Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Психология".
·
На поведенческом уровне наблюдаем поведение индивидов в каких-либо ситуациях и регистрируем данные своих наблюдений.
На вербально-прожктивном с помощью опроса, специальной анкеты выясняются желательные, предпочтительные типы отношений между индивидами.
6 правил социометрии:
· границы группы четко обозначены
· индивиды имеют неограниченное число выборов
· индивиды должны быть опрошены с целью выявления их выборов в терминах определенного критерия
·
· все выборы членами группы должны делаться самостоятельно
· вопросы должны формулироваться таким образом, чтоб они были в равной степени понятные всеми членами группы
Нормальное число – 12, максимальное – 25.
Общая схема действия при проведении социометрии:
·
· выбор объекта исследования
22.Стратометрическая концепция интегральной активности А.В. Петровской.
Лекция.
23. Лидерство и руководство в малой группе.
Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер - в системе неформальных отношений, руководитель - в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство - это механизмы групповой интеграции,
объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя. Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего(jj ориентируется на задачу совместной деятельности,
СП а лидер - на групповые интересы. Выделяют два аспекта власти - формальный и психологический - в зависимости от ориентации лидеров и руководителей. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми
полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.
Различия между лидером и руководителем:
1)лидер регулирует
межличностные отношения, а
же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;
2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду,
При демократическом
стиле руководитель имеет больше
информации о групповых процессах,
что облегчает принятие решений
и делает их более адекватными
ситуации. Однако само принятие осуществляется
медленнее в связи с
ми: гибкостью поведения, толерантностью по отношению к подчиненным, терпением и сдержанностью при высоком уровне общительности. Данный стиль
способствует более благоприятному психологическому климату в группе, нежели авторитарный. Здесь у руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности. Попустительский стиль встречается реже. При таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей
жизнедеятельности. Постепенно происходит полный отказ от формальных отношений, социальная дистанция между членами группы резко сокращается. В такой ситуации может снизиться интерес к делу, и совместная цель может быть и не достигнута. Только высокий уровень личностного или профессионального развития членов группы может способствовать нормальной работе группы при
таком управлении. Наиболее
успешные лидеры и руководители ориентируются
на все три стиля в зависимости
от условий деятельности. Основные
факторы изменения стиля
24. Стили поведения лидера в малой группе.
Стиль лидерства — это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых).К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный)
и попустительский (анархический). Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, отсутствии обсуждения принимаемых решений, управлении
группой только одним человеком - руководителем, который сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных. Демократический
стиль отличается коллегиальным обсуждением проблем в группе, поощрением руководителем инициативы подчиненных, активным обменом информацией
между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрании. Попустительский стиль выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы. Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки.
При авторитарном стиле качество решений руководителя зависит от информации, которой он обладает, и от его способности правильно ее интерпретировать. Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между ним и его группой существует большая
социальная дистанция. Авторитарный руководитель никогда не дает своим подчиненным полной информации о ходе дел, что может вызывать фрустрацию членов группы и ускорить формирование неформальных микрогрупп. Авторитарный стиль предполагает четкое планирование работы, выполнение всех дел в соответствии со сроками. представляя группу на более высоком уровне со-
циальных отношений;3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;
4) руководитель в процессе
влияния на подчиненных имеет
значительно больше санкций,
санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции;
5) различие между лидером и руководителем связано
с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений
лидером осуществляется непосредственно, а руководителем - опосредованно. *-*
Сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы. Лидер всегда авторитетен, в противном случае
он не будет лидером.
Руководитель же может обладать авторитетом,
а может и не иметь его совсем.Некоторые
социально-психологические
члены группы мотивируют и ведут за собой группу. При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе группо-
вых взаимодействий.
25. Феномены межличностных
отношений опосредованных
Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений
Многомерность различных проявлений личности в совместной деятельности с достаточной полнотой отображена в теории деятельности опосредования межличностных отношений А. В. Петровского и его последователей .
В качестве объяснительного принципа
изучения межличностных отношений
А. В. Петровский предлагает принцип
деятельностного
Применительно к социальной психологии введение принципа деятельностного опосредствования позволяет преодолеть фактически существующий параллелизм в изучении межличностных отношений, проявляющийся в анализе межличностных отношений вне совместной деятельности, а совместной деятельности — вне межличностных отношений.
Совместная предметная деятельность, во-первых, порождает, творит межличностные отношения ее участников; во-вторых, является средством, орудием, через которое только и могут быть преобразованы межличностные отношения; и, наконец, в-третьих, процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельности представляет собой движущую силу развития социальной группы.
Все эти
черты совместной деятельности с
предельной отчетливостью проявляются
при анализе межличностных
Феномен
коллективистического самоопределения. Взаимодействи
Опосредствованность межличностных выборов. Каковы скрытые основания межличностных предпочтений? Искомые внутренние детерминанты выбора лишь отчасти могут быть описаны в терминах симпатии и антипатии. Такой взгляд, в отличие от традиционного, формируется при исследовании так называемого «мотивационного ядра межличностных выборов»: мотивов, в силу которых личность предпочитает одних членов группы другим [6; 12]. По сравнению с формальной картиной деловых связей (ядро групповой активности) социометрическая развертка межличностных отношений в группе выступает в роли психологической структуры социальных связей; она сама становится формальной структурой по отношению к тем содержательным факторам, которые определяют психологическое единство группы (второй и первый слои групповой активности).
Референтность versus аттракция
Основанием межличностных выборов в условиях референтометрии оказываются ценностные факторы (ориентация на групповые ценности, нормы; сравнение себя с другими, стремление получить одобрение и т.д.). В результате исследований были получены низкие по величине корреляции между социометрическими и референтометрическими статусами индивидов. Примечательно, что многие лица (но, разумеется, далеко не все), пребывавшие в категории социометрических "отверженных", оказались в ранге референтометрических "звезд". Референтометрическая структура, обусловленная содержанием и ценностями групповой жизни, «располагается» как бы под слоем межличностных отношений, основанных на эмоциональных тяготениях и отвержениях.
Соучаствование. Первоначально данный параметр групповой жизни получил название «действенная групповая эмоциональная идентификация» [1; 4; 7; 10]. Со временем, А.В. Петровский обратил внимание на то, что в русском языке есть слово, позволяющее выразить смысл этого явления без обращения к специальным научным терминам и построения искусственных языковых конструкций. Искомое, или, скажем так, «заветное» слово, как оказалось, уже имеется в культуре. Оно часто использовалось в философских трудах выдающегося русского мыслителя А.Н. Радищева. Слово это – «соучаствование», что, в частности, означает активное "сорадование" (см.: [1]) и сострадание. При «соучаствовании» отношение одного человека к другому в своих деятельностных проявлениях совпадает с его отношением к самому себе; по сути, речь идет о нравственном императиве: защищать интересы другого, как если бы это были интересы свои. Соучаствование как деятельное отношение - это и сочувствие, и соучастие.