Шпаргалка по "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка

Описание работы

Укрепление государства и его институтов – обязательное условие выживания и развития нации в условиях глобализации. Государство не только не отмирает, оно может и должно взять на себя стратегические функции по формированию процессов глобализации. Ключевой вопрос в этой связи – сочетаемость национального и глобального. Как, например, опережающими темпами развивать образование, не теряя при этом национальной специфики? Или - как защитить национальный язык, культуру в эпоху глобализации?

Файлы: 1 файл

Вопросы (менедж).новые(1).DOC

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы для подготовки к экзамену

кандидатского минимума по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (менеджмент).

 

  1. Государственное управление в условиях глобализации, особенности российской организации системы государственного управления в современных условиях. Реформы в системе государственного управления.

 

Укрепление государства  и его институтов – обязательное условие  выживания и развития нации в условиях глобализации. Государство  не только не  отмирает, оно может  и должно взять на себя стратегические функции по формированию процессов глобализации. Ключевой вопрос в этой связи – сочетаемость национального и глобального. Как, например, опережающими темпами развивать образование, не теряя при этом национальной специфики? Или - как защитить национальный язык, культуру в эпоху глобализации?

Для интеграции России в  мировую систему необходима реализация политики, направленной на снятие структурных  ограничений. Среди этих ограничений  экономики – проблемы не реформированного и дотируемого государством сектора локальных, нереализуемых в международном масштабе услуг (ЖКХ, наземный транспорт, здравоохранение и образование). Вместе с тем сектор глобально реализуемых услуг (туризм, авиатранспорт, финансовые, юридические, телекоммуникационные услуги) и потребительских товаров еще недостаточно эффективен для международной конкуренции.

Два направления экономического развития, за счет которых можно  увеличить темпы роста ВВП  и одновременно не потерять самостоятельности  национальной экономики в глобализирующемся экономическом пространстве:

  1. создание условий для развития сферы новых технологий/ знаний (в самом широком смысле – от образования и науки до практической реализации/внедрения);
  2. развитие и поддержание капитальной базы, развитие внутреннего финансового рынка (способного привлекать и управлять/ перераспределять финансовые потоки резидентов и нерезидентов).

у России реально существует несколько сценариев развития в условиях глобализации на ближайшие 10–15 лет.

1) Инерционное развитие.

Первый. Внешне благоприятный, инерционный. В соответствии с этим сценарием в ближайшее десятилетие позиции России в мировой экономике и политике определит скорость, с какой она сможет использовать новейшие достижения НТР, а также ликвидировать отечественную антиинновационную систему, не способную справиться с проблемой «внедрения». Эта проблема и общественного сознания, и политических приоритетов, и деятельности правительства.

 Но главное  – это проблема формирования новой государственной политики. По нашему мнению, новая государственная политика должна начинаться с формирования общественного мнения.

«Что, по Вашему мнению, прежде всего, должно быть в  стране, чтобы она считалась великой?»  были получены следующие ответы (приводится удельный вес ответов в общем  объеме исследуемой совокупности):

    1. высокий уровень благосостояния граждан- 67,1%;
    2. высокоразвитая промышленность- 66,1%;
    3. соблюдение прав и свобод человека- 34,4%;
    4. высокий уровень образования населения- 30,8%;
    5. ядерное оружие- 29,5%;
    6. богатые природные ресурсы- 25,2%;
    7. великое культурное наследие- 16,7%;
    8. обширная территория- 8,6%;
    9. затрудняюсь ответить- 5,6%;
    10. другое– 0,8%

2) Догоняющее индустриальное развитие.

изначально использует экстенсивные факторы (низкий уровень  заработной платы, избыток людских  ресурсов, заниженные тарифы на энергоносители и т.д.).

3) Формирование экономики, основанной  на знаниях.

Это путь развития общества, где основная ставка делается на развитие науки, инноваций, культуры, информационной индустрии и человеческого потенциала.

 

 

  1. Основные методы управления, их классификация.

Методы управления - это способы  реализации функций менеджмента. Одновременно они устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно результативное, неэффективное выполнение функций и обязанностей. 
Методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания (приоритетов) функций управления и от сочетания (выбора) его средств (инструментов). Многое зависит от масштаба управления, его целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления.

Методы классифицируются по различным (критериям) признакам:

    • по масштабам применения - общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др.;
    • по отраслям и сферам применения - в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др.;
    • по роли на различных этапах жизнедеятельности организации - методы исследования организаций, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие, вплоть до методов ликвидации, банкротства;
    • по степени опосредованности воздействия - прямые и косвенные;
    • по уровню обобщения управленческих знаний - методы теории и практики управления;
    • по управленческим функциям, которые эти методы позволяют осуществлять: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т.п.;
    • по конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др.
    • Существуют методы инновационного менеджмента, риск-менеджмента, антикризисного, финансового менеджмента, управления производством, сбытом (включая логистику), коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, знаниями, проектами, малыми и крупными предприятиями, а также методы управления бизнес-процессами, методы управления взаимодействием бизнес-структур между собой и с клиентами и другие.

Традиционная общепризнанная классификация  группирует методы менеджмента по характеру  воздействия: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические.

    • Административные методы. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников. Реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты, правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность.
    • Экономические методы. Путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью Цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.
    • Социально-психологические методы. Путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы. 
      Социально-психологические методы воздействуют на потребности и интересы человека и группы, их иерархию, активизируют творческую или исполнительскую деятельность, общение. 

 

  1. Сетевые формы управления и бизнеса.

 

Сетевые технологии формирования организационных  структур управления характеризуются  созданием виртуальных корпораций, как адекватной формы организации  делового сотрудничества. Во многих городах  страны стали появляться такие виртуальные структуры, как МММ в Москве. Они, как нельзя эффективно, пользуются преимуществами структуры управления и групп собственников. При этом отдельные участники сетевой структуры, находящиеся на верхнем уровне управленческой иерархии концентрируют вокруг себя и своей деятельности активное участие других структур и организаций, образуя общие и взаимодополняемые цели, формируя новые бизнес-стратегии. 
Сетевые структуры особенно перспективны в открытых социально-экономических системах, ориентированных на сотрудничество. Функции менеджера становятся более сравнимы с функциями тренера: подбор игроков, их обучение и постоянная тренировка, формирование команды, организация совместной работы. Причем нужно добавить, что это играющий тренер. Его контрольно-распорядительные функции сочетаются с талантом специалиста, создающего определенную конкретную стоимость, способного к наращиванию "человеческого капитала", а также собственно "командного капитала". Сетевые технологии формирования структур все больше распространяются за пределы отдельных фирм и организаций, в направлении формирования виртуальных корпораций как высокой формы организации сетей делового сотрудничества. Организационные структуры все больше начинают соответствовать структурам информации, информационным технологиям. При этом отдельные участники сети концентрируются вокруг базового вида деятельности, формулируют общие, взаимодополняемые цели, объединяют на этой основе бизнес-стратегии в рамках сети, интегрируют информационные стратегии. 

  1. Системы управления в различных социокультурных и политических средах. Исторический опыт развития систем управления в отдельных странах.
  2. Развитие форм государственно-частного партнерства.
  3. Управление по результатам и сферам его применения.
  4. Конкурентоспособность организаций: основные признаки и факторы. Конкурентные преимущества.
  5. История управленческой мысли. Зарождение и развитие взглядов на управление в рамках отдельных научных школ.
  6. Формирование корпоративных организаций: холдингов, консорциумов, конгломератов, картелей. Их роль в развитии экономики.
  7. Мотивация и стимулирование: понятия, теории, практика.
  8. Стили руководства.
  9. Стратегическое управление. Цикл стратегического управления.
  10. Контроль: цели, задачи, объекты, принципы, виды. Организация процесса контроля.
  11. Центральная компетенция в системе управления и аутсорсинг.
  12. Организация бизнес-планирования.
  13. Сбалансированная система показателей и ее применение в управлении организацией.
  14. Управление знаниями как фактор повышения эффективности деятельности организации.
  15. Современные тенденции совершенствования управления экономическими системами.
  16. Управление жизнеспособностью организации.
  17. Иерархическая и сетевая типы структур управления: сравнительные характеристики.
  18. Сущность и функции маркетинга. Маркетинговый подход к управлению.
  19. Инновационный менеджмент: сущность и понятие. Совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами.
  20. Управленческая информация: роль, предъявляемые требования, источники. Информационные системы.
  21. Российская школа управления: опыт и исторические уроки.
  22. Риск-менеджмент.
  23. Контроль, мониторинг и бенчмаркинг.
  24. Функции управления, их сущность и взаимосвязи.
  25. Организационные структуры управления: сущность и основные типы. Выбор и проектирование оргструктур.
  26. Методы и показатели оценки результативности управления. Критерии оценки эффективности управления.
  27. План и прогноз. Методы планирования и прогнозирования.
  28. Информационные системы в управлении организациями.
  29. Корпоративное управление. Формы и методы корпоративного контроля. Роль и влияние стейкхолдеров на организацию.
  30. Механизмы и методы принятия и реализации управленческих решений.
  31. Целеполагание и планирование в управлении организацией.
  32. Миссия, цели и основные инструменты стратегического планирования. Анализ внешней и внутренней среды.
  33. Лидерство: сущность, концепция, типология. Роль лидера.
  34. Обучающаяся организация. Способы построения и функционирования.
  35. Культура организации: понятие, сущность, функции.
  36. Понятие, критерии и факторы риска в менеджменте. Меры защиты от риска в бизнесе и государственной службе.
  37. Методы анализа и оценка риска в менеджменте.
  38. Конкурентоспособность бизнеса. Создание и удержание ключевых компетенций.
  39. Организационные отношения и оргструктуры управления. Типы организационных структур.
  40. Сущность и функции систем управления персоналом.
  41. Персонал управления: кадровая политика, отбор и комплектование кадров, командообразование.
  42. Управление персоналом как особый вид профессиональной деятельности: цели, функции, принципы, эволюция подходов. Кадровая политика: выработка и реализация.
  43. Коммуникации: место в системе управления, коммуникативные процессы и развитие сетевых структур управления.
  44. Управленческое консультирование. Модели консультирования и управление изменениями.
  45. Влияние организационной культуры на эффективность управления.

 

 

Зав.кафедрой общего и

стратегического менеджмента  ИБДА                    А.Л.Гапоненко                




Информация о работе Шпаргалка по "Менеджмент"