Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по гендерной психологии.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

 

Метод Н.И. может использоваться на пилотной стадии научного исследования в процессе формирования объективных  исследовательских инструментов, либо в рамках комбинированной стратегии, когда объективные методы применяются для исследования больших выборок, а нарративный метод - для небольших групп, чтобы достичь более глубокого понимания исследуемых феноменов.

 

В современной социологии и антропологии метод Н.И. используется для исследования стиля жизни  специфических социальных групп: гендерных, расовых, религиозных и т.д., изучения взаимоотношений и взаимодействий индивидуумов и групп (D. Bertaux); в психологии, педагогике и медицине - для более глубокого понимания личности и ее развития, а также диагностики психологических и медицинских проблем клиентов. Психотерапевты и теоретики терапии Д. Эпстон (David Epston), М. Уайт (Michael White), К. Герген, Г. Андерсон (H. Anderson), Г. Гулишиан (H. Goolishian) и др. развивают направление, получившее наименование нарративной психотерапии и основанное на идеях социального конструктивизма. В этой модели терапевт помогает пациенту изменить свою личную историю через осознание ограничивающего влияния культурных историй на его жизнь и расширение собственного нарратива. Н.И. является одним из основных терапевтических методов данного подхода к терапии.

 

Процедура Н.И. включает в себя начальный вопрос, который  создает тематическую и временную  рамки основного повествования. Если Н.И. используется в рамках биографического  метода, интервьюируемого просят рассказать полную историю своей жизни, либо определенного ее периода, связанного с какими-либо важными личными или историческими событиями. В другом случае, когда интерес исследователей связан с конкретной темой, в начальный вопрос входит и ее обозначение. Например: "Расскажите, пожалуйста, о своем опыте эмиграции, начиная с того момента, когда эта тема стала важной для вас и до ….". Дополнительно дается информация о последовательности интервью.

 

В соответствии с правилами, разработанными Д. Берто (D. Bertaux) и М.Коли (Martin Kohli), Н.И. делится на два этапа: этап повествования и этап "вопрошания". Такая структура требует от интервьюера соблюдения следующих правил: А) После начальной просьбы о повествовании слушать рассказчика, не задавая более никаких вопросов и подбадривать его, используя междометия и другие паралингвистические и невербальные средства коммуникации. Таким образом, интервьюер должен владеть навыками активного слушания и проявлять неподдельный интерес к рассказу. Б) Стимулировать рассказчика продолжать повествование только в том случае, если он надолго замолкает или вместо того, чтобы рассказывать о событиях жизни, увлекается аргументированием либо высказыванием общих суждений. Для этого можно предложить продолжить рассказ о том, как события развивались дальше. В) После окончания рассказа задать вопросы о неясных моментах, опущенных или недостаточно полно описанных периодах жизни.

 

Вопросы Н.И. могут быть нарративными и "внешними". Нарративные  вопросы хронологически организованы, ориентированы на нюансы рассказанной истории и побуждают к новым рассказам о жизни, а "внешние" (инициируемые интервьюером) направлены на выяснение тем, интересующих интервьюера и не упоминавшихся рассказчиком, а также причин поступков или событий. Эти вопросы могут быть заданы только в самом конце второго этапа в том случае, если исследователь хочет получить дополнительную информацию. Основной смысл правил состоит в том, чтобы дать возможность рассказчику воспроизвести события своей жизни именно так, как они были им пережиты.

 

В процессе Н.И. исследователь  делает записи в хронологическом  порядке повествования. Одновременно используется аудиозапись. Заметки  нужны для формулирования вопросов на втором этапе Н.И., после того, как рассказчик даст понять, что он закончил свое повествование. По окончании Н.И. исследователь пишет отчет, в котором отражает фактическую информацию о рассказчике, способ установления контакта с ним, время и место Н.И., характеризует сам процесс интервью и имевшие место трудности. Ценным также является описание первого впечатления о респонденте и высказывание каких-либо гипотез по поводу разрабатываемой темы исследования. Для облегчения последующего анализа аудиоматериалы Н.И. транскрибируются. При этом исследователь может воспользоваться одной из трех известных форм перенесения аудиозаписи на бумагу. В первом случае текст приобретает форму нормального письменного языка, т.е. из записи убираются языковые погрешности, ошибки произношения и вносятся знаки препинания, соответствующие правилам письменного языка. Текст также может принимать форму литературной записи с сохранением всех особенностей диалекта, и в третьем случае - с сохранением паралингвистических элементов и знаков препинания, соответствующих голосовым интонациям. Форма транскрипции выбирается в зависимости от целей исследования. Для получения только содержательной предметной информации достаточно просто перевести запись на нормальный письменный язык. Применение третьей формы транскрипции требует соблюдения определенных правил транскрибирования, например, обозначения длины пауз, понижений и повышений голоса, различных неязыковых процессов (смех, плач и пр.).

 

Точное транскрибирование  достижимо только при многократном прослушивании аудиоматериала и  чтении записи. Если запись будет проверена несколькими экспертами, это повысит точность транскрипции. Полученный текст является материалом для последующего нарративного анализа (см.).

 

Е.И. Крукович

 

 

  1. Какие преимущества и недостатки имеют проективные методы исследования гендерных особенностей личности?

 

Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки в исследованиях гендерных особенностей личности

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и  особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

  • особенностями стимульного материала;

Отличительной особенностью стимульного материала проективных  методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.

  • особенностями поставленной перед респондентом задачи;

Относительно неструктурированная  задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, —  одна из основных особенностей проективных  методик. Тестирование с помощью  проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

  • особенностями обработки и интерпретации результатов.

Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического  аппарата для объективной обработки  полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

В некоторых методиках  разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.

Для более точного  исследования данные, полученные с  помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Классификация проективных методик

  1. Методики дополнения. Стимульный материал:
    • Набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К. Г. Юнга).
    • Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения»).
    • Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов («Кто Я?»).

Методики интерпретации. Стимульный материал — набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г. Роршаха).

Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», « Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"