Шпаргалка по «Психология экстремальных ситуаций и кризисных состояний»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

1.Цель и задачи специальной психологии
Цель специальной психологии — изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.

Файлы: 1 файл

специальная психология.docx

— 73.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

31.Психологические особенности детей с ДЦП с сохранным интеллектом.

Дети с сохранным интеллектом имеют нарушения поведения реже, чем умственно отсталые; в том числе больные со спастическими формами ДЦП — реже, чем дети с атетоидными гиперкинезами. 
Нарушения поведения могут быть в виде двигательной расторможенности, агрессивности, реакций протеста. У некоторых детей наблюдаются состояния безразличия, равнодушия, безучастности к окружающим. 
У больных ДЦП отмечаются следующие расстройства развития личности: сниженная мотивация к деятельности, фобии (страхи) в связи с передвижением и общением, и, как следствие, стремление к сужению круга общения. У детей, когда интеллектуальное развитие достаточное, часто развиваются неуверенность в себе, повышенная внушаемость, несамостоятельность. Такие дети и подростки наивны в суждениях, слабо ориентируются в бытовых и практических вопросах жизни. У них формируются иждивенческие установки, нежелание и, как следствие, неспособность к самостоятельной практической деятельности. В связи с трудностями в социальной адаптации, у них формируются такие личностные черты, как застенчивость, робость, неумение постоять за себя. В то же время, им часто присущи впечатлительность, повышенная чувствительность, обидчивость, замкнутость. 
У детей с церебральными параличами нарушения в психическом развитии находятся в тесной взаимосвязи с двигательными расстройствами. Положение многих детей с ДЦП бывает вынужденным, они подолгу лежат в одной позе, не могут изменить ее, повернуться на другой бок или на живот. Дети с сохранным интеллектом несмотря на тяжелый гипертонус, пытаются схватить предмет и приспосабливаются его удерживать, рассматривать, удерживая его в кулаке или между средним и безымянным пальцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.Синдром раннего детского аутизма. Триада нарушений при РДА.

Детский аутизм – нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контакта с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.  
Аутизм - отрыв от реальности. Уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешнее воздействие, пассивность и сверхранимость в контактах со средой (по Лебединскому). 
Основными признаками синдрома РДА (по Каннекеру) являетсятриада симптомов: 
1. Аутизм с аутичными переживаниями - отгороженность, замкнутость, уход в себя. Причудливые реакции на окружающих, в первую очередь на близких. Не выражен комплекс оживления. С 3-5 лет может не откликаться на собственное имя. Старается избегать отношений со сверстниками. При попытках привлечь к игре проявляет агрессию 
2. Стереотипное однообразное поведение с элементами одержимости - Постоянство в выборе пищи, маршрутов прогулки, окружающей обстановки. Стремление к одним и тем же впечатлениям. 
3. Своеобразное нарушение речевого развития - Эхололия – повтор за речью других людей. Повторяют речь окружающих людей. Практически не употребляют местоимения в первом лице. Письменная речь развивается очень хорошо. Ребенок не задает вопросов и может не отвечать на обращенную к нему речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.Психологическая классификация РДА.

Аутизм - особая патология, которая заключается в нарушении эмоциональных контактов ребенка с окружающим миром в целом и более всего с людьми.  
Более четко проявляется в 3-5 лет.  
Классификация детского аутизма по Никольской: 
1 группа. Дети с отрешенностью от окруж. мира. Пассивность, бездеятельность, отсутствие инициативы, отсутствие реакций на окружающий мир.  
«полевое» поведение – бесцельные скитания от предмета к предмету в замкнутом пространстве. Стереотипы в поведении отсутствуют. Игра отсутствует. Характерна аутоагрессия. Изначально речь развивается опережая норму (до 2 лет). С 2,5 лет начинается регресс речи, до полного ее распада.  
Мутизм – отсутствие речи.  
Такие люди не могут жить самостоятельно, нужна постоянная опека.  
2 группа. Дети с отвержением окруж. мира. Активные, деятельные, импульсивные, с выраженными реакциями на окружающий мир. Агрессия бурная, присутствует большое количество стереотипов во всем. Тревожны, большое количество страхов. На ранних этапах развитие речи незначительное, отставания от нормы нет. Некоторые дети даже могут освоить программу массовой школы. если интеллект сохранен.  
3 группа. Дети с замещением окружающего мира. Замещение реального мира, миром собственных фантазий. Уход в мир собственных фантазий. Насыщенная речь, очень хорошо развит монолог. Многие рисуют на основе своих фантазий. Интеллект сохранен.  
4 группа. Дети со сверхтормозимостью. Патологическая робость, застенчивость, неуверенность в себе. Развитая тревожность. Боятся отрицательной оценки окружающих. Интеллект сохранен. Могут освоить профессию, и работать по ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34.Характеристика детей с ранним детским аутизмом, направления психологической интервенции.

Аутизм проявляется в форме отсутствия социального использования имеющихся речевых навыков; нарушений в ролевых и социально-имитационных играх; низкой синхронности и отсутствия взаимности в общении; недостаточной гибкости речевого выражения и относительного отсутствия творчества и фантазии в мышлении; отсутствия эмоциональной реакции на вербальные и невербальные попытки других людей вступить в беседу; нарушенного использования тональности и выразительности голоса для модуляции общения; такого же отсутствия сопровождающей жестикуляции. Характеризуется также ограниченным, повторяющимся и стереотипным поведением, интересами и активностью и проявляется тенденцией устанавливать жесткий, раз и навсегда заведенный порядок во многих аспектах повседневной жизни. дети с аутизмом часто обнаруживают ряд других неспецифических проблем, таких как фобии (страхи), нарушения сна и приема пищи, вспышки гнева и агрессивность. Достаточно часты самоповреждения. 
Для постановки диагноза аномалии развития должны отмечаться в первые 3 года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах. При аутизме могут быть любые уровни умственного развития, но примерно в трех четвертях случаев имеется отчетливая умственная отсталость. 
В настоящее время выделяют 5 групп детского аутизма. 
Группа I. Аутистические психопатии. 
Группа 2. Органические аутистические психопатии.

Группа 3. Аутистический синдром при олигофрении

Группа 4. Аутизм детей с эпилептическими припадками

Группа 5. Аутистические реакции и патологическое развитие личности по аутистическому типу.

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35.Алкоголизм. Возрастные клинические особенности болезни у детей.

Особенности: быстрое привыкание; злокач. течение болезни; принятие ребенком больших доз; быстрое развитие запойного пьянства; низкая эффективность лечения.  
Совершаются насильственные преступления.  
Особенно чревато последствиями употребление спиртных напитков в переходном возрасте, когда в развивающемся организме происходит созревание.  
Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах.  
На первом, начальном, этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Продолжительность этого периода составляет до 3-6 мес.  
Второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года.  
На третьем этапе развивается псих. зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Это начальная стадия хронического алкоголизма.  
Четвертый этап определяется как хрон. стадия болезни. Сформирован абстинентный синдром.  
Далее, на пятом этапе, развитие алкоголизма соответствует закономерностям взрослых. Существенным отличием является быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом становятся асоциальными, грубыми, дисфоричными, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.  
Алкоголизм у подростков формируется в среднем в течение 3-4 лет. Алкоголизм чаще развивается у подростков, юношей после травмы мозга, органического поражения ЦНС, нейроинфекций, вызывающих изменения личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.Наркомания и токсикомания. Формы наркоманий и токсикоманий.

Токсикомания – э возникает при регулярном употреблении, вдыхании психоактивных веществ (химических, растительных, лекарственных препаратов и т. д.). Оно вызывает психологическую и физическую зависимость, в результате чего появляются признаки психического расстройства. 

Виды токсикомании:

Бензиновая - токсикоман вдыхает пары бензина, используя тряпку, смоченную в бензине. Появление бреда и галлюцинаций.  
Ацетоновая - вдыхание паров ацетона. Дезориентировка во времени и пространстве. Во время галлюцинаций, подростка можно наблюдать сидящим с отрешенным видом.  
Вдыхание клея.  
Все формы зависимости характеризуются возникновением эйфории, галлюцинациями, уходом от реальности. После окончания действия токсических веществ, возникает сильная головная боль, общая слабость, тошнота и рвота

Формы и виды наркомании

Опиомания (опиизм) — это привыкание к медицинским или самодельным препаратам опия, или морфиномания, — связанный с хронич. отравлением морфием. Это тяжелая форма наркомании, отличающаяся неуклонным прогрессированием, осложнением со стороны физич. и психич. сферы, трудностью излечения и высокой смертностью.  
Героинизм - употреблении героина. 
Гашишизм - пристрастии к наркотич. препаратам различных сортов конопли. 
Кокаинизм — агрессивны к окружающим.  
Из лекарствомании довольно часто наблюдается барбитуромания —злоупотребление снотворными средствами.  
Злоупотребление стимуляторами нервной системы. Их часто начинают принимать для повышения работоспособности, (кофеин, чифиризм). 
— алкоголизм и курение табака — никотинизм  
Полинаркомания - употребление нескольких наркотических средств одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.Влияние наркоманий и  токсикоманий на психику и общее состояние детского организма. Психокоррекционная работа.

Влияние алкоголя и наркотиков на детский организм, тем пагубнее сказывается, чем младше возраст. Под влиянием наркотиков, алкоголя нарушается работа почек, их способность выделять мочу. Это приводит к накоплению токсических веществ в организме, они изменяют функции всех органов и систем. Пагубно сказывается на опорно-двигательном аппарате. Кости прекращают расти в длину, хрящи раньше времени костенеют, возникает деформация суставов, мышцы атрофируются. Характерен общий вид этих молодых людей, они хилые, грудная клетка не сформирована, запавшая. Кроме изменений определяемых визуально такие юные пациенты жалуются на боли в суставах, мышцах, костях. Они носят разлитой характер без четкой локализации. На различных частях тела может появиться чувство жжения. Это связанно с нарушением кровообращения и недостаточностью питания костей, мышц и суставов. 
Мозг и нервная система – больше всего подвержены вредоносному, этиловый спирт и наркотические препараты быстро растворяются в крови. Дети очень быстро деградируют в умственном отношении. Мышление становиться шаблонным, отмирают умственные процессы, ребенок полностью деградирует. При длительном приеме этилового спирта в тяжелых случаях может развиться алкогольная деменция – это ведет к инвалидизации. 
Ссердечнососудистая система - Алкоголь, попав в кровь ребенка, разрушает эритроциты. Гемоглобин входит в плазму, и выполнять свою функцию переносчика кислорода он уже не может – результат ткани страдают от кислородного голодания. Могут возникать перебои в работе сердца (аритмии), повышаться артериальное давление. 
Уровень сахара в крови -снижается, развивается гипогликемия. Больные стремительно теряют в весе, хилеют, часто болеют простудными заболеваниями, нарушается работа иммунной системы. 
Желудочно-кишечного тракта и поджелудочной железы - подавляют выделение ферментов в пищеварительном тракте, что приводит к плохой усвояемости пищи, нарушению всасывания питательных веществ. Со временем слизистая желудка и кишечника атрофируется. Больные жалуются на боли и тяжесть в животе, отрыжку и т. д. Либо все может закончиться очень плачевно – опухолями пищеварительной системы. 
Печень – ведет к развитию цирроза. 
Самым страшным является смертельный исход от передозировки наркотиков или алкоголя.  
Необходимо направить сведения о нем участковому наркологу по месту жительства. Первый этап включает в себя 2 момента — проведение дезинтоксикационных мероприятий и купирование абстинентного синдрома. Второй этап подразумевает полное восстановление нарушений метаболизма, поведенческих расстройств и нормализацию психического состояния. Третий этап заключается в выявлении основных признаков психической зависимости и назначении целенаправленной терапии.  
Групповая психотерапия используется на начальном этапе как форма адаптации к ситуации и общей психоэмоциональной разрядки. Малые группы детей-токсикоманов (не более 4 — 5 человек) формируются для участия в ролевых играх с использованием масок, кукол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38.Психокоррекционная работа с детьми с особенностями в психофизическом развитии.

Коррекционно-развивающая работа включает: 
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; 
- организацию и проведение специалистами индивид. и групповых коррекционно-развивающих занятий; 
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; 
- коррекцию и развитие высших психических функций; 
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; 
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. 
1. Будьте терпеливы и наблюдательны к ребенку. 
2. Будьте систематичны и последовательны. Постройте план специальных занятий таким образом, чтобы естественно двигаться вперед - от одного навыка к другому. 
3. Разнообразие занятия. Повторение важно, но и не менее важно и разнообразие, иначе занятия быстро превратятся в рутину для ребенка. 
4. Будьте выразительны. Показывайте свои чувства и мысли выражением лица и интонацией голоса. 
5. Сделайте занятие забавой, игрой. 
6. Будьте практичны: полученные умения и навыки должны применяться ребенком в повседневной жизни. 
7. Сохраняйте уверенность: веря в успех вы неприменно его достигните. 
8. Почаще хвалите ребенка. 
9. Больше разговаривайте с ребенком. 
10. Используйте подражание (копирование). 
11. Побуждайте ребенка тянуться или двигаться, стараясь достать то, что он хочет. 
12. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. 
13. Учить ребенка важно, но не менее важно давать ему возможность и самому делать для себя то, что он может. 
14. Пусть другие дети показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т. д. 
В конечном итоге дети должны овладеть теми навыками общения, которые обычно формируются в процессе нормального развития.

 

 

 

 

39.Виды отношения семьи к ребенку с ОПФР. Стратегия психологической работы с семьей.

Отношение может быть деструктивным или конструктивным. 
Семьи, демонстрирующие конструктивное отношение к проблеме ребенка, не углубляются в переживание случившегося, а пытаются изменить ситуацию и свое отношение к ней. 
Деструктивное отношение проявляется в игнорировании патологии ребенка или акцентуации на ней. Игнорирование проявляется в том случае, когда родители не прилагают усилий и даже препятствуют оздоровлению ребенка. Акцентуированное отношение к ребенку заключается в том, что образ жизни семьи подчинен болезни, ориентирован на болезнь. Зацикливание на инвалидности ребенка выражается в различных невротических проявлениях у членов семьи: тревожность, низкая самооценка, чувство вины и т.д., которые со временем передаются ребенку.  
Деструктивное отношение к ребенку может выражаться в негативизме, т.е. отрицательном отношении к нему: явном, когда ребенок подвергается жестокому обращению, или скрытом, проявляющемся в эмоциональном отчуждении. 
Под реабилитационной активностью семьи понимаются усилия всех ее членов, направленные на оздоровление, развитие, социализацию ребенка. 
В крупных городах реализация деятельности по увеличению адаптивных возможностей таких семей, актуализации их внутренних ресурсов, решению имеющихся у них проблем и профилактике кризисных ситуаций возложена на центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРО и Р). В таких центрах совместными усилиями специалистов разного профиля (медиков, психологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов и др.) детям и их родителям оказывается комплексная социально-медико-педагогическая помощь.  
Формы работы с семьям детей с ограниченными возможностями: 
- патронаж - помогаетсемье справиться с возникающими трудностями посредством поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. 
- консультация - периодические контакты позволяют не терять связь с семьей, своевременно замечая здесь неблагоприятные процессы, облегчая и разрешая их.

Информация о работе Шпаргалка по «Психология экстремальных ситуаций и кризисных состояний»