Шпаргалки по "Информационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:59, шпаргалка

Описание работы

1. ИМ в структуре менеджмента (типы менеджмента)
2. Понятие информация, типы, виды и свойства информации
...
49. Этапы движения управленческой информации
50. Факторы, влияющие на восприятие управленческой информации

Файлы: 1 файл

Шпоры информационный менеджмент.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)
    1. ИМ в структуре менеджмента (типы менеджмента)

Информационный менеджмент – является производным от курса по общему менеджменту  и, естественно, что его теоретической основой является теория управления организацией. Поэтому первую задачу, которую мы ставим перед собой – выявить место ИМ в общей структуре менеджмента, определить информационную сущность менеджмента. В окружающем нас мире имеется много предприятий, фирм, объединений, ассоциаций, занимающихся различной деятельностью и имеющих различный юридический статус и форму собственности. Появление подобных производственных и экономических объектов определяется их назначением удовлетворять те или иные потребности общества. Такой объект, вне зависимости от его размеров, формы собственности, организационно-правового статуса, называется организацией. Организация – это стабильная формальная социальная структура, состоящая из взаимосвязанных частей. Такими переменными в организации выступают люди, структура и цели. Честер Барнард (1886 – 1961), первый крупный специалист в области системного подхода (как вы помните, в теории управленческой мысли выделялись такие направления как классическое или административное (Тейлор, Франк, Файоль), бюрократическое (Вебер), школа человеческих отношений (Фоллет, Маслоу) поведенческое (Мак-Грегор) называет организацию «системой сознательно координируемых действий двух или более человек». Эффективность подобной системы зависит от правильно найденной модели менеджмента. Понятие менеджмент имеет много значений. В Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как: способ или манера обращения с людьми; власть и искусство управления;  умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; особого рода умелость и административные навыки;  орган управления, административная единица. В других публикациях менеджмент определяется как: наука, как самостоятельная область знаний, имеющая свой предмет изучения, свои специфические проблемы и свои принципы и методы их разрешения. Менеджмент как наука направлен на объяснение природы управленческого труда и выявление факторов, влияющих на его эффективность; как функция или вид деятельности, как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими. Менеджмент — (или "управление") — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова "менеджер" — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Менеджмент не однозначен по своему содержанию и предмету деятельности, поэтому целесообразно рассмотреть его структуру. Структура менеджмента 1) с точки зрения объектов управления выделяют:  1.Менеджмент ресурсов: персонала, финансов, информационный менеджмент. 2.Менеджмент процессов: административный (административный менеджмент – деятельность по разработке и принятию управленческих решений, распределению заданий между исполнителями и контролю за их реализацией), производственный (Производственный менеджмент – деятельность по материально-техническому обеспечению производства; его организации; контролю качества выпускаемой продукции; эксплуатации и ремонту оборудования) и фасилити-менеджмент (фасилити-менеджмент – управление вспомогательными и обеспечивающими службами внутри предприятия, относящимися как к производству, так и социальной инфраструктуре (предприятия медицинского обслуживания, общественного питания, отдыха и т.д.). 3.Менеджмент ситуаций: инновационный (изменений) - (инновационный менеджмент – управление исследованиями и разработками, освоение нововведений в соответствии со стратегическими целями и научно-техническим потенциалом предприятия.), кризисный. С точки зрения целей и временной направленности управленческих решений выделяют: стратегическое и оперативное управления. Цель стратегического менеджмента - создание нового потенциала для обеспечения успешного функционирования организации в будущем. Содержание текущего управления - отклонения результатов текущей деятельности от плановых заданий.

2. Понятие информация, типы, виды и свойства информации

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления. В бытовом смысле информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством

В современной науке рассматриваются  два вида информации:

Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.[1]

Субъективная (семантическая,смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

Типы информации: Фактографическая (фиксация изменений объектов реального мира); Комментарийная (характеристика фактов); Аналитическая (сопоставление нескольких фактов с восстановлением причинно-следственных связей и возможным прогнозом последствий); Справочная (статичное описание объектов реального мира в их исходной форме, а также наборы характеристик, позволяющих идентифицировать данный объект); Иллюстративная информация (видео- и графической информации, например фотоархивы ТАСС); Методическая информация (описание путей Типы информации, исходящей от коммуникатора 2 типа:

Побудительная информация, которая выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.

Констатирующая информация, которая выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Типы информации о  точном количестве:Логическая, Числовая, Текстовая, Звуковая, Графическая,Видео

С точки зрения информатики, информация обладает рядом фундаментальных свойств: новизна, актуальность, достоверность, объективность, полнота, ценность и др

 

3. Информационный менеджмент  в системе управления

В современных условиях мирового социально-экономического развития возросла роль информационного обеспечения процесса управления, состоящего в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. В американской литературе для обозначения комплекса задач управления, связанных с информационными системами, используется понятие Information Management. Оно включает как внутренние задачи управления в среде информационных систем, так и вопросы ее использования для решения разнообразных задач в сфере основной деятельности организации. Среди немецких специалистов в качестве общего понятия, обозначающего весь комплекс задач менеджмента в сфере обработки информации, получил признание термин Informations management, который тоже близок к русскому информационный менеджмент. Базовой составляющей информационного менеджмента является информационный ресурс. Главная цель системы управления внутрифирменной информацией –создание эффективной системы информационного обеспечения процессов управления. Основное внимание должно уделяться не вопросам техники и организации, а вопросам создания информации, которая будет проходить через систему информационного обеспечения. В деятельности крупных фирм, представляющих собой комплексы большого числа повседневно связанных и взаимосвязанных подразделений, предприятий, управление информацией является непременным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов. Управление внутрифирменной системой информации на всех этапах ее жизненного цикла, ее стратегическое развитие – задачи информационного менеджмента. Резюмируя, можно сказать, что одним из важнейших факторов успешного управления является наличие достоверной оперативной информации о происходящих на предприятии процессах.

 

4. Истоки возникновения  ИМ

Проблема подготовки информации для управляющих все более тесно смыкается с концепцией информационно-ресурсного или информационного управления (information resource management,  information management), которая стала разрабатываться в конце 70-х годов в США. Процесс становления информационного менеджмента как сферы деятельности протекал не стихийно, а регулировался на уровне государственной политики. Так, в США в 1980 г. федеральным правительством был принят закон, направленный на развитие информационного менеджмента, в соответствии с которым в государственных учреждениях вводилась должность менеджера, призванного обеспечивать информационные контакты учреждения с другими организациями и информационными фирмами. В апреле 1990 г., в Будапеште В ходе семинара состоялись дискуссии о целях, задачах и функциях информационного менеджмента. Участник семинара английский исследователь Б. Кронин отметил, что использование информации поддается управлению, так как этот процесс можно моделировать, количественно измерять и направлять в определенное русло. Объективными факторами (предпосылками), обусловившими необходимость информационного менеджмента, являются следующие:  увеличение объемов перерабатываемой информации; изменение технологии управления; появление информационного рынка; рост численности персонала, занятого в информационной индустрии. Кроме указанных факторов, в США, например, этому способствовало решение уже к середине 70-х годов следующих проблем: была обеспечена научная база информатизации общества; подготовлена технологическая база для массового выпуска вычислительной техники; выявлены информационные потребности различных социальных, профессиональных и возрастных групп; налажены структуры по разработке, документированию, распространению и рекламированию программных средств; созданы предпосылки для массового обучения работе с вычислительной техникой; подготовлена инфраструктура средств связи для обеспечения работы информационных служб..

... информационное управление представляет собой новый тип управления организацией, осуществляемого на основе комплексного использования всех видов информации: научно-исследовательской, технологической, технико-экономической, материально-технической, учетно-финансовой, кадровой и другой, циркулирующей внутри этой организации, а также поступающей в нее извне. Благодаря интеграции и использованию всех этих видов информации достигается более быстрая и более полная адаптация данной организации к изменениям во внешнем мире.

5. по минцбергу роли менеджера

И, наконец, непосредственно  касаясь содержания работы менеджера, Минцберг находит одну общую черту управленческой работы — роли руководителя. Роль, по его определению, является "набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности". Точно так же, как герои в пьесе имеют свои роли, которые заставляют их вести себя определенным образом, менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений, и именно это определяет их служебное поведение. "Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Так, актеры, менеджеры и другие играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей".

В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределять ресурсы, улаживать конфликты, искать возможности для организации, вести переговоры от имени организации. Все эти 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера независимо от характера конкретной организации.

 Десять управленческих ролей по определению Минцберга Межличностные роли: Главный руководитель, Лидер, Связующее звено, Приемник информации, Распространитель информации.

Информационные роли: Представитель, Предприниматель, Устраняющий Нарушения, Распределитель ресурсов, Ведущий переговоры

 

6. Задачи и функции  информационного менеджера

ИМ выполняет следующие задачи по управлению бизнесом, которые целесообразно разделить на стратегические, оперативные и административные

1. Стратегические  задачи ИМ: Создание информационной инфраструктуры фирмы: технические средства; прикладные системы; Управление информационной технологией; Исследование технологических, технических и иных потребностей предприятия по всем вопросам информации и коммуникации;Формирование общих ценностей, норм, правил поведения, традиций – т.е. организационной культуры; Повышению эффективности в сфере делового сотрудничества, путем получения оперативной и достоверной информации о потенциальных партнерах, их надежности, правовых и экономических условиях совместной деятельности.

2. Оперативные и административные задачи ИМ взаимосвязаны, и поэтому целесообразно их рассматривать совместно. В основном, это следующие задачи: Технического характера: разработка и эксплуатация системы поддержки менеджмента;  Консультационного характера ("педагогическая функция"): консультирование пользователей информационной системы и информационных технологий; Структурирование данных и банков данных; Управление кадрами, подбор специалистов,

ИМ — основной интеллектуальный потенциал предприятия, его мозговой центр. Признавая важную роль ИМ, нацеливая его на максимальную эффективность работы по информационному обеспечению управления предприятием, руководители фирм должны содействовать привлечению в ИМ квалифицированных специалистов — документалистов, аналитиков, генераторов идей, правоведов. Таким образом, информационный менеджер осуществляет: (основные обязанности информационного менеджера): Интерактивную роль, соединяя воедино функции предприятия и его разных подразделений; Оперативное оповещение персонала с учетом обязанностей, уровня личностного знания и опыта; Своевременное выявление изменений внешней среды и внутренних условий деятельности и возможных конфликтных ситуаций.; Требует от организации стратегических преобразований; Контролирует деятельность подразделений фирмы, где используется или производится информация; Определяет необходимый объем используемой информации; Определяет цели для достижения которых необходима используемая информация; Разрабатывает механизм контроля за циркуляцией (потоком) информации; Вырабатывает стратегию развития системы производства и потребления информации; Определяет необходимость внедрения технологических новинок в процессе обработки, анализа и синтеза информации; Оказывает влияние на руководство фирмы и на ведущих специалистов для признания ими значимости информации при принятии решения; Предоставляет потребителю только приоритетную информацию; Исследует информационные потребности фирмы и ее руководящего звена (персонализированно); Наблюдает за тем, чтобы стоимость приобретения информации не превышала выгоды от ее использования; Выявляет внутренние и внешние информационные ресурсы; Руководит обучением информационному менеджменту и др.

Информационный менеджер выполняет  функции главного держателя —  распорядителя информации в фирме, он оптимизирует информационные процессы и подчиняет их стратегическим интересам  фирмы.

 

7. Правовое обеспечение информационного менеджмента

В Российской Федерации создана целая система органов, сферой деятельности которых является регулирование в общегосударственном масштабе отдельных вопросов работы с информационными ресурсами. Однако единого федерального органа, ответственного за проведение государственной политики в области информационного менеджмента, в России до настоящего времени нет. Вместе с этим, последние годы в России принят целый комплекс федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, направленных на государственное регулирование информационных процессов. Среди них можно назвать закон "О государственной тайне" 2, федеральный закон "Об информации, информатизации и защите Информации" от 25 января 1995 года 3, "Становление Правительства РФ от 28 февраля 1996 года " О государственном учете и Регистрации баз и банков данных"4 и другие. Особенно важное значение имеет впервые принятый в России закон "Об информации, информатизации и защите информации", который является результатом комплексного подхода к решению всех основных вопросов, связанных с информационными ресурсами. Реализация этого закона на практике позволит поставить решение важнейших вопросов информационного менеджмента на правовую основу.

Информация о работе Шпаргалки по "Информационному менеджменту"