководителей, документы, отвечающие перечисленным выше требованиям, могут и не обеспечить ожидаемого эффекта. Специалисты в области управления в качестве основы для типологии используют функции информационных сообщений. С этой точки зрения говорят о сообщениях информирующего, инструментального и мотивирующего характера. Совокупность документов, используемых в организации, образует 3 взаимосвязанных и взаимозависимых потока: входящий, внутренний и исходящий. Важнейшим этапом информационного обеспечения является организация технологического процесса переработки информации с помощью информационных технологий.

40. Информационные потребности, их характеристика и классификация.

Чтобы заниматься информационным обслуживанием  эффективно, нужно представлять себе, какая информация (по содержанию), кому (какой категории потребителей), когда (к какому сроку иди на каком этапе работы) и в какой форме (на каком уровне свертывания) следует ее представить, чтобы потребитель в имеющееся у него время смог ее с пользой усвоить, знать уровень сформированности информационных потребностей. Каждая органическая особь испытывает состояние, возникающее в ней (и фиксируемое ее рецепторным аппаратом) как результат рассогласования между имеющимися и необходимыми, желаемыми условиями поддержания  жизнедеятельности. Это состояние характеризуется тем, что соответствующие условия могут быть достигнуты только в результате «притока» определенного количества вещества, энергии или информации. Это состояние есть нужда, которую испытывает особь для достижения равновесия, или гомеостаза. Обозначение — потребность: потребностью в знаниях. , нужда в информации.  

В обществах, в  которых осуществляется расширенное  воспроизводство, возникает постоянная общественная нужда в новых, дополнительных знаниях (на уровне уже не индивидуального, а общественного сознания) — сущность шестая, обозначение — общественная потребность в знаниях. Удовлетворяют эту потребность специально создаваемые обществом институты — наука, техника, публицистика, искусство. — «институты». Коллективная информационная потребность в зависимости от характера решаемой задачи — тривиальной иди оригинальной — также выражается либо в виде потребности в потенциально необходимой, либо в виде потребности в объективно необходимой информации.

Информационная  потребность каждого члена коллектива, созданного для решения какой-либо общей задачи, — индивидуальная информационная потребность, являясь  актом личного сознания специалиста и потому  категорией субъективной, несет в себе частицу общего, объективного, обусловленного потребностью, которую порождает дефицит в знании, вызванный необходимостью решения этой общей задачи. информационный интерес есть сформировавшееся в процессе воспитания, обучения и предметной деятельности специфическое избирательное отношение личности пли коллектива к информационным сообщениям в силу их жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Жизненная значимость определяет  формирование производственных профессиональных интересов, эмоциональная привлекательность формирует личностные профессиональные интересы.

Потребность в текущей ретроспективной информации. обусловливается профессиональной специализацией потребителя информации и выполняемыми им производственными функциями и потому относительно стабильна. Отсюда и название запросов, выражающих эту потребность — постоянно действующие.

.Потребность в узкотематической и широкотематической информации.  выражается в запросах производственного характера, потребность в широкотематической информации — в запросах ознакомительного характера.

3.Потребность в отраслевой (специализированной) и межотраслевой (неспециализированной, смежной) информации. Усиливающаяся последние десятилетия интеграция знаний приводит к тому, что большинство наиболее актуальных проблем решается путем использования не только профильной информации, не выходящей за рамки данной отрасли знания, но и значительного объема смежной, межотраслевой информации,, из других отраслей знания, иногда, казалось бы, очень отдаленных.

Потребность в отраслевой информации выражается в запросах профильного характера, в межотраслевой (смежной) — непрофильного характера.

4. Потребность в фактографической и концептуальной информации. В первом случае — это потребность в различных сведениях — об изделиях, их функциях или устройстве, о материалах и их свойствах, о процессах, событиях, закономерностях и т. д. Такие сведения извлекаются потребителем из первичных и вторичных документов, справочников и других источников информации. Однако часто бывают случаи, когда потребителю нужны не просто сведения, но и оценка, интерпретация этих сведений другим специалистом — с точки зрения их истинности и достоверности, технико-экономической целесообразности и перспективности. Особенно нуждаются в такой концептуальной информации руководители при принятии управленческих решений.

Как видно из анализа структурных составляющих, информационная потребность есть потребность в различных сведениях (фактах или концепциях), а не в каких-то видах первичных документов. Однако сегодня именно на подсистему документального обслуживания ложится основная нагрузка в удовлетворении информационных потребностей.

Знание свойств профессиональных информационных потребностей и учет их в практической деятельности имеет важное значение для  правильной организации информационного обслуживания, в частности при определении тематических и хронологических рамок справочно-информационных фондов, при подготовке  текущих и ретроспективных реферативно-библиографических изданий, при организации систем избирательного распространения информации (ИРИ), при определении степени свертывания первичных документов в процессе подготовки различных вторичных документов и др.

О методах изучения информационных потребностей. Выше мы уже говорили, что для эффективной  организации информационного обслуживания необходимо ответить себе по крайней мере на следующие вопросы: какая информация, кому, когда и в каком виде должна быть представлена? Для ответа на эти вопросы существуют различные методы изучения информационных потребностей.

Информация о работе Шпаргалки по "Информационному менеджменту"