Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Psikhologia.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшим способом общения является диалогическая речь, т. е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Диалог предполагает и включает: уникальность и равенство партнеров; различие и оригинальность их точек зрения; ориентацию каждого на понимание и интерпретацию высказанного; ожидание ответа; взаимодополнение позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога.

Развернутость, полнота и расчлененность диалогической  речи бывают различными. Речь может  быть сокращена настолько, что разговаривающие могут понимать друг друга буквально «с полуслова». Это происходит, когда собеседники стремятся понять друг друга, когда между ними имеется много общего. Напротив, отсутствие внутреннего контакта между собеседниками, различие в отношении к предмету речи может создавать трудности в понимании истинного смысла речи и требует более полного и развернутого ее построения.

В процессе коммуникации речь выполняет ряд функций. При  сообщении человек может указывать  на какой-либо предмет – эта функция называется указательной, или индикативной. Сообщая что-то, субъект может высказывать свои суждения по какому-либо вопросу – эта функция называется предикативной, или функцией высказывания. Помимо сообщения о каких-либо событиях, явлениях речь очень часто направлена на то, чтобы вызвать у собеседника определенные поступки, а также мысли, чувства, желания – данная функция определяется как функция побуждения. Речь побуждает задуматься над чем-то, определенно отнестись к тому или иному событию, пережить чувства сожаления, возмущения, радости и т. п. Побудительная сила речи зависит от ее выразительности. В свою очередь выразительность речи зависит от структуры построения предложений и отбора слов. При этом важны живость, образность языка, доступность для понимания.

7.Оптико- кинетическая  невербальная знаковая система

Распечатка в блоке

8. Паралингвистическая и экстралингвистическая знаковая система

Распечатка в блоке

9.Система организации и времени общения

Распечатка в блоке

10.Коммуникативный аспект общения.

Коммуникация  — это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Широкое распространение  средств массовой коммуникации породили понятие общего информационного поля. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных аудиторий, воздействуя на мнения и поведение людей.

Коммуникация  выступает как особая функция  общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации. Человек, передающий информацию, — коммуникатор; человек, воспринимающий ее, — реципиент.

В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами. Информационный обмен —  глобальное явление, выходящее за пределы простого человеческого общения.

Межличностный информационный обмен определяется явлениями психологической обратной связи, коммуникативных барьеров, феноменов  межличностного влияния, различных  уровней передачи информации.

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения (интерпретация информации).

Общение — это  прежде всего коммуникация, т. е. обмен  информацией, значимой для участников общения. Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. По вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному — отношение к собеседнику;

Разработаны различные  классификации невербальных средств общения.

Наиболее значимы  кинесические средства — зрительно  воспринимаемые движения другого человека.

Характеристики  голоса относят к просодическим  и экстралингвистическим явлениям.

Просодика —  ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона и т. д.).

Экстралингвистическая система — это психофизиологические проявления человека: плач, кашель, смех и т. д.

К такесическим средствам общения относятся  динамические прикосновения.

Общение всегда пространственно организовано. Э. Холл ввел термин «проксемика» («близость»). К проксемическим характеристикам относится ориентация собеседников в пространстве.

Э. Холл определил  нормы дистанции четырьмя расстояниями:

интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых близких  людей;

персональное (от 45 до 120 см) — общение со знакомыми людьми;

социальное (от 120 до 400 см) — при официальном  общении;

публичное (от 400 до 750 см) — при выступлении перед  аудиториями.


 

11.Коммуникативные барьеры. Модель межличностной коммуникации.

 

Коммуникативный барьер –  внешние и внутренние факторы и причины, мешающие эффективной коммуникации или полностью блокирующие её. Это то, что не даёт нам общаться. В зависимости от процесса возникновения, барьеры делятся на внешние и внутренние.

Внешние коммуникативные барьеры:

Внешними мы называем их потому, что виноваты в их появлении  какие-либо обстоятельства, неподвластные  беседующим людям. Самый главный, практически  непреодолимый барьер, это физические условия, в которых происходит общение. К подобным барьерам могут относиться – плохие внешние условия (сильные шумы, погодные аномалии, постоянные обрывы телефонной связи и так далее), то есть то, что не зависит от воли людей. В такой ситуации приходится переносить время диалога и интервью, или менять место встречи.

Кроме того, можно выделить и барьер понимания: коммуникация невозможна при  условии, что люди говорят на разных языках.

Внутренние коммуникативные барьеры:

Внутренние коммуникативные барьеры  куда сложнее внешних, и бороться с ними надо долго и с усердием. Прежде всего, к таким проблемам относятся различные причины, мешающие объективному восприятию чужой речи. Это может быть отрицательное отношение человека к собеседнику (на личной почве), к его деятельности или результатам его труда, к каким-то раздражающим его чертам характера или внешнего вида собеседника. В таком случае, вместо объективной информации,человек пользуется стереотипами, делающими смысл сказанного ложным.  Для человека, работающего с информацией, крайне важно сохранять объективность даже в самых неприятных для него условиях. Достигается это со временем, в процессе работы и тренировок.

Существует ещё понятие культурного  коммуникативного барьера. Важно уметь  обходить его, заранее предполагая  культурный уровень собеседника.  Необходимо знать и искусно владеть «кодом» своего визави.   Важно  освоить правила, принятые в соответствующих кругах, их язык и привычки.

В зависимости от этих факторов принято  выделять несколько моделей межличностной коммуникации

1. Наиболее широкое распространение  получила линейная модель, рассматривающая коммуникацию как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-либо канал (речь, письменное сообщение и т.п.). Если сообщение достигло получателя, преодолев разного рода «шумы», или помехи, то коммуникация считается успешной. Данная модель привлекает внимание к некоторым важным моментам в процессе коммуникации. Это — влияние канала, по которому получено сообщение, на реакцию получателя. Так, признание в любви при встрече с глазу на глаз будет воспринято совсем иначе, чем прочитанное в письме или услышанное по телефону. Также линейная модель обращает внимание на «шум», помехи, искажающие сообщение. К ним относятся как физические (людное, шумное помещение), так и психологические (они связаны с физическим или эмоциональным состоянием человека, мешающим ему адекватно воспринимать сообщение) помехи. Но у этой модели есть недостаток — она рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс, идущий от отправителя к получателю. Поэтому модель годится для описания письменной коммуникации, воздействия средств массовой информации, где получатель сообщения рассматривается как объект воздействия.

2. Другой моделью межличностной  коммуникации является трансакционная модель. Она представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникаторами. Ведь в каждый конкретный момент времени мы способны получать и декодировать сообщение другого человека, реагировать на него, и в то же самое время другой человек получает наше сообщение и отвечает на него. Таким образом, акт коммуникации невозможно отделить от событий, которые ему предшествуют и следуют за ним. Эта модель обращает наше внимание на то обстоятельство, что коммуникация — это процесс, в котором люди формируют отношения, постоянно взаимодействуя друг с другом. Данная модель намного лучше описывает процессы коммуникации, чем линейная.

3. Существует  также интерактивная, или круговая  модель, межличностной коммуникации. Она представляет собой не просто процесс передачи сообщения от отправителя к получателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию. Важным элементом этой модели является обратная связь. Это — реакция получателя на сообщение, которая выражается в ответном сообщении, направляемом отправителю. Введение обратной связи наглядно демонстрирует кругообразный характер коммуникации: отправитель и получатель сообщения последовательно меняются местами.

 

12.Перцептивный аспект общения.  Модель межличностной перцепции.

 

Перцептивный аспект — связан с восприятием партнера (перцепция — восприятие), впечатлением от него. В рамках данного аспекта  общения анализируются условия, влияющие: на формирование первого  впечатления, на впечатление при  длительном общении, исследуется влияние на впечатление и восприятие партнером контекста, обстоятельств и ситуации общения и проявлений самоподачи.

Первое впечатление направлено на выявление таких принципиальных качеств партнера, как «свой—чужой», «полезный—бесполезный», «хороший— плохой» и других, определяющих возможность развития контактов. От восприятия этих качеств зависит наше поведение и ожидание поведения партнера. Эти качества и последующее отношение к партнеру определяется факторами превосходства (одежда, манеры и т. п.), привлекательности. При этом они могут исказить восприятие: ощутив воздействие одного из факторов и определив на этой зыбкой основе отношение к партнеру по общению, мы склонны воспринимать другие его качества уже через призму первоначальных поспешных выводов. Часто восприятие основано на стереотипах, предубеждениях, установках, которые отражают групповое или общественное мнение о представителях других групп. Естественно, что принадлежность человека к той или иной устойчивой труппе требует от него принятия групповых норм, правил, традиций, стереотипов, убеждений. Однако человек уникален, суть его личности не ограничивается групповыми параметрами. Чтобы избежать или снизить возможность ошибки социальной перцепции, следует прояснить восприятие, отказаться от стереотипов. Полезно, к примеру, мысленно представить партнера в другой ситуации, в ином окружении; включив воображение и проявив здоровый скепсис по отношению к первому впечатлению.

 

В процессе длительного общения  мы получаем возможность воспринимать человека на основе более значительной и всесторонней информации о нем, по совокупности внешних проявлений, поведения и невербальных средств общения. Для более глубокого и точного восприятия эффективен механизм эмпатии — восприятия, основанного на умении и стремлении поставить себя на место другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами, почувствовать его позицию и учесть это в своем поведении. Эмпатия проявляется в заинтересованности, открытости, доверии. Одним из простых приемов эмпатического восприятия является попытка настроиться на партнера: принять его позу, использовать темп его речи, осмыслить его состояние. Эмпатические свойства слабеют с возрастом.

 

Восприятие зависит также от мотивов, целей, намерений, приписываемых  в качестве обоснования другим. Приписывание причин, каузальная атрибуция, могут быть ошибочными и приводить к неверному восприятию партнера. Как правило, мы оцениваем поступки других через призму собственной личности либо сравниваем с каким-либо авторитетом, которым чаще всего  являемся сами. Такая эгоцентрическая позиция чрезвычайно распространена («Я бы на его месте...»). Избежать ошибок в приписывании причин, а значит, и в восприятии партнера помогает системный анализ причинно-следственных связей, длительное общение, совместная деятельность, осознание уникальности каждого человека и реальная самооценка.

13.Механизм социальной перцепции.

Механизмы. При изучении структуры социальной перцепции, выделяются некоторые алгоритмы, механизмы межличностного восприятия, которые позволяют нам облегчить процесс восприятия и оценки людей, а также осуществляют роль проводника от внешнего восприятия человека к оценке его внутренних качеств. К таким механизмам социальной перцепции относятся: 1) рефлексия - процесс познания себя при общении с другим индивидуумом; 2) идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация - механизмы взаимного распознавания оппонентов в процессе общения; 3) каузальная атрибуция - процесс прогнозирования изменений в поведении партнера.  
 
«Рефлексия» - механизм социальной перцепции, позволяющий человеку во время общения, познавать самого себя, исходя из самооценки своего поведения. То есть в процессе общения человек представляет себя на месте собеседника и таким образом как бы со стороны оценивает себя, и тем самым имеет возможность корректировать свое поведение. Этот механизм помогает не только понять собеседника, но и позволяет предположить насколько собеседник понимает вас. 

«Идентификация» (от позднелатинского identifico - отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему.  
«Эмпатия», представляет собой способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия - это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции.  
«Аттракция» (от лат. attrahere - привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"