Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по гендерной психологии.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Вообще считается, что  здоровая гендерная идентичность может  сформироваться лишь под влиянием мужчин: а) отцов — для обоих полов; б) мужей — для женщин (Lorenzen, 1996; Jorstad, 1996; Newman, Pettinger, Evan, 1995).

Психоанализ оставил  нам в наследство и представление  о феномене нарциссизма. Фрейд использовал  греческий миф о Нарциссе и Эхо в своей теории о нормальном и патологическом нарциссизме (работа «О нарциссизме: введение» появилась в 1914 г.). Нормальный нарциссизм (который возникает у ребенка в первые два года жизни) — необходимый элемент самооценки и уверенности в себе обычного человека (все люди в какой-то мере нуждаются в том, чтобы их любили и ими восхищались). Патологический нарциссизм развивается: а) как следствие его наличия у одного или обоих родителей; б) в результате серьезных травм, полученных в раннем детстве, а также в) в результате нарциссических травм более поздних периодов (это могут быть неудачи в деятельности или во взаимоотношениях с другими людьми, а также физические заболевания и т. п.).

Идеи Фрейда получили свое дальнейшее развитие в современной  психоаналитической теории и практике (X. Когут, О. Кёрнберг).

С позиций психоанализа рассматривает проявление феномена нарциссизма у мужчин и женщин — лидеров норвежский психотерапевт  Я. Йорстад. Он разделяет явления  нормального нарциссизма, отражающего  универсальную потребность человека в любви и поддержке, и патологического. Признаками последнего являются явно выраженные эгоцентризм, тревога (малейшая фрустрационная ситуация вызывает гнев), проективная тенденция (неспособность признавать свои слабости и ошибки — всегда виноваты другие), а также недостаток эмпатии и наличие фантазии грандиозности (что проявляется в форме высокомерия, доминантности и в обесценивании других людей).

Патологический нарциссизм формируется из-за нарушения условий  развития. У мальчиков это происходит, если они являются предметом поклонения своих матерей; воспитываются в семье, где нет мужчины (отца или отчима), или, если он есть, то отвергает ребенка. У девочек — если отец не любит дочь, не предоставляет ей свободы, а мать не заботится о ней и не защищает ее.

По данным Йорстада, многие лидеры организаций демонстрируют  признаки нарциссической тревоги. При  этом мужчины более склонны к  нарциссической грандиозности (причины  этого автор видит как в  их анатомии, более «заметной» по сравнению  с женщинами, так и в стремлении чрезмерно преувеличивать свой достиженческий имидж, поощряемый западной культурой), у женщин же проявляются пассивные формы нарциссической тревоги: неуверенность в себе, сомнения при принятии решений, отсутствие толерантности к критике сверху и снизу, поэтому они предпочитают быть в тени и часто отказываются от роли лидера — еще до назначения или спустя некоторое время после него, даже если обладают лидерскими качествами, либо стремятся приуменьшить свою женственность, подражая мужчинам-лидерам (роль Эхо). При наличии патологического нарциссизма 'мужчины и женщины прибегают к различным формам защиты. У мужчин это выработка нечувствительности к реальным и потенциальным источникам травм — каменное лицо и твердый голос, у женщин — окружение себя похожими сотрудниками, которые помогают выполнять лидерскую роль (см. главу о личностных характеристиках).

В рамках когнитивизма известны 3 концепции: 1) «информационной обработки  человека» Д. Гамильтона; 2) «теория  схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера и 3) теория гендерной схемы С. Бэм. Все они перекликаются друг с другом. Суть их такова.

Человек стремится упорядочить  свое знание об окружающем мире и прибегает  при этом к схемам (т. е. стереотипизированным стимулам). При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные и ролевые. Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль). Схема позволяет быстро опознать социальный стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы о том, как Должны вести себя мужчины и женщины (гендерные стереотипы). Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и «женское». Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки — к «женскому», т. е. пользуются гендерными схемами. В итоге они усваивают стереотипные формы поведения для мужчин и женщин. Встречаются ситуации, когда индивид ведет себя «не по схеме» (т. е. отклоняется от гендерного стереотипа), но такие случаи неприятны, и человек стремится устранить рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным поведением другого человека. Делает он это с помощью следующих приемов (Bartol. Martin, 1986):

  1. каузальная атрибуция (к примеру, достижение успеха объясняется удачей, а не способностями );
  2. игнорирование рассогласования (оно просто не замечается);
  3. ролевое выравнивание (поведение индивида подгоняют к ролевому стереотипу, к примеру, интерпретируя его поступки по-своему);
  4. навешивание девиантного ярлыка (к примеру, женщину, делающую карьеру, называют «синим чулком», мягкого женатого мужчину — «подкаблучником»);
  5. вытеснение из группы (женщинам-менеджерам, к примеру, дают меньше информации, слишком короткие сроки для выполнения задания; мужчин не приглашают выпить пива, на футбол).

Гендерная схема более  ярко проявляется при встрече  незнакомых людей — в лабораторных условиях.

Теория гендерной схемы  Сандры Бэм пытается совместить когнитивизм  с теорией социального научения. Ее основные положения заключаются в следующем. «Гендерная схема» — это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маску-линность-фемининность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, их профессиях и разделении занятий (в том числе и по дому), их личностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия «мужское-женское» — самая важная из всех классификаций людей, которые существуют в человеческом обществе. Усвоив, что означает эта дихотомия, ребенок сортирует всю информацию по двум категориям: к примеру, понятия «чувствительность» и «соловей» он относит к «женскому», а «ассертивность» и «орел» — к «мужскому». Следующий шаг — ребенок делает обобщение: какие атрибуты составляют «женское», а какие — «мужское». Формируется соответствующий гендерный стереотип — что могут делать и как себя вести мальчики и что и как — девочки. Тот, кто ведет себя согласно стереотипу, обладает гендерной типичностью — типичный мальчик или типичная девочка.

Гендерная социализация должна осуществляться по гендерной  схеме, так как ребенок будет  жить в обществе, которое организовано по принципу гендерной дихотомии. Некоторые  современные родители воспитывают детей по-новому. Они покупают мальчикам и девочкам одинаковые игрушки (куклы и машины), одежду и розового и голубого цвета. Мамы и папы делают одинаковую работу по дому (папа стирает, а мама ремонтирует утюг). С детьми играют в одинаковые игры и т. п. Но ребенок растет не только в семье. Он смотрит телевизор, наблюдает за поведением мужчин и женщин в реальной жизни, и он все равно поймет, что мальчик в сочетании с куклами — это ненормально. Родители должны помогать ребенку сортировать информацию на «мужское—женское», начиная с анатомии — объясняя связь гениталий с мужским и женским полом. Но это не значит, что детей надо обучать сексизму. Раньше говорили, что мальчик может быть летчиком, а девочка — стюардессой, мальчик — доктором, а девочка — медсестрой. Сейчас родители обсуждают с детьми, почему ни одна женщина не была президентом США, говорят о дискриминации по фактору пола и ее последствиях. Родители выбирают, по какой системе воспитывать детей.

Понятие адрогинности проблематично  с точки зрения теории гендерной схемы, так как оно предполагает, что фемининность или маскулинность существует внутри человека, что они — независимые и реальные явления, а не когнитивные конструкты. Однако индивид может быть андропшным — по определенным параметрам. Общество должно влиять на индивида — но в определенных границах. Должны быть сферы, где индивид может вести себя не в соответствии с гендерной схемой и стереотипом. Необходимо также смягчить свои требования по поводу повсеместной дихотомии «маскулинное—фемининное».

 

 

 

 

  1. В чем отличие биполярной, андрогинной и мультиполярной модели пола?

 

В социологии пола исследовательские  работы были направлены на изучение проблем  мужчин и женщин в зависимости  от социально-экономических условий  развития страны в определенный исторический период, от типа политического устройства общества, от уровня развития демократии, от господствующих у политической элиты представлений о роли и статусе мужчин и женщин в обществе.

Предметом гендерных  исследований являются гендерные отношения, различия и сходство полов. Первые работы в области гендерных исследований проводились в русле полоролевого подхода. Основной теорией, на которой базируются современные гендерные исследования, является теория социального конструирования гендера.

Особое внимание в  работе было уделено выделению тех  специфических особенностей гендерного направления в психологии, которые  демонстрируют принципиальные отличия  гендерных исследований в психологической  науке от исследований, типичных для "психологии пола". Основное отличие гендерной проблематики в психологии от исследований, проводимых в рамках психологии пола, задается использованием иной модели психологического пола, применяемой для описания характеристик социального поведения мужчин и женщин: 1) в традиционных исследованиях психологический пол индивида - это биполярный конструкт; 2) в гендерно ориентированных исследованиях психологический пол - это мулътиполярный конструкт. В таблице 1 приводится сравнительная характеристика двух моделей психологического пола личности: биполярной и мультиполярной.

Второй этап теоретического обоснования возможности существования  психологии гендерных отношений, как  научного направления, включал определение  статуса этого нового направления.

"Психология гендерных  отношений"-это новое направление социально-психологического знания, статус которого может быть обозначен как теоретическая и прикладная отрасль социальной психологии. Психология гендерных отношений, как направление, не только опирается на

Таблица 1

Сравнительная характеристика двух моделей 
психологического пола личности: биполярной и мультиполярной

Параметры

Биполярная модель

Мультиполярная модель

Основные детерминирующие  факторы

Преимущественно биологические  факторы: маскулинные и феминные характеристики предопределены биологическим полом индивида, они универсальны

Преимущественно социокультурные  факторы: характеристики идентичности формируются в процессе гендерной  социализации, они не универсальны, а существуют в определенном социокультурном  контексте

Устойчивость во времени

Характеристики психологического пола личности не изменяются

Неизменной остается базовая идентичность - принадлежность к определенному полу, другие характеристики гендерной идентичности могут изменяться под воздействием фактора времени  и условий жизнедеятельности

Характер соотнесенности маскулинных и феминных качеств  в структуре психологического пола

Характеристики двух психологических типов соотносительно противоположны, находятся в оппозиции, взаимоисключают друг друга 

Маскулинные и феминные характеристики существуют как независимые конструкты

Степень нормативности  конструктов маскулинности - фемининности

Маскулинность и феми-нинность - нормативные эталоны. Каждое отступление  от норматива рассматривается как  патология или шаг по направлению  к ней

Традиционные представления  о маскулинности и фемининности не являются нормативными эталонами. Отступление  от норматива маскулинности или  фемининности не рассматривается как  патология

Пси хологи ческая адаптированность личности

Выраженность маскулинных черт для мужчины и фемининных черт для женщины отражает наибольшую психологическую их адаптированность

Индивиды, обладающие выраженными  характеристиками, строго соответствующими их полу, не обнаруживают высокий уровень  психологической адаптированности

Количество типов психологического пола

Объектом изучения являются два психологических пола: мужской  и женский

Объектом изучения являются не два, а существенно большее  количество идентичностей, например, пять: мужская, женская, трансексуальная, гомосексуальная, лесбийская


систему социально-психологического знания, но и "встроено", в предметную область современной отечественной  социальной психологии. Именно в системе  социально-психологического знания были созданы наиболее весомые (по сравнению  с другими психологическими дисциплинами) научные предпосылки изучения психологической стороны гендерных отношений. Это объясняется следующим: во-первых, в социальной психологии реализуется целостный интегрированный подход к изучению трех основных элементов социально-психологической реальности - внутреннего мира индивида, межличностного взаимодействия в конкретной ситуации, социальной структуры общества, которые являются ключевыми для гендерных исследований и гендерных отношений.

Во-вторых, в социальной психологии давно включена и активно разрабатывается категория "отношения", которая является базовой в системе гендерного знания.

В-третьих, в таких  традиционных разделах социальной психологии, как "психология больших групп", "психология межгрупповых отношений, "психология общения и межличностных отношений" накоплен определенный объем эмпирических знаний и концептуализации, который продуктивно может быть использован для анализа проблем гендерных отношений.

Таким образом, предметное поле социальной психологии оказывается  той базой, на основе которой гендерная проблематика может развиваться более интенсивно по сравнению с другими психологическими отраслями знаний. Социальная психология - это та удобная "дверь", через которую гендерная тематика достаточно легко может войти в систему психологической науки.

Андрогиния.

Польза.

В этой главе мы рассматривали  процесс, в ходе которого человек  приобретает гендер. Дифференциальная социализация может привести к развитию у мужчин и женщин различающихся  психологических черт. Например, игрушки, дифференцированные по признаку соответствия тому или иному полу, способны культивировать у девочек заботливое отношение к окружающим, а у мальчиков — настойчивость и дух соревнования. Однако в реальной жизни социальные нормы и социализация не создают крайне мужественных мужчин и крайне женственных женщин. Психолог Сандра Бем (Sandra Bem, 1974) указала на то, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, а человек может обладать одновременно и мужественными и женственными чертами. Более того, Бем полагает, что даже желательно быть андрогинным(-ой), то есть вобрать в себя лучшее из обеих половых ролей.

Вплоть до 70-х гг. проявления «маскулинных» черт у женщин и  «фемининных» черт у мужчин были для  психологов источником беспокойства. А среди людей, далеких от психологии, такое понимание широко распространено и сейчас, и именно из-за него люди оказываются в замешательстве, когда их дети проявляют интересы и поведение, свойственные противоположному полу. Однако исследования не подтверждают положение о том, что отклонение от поло-ролевых стандартов влечет за собой психологическую рассогласованность (O'Heron & Orlofsky, 1987, 1990). Действительно, согласно Бем (Bem, 1974), душевное здоровье не должно иметь гендера, а андрогиния положительно влияет на психологическое состояние человека. Была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью (т. е. способностью быть настойчивым или центрированным на интересах других в зависимости от ситуации) (Bem, 1975; Vonk & Ashmore, 1993); высоким самоуважением (Mullis & McKinley, 1989; Orlofsky, 1977; Spence et al., 1975); мотивацией к достижениям (Spence & Helmrich, 1978); хорошим исполнением родительской роли (Baumrind, 1982); субъективным ощущением благополучия (Lubinski et al., 1981). В дополнение к этим данным упомянем о том, что Заммичьели и его коллеги (Zammichieli et al., 1988) обнаружили, что в семьях, где оба супруга были андрогинными, выявлялся более высокий уровень удовлетворенности браком, нежели в семьях, где один партнер или оба были поло-типизированы. У Айкс (Ickes, 1993) мы находим обсуждение целого ряда исследований, которые указывают на то, что отношения, в которых хотя бы один из партнеров андрогинен, больше удовлетворяют обоих. Однако недавнее исследование показало, что степень удовлетворенности браком зависит, в частности, от женственных качеств одного из супругов — мужчины или женщины. Это объясняется тем, что заботливость, опека, чувственность идентифицируются с женственной фигурой, и в то же время именно они определяют качество взаимоотношений (Ickes, 1993).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"