Шпаргалка по «Психология экстремальных ситуаций и кризисных состояний»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

1.Цель и задачи специальной психологии
Цель специальной психологии — изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.

Файлы: 1 файл

специальная психология.docx

— 73.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

22.Дислалия. Ринолалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения. выделяют две основные формы дислалии:  
• функциональная дислалия, при которой отсутствуют органические нарушения в строении артикуляционного аппарата;  
• органическая дислалия, обусловленная анатомическими дефектами органов артикуляции: зубов, челюстей, языка, нёба. Органическую дислалию также называют механической.  
Отдельно выделяется возрастное нарушение звукопроизношения, называемое физиологической дислалией.  
Причины возникновения механической дислалии:  
• Аномалии зубочелюстной системы 
• Неправильное строение нёба. • Толстые губы, часто с отвислой нижней губой или укороченная 
• укороченная уздечка языка  
• язык или слишком большой или слишком маленький.  
Причины возникновения функциональной дислалии:  
• Неправильное воспитание речи ребёнка в семье - "сюсюкают" с малышом.  
• по подражанию - постоянное общение с малолетними детьми • двуязычие в семье.  
• Педагогическая запущенность;  
• недоразвитие фонематического слуха 
• недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.  
• снижением слуха  
• недостаточное умственное развитие ребенка.  
Ринолалия —нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия.  
выделяют различные формы ринолалии: открытую ринолалию, при которой изменение тембра и искажение произношения объясняется недостаточным подъмом мягкого неба, и закрытую ринолалию, при которой тембр голоса изменяется вследствие пониженного физиологического носового резонанса, выделяют смешанную форму ринолалии..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Дизартрия. Заикание.

Дизартрия— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наступает из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. Причиной неподвижности является парез мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, дизартрия — симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. При дизартрии нарушается не только звукопроизношение, но страдает и вся речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи. Проявлениями расстройств являются:  
• псевдобульбарный синдром, выражающийся в нарушении дыхания, глотания, голосообразования, ограниченной подвижности всего артикуляционного аппарата, прежде всего языка и губ;  
• дистония — непостоянный, меняющийся тонус;  
• синкинезии, т.е. дополнительные, непроизвол. движения, присоединяющиеся к произвольным, в частности, оральные синкинезии.  
Выделяют бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, корковую, мозжечковую и так называемые “стертые” формы дизартрии. 
Анартрия: Нарушение речи при самых тяжелых поражениях ЦНС, когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Дизартрия — неврологический диагноз. 
Заикание (логоневроз) — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Различают следующие виды заикания: артикуляционное, волнообразное, голосовое, дыхательное, закрепившееся, инициальное, индуцированное, инспираторное, клоническое, неврозоподобное, невротическое, органическое, постоянное, респираторное, рецидивирующее, смешанное, тоническое, функциональное, экспираторное.  
Основным внешним симптомом заикания являются судороги во время речи.

24.Алалия. Афазия.

Алалия— отсутствие или недоразвитие речи, возникающее вследствие органического поражения ЦНС. Причинами алалии чаще всего являются родовые травмы, а также травмы и заболевание головного мозга у детей до 1,5 лет, приводящие к повреждению речевых областей коры головного мозга. В зависимости от того, какие речевые центры были поражены, выделяется моторная алалия (экспрессивная), характеризующаяся стойким недоразвитием речи при частично сохраненном понимании чужой речи, и сенсорная алалия (импрессивная), при которой в первую очередь нарушено понимание речи. У ребенка с алалией речь не развивается совсем или развивается с грубыми отклонениями. При сенсорной алалии дети плохо понимают чужую речь, причем, не распознают именно звуки речи: слышат, что человек что-то говорит, но не понимают, что именно. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). Нарушение речи, при котором сочетаются признаки моторной и сенсорной алалии, называют сенсо-моторной алалией.  
Афазия— полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.  
Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения, травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Выделяют следующие формы афазии (Р.А. Лурия):  
• акустико-гностическая афазия  
• афферентная моторная афазия  
• эфферентная моторная афазия  
• акустико-мнестическая афазия  
• семантическая афазия  
• динамическая афазия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.Дислексия. Дисграфия.

Дислексия— частичное специфич. нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.  
Выделяют: 
Фонематическая дислексия— дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.  
Семантическая дислексия—проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.  
Аграмматическая дислексия—обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.  
Мнестическая дислексия — проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.  
Тактильная дислексия наблюдается у слепых.  
Алексия — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения. 
Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.  
Выделяются следующие виды дисграфий: 
• артикуляторно-акустическая дисграфия  
• дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия)  
• дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза  
• аграмматическая дисграфия  
• оптическая дисграфия 
Аграфия — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.Тифлопсихология. Степени нарушения функции зрительного анализатора по Г. Морозовой.

Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения. Своё название тифлопсихология получила от греческого tiphlos – слепой и как наука сначала включала в своё содержание лишь психологию слепых. В настоящее время предметом её внимания являются не только слепые, но и лица, имеющие нарушения зрения. 
Анализ причин нарушения зрения показывает, что чаще всего слабовидение имеет врождённый характер. Однако аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних воздействий, имевших место в период беременности.  
В зависимости от степени нарушения зрительной функции выделяют слепых и слабовидящих.  
Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04). Различают разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличие); практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры и силуэты. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение.  
Можно выделить две группы слепых: слепорожденные и ослепшие. К первой группе относят лиц, потерявших зрение до становления речи, т.е. приблизительно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений, ко второй - ослепших в последующие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы в памяти. 
Слабовидящие дети – дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4. Слабовидящие дети используют остаточное зрение при знакомстве с явлениями и предметами окружающей действительности, а также при движении и пространственной ориентации. Однако из-за недостаточности зрительного восприятия обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их представления имеют качественное своеобразие. Слабовидение оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедленны процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения.  
Слабовидящие и слепые дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания

 

 

 

 

 

 

27.Психологическая характеристика детей с нарушением зрения, направления психологической интервенции.

К слепым относятся две категории детей: дети с визусом «О» и свето-ощущением, а также дети, имеющие остроту остаточного зрения до 0,04 включительно на лучше видящем глазу с коррекцией, обучение которых осуществляется на основе системы Брайля по учебникам, предназначенным для восприятия посредством осязания. 
Кроме наследственных факторов (врожденный анофтальм, микрофтальм; заболевания роговой оболочки - дистрофии роговицы; наследственная патология сосудистой оболочки - аниридия, колобома сосудистой оболочки; врожденные катаракты) у слепых и частично видящих детей имеются аномалии развития органа зрения вследствие внешних и внутренних отрицательных факторов, действовавших в период эмбрионального развития плода, - патологического течения беременности, перенесенных матерью вирусных заболеваний, токсоплазмоза, краснухи. 
Влияние глубоких нарушений зрения на процесс развития связан с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества. Значительные изменения происходят в физическом развитии - нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты.  
Формирование и развитие психологической системы детей, имеющих нарушения зрения, непосредственно связано с коррекционной работой, проводящейся с ними, и с формированием у них компенсаторных процессов, начиная с раннего детства (создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяющих воспринимать и исследовать информацию от внешнего мира для адекватного его отражения и поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности, социальными и моральными требованиями). 
О возможной зрительной патологии может свидетельствовать отсутствие у ребенка к 2-3 мес. фиксации взора на человеческом лице или игрушке, отсутствие прослеживающих движений глаз, отсутствие реакции на движущие стимулы и изменения окружающей обстановке. 
Приблизительно к полугодовому возрасту у ребенка с нарушениями зрительной функции может наблюдаться развитие своего рода аутизма: он не протягивает руки к игрушкам, у него отсутствуют эмоциональные реакции на окружающих. Ребенок боится пространства, самостоятельного передвижения. 
В настоящее время в психологии все большую силу набираетподход «экологическая психология». Его приверженцы демонстрируют в своих исследованиях зависимость эмоц. стабильности и развития личности от характера представлений об окружающей среде 
У детей с сенсорными дефектами специально организованная предметно-игровая среда поможет сформировать адекватный объекту образ, обогатить его предметное содержание. 
Определенная среда должна быть организована для детей с глубокими сенсорными нарушениями в специальных кабинетах дошкольных учреждений и школ. Наглядно-образные методики предназначены для формирования мнемических и мыслительных операций.. Целесообразно использовать также мозаику, состоящую из многосторонних элементов. Создан комплекс специальных коррекционных занятий, осуществляемых в условиях различных форм учебной, игровой, практической деятельности и имеющих целью компенсацию нарушенных или полностью утерянных зрительных функций, а также вторичных отклонений в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.Сурдопсихология. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей Р.М. Боскис.

СУРДОПСИХОЛОГИЯ (психология глухих) - раздел психологии специальной, изучающий развитие психическое глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания, в частности - в условиях специального обучения. Ее задачи: 
1) исследование путей предотвращения немоты у людей с дефектами слуха, исключающими нормальное речевое общение; 
2) выявление особенностей их деятельности познавательной; 
3) выяснение компенсаторных возможностей замены слухового восприятия зрительным, вибрационными ощущениями и пр.; 
4) изучение особенностей мышления, памяти и других процессов психических, формирующихся в условиях отсутствия или недоразвитости слуховых ощущений. 
Классификация Р. М. Боскис. Ее основу составляют положения теории компенсации психических функций Л. С. Выготского, в частности положение о сложной структуре нарушения.  
-степень потери слуха; 
-время возникновения нарушения слуха; 
-уровень развития речи. 
В соответствии с названными критериями выделяют следующие группы: 
Первая — глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах - детис такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения. 
Вторая — позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» — те, кто потерял слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. Эти дети имеют навыки словесного общения. Важным для них является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи.  
Третья — дети с частичной потерей слуха — слабослышащие {тугоухие). В зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой-то мере самостоятельно овладевать речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушений слуха.

 

 

 

 

 

 

 

29.Психологическая характеристика детей с нарушением слуха, направления психологической интервенции.

В первые месяцы жизни у детей отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, который в норме проявляется во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий малыш. В дальнейшем у детей с нарушениями слуха не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы. 
При отсутствии специальных занятий у детей с нарушениями слуха обычно наблюдается отставание в психическом развитии, у них задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, что в дальнейшем затрудняет проведение с ними специальной сурдологической работы. Многие дети с нарушениями слуха отличаются характерными особенностями поведения в виде повышенной психической истощаемости, эмоциональной возбудимости, склонности к негативизму, двигательной расторможенности. Среди детей с нарушениями слуха есть замкнутые, мало контактные дети. Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. При этом человек может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота бывает врожденная и приобретенная. Дети с приобретенной глухотой – это рано оглохшие дети (ранняя глухота), безречевые дети, а также позднооглохшие, у которых речь сформирована в той или иной степени. 
Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения. 
Тугоухие – это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью. 
Если нарушение слуха произошло до 3 лет, то речь самостоятельно не развивается. Речь слабослышащего ребенка имеет свои особенности, характеризуется неразборчивостью, глухостью, замедленным темпом. Письменная речь отражает все дефекты устной речи слабослышащего.  
При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии. При тяжелых степенях снижения слуха детей приучают считывать с губ. 
Одной из основных задач дошкольного воспитания детей с нарушенным слухом является формирование у них словесной речи, в том числе и устной. Особое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха придается обучению игре. В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивается интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром. 
Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Для стимуляции речевого развития глухого ребенка важное значение имеет создание для общения естественных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.Детский церебральный паралич. Формы ДЦП.

Детский церебральный паралич - это нарушение двигательной функции, которое появляется в раннем возрасте, даже до рождения. Симптомы детского церебрального паралича обычно появляются в первый год жизни.  
Нарушение в двигательной системе - результат нарушения мозговой деятельности. ДЦП особенно часто диагностируется у младенцев с очень низким весом и у недоношенных младенцев.  
Формы ДЦП: 
Спастическая диплегия – наиболее распространенная разновидность церебрального паралича, известная также под названием «болезнь Литтла». Поражает обе половины тела, причем в большей мере ноги, чем руки. Раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Наиболее распространенные проявления – задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т.п. Сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки ее развития, снижение интеллекта. 
Двойная гемиплегия – одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы. Двигательные расстройства в равной мере выражены в руках и ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию.  
Гиперкинетическая форма – одно из возможных последствий перенесенной гемолитической болезни новорожденных, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. Дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы.  
Атонично-астатическая форма характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечка или псевдобульбарной дизартрии.  
Гемиплегическая форма (спастическая гемиплегия, гемипарез) – характеризуется односторонним поражением конечностей. Рука, как правило, поражена больше, чем нога. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы. 
Смешанные формы – несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП.

Информация о работе Шпаргалка по «Психология экстремальных ситуаций и кризисных состояний»