Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Psikhologia.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Ценностно-ориентационное единство как «сплоченность». Традиция предписывает при измерении сплоченности группы регистрировать число контактов, взаимных выборов и предпочтений, базирующихся на симпатиях и антипатиях между членами группы. Оценивая традиционные подходы к «сплоченности», А.В. Петровский не отрицает их значимости для характеристики «диффузных групп» как эмоционально-коммуникативных объединений, но сомневается в  продуктивности подобного подхода при описании групп, объединенных, в первую очередь, целями, задачами и принципами совместной деятельности. Напротив, выдвигается положение о том, что для выявления сплоченности и получения индексов ее выраженности необходимо обратиться к содержательной характеристике групповой совместной деятельности. Так, в школе А.В. Петровского [11; 13] сформировано представление о сплоченности как ценностно-ориентационном единстве коллектива. Стереотипные представления о сплоченности как продукте общения, таким образом, переворачиваются: частота и взаимность межиндивидуальных контактов рассматривается как «производная величина» от единства ценностных ориентаций в группе.

 

 

26.Исследования влияния норм, разделяемых большинством малой группы.

http://rudocs.exdat.com/docs/index-553390.html?page=9

Исследования нормативного влияния группового большинства. Исследования данного типа во многом стимулированы ставшими теперь уже классическими работами С. Аша. По существу они положили начало экспериментальному изучению феномена конформного поведения, в котором фиксировался факт согласия личности с мнением группового большинства – своего рода групповой нормой.

Обычно различают три уровня конформности:

  1. подчинение на уровне восприятия, когда под воздействием группы изменяется (искажается) восприятие людей, которые начинают видеть окружающую действительность и интерпретировать ее содержание так, как она оценивается группой;
  2. подчинение на уровне оценки, при которой люди присоединяются к мнению группы, считая его правильным, а свою оценку — ошибочной;
  3. подчинение на уровне действия, когда люди осознают, что группа неправа, но, опасаясь ее санкций, демонстрируют согласие с групповым мнением.

Степень проявления конформизма  зависит от целого ряда ситуационных, индивидуальных и культурных факторов:

  • от размера группы (влияние группы достигает максимума при количестве трех-пяти человек, а дальнейшее увеличение численности ведет к снижению этого влияния);
  • от единогласия группы (уровень конформизма ниже, если у людей имеются сочувствующие им индивиды, оценки которых также расходятся с мнением группы);
  • от сплоченности группы, с возрастанием которой усиливается конформность ее членов;
  • от статуса членов группы (люди с низким статусом чаще проявляют конформность по отношению к членам группы с более высоким статусом);
  • от того, высказывается ли мнение публично или с глазу на глаз (в первом случае уровень конформизма выше);
  • от того, имеют ли место предварительные высказывания или нет (в случае предварительных высказываний люди проявляют меньшую конформность, если давление группы противоречит этим высказываниям);
  • от половозрастных характеристик (женщины проявляют большую конформность, чем мужчины, а школьники более конформны, чем студенты);
  • от национальной культуры (например, в экспериментах С. Милграма студенты из Норвегии проявляли большую конформность по сравнению с французскими студентами);
  • от содержания групповой деятельности и уровня развития группы (в диффузной малой группе люди проявляют большую конформность по сравнению с ситуацией в коллективе, где он избирательно относится к социальным воздействиям, принимая во внимание опосредствующие эти воздействия ценности, убеждения и идеалы группы, а также внутригрупповой статус ее членов — источников влияния).

Выделяют три возможные  причины присоединения к большинству.

  • Во-первых, большинству людей хочется быть вместе с победителями и приобщиться к успеху. Самоидентификация с победившей стороной способствует повышению самооценки, позволяет ощутить собственную успешность и превосходство над представителями проигравшей стороны.
  • Во-вторых, альтернативная мотивация связана с рациональными выгодами. Если предположить, что избиратель стремится потратить свой голос наиболее эффективно, то он должен отдавать его за наиболее сильного кандидата из списка «приемлемых». В противном случае голос пропадет ввиду очевидного проигрыша более слабого кандидата, либо партия, за которую избиратель отдал свой голос, может не пройти в парламент из-за установленного барьера популярности. Таким образом, избиратель голосует в соответствии с прогнозируемыми им результатами выборов.
  • Наконец, в-третьих, еще одним мотивом является страх изоляции. Несмотря на то что в странах с развитой демократией голосование на выборах является тайным, это не позволяет избирателям избежать обмена мнениями по поводу политических предпочтений. Во время этого обмена избиратели понимают, какие мнения в целом приветствуются, а какие осуждаются обществом. Согласно мнению немецкого социолога Э. Ноэль-Нойман, люди адаптируются к воспринимаемому ими мнению большинства, стремясь избежать незримого давления со стороны ближайшего окружения, разделяющего противоположные взгляды. При этом изменяется не только внешнее поведение, но и внутренние установки личности — иначе было бы сложно объяснить влияние большинства на результаты тайного голосования.

Особенности влияния  большинства на меньшинство в  обществе определяются различиями восприятия в малых и больших группах.

  • Первая из них связана с возможностью или невозможностью держать в поле зрения всех участников процесса. В малой группе распределение мнений людей можно оценить непосредственно. Определить, сколько из них «за» или «против» по тому или иному вопросу, не составляет труда. В больших группах все люди не попадают в поле восприятия одновременно.
  • Вторая особенность состоит в непосредственном восприятия человека человеком. В малой группе чаще имеет место ситуация взаимодействия «лицом к лицу». В больших группах источником представлений о поведении большинства являются не только сами люди, но и прямая или косвенная информация об их мнениях и специфике поведения.

Взаимодействие  большинства и меньшинства

Серж Московичи оспорил  в своих работах концепцию большинства как единственного фактора развития отношений в обществе. По его мнению, однонаправленное влияние большинства на меньшинство исключает возможность социальных изменений.

Исторические факты  свидетельствуют об обратном: многие разделяемые современным большинством населения земного шара идеи и ценности были некогда маргинальными. К ним можно отнести распространение христианства, которое из гонимой секты превратилось в одну из мировых религий; популяризацию научных взглядов средневековых ученых о Солнечной системе, общественное признание прав женщин, этнических и сексуальных меньшинств и так далее. Поэтому в современной общественной науке активное меньшинство определяют «как социальную группу, в которой зарождается идея социальных изменений и члены которой предпринимают практические шаги по реализации этих изменений, не опираясь на поддержку правящего меньшинства».

В специальных экспериментах  роль меньшинства исполняли, как  правило, один-два подставных испытуемых, якобы спонтанно демонстрирующих особую точку зрения или поведение. В одном из экспериментов, «легендой» которого было изучение цветовосприятия, испытуемым предъявляли серию диапозитивов, относительно которых они должны были назвать цвет и определить его интенсивность по шестибалльной шкале. Неожиданно в серии предъявления синего двое испытуемых начинали активно высказывать противоположную точку зрения по поводу того, что предъявляемый диапозитив в действительности зеленый. Вслед за ними ошибочные мнения начинали высказывать и другие участники эксперимента. В общем количестве испытаний доля ошибки составляла 8,4 %, в то время как контрольная группа демонстрировала ошибку на уровне 0,25 %. По результатам эксперимента были сделаны выводы о том, что меньшинство способно повлиять на позицию группового большинства, а также о том, что предпосылкой такого влияния оказывается последовательность и настойчивость отстаивания меньшинством оппозиционных большинству взглядов.

 

 

27.Исследования влияния  норм, разделяемых меньшинством  малой группы.

 «Описан Сержем Московичи и заключающийся в том, что меньшинство группы наиболее влиятельно при условиях последовательности в своих взглядах, уверенности в своей правоте и способности привлекать сторонников из числа большинства. Даже если все эти факторы не убедят большинство принять взгляды меньшинства, они пробудят у большинства сомнения в себе и склонят его к рассмотрению других альтернатив, часто приводящих к лучшему, более творческому решению. 
 
Природа влияния меньшинства все еще остается предметом споров. Вместе с тем не подлежит сомнению, что меньшинство, твердо стоящее на своих позициях, более влиятельно, чем меньшинство колеблющееся. Последовательное меньшинство является влиятельным, пусть и не популярным, частично из-за того, что вскоре именно оно становится центром спора. Всеобщее внимание позволяет человеку высказать непропорционально большее количество аргументов. А позиция, в пользу которой высказано больше аргументов, обычно побеждает. Красноречивые члены группы, как правило, более влиятельны. 
 
Последовательность и настойчивость говорят об уверенности в себе. Более того, эксперименты свидетельствуют, что любое действие меньшинства, выражающее уверенность, склонно порождать у большинства сомнения в себе. Ощущение сильной и непоколебимой убежденности меньшинства подталкивает большинство к тому, чтобы пересмотреть свою позицию. 
 
Когда меньшинство постоянно сомневается в мудрости большинства, те члены большинства, которые в противном случае подвергали бы имеющиеся у них сомнения самоцензуре, теперь не стесняются их высказывать и могут даже перейти на позиции меньшинства. Упрямое меньшинство разрушает всякую иллюзию единомыслия. Причем отступники со стороны большинства гораздо более убедительны, чем непоколебимые представители меньшинства; В ряде экспериментов было выявлено, что как только появляются перебежчики, зачастую за ними сразу тянутся все остальные, вызывая эффект снежной лавины. 
 
Воздействие меньшинства зачастую парадоксально и нелогично. Доказано, что гонения со стороны лидеров большинства по отношению к меньшинству далеко не всегда укрепляет позиции первых. Наоборот, эти действия зачастую ведут к росту сомнений в стане большинства, к симпатиям относительно гонимого меньшинства. Мировая история знает немало примеров, когда ореол мученика помог утвердиться лидерам меньшинства. 
 
Рассмотренные феномены показывают сложность, противоречивость, пульсирующий характер групповой жизнедеятельности. Знание руководителем закономерностей действия этих феноменов позволяет не только прогнозировать развитие групповых процессов, но и управлять ими».

 

 

Влияние меньшинства  в группах

В исследовании конформизма  проблема группового давления ставится и решается как проблема влияния  большинства членов группы на поведение  отдельных индивидов или меньшинства. При этом основное внимание исследователей уделяется проблеме нормативного давления группы на индивида и приспособления индивида к групповым нормам. Однако в реальной жизни проявляются и противоположные феномены, связанные с влиянием меньшинства на изменение группового мнения, групповых норм и группового поведения. Они стали предметом исследования С.Московичи и его сотрудников.

В этих экспериментах  испытуемым (группе из 6 человек) предлагали вслух определять цвет и интенсивность  окраски проецируемых на экран диапозитивов. Двое членов группы («подставные лица») в течение всего эксперимента называли синий цвет слайдов зеленым. По результатам эксперимента было зафиксировано влияние оценок, даваемых меньшинством, на оценки остальных членов группы, В группе «неосведомленных испытуемых» было зафиксировано 8% ответов, совпадающих с оценками «подставной группы» (в контрольных группах ошибок в оценке цвета практически не наблюдалось).

Кроме того, в последующих  тестах, когда испытуемым предъявлялся последовательный ряд оттенков между  синим и зеленым цветами, в  экспериментальной группе испытуемые чаще воспринимали предъявляемый им цвет как зеленый, чем в контрольной группе, члены которой не контактировали с подставным меньшинством. При этом наиболее часто отмечали зеленый цвет те испытуемые, которые во время эксперимента наиболее энергично сопротивлялись мнению меньшинства.

По мнению С. Московичи, полученные результаты говорят о том, что меньшинство способно оказывать влияние на установки и поведение большинства, причем это влияние может не осознаваться представителями большинства и не проявляться в процессе группового взаимодействия, а проявить себя позднее.

К числу факторов, повышающих эффект влияния меньшинства, относятся: последовательность высказываний и  поведения, демонстрируемых меньшинством, уверенность в своей правоте  и аргументированность высказываний, а также появление среди большинства лиц, принимающих позицию меньшинства, т.н. отступников (Д. Майерс, 1977), М.Дойч и Г.Джерард, сравнивая психологические механизмы влияния большинства и меньшинства, обозначили их как два различных вида влияния: нормативное (когда мнение большинства воспринимается индивидом как групповая норма) и информационное (когда мнение меньшинства выступает лишь информацией для индивида, принимающего решение).

28. Исследование отклонений  от групповых норм.

 

Понятие и виды социального отклонения

Во всех обществах  поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение. Термин «социальное отклонение» или «девиация» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. [8]

В простых обществах  с небольшим числом членов и несложной  структурой норм отклоняющееся поведение  легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров.

Можно выделить два идеальных типа отклонений:

1) индивидуальные  отклонения, когда отдельный индивид  отвергает нормы своей субкультуры;

2) групповое  отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

Однако в реальной жизни девиантные личности строго разделить  на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Кроме того, выделяют первичное и вторичное отклонения. Данная концепция впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.

Под первичным  отклонением подразумевается отклоняющееся  поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.

Вторичным отклонением  называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально  определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно, совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать то же место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от неё.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"