Шпаргалки по "Информационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:59, шпаргалка

Описание работы

1. ИМ в структуре менеджмента (типы менеджмента)
2. Понятие информация, типы, виды и свойства информации
...
49. Этапы движения управленческой информации
50. Факторы, влияющие на восприятие управленческой информации

Файлы: 1 файл

Шпоры информационный менеджмент.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

Рынок информационных продуктов  и услуг (информационный рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов

 

21. История развития рынка информационных услуг

С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители — ученые и специалисты в области науки и техники.

С начала 60-х гг. параллельно с  рынком информационных услуг начал  формироваться рынок услуг электронной  обработки и передачи информации.

С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения  компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

Начиная с середины 70-х гг. с созданием  национальных и глобальных сетей  передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.

Начиная с 80-х гг. информационная индустрия  приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую  и социальную жизнь общества.

 

22. Структура рынка информационных продуктов и услуг

Инфраструктура информационного рынка — совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги. Инфраструктуру информационного рынка можно представить пятью секторами: • научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям; • объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции; • услуги образования — все виды обучении; • управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений; • бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

В этой инфраструктуре отсутствуют  три основных аспекта, характерных  для информационного общества: • технический — вся аппаратно-техническая база информатики; • программный — все программные продукты информатики; • коммуникационный — все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи.

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

1-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:

• биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены.

• статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической  областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

• коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики  и бизнеса.

2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:

• профессиональная информация —  специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и  т.д.;

• научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

• доступ к первоисточникам —  организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:

• новости и литература —  информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

• потребительская информация —  расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ  товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

• развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор - услуги образования,  включает все формы и ступени  образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации  и переподготовку. 5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:• программные продукты —• технические средства —• разработка и сопровождение информационных систем и технологий • консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение • подготовка источников информации

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и  развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

 

23. Участники информационного рынка

В качестве участников информационного  рынка мы можем выделить три основных составляющих (компонента):

1 – производители информационных продуктов и услуг;

2 – потребители информационных  продуктов и услуг и

3 – собственно информационные продукты и услуги.

Рассмотрим каждый компонент.

Производители информационных продуктов и услуг

Информационная инфраструктура России как и в большинстве развитых стран включает информационные организации трех уровней:

-         первый уровень - национальные информационные центры, занятые подготовкой машиночитаемых БД (политематических, по видам документов или тематических) и/или предоставлением доступа к БД в диалоговом режиме с удаленных терминалов в глобальном масштабе. 

-         второй уровень - отраслевые и территориальные информационные центры, занятые информационным обслуживанием территорий, отраслей и видов деятельности с использованием БД и услуг, получаемых от информационных центров первого уровня, а также подготовкой и предоставлением в машиночитаемом виде и/или в режиме теледоступа локальных (отраслевых и территориальных) БД.

- третий уровень - информационные брокеры, занятые информационным обслуживанием конечных потребителей на основе стандартизированных информационных услуг информационных организаций первого и второго уровня.

Появление на рынке информационных посредников (brokers), под которыми понимаются организации или лица, профессионально занимающиеся платным информационным обслуживанием внешних клиентов на коммерческой основе с использованием услуг специализированных информационных служб, было связано с осознанием полезности и ценности информации и ростом потребностей в информационных услугах.

Таким образом, поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть: • центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации; • центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных; • службы телекоммуникации и передачи данных; • специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи; • коммерческие фирмы; • информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи. Основные потребители информационных услуг различаются задачами, решаемыми с использованием этих услуг. Прежде всего, выделяются такие два рынка потребления, как деловой и потребительский, или, как их принято называть, рынки типа "бизнес бизнесу" и "домашний". Каждый из них, в свою очередь, делится на множество секторов и сегментов. Некоммерческие информационные службы России ориентировали свои услуги преимущественно на корпоративный рынок, хотя большая часть печатных информационных изданий были доступна для индивидуального потребителя. Кроме того, значительная часть информационных услуг носила как бы внутрисистемный характер и не предназначалась для конечного потребителя, а использовалась внутри самой государственной системы научной и технической информации в качестве полуфабрикатов.  Основными потребителями информационных услуг в целом (по объему услуг), начиная со второй половины 80-х годов, были государственные учреждения, крупные предприятия и организации, а также учебные заведения. С начала 90-х годов ситуация начала изменяться. Появившиеся многочисленные мелкие организации и фирмы стали использовать информационные услуги в объемах не меньших, чем крупные.

 

 

24 Специфика рынка информационных  услуг в сфере туризма

Несомненно, туризм - информационно  насыщенная деятельность. В результате применения информационных технологий возрастают безопасность и качество туристических услуг. Например, в процессе организации, управления и контроля авиа операций значительную роль играют электронные системы, помогающие при планировании маршрутов и расписания, контроле и анализе прохождения полетов, управлении персоналом, в бухгалтерском учете и перспективном планировании, которые в свою очередь, включают (например) систему передачи и направления сообщений, спутниковую систему сбора и передачи информации для воздушного транспорта, инерционные навигационные системы, систему контроля за воздушными перевозками, систему продажи авиационных билетов.

новые технологии предусматривают  автоматизацию многих гостиничных  процессов, электронное резервирование, введение технологий, способствующих улучшению качества обслуживания одновременно при сокращении персонала. Автоматизированные системы направлены на повышение производительности труда, поднятие уровня знаний у высших управленческих работников. При этом становится все более обычным совмещение профессий, что влечет за собой растущую потребность в более фундаментальной подготовке персонала, в обучении их нескольким профессиям.

Компьютеры широко используют в  центральных информационно-вычислительных центрах гостиниц и с их помощью  происходит управление резервированием, учет посетителей, распределение комнат, учет инвентаря и контроль за поставками питания. Например, сетевые информационные технологии представляют собой актуальное и перспективное направление развития информационных технологий, цель которых состоит не только в обеспечении обмена информацией между отдельными пользователями информационно-вычислительных систем, но также и в создании возможности кооперативного использования распределенных информационных ресурсов общества, получения справочной, документальной и другой информации из различного рода специализированных информационных фондов.

 

25. Действия с информацией в процессе информационного обеспечения

Ввод и передача информации. В рамках информационного обеспечения ввод и передача информации возможны в пределах следующих систем:

- глобальные сети;

- корпоративные  и локальные компьютерные сети;

- системы  передачи бумажных документов.

Хранение информации. Основные требования к данной фазе работы с информацией состоят в обеспечении следующих свойств у хранимых данных:

- целостность;

- предметная ориентация данных;  историчность, интегрированность;  неизменность во времени;

- многоуровневое хранение информации на основе правил организации информационных хранилищ, построение метаданных (данных о данных) на разных уровнях интеграции.  

Обработка и анализ информации. Удовлетворение информационных потребностей осуществляется на основе обработки и анализа информации. Эти действия совершаются как в плановом порядке, так и в рамках информационных запросов. Последние бывают следующих видов:

- простые и сложные (многоаспектные) запросы;

- формализованные и неформализованные,  нерегламентированные запросы.

Формализованные запросы характеризуются  заданностью исходной и выходной информации, а также определенностью алгоритма получения последней из первой. Выделение таких процедур обработки информации позволяет их формализовать, а в дальнейшем и автоматизировать. Вопрос лишь в том, в состоянии ли используемые в организации информационные технологии обеспечить инфраструктуру для этого. Если формализованные действия автоматизированы, то гораздо проще обрабатывать неформализованные случайные запросы.

Действия с информацией:

Информация о работе Шпаргалки по "Информационному менеджменту"