Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по гендерной психологии.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

  1. Что такое гендерная социализация и каковы этапы формирования гендерной идентичности?

 

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс  усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами.

Гендерная социализация  включает две взаимосвязанные стороны:

а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;

б) воздействие  общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.

Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы,  они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение.  Вся информация,  касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем.

Выделяются две фазы полоролевой социализации:

1) адаптивная (внешнее приспособление  к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям);

2) интериоризации (сущностное усвоение  мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей). Основные социализирующие факторы  (агенты) - социальные группы и контексты: семья,  сверстники, институт образования, СМИ, работа,  клубы по интересам, церковь.

Механизмами для осуществления  полоролевой социализации служат:

а) дифференциальное усиление,  когда приемлемое гендерно-ролевое поведение  поощряется, а неприемлемое - наказывается социальным неодобрением;

б) дифференциальное подражание,  когда человек  выбирает полоролевые модели  в близких ему группах - семье, среди сверстников, в школе и т. д. и начинает подражать принятому там поведению.

Общество,  как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты  "фемининность- маскулинность", относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве.

Полоролевая социализация продолжается в течение всей жизни человека, но по мере взросления растет самостоятельность  выбора ценностей и ориентиров. В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать гендерную ресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей и усвоение новых.

В образе жизни конкретного  общества часто либо преувеличиваются, либо нивелируются различия между полами. Конструктивная социализация - это формирование  андрогинной личности, вбирающей в себя все лучшее из обеих половых ролей. Андрогиния  положительно влияет на социальное и психологическое состояние  человека.

Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует.

Понятие идентичность впервые детально было представлено Э. Эриксоном (E. Erikson). С точки зрения Э. Эриксона, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. В настоящий момент рассматривают социальную и личностную (персональную) идентичность (Tajfel Y.; Turner J.; Агеев В. С.; Ядов В. А. и др.). Начиная с 80-х годов нашего столетия, в русле теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера гендерная идентичность трактуется как одна из подструктур социальной идентичности личности (выделяют также этническую, профессиональную, гражданскую и т. д. структуры социальной идентичности).

Общепринятый подход к анализу  процесса формирования идентичности мальчиков и девочек - теория полоролевой социализации, которая в последние годы подлежит резкой критике (Conell R. W., Stacey J and B. Thorne). Кэхилл (Cahill S. E.) анализирует опыт дошкольников, используя социальную модель рекрутирования в нормальные гендерные идентичности. Первоначально категоризация осуществляется, выделяя, с одной стороны, ребенка (ему нужен контроль взрослых), с другой стороны - более компетентных мальчиков и девочек. В результате выбор гендерной идентичности осуществляется в пользу предопределенной анатомически половой идентичности.

До последнего времени в работах  отечественных исследователей, посвященных  изучению гендерной идентичности, использовались термины психологический пол, полоролевая идентичность, полоролевые стереотипы, полоролевые отношения (Агеев В. С.; Кон И. С.; Репина Т. А.; Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х. и др.). Однако даже близкие, на первый взгляд, понятия (как, например, гендерная идентичность и полоролевая идентичность) не являются синонимами.

Гендерная идентичность является более  широким понятием, чем полоролевая  идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от прически до особенностей туалета). Также понятие гендерная идентичность несинонимично понятию сексуальная идентичность (гендер - понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное). Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контексте его сексуального поведения в структуре гендерной идентичности.

 

 

 

  1. Что такое гендерные технологии и как они реализуются в семье и школе?

 

ГЕНДЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - способы, механизмы, каналы формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций. Логика  современного определения социального пола (см. "Гендер" ) указывает на неразрывную связь  понятий "пол - дискурс  - власть" . Г. т. соотносятся с дискурсом: по сути они и есть дискурсивные механизмы; ими задаются и регламентируются формы и стадии становления тендера. Г. т. показывают, как оформляется тендер,  как пол становится идеологическим продуктом.

Способность  усвоить и активизировать определенные системы знаков и кодов, которые существовали до появления индивида и которые определяют его культурную идентичность,  позволяют индивиду "подключиться" к определенным социальным системам, встроиться в них. Одним из этимологических оснований понятия "гендер" является "представление  принадлежности". Овеществление  участия, принадлежности становится возможным благодаря присвоению знаков участия, способности  оперировать уже готовыми гендерными стереотипами. Процессы дискурсивного формирования понятий "мужское" и "женское" показывают, что пол несомненно находится в сфере идеологического контроля и сам есть во многом идеологический продукт. Попадая в область  идеологической заданности, гендерный процесс  пересекается с др. нормативными переменными - такими, как раса  или класс,  в ходе чего производится властная система  в целом.

Гендер как технология,  гендер как дискурс прежде всего конструирует определенные половые идентичности через политику репрезентации во всех идейнозначимых и ценностно-контролирующих сферах: религии, языке, образовании и воспитании, искусстве, медиа, моде и т д. Создание и репрезентация  определенных гендерных образов имеют целью закодировать их как гендерные стереотипы  (стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям о "мужском" или "женском") и через показ, научение, повторение, контроль  добиться их усвоения в процессе социализации личности Гендерные стереотипы задают траектории жизненного пути и стандарты образа жизни, множат вокруг себя оценочноориентированные дихотомичные ассоциации (активное/пассивное, дело/обслуживание и др.). Исследователи предлагают разные модели обретения половой идентичности. Так, одна из современных концепций разработана Сандрой Бем, которая вводит понятие  "гендерной схемы" и показывает, что дети достаточно рано начинают использовать когнитивные возможности этой схемы, чтобы воспринимать новую информацию, в т ч. и о себе, структурируя ее в "сетке> данной схемы. Установки и представления понятий спонтанно делятся на "мужские" и "женские", несмотря на то, что существуют др. способы измерения окружающего мира. Характерен пример  из области гендерной предзаданности языка. Так, слова "нежный" и "соловей" спонтанно причисляют к категории  феминных, а слова "утвердительный" и "орел"  - маскулинных (Способы языкового манипулирования человеческой сексуальностью вскрыты и описаны M Фуко  )

Теория гендерной схемы  С. Бем предлагает свое решение  проблемы формирования субъективности: выделение "я" - ассимиляция  концепции "я" в гендерную схему. Гендерная идентичность формируется у детей в возрасте 5 - 7 nei (а К. Миллет говорит даже о возрасте 18 месяцев). Эта первичная социализация  связана в основном с бессознательными и пассивными механизмами усвоения культуры, но уже здесь концепция  "я" ребенка становится полотипизированной а самооценка  - заложницей гендерной схемы. Ребенок регулирует свое поведение  в зависимости от доминирующа представлений женственности и мужественности.

Специалисты отмечают, что  на этапе первичной социализации и полотипизации главную роль  играют: семья,  группы сверстников, соответствующие средства массовой информации, дошкольные детские учреждения и начальная школа "значимые другие". На последующих этапах социализации - вторичная социализация (17 - 25 лет) и ресоциализации (пересмотр норм и образцов поведения, связанный, как правило,  с мощными социальными трансформациями, задающими для личности попадание в критическую и нерелевантную прежним нормам ситуацию), - особенно значимы образовательные институты (учебные заведения), сообщества, средства массовой информации.

В настоящее время  появляются исследования, в которых отражаются попытки выявить влияние гендерных стереотипов на оформление  гендерной идентичности в разные периоды социализации, а также определить и дешифровать содержание  и репрезентационные возможности разных социализирующих каналов с т. зр. их гендерной насыщенности и специфики воздействия. Язык,  религия,  образование,  культура  (как элитарная, так и массовая) настраивают на определенное ценностное восприятие  обществом мужчин и женщин и усиливают его. Признание легитимности этих норм теми, кто имеет меньший доступ к общественным благам (собственности, власти, престижу), придает этим моральным нормам господствующий характер. 

На протяжении веков  основополагающими Г. т. выступали  язык, религия, образование и воспитание.  История  нравов дает обширный материал для анализа, позволяет увидеть в структурах повседневности укорененность мифологии мужского и женского. Разные типы семейного воспитания, способы передачи культурного опыта, соответствующие механизмы инициации, весь ритуально-обрядовый контекст  и т. д., - все наполнено соответствующими образами мужского и женского, все это формировало устойчивую политику репрезентации.

Образование и воспитание как Г. т. - большой раздел в современных  гендерных исследованиях (как, впрочем, и др технологии). Значимость  данной сферы понятна, мы уже подчеркивали ее роль на этапе первичной социализации и полотипизации. Школьные программы обучения, базовые литературные образцы, система распределения учебных предметов, язык изложения, поведение учителей, явная феминизация, например, нашей современной школы, - все эти параметры традиционного школьного обучения могут быть рассмотрены как система гендерных упражнений, задающих устойчивую и иерархическую систему гендерных ролей. Для примера возьмем опыт  изучения содержания и структуры детского чтения. Исследователи разных стран неоднократно обращались к анализу детского чтения, выявляя жестко заданные гендерные стереотипы. Так, например, отмечалось, что мужчины чисто количественно преобладают в сказках и историях для детей в соотношении 11 к 1, включая животных с половой тождественностью, где соотношение было 95 к 1 (это данные по западному детскому чтению). Исследования нашего любимого "Букваря" показали, что единственными героями женского пола в нем были мама и Маша, которые мыли раму Репрезентация женского и мужского по типам деятельности в детских книгах различна. Занятие мужчин - это поиск приключений и пребывание вне дома, их действия требуют независимости и силы. Там, где появляются девочки, они показаны пассивными (ожидающими) и заключены в какие-либо пределы. Близкий к детскому чтению ряд - игрушки - также очень рано закрепляет в сознании детей репрезентацию мужского и женского. Так, Э. Гидденс подмечает, что в "магазины игрушек, почтовые каталоги обычно категоризируют товары по половому признаку Например, игрушечные котята и крольчата рекомендуются девочкам, в то время  как львы и тигры считаются более подходящими для мальчиков".

Современная ситуация  характеризуется тотальной визуализацией социального пространства, а новые поколения все более социализируются в контексте аудиовизуальной культуры. Поэтому на смену базовым Г. т. (язык, религия, традиционное обучение  и воспитание) приходят более зрелищные и более эффективные с этой т. зр. Г. т., которые можно обобщить термином "социальный  дизайн". Это прежде всего экранные технологии - кино, телевидение с его утверждающей клиповой культурой, мода,  весь имиджевый поток массовой культуры, реклама.

Реклама даже в ряду весьма разнообразных "видеократических" практик воздействия является наиболее агрессивно-дискурсивной Г. т. Она тотальна, незаметна, празднична и заботлива (Ж. Бодрийяр), она моделирует строй наших желаний, тем самым глубоко укореняя первообразы мужской или женской мифологии, эффективно внедряя образы  современных тендерных ролей. Особенно активно разрабатывается "женская составляющая" рекламы. Прежде всего следует отметить, что сама реклама в большинстве своем обращена к женщине. В современном потребительском обществе женщина едва ли не главный объект  бизнеса, а следовательно, и рекламы. Неслучайно Б. Фридан приводит высказывание  одного из бизнесменов: "Если магазин для женщины - школа жизни, то реклама - это учебник". Кроме того, реклама весьма интенсивно использует женщину как "материал". В рейтинге "айстопперов" (останавливающих глаз) женщины занимают первое место,  затем следуют дети и животные. Реклама эксплуатирует женскую телесность  и сексуальность в самых немыслимых комбинациях, вплоть до рекламы камазов через женское тело  (вообще аналогия  женщина-машина и машина-женщина наиболее репрезентативна в "мужской" рекламе).

Не следует думать, что Г. т. столь "интенсивны" лишь в отношении женщин. Современные "mans studies" активно исследуют  формы и механизмы создания "настоящего мужчины". Наибольший интерес  представляют материалы, посвященные таким институтам мужественности, как армия и спорт. Скажем, в анализе традиций мужского воспитания в Америке хорошо показано значение  национально-приоритетного развития футбола и бейсбола, создание организации бойскаутов, оформление символических фигур, репрезентирующих мужественность - Ковбой, Терминатор и т. д. Самым важным в системе мужского воспитания оказывается испытание. Богатейший материал антропологов показывает "матрицы" мужского воспитания в различных вариантах инициации, где "мужественность пишется на телах", и до наших дней дошла формула "Шрамы украшают мужчину". И хотя сейчас не существует универсальной модели мужественности, понятие мужественности сохраняется как идеологический конструкт,  призванный обосновать и оформить иерархическую позицию мужского.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"