Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Psikhologia.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

·                     вербально-прожективный

На поведенческом уровне наблюдаем поведение индивидов в каких-либо ситуациях и регистрируем данные своих наблюдений.

На вербально-прожктивном  с помощью опроса, специальной анкеты выясняются желательные, предпочтительные типы отношений между индивидами.

6 правил социометрии:

·                     границы группы четко обозначены

·                     индивиды имеют неограниченное число выборов

·                     индивиды должны быть опрошены с целью выявления их выборов в терминах определенного критерия

·                     результаты должны быть в последствии обязательно использованы для того, чтобы реконструировать группу

·                     все выборы членами группы должны делаться самостоятельно

·                     вопросы должны формулироваться таким образом, чтоб они были в равной степени понятные всеми членами группы     

Нормальное число – 12, максимальное – 25.

Общая схема действия при проведении социометрии:

·                     формулировка целей, задач

·                     выбор объекта исследования

 

 

22.Стратометрическая концепция интегральной активности А.В. Петровской.

Лекция.

 

23. Лидерство и руководство  в малой группе.

Лидерство и руководство  рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные  с социальной властью в группе. В общих теориях лидерства  под лидером и руководителем  понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер - в системе неформальных отношений, руководитель - в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство - это механизмы групповой интеграции,

объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя. Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего(jj ориентируется на задачу совместной деятельности,

СП а лидер - на групповые  интересы. Выделяют два аспекта власти - формальный и психологический - в  зависимости от ориентации лидеров  и руководителей. Формальный, или  инструментальный, аспект власти связан с правовыми

полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.

Различия между лидером  и руководителем:

1)лидер регулирует  межличностные отношения, а руководитель - формальные. Лидер связан только  с внутригрупповыми отношениями, руководитель

же обязан обеспечить определенный уровень отношений  своей группы в микроструктуре организации;

2) лидер является представителем  своей группы, ее членом. Он выступает  как элемент микросреды, в то  время как руководитель входит  в макросреду,

При демократическом  стиле руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает принятие решений  и делает их более адекватными  ситуации. Однако само принятие осуществляется медленнее в связи с демократическими процедурами. Руководитель должен обладать особыми качества-

ми: гибкостью поведения, толерантностью по отношению к подчиненным, терпением и сдержанностью при  высоком уровне общительности. Данный стиль

способствует более  благоприятному психологическому климату  в группе, нежели авторитарный. Здесь у  руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности. Попустительский стиль встречается реже. При таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей

жизнедеятельности. Постепенно происходит полный отказ от формальных отношений, социальная дистанция между членами группы резко сокращается. В такой ситуации может снизиться интерес к делу, и совместная цель может быть и не достигнута. Только высокий уровень личностного или профессионального развития членов группы может способствовать нормальной работе группы при

таком управлении. Наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются  на все три стиля в зависимости  от условий деятельности. Основные факторы изменения стиля руководства: степень срочности принятия решения, конфиденциальность задачи, величина группы, личность руководителя, умственные способности подчиненных или уровень их профессионализма.

 

24. Стили поведения  лидера в малой группе.

Стиль лидерства —  это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых).К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный)

и попустительский (анархический). Авторитарный стиль проявляется  в жестких способах управления, отсутствии обсуждения принимаемых решений, управлении

группой только одним  человеком - руководителем, который  сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных. Демократический

стиль отличается коллегиальным  обсуждением проблем в группе, поощрением руководителем инициативы подчиненных, активным обменом информацией

между лидером и членами  группы, принятием решений на общем  собрании. Попустительский стиль  выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы. Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки.

При авторитарном стиле  качество решений руководителя зависит  от информации, которой он обладает, и от его способности правильно  ее интерпретировать. Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между ним и его группой существует большая

социальная дистанция. Авторитарный руководитель никогда  не дает своим подчиненным полной информации о ходе дел, что может вызывать фрустрацию членов группы и ускорить формирование неформальных микрогрупп. Авторитарный стиль предполагает четкое планирование работы, выполнение всех дел в соответствии со сроками. представляя группу на более высоком уровне со-

циальных отношений;3) лидерство является стихийным процессом  в отличие от руководства. Руководство  выступает как явление более  стабильное, нежели лидерство;

4) руководитель в процессе  влияния на подчиненных имеет  значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и неформальные

санкции. Лидер имеет  возможности использовать только неформальные санкции;

5) различие между лидером  и руководителем связано

с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений

лидером осуществляется непосредственно, а руководителем - опосредованно. *-*

Сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы. Лидер всегда авторитетен, в противном случае

он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.Некоторые  социально-психологические закономерности влияния справедливы как для лидерства, так и для руководства. В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные. Так, Д. Майерс считает, что лидерство -это процесс, посредством которого определенные

члены группы мотивируют и ведут за собой группу. При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе группо-

вых взаимодействий.

25. Феномены межличностных  отношений опосредованных содержанием  совместной деятельности.

Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений

Многомерность различных проявлений личности в совместной деятельности с достаточной полнотой отображена в теории деятельности опосредования  межличностных отношений А. В. Петровского  и его последователей .

В качестве объяснительного принципа изучения межличностных отношений  А. В. Петровский предлагает принцип  деятельностного опосредствования межличностных отношений, опирающийся  на общепсихологическую теорию деятельности Л. С. Выготского —                          А. Н. Леонтьева: объектом исследования выступает коллектив, ячейка социальной структуры социалистического общества.

Применительно к социальной психологии введение принципа деятельностного  опосредствования позволяет преодолеть фактически существующий параллелизм в изучении межличностных отношений, проявляющийся в анализе межличностных отношений вне совместной деятельности, а совместной деятельности — вне межличностных отношений.

Совместная  предметная деятельность, во-первых, порождает, творит межличностные отношения ее участников; во-вторых, является средством, орудием, через которое только и могут быть преобразованы межличностные отношения; и, наконец, в-третьих, процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельности представляет собой движущую силу развития социальной группы.

Все эти  черты совместной деятельности с  предельной отчетливостью проявляются  при анализе межличностных отношений  в коллективе. Прежде всего благодаря  использованию категории совместной деятельности                         А. В. Петровский вводит в социальную психологию малых групп идею развития социальной группы. Эта идея концептуально фиксируется через понятие «уровень развития группы». Коллектив же выступает как группа высокого уровня развития. Далее, в коллективе более ярко, чем в других группах, проступает исследуемая А. В. Петровским многоуровневая структура межличностных отношений. Первая страта — совместная деятельность; вторая страта — отношение каждого члена группы к совместной деятельности: ее целям и мотивам, порожденным самой совместной деятельностью; третья страта — феномены межличностных отношений в группе, опосредствованные содержанием совместной деятельности; четвертая страта — поверхностные проявления межличностных отношений типа симпатий и антипатий, возникающие преимущественно в ходе непосредственного эмоционального контакта между участниками группы (рис.9).Он отмечает, что теория деятельностного опосредствования межличностных отношений представляет собой психологическую теорию коллектива и вводит в поле зрения социальной психологии коллектив как предмет, неизвестный традиционной социальной психологии. Принцип деятельностного опосредствования приложим и к коллективу, и к диффузной группе. Таким образом, введение этого принципа изменяет подход к изучению социальных групп в целом. Принцип деятельностного опосредствования позволяет снять те противоречия, которые оказались неразрешимыми для западной социальной психологии.

Феномен коллективистического самоопределения. Взаимодействие в группе, групповое давление...  Здесь в центре внимания автора концепции  дилемма «конформизм или негативизм?». Ответ А.В. Петровского: «Это есть нечто третье, а именно, самоопределение личности в группе (или, иначе, «коллективистическое самоопределение». Коллективистское самоопределение – это готовность личности противостоять давлению группы, защищая при этом ее (группы) действительные интересы, нормы и ценности.  Отношения между двумя или несколькими индивидами не могут быть во всех случаях сведены к непосредственной связи между ними. В группах, осуществляющих совместную деятельность, они неизбежно опосредствуются содержанием, ценностями и целями совместной деятельности [3].

Опосредствованность межличностных выборов. Каковы скрытые основания межличностных предпочтений? Искомые внутренние детерминанты выбора лишь отчасти могут быть описаны в терминах симпатии и антипатии. Такой взгляд, в отличие от традиционного, формируется при исследовании так называемого  «мотивационного ядра межличностных выборов»: мотивов, в силу которых личность предпочитает одних членов группы другим [6; 12]. По сравнению с формальной картиной деловых связей (ядро групповой активности) социометрическая развертка межличностных отношений в группе выступает в роли психологической структуры социальных связей;  она сама становится формальной структурой по отношению к тем содержательным факторам, которые определяют психологическое единство группы (второй и первый слои групповой активности).

Референтность versus аттракция. Ценности, которые составляют глубинный фундамент социально значимой деятельности группы, образуют вместе с тем основание для внутригрупповой предпочтительности и выбора по признаку референтности [14].

Основанием межличностных  выборов в условиях референтометрии  оказываются ценностные факторы (ориентация на групповые ценности, нормы; сравнение себя с другими, стремление получить одобрение и т.д.). В результате исследований были получены низкие по величине корреляции между социометрическими и референтометрическими статусами индивидов. Примечательно, что многие лица (но, разумеется, далеко не все), пребывавшие в категории социометрических "отверженных", оказались в ранге референтометрических "звезд". Референтометрическая структура, обусловленная содержанием и ценностями групповой жизни, «располагается» как бы под слоем межличностных отношений, основанных на эмоциональных тяготениях и отвержениях.

Соучаствование. Первоначально данный параметр групповой жизни получил название «действенная групповая эмоциональная идентификация» [1; 4; 7; 10]. Со временем, А.В. Петровский обратил внимание на то, что в русском языке есть слово, позволяющее выразить смысл этого явления без обращения к специальным научным терминам и построения искусственных языковых конструкций. Искомое, или, скажем так, «заветное» слово, как оказалось, уже имеется в культуре. Оно часто использовалось в философских трудах выдающегося русского мыслителя А.Н. Радищева. Слово это – «соучаствование», что, в частности, означает активное "сорадование" (см.: [1]) и сострадание. При «соучаствовании» отношение одного человека к другому в своих деятельностных проявлениях совпадает с его отношением к самому себе; по сути, речь идет о нравственном императиве: защищать интересы другого, как если бы это были интересы свои. Соучаствование как деятельное отношение - это и сочувствие, и соучастие.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"